МАОУ "РАХМАНГУЛ ОВСКАЯ СОШ" Подписано цифровой подписью: МАОУ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ" Дата: 2021.09.09 14:15:22 +05'00' I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана на основе Программы по информатике и ИКТ 5-9 классы Л.Л.Босовой. Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики, изучаемого в 7-9 классах. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом: 1) Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2015. 2) Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2015. 3) Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. ФГОС, / Бородин М. Н. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014. Рабочая программа включает разделы: 1) пояснительная записка 2) общая характеристика учебного предмета 3) результаты освоения информатики. 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 5) содержание учебного предмета 6) учебно-тематическое планирование 7) планируемые результаты изучения информатики 8) критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся 9) перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и икт для 8 класса. 10) календарно-тематическое планирование Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями. Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий. Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение 3 контрольных работ; практические работы на компьютере Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики информатики. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами. Изучение информатики в основной школе должно обеспечить: • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах; • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической; • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА. Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается на следующее: • закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности; • информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах; • понятия - информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.; • методы современного научного познания: системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент; • математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики; • основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных. Реализация этих задач в учебниках предполагается в следующих четырех направлениях: 1. Мировоззренческом (ключевые слова - «информация» и «модель»). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации). В результате должны сформироваться умения понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы, оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики на практике и в других предметах. 2. Практическом (ключевое слово - «компьютер»). Здесь формируется представление о компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, школьники приобретают навыки работы с компьютером на основе использования электронных приложений, свободного программного обеспечения (ПО) и ресурсов. Практические задания могут выполняться учащимися на разных уровнях, на уроках, после уроков и дома, чем достигается дифференциация и индивидуализация обучения - каждый учащийся может сформировать свою образовательную траекторию. 3. Алгоритмическом (ключевые слова - «алгоритм», программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач различной сложности и реализации их на языке программирования. В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умение решать алгоритмические задачи на компьютере. 4. Исследовательском (ключевые слова - «логика», «задача»). Содержание и методика преподавания курса способствуют формированию исследовательских навыков, которые могут быть применены при изучении предметов естественнонаучного цикла с использованием цифрового оборудования, компьютерных инструментальных средств и ЦОР. III. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ. В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. В связи с этим ожидаемые результаты: 1.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование информационной картины мира происходит через: • понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности; • умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах; • анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества. 2.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация: • целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ; • анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах; • оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил; • применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе. 3.Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д. Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся. 4.Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества. 5.Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями. В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. 6.Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами. Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся: • получить представление о таких методах современного научного познания, как системноинформационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент; • использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики; • освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных. IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс Математические основы информатики (9 ч) Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы. Аналитическая деятельность: анализировать любую позиционную систему как знаковую систему; определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении; анализировать логическую структуру высказываний; анализировать простейшие электронные схемы. Практическая деятельность: переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. Основы алгоритмизации (7 ч) Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. Аналитическая деятельность: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами; определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения; строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм. Начала программирования на языке Паскаль (19 ч) Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. V. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Таблица тематического распределения количества часов № 1 2 3 4 Количество часов Авторская программа Л.Л. Рабочая программа Босовой 1 12 8 Тема Введение Математические основы информатики Основы алгоритмизации Начала программирования языке Паскаль Резерв ИТОГО: на 10 9 8 19 2 34 35 Количество контрольных и практических работ № п/п Тема раздела Количество часов 1 Математические основы информатики Основы алгоритмизации Начала программирования на языке Паскаль ИТОГО: 8 2 3 В том числе Практические работы Контрольные работы 1 8 19 7 1 1 35 7 4 VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. В результате освоения курса информатики в 8 классе Учащиеся получат представление: об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов; о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники; о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. Учащиеся будут уметь: кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках; формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы); использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей; составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения; создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования. VII. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ При выполнении контрольной работы в виде тестирования. Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или при допуску незначительных 85-100% Оценка «4» ставится, если выполнено 70-84% всей работы. Оценка «3» ставится, если выполнено 56-69% всей работы. Оценка «2» ставится, если выполнено менее 55% всей работы. Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или если учащийся не приступал к работе. При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения; • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта; • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения; • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»). Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий; «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала): Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. VIII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 8 КЛАССА. Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики 8 класса 1. Босова Л.Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс» 5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-9». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Перечень цифровых образовательных ресурсов 1. 2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/). Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/). - Технические средства обучения: классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок; мультимедийный проектор; интерактивная доска; персональный компьютер для учителя; персональный компьютер для учащихся (10 шт.) МФУ. Программные средства обучения: обучающие компьютерные программы; программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор) мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике. операционными система Windows 7 Оборудование класса: ученические двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; стол компьютерный (15 шт.); компьютерные кресла (15 шт.); Сокращения, используемые в рабочей программе: У – учебник. РТ – рабочая тетрадь КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Информатика и ИКТ» 8 класс (ФГОС) Номер Урока Содержание (разделы, темы) 1 Математические основы информатики 1 Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Количе Даты ство проведения часов план факт Материально- техническое оснащение 13 1 § 1.1. Системы счисления Презентация «Системы счисления» 2 3 Основные виды учебной деятельности (УУД) Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024 1 Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Практическая работа № 1 Вычисления с помощью программного калькулятора. 1 § 1.1. Системы счисления Презентация «Системы счисления» § 1.1. Системы счисления Презентация «Системы счисления» анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (135050); http://sc.edu.ru/catalog/res/b6f80d82fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/?inter Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: смысловое чтение, знаковосимвлические действия Регулятивные: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения 4 Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную 1 § 1.1. Системы счисления Презентация «Системы счисления» Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: смысловое чтение, знаково-симвлические действия анимация «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления» (128625); http://sc.edu.ru/catalog/res/78ba290c0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/?inter 5 6 Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную Практическая работа № 2 Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. 1 1 § 1.1. Системы счисления Презентация «Системы счисления» анимация «Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления» (128615); http://sc.edu.ru/catalog/res/1a264912eca9-4b45-8d77-c3655b199113/?inter § 1.2. Представление чисел в компьютере Презентация «Представление информации в компьютере» 7 Двоичная арифметика. Практическая работа № 3 Арифметические вычисления в различных системах счисления Проект «Системы счисления» 1 § 1.2. Представление чисел в компьютере Презентация «Представление информации в компьютере» нтерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (128659); http://sc.edu.ru/catalog/res/fc77f5350c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/?inter Познавательные: смысловое чтение Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: взаимодействие – задавать вопросы, формулировать свою позицию Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения. Познавательные: общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь 8 Логика высказываний (элементы алгебры логики). 1 9 Логика высказываний (элементы алгебры логики). 1 § 1.3. Элементы алгебры логики Презентация «Элементы алгебры логики» информационный модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»; http://fcior.edu.ru/card/12468/vyskazyva nie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniyaosnovnye-logicheskie-operacii.html § 1.3. Элементы алгебры логики Презентация «Элементы алгебры логики» практический модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»; http://fcior.edu.ru/card/12921/vyskazyva nie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniyaosnovnye-logicheskie-operacii.html Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: смысловое чтение, знаково-симвлические действия 10 Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Практическая работа № 4 Построение таблиц истинности для логических выражений. 1 11 Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. 1 12 Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Практическая работа № 5 Работа с логическими схемами. 1 13 Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. 1 Тест 1 «Математические основы информатики» § 1.3. Элементы алгебры логики Презентация «Элементы алгебры логики» информационный модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»; http://fcior.edu.ru/card/14287/logicheski e-zakony-i-pravila-preobrazovaniyalogicheskih-vyrazheniy.html § 1.3. Элементы алгебры логики Презентация «Элементы алгебры логики» практический модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»; http://fcior.edu.ru/card/10357/logich eskie-zakony-i-pravilapreobrazovaniya-logicheskihvyrazheniy.html § 1.3. Элементы алгебры логики практический модуль «Решение логических задач»; http://fcior.edu.ru/card/10836/reshenielogicheskih-zadach.html контрольный модуль «Решение логических задач» http://fcior.edu.ru/card/8052/reshenielogicheskih-zadach.html Тест 1 «Математические основы информатики» Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы и обращаться за помощью Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь Основы алгоритмизации 10 ч 14 Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. 1 § 2.1. Алгоритмы и исполнители Презентация «Алгоритмы и исполнители» демонстрация к леции «Свойства алгоритма» (128655); http://sc.edu.ru/catalog/res/ef6533fd06d1-4b38-9498-ac58430f845e/?inter Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения 15 Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Практическая работа № 6: Работа с исполнителями алгоритмов. 1 демонстрация к лекции «Исполнитель алгоритма» (128639); http://sc.edu.ru/catalog/res/58e9a0c311df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/?inter система КуМир — Комплект учебных миров http://www.niisi.ru/kumir/ 1 § 2.2. Способы записи алгоритмов Презентация «Способы записи алгоритмов» Редактор блок-схем; http://viktorzin.blogspot.ru/2011/09/blogpost_5556.html Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели .Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников. Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности 16 Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Практическая работа № 7 Запись алгоритма с помощью блоксхем. 1 18 Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. 1 демонстрация к лекции «Понятие величины, типы величин» (126808); http://sc.edu.ru/catalog/res/f38ea1b069c8-485b-aac2-e5bc1bced661/?inter демонстрация к лекции «Команда присваивания» (126795); http://sc.edu.ru/catalog/res/dec21a7ccec4-4b7a-96d7d761c14a8582/?from=8f5d7210-86a611da-a72b-0800200c9a66 Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. Познавательные: общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения 19 Линейные программы. 1 § 2.4. Основные алгоритмические конструкции Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: взаимодейст- вие – строить для партнера понятные высказывания Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию 17 Презентация «Объекты алгоритмов» Практическая работа № 8 Преобразование записи алгоритма из одной формы в другую. 20 Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление § 2.3. Объекты алгоритмов Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование». 1 § 2.4. Основные алгоритмические конструкции Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление». Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию 21 Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: повторение 1 22 Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: повторение. 1 Практическая работа № 9 Создание алгоритмических конструкций по условию поставленной задачи. 23 Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. 1 § 2.4. Основные алгоритмические конструкции Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение». модуль «Циклические алгоритмы с предусловием» http://sc.edu.ru/catalog/res/6ac5f4384864-c9d4-26ee-0402c82f3b23/?inter модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с постусловием»http://sc.edu.ru/catalog/r es/e27318d8-b437-4e9e-2ad2db3ca1b83295/?inter модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с параметром http://sc.edu.ru/catalog/res/aa47cf953472-bd1f-c3a8-f9c7aa32c5b5/?inter Тест 2 «Основы алгоритмизации» Тест 2 «Основы алгоритмизации» Начала программирования 24 Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию 11 ч 1 § 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль» Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию 25 26 Основные правила программирования структура программы; представления данных. Правила операторов присваивание. записи (ввод, языка Паскаль: правила 1 Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль» основных вывод, Правила записи операторов: ввод, присваивание. основных вывод, § 3.2. Организация ввода и вывода данных Презентация «Организация ввода и вывода данных» демонстрация к лекции на тему «Команды ввода и вывода» (126788); http://sc.edu.ru/catalog/res/d1a6e9b75eda-4be9-bff2-3197b9f145e7/?inter 1 § 3.3. Программирование линейных Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и алгоритмов самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Презентация «Программирование Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее линейных алгоритмов» эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию 1 § 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов» PascalABC http://pascalabc.net/ Практическая работа № 11 Разработка линейной программы с использованием символьных данных 28 Правила записи операторов: ветвление. основных Практическая работа № 12 Разработка программы, содержащей оператор ветвления. Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию 1 Практическая работа №10 Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения. 27 § 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию 29 Правила записи операторов: ветвление. основных 1 Практическая работа № 13 Разработка программы, содержащей составной оператор ветвления. 30 Правила записи операторов: цикл. основных 1 31 Правила записи основных операторов: цикл. Практическая работа № 14 Разработка программы, содержащей оператор цикла с заданным условием 1 Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Презентация «Программирование Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разветвляющихся алгоритмов» разнообразии способов решения задач; узнавать, PascalABC называть http://pascalabc.net/ и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Регулятивные: коррекция – вносить необходимые § 3.5. Программирование коррективы в действие после его завершения на циклических алгоритмов основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в Презентация «Программирование разнообразии способов решения задач; узнавать, циклических алгоритмов» называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием PascalABC учебного предмета. Коммуникативные: http://pascalabc.net/ взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать § 3.5. Программирование способ действия и его результат с заданным эталоном циклических алгоритмов с целью обнаружения отклонений и отличий от Презентация «Программирование эталона. циклических алгоритмов» Познавательные: информационные – искать и PascalABC выделять необходимую информацию из различных http://pascalabc.net/ источников в разных формах. Коммуникативные: управление коммуникацией – прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения § 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов 32 33 Правила записи основных операторов: цикл. Практическая работа № 15 Разработка программы, содержащей оператор цикла с заданным числом повторений. Проект «Создание теста в среде программирования» Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. 1 1 Тест 3 «Начала программирования». 34 Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Всего 1 34 ч. Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных Презентация «Программирование характеристик. Познавательные: общеучебные – циклических алгоритмов» выбирать наиболее эффективные способы решения PascalABC задач. Коммуникативные: взаимодейст- вие – http://pascalabc.net/ формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог Регулятивные: коррекция – вносить необходимые Тест 3 «Начала коррективы в действие после его завершения на программирования» основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Контрольный модуль. Алгоритмы, Регулятивные: коррекция – вносить необходимые операторы, этапы разработки коррективы в действие после его завершения на программы (на примере языка Pascal). основе его оценки и учета сделанных ошибок. Контрольная работа Познавательные: общеучебные – ориентироваться в http://fcior.edu.ru/card/8951/algoritmy- разнообразии способов решения задач; узнавать, operatory-etapy-razrabotki-programmy- называть na-primere-yazyka-pascal-kontrolnaya- и определять объекты и явления окружающей rabota.html действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения § 3.5. Программирование циклических алгоритмов