курс 11элХА

Подписано
МАОУ
цифровой
МАОУ
"РАХМАНГ подписью:
"РАХМАНГУЛОВСК
УЛОВСКА АЯ СОШ"
Дата: 2021.09.13
Я СОШ" 14:22:14 +05'00'

2

Нормативные основания
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 30
августа 2020 г. № 442;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования" (с изменениями, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1644);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,
Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 359820 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций
и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован
07.12.2020 № 61292);
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с изменениями;
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения
России от 20 мая 2020 г. №254;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утверждении и
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС
ООО»;
3

Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры работы
со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические
рекомендации)»;
Письма Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании
антикоррупционного мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540).
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении перечня
учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году в
МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 174 от 19.08.2021 г.
Календарного учебного
графика,
утверждённого
приказом МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.

4

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по физике «Задачи по электродинамике»
составлена на основе
•

«Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»,
составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.

•

авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А.
Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.

Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров
«Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.
Курс рассчитан на 2 года обучения, по 1 часу в неделю.
Цели элективного курса:
1. развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного
приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах
решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств
вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки
новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
2. Общая характеристика курса
Программа

элективного

курса

ориентирует

учителя

на

дальнейшее

совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся
программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы
школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные
законы и формулы данного раздела.

5

В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности
действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу
полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из
механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из
разделов курса физики 11 класса.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и
приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к
единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное
внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта
решения задач различной трудности.
В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная
физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ,
задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «В» и части «С».
Работы рассчитаны на два часа, содержат от 5 до 10 задач, два варианта. После изучения
небольших

тем

(«Законы

сохранения.

Гидростатика»,

«Основы

термодинамики»,

«Волновые и квантовые свойства света») проводятся занятия в форме тестовой работы на 1
час, содержащей задания из ЕГЭ (часть «А» и часть «В»).
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
•

соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших

проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью
построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых
объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения:
конкретных

законов

физических

теорий,

фундаментальных

физических

законов,

методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической
и вычислительной физики;
•

соответствие

содержания

и

форм

предъявления

задач

требованиям

государственных программ по физике;
•

возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых

явлений, рассматриваемых в задаче;
•

возможность формирования посредством содержания задач и методов их

решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы,
адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;
6

•

жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

естественнонаучного цикла, оценка значения.
Общие рекомендации к проведению занятий
При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем,
что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы
недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач.
Большая

часть

материала,

составляющая

содержание

прикладного

курса,

соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на
профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных знаний
учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и
методологической компонент содержания.
Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается
использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная
работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и
индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач,
подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и
т.д.

Предполагается

также

выполнение

домашних

заданий

по

решению

задач.

Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика,
которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной
работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя
самостоятельную работу.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
•

Физические приборы.

•

Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).

•

Дидактические материалы.

•

Учебники физики для старших классов средней школы.

•

Учебные пособия по физике, сборники задач.

Ожидаемыми результатами занятий являются:
•

расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных

методах приемах решения задач;
•

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и
7

оценки новой информации;
•

сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего

обучения или профессиональной деятельности;
•

получение представлений о роли физики в познании мира, физических и

математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:

-

анализировать физическое явление;

-

проговаривать вслух решение;

-

анализировать полученный ответ;

-

классифицировать предложенную задачу;

-

составлять простейших задачи;

-

последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней

трудности;

-

выбирать рациональный способ решения задачи;

-

решать комбинированные задачи;

-

владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,

экспериментальным и т.д..
3. Содержание курса
Физическая задача.
Классификация задач
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и
решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Правила и приемы решения физических задач
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической
задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи
решения (план решения).
Электрическое и магнитное поля
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами:
законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью,
разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
8

Постоянный электрический ток в различных средах
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.
Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с
помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов
последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при
решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на
определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков
цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка
цепи, имеющей ЭДС.
Электромагнитные колебания и волны
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон
электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи

на

переменный

электрический

ток:

характеристики

переменного

электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач

9

4.
Календарно – тематическое планирование
11 класс
№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Дата

часов
Магнитное поле (2 часа)

1
2

3
4
5
6, 7
8, 9, 10
11, 12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его
действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный
поток, сила Ампера.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его
действия на движущийся заряд: сила Лоренца.
Электромагнитные колебания и волны (13 часов)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной
индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца,
индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики
переменного электрического тока.
Задачи на переменный электрический ток: электрические машины,
трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн:
скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция,
поляризация.
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.
Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном
ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с
использованием приборов.
Тест по теме «Электромагнитные колебания и волны»
Механика (7 часов)
Общие методы решения задач по кинематике.
Задачи на основные законы динамики.
Задачи на принцип относительности.
Задачи на закон сохранения импульса.
Задачи на закон сохранения энергии.
Задачи на определение характеристик равновесия физических
систем.
Механика жидкостей.
Молекулярная физика. Термодинамика. (6 часов)
Задачи на описание поведения идеального газа.
Задачи на свойства паров.
Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на первый закон термодинамики.
Задачи на тепловые двигатели.
Задачи на уравнение теплового баланса.
Электричество. (5 часов)
Задачи разных видов на описание электрического поля различными

1
1

1
1
1
2
3
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
10

30
31
32
33
34

средствами.
Общая характеристика решения задач по электростатике.
Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических
цепей.
Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного тока в различных средах.
Обобщающее занятие (1 час)

1
1
1
1
1

Учебно-методическое обеспечение
1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы
элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А.
Коровин. Москва: Дрофа, 2008 г.
2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М.,
ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе»,
М., Просвещение, 1987 г.
4. Фомина М. В. «Решебник задач по физике», М., Мир, 2008 г.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».