Информатика 8класс

МАОУ
"РАХМАНГУЛ
ОВСКАЯ
СОШ"

Подписано цифровой
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
Дата: 2021.09.09
14:15:22 +05'00'

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана на основе Программы по информатике и ИКТ
5-9 классы
Л.Л.Босовой. Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю
Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса
информатики, изучаемого в 7-9 классах.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
1) Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория
знаний,2015.
2) Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ,
Лаборатория знаний,2015.
3) Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для
учителя. ФГОС, / Бородин М. Н. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.
Рабочая программа включает разделы:
1)
пояснительная записка
2)
общая характеристика учебного предмета
3)
результаты освоения информатики.
4)
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
5)
содержание учебного предмета
6)
учебно-тематическое планирование
7)
планируемые результаты изучения информатики
8)
критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся
9)
перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и икт для 8 класса.
10) календарно-тематическое планирование
Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном
обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых
информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и
информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами,
человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об
устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности
информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с
современными информационными технологиями.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах
получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики
в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для
решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение 3
контрольных работ; практические работы на компьютере
Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики информатики.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к
общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение
обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и
созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного
общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и
ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности,
имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение,
преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;

• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель,
и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и
циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицу, схему, график, диаграмму, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

II.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА.

Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и
методах работы с информацией отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и
практики опирается на следующее:
• закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их
общность и особенности;
• информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных
и технических системах;
• понятия - информационный процесс, информационная модель, информационный объект,
информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная
информационная система, информационная цивилизация и др.;
• методы современного научного познания: системно-информационный анализ, информационное
моделирование, компьютерный эксперимент;
• математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
• основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Реализация этих задач в учебниках предполагается в следующих четырех направлениях:
1. Мировоззренческом (ключевые слова - «информация» и «модель»). Здесь рассматриваются
понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача
информации). В результате должны сформироваться умения понимать информационную сущность мира, его
системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы,
оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики
на практике и в других предметах.
2. Практическом (ключевое слово - «компьютер»). Здесь формируется представление о
компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные
применения компьютера, школьники приобретают навыки работы с компьютером на основе использования
электронных приложений, свободного программного обеспечения (ПО) и ресурсов. Практические задания
могут выполняться учащимися на разных уровнях, на уроках, после уроков и дома, чем достигается
дифференциация и индивидуализация обучения - каждый учащийся может сформировать свою
образовательную траекторию.
3. Алгоритмическом (ключевые слова - «алгоритм», программа»). Развитие алгоритмического
мышления идет через решение алгоритмических задач различной сложности и реализации их на языке
программирования. В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умение
решать алгоритмические задачи на компьютере.
4. Исследовательском (ключевые слова - «логика», «задача»). Содержание и методика
преподавания курса способствуют формированию исследовательских навыков, которые могут быть
применены при изучении предметов естественнонаучного цикла с использованием цифрового
оборудования, компьютерных инструментальных средств и ЦОР.

III.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ.

В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на
материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном
материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ
теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных
заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий
как мощного инструмента познания окружающей действительности. В связи с этим ожидаемые результаты:

1.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
Формирование информационной картины мира происходит через:
• понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в
системах различной природы, их общность и особенности;
• умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы
функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
• анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе
этого возможна организация:
• целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для
решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
• анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных
системах;
• оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
• применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в
различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном
обществе.
3.Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и
коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание
школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов
(текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью
компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской
деятельности учащихся.
4.Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5.Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора
экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и
информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики
информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации
информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с
уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6.Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о
механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными
системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель,
информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм,
автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
• получить представление о таких методах современного научного познания, как системноинформационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
• использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач
информатики;
• освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.

IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Математические основы информатики (9 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах
счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них
целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в
десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для
логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:

анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;

анализировать логическую структуру высказываний;

анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:

переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную,
восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

строить таблицы истинности для логических выражений;

вычислять истинностное значение логического выражения.
Основы алгоритмизации (7 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот,
Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их
назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при
заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на
алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и
повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного
алгоритма.Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые,
логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм
работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных
начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:

приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов,
алгоритмов с ветвлениями и циклами;

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут
войти в алгоритм;

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для
исполнителя, преобразующего строки символов;

составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных
алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (19 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования
(Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных

операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила
записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование –
отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
 анализировать готовые программы;
 определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
 выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
 программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и
логических выражений;
 разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного
неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических
операций;
 разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.

V. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Таблица тематического распределения количества часов
№

1
2
3
4

Количество часов
Авторская программа Л.Л.
Рабочая программа
Босовой
1
12
8

Тема

Введение
Математические основы
информатики
Основы алгоритмизации
Начала программирования
языке Паскаль
Резерв
ИТОГО:

на

10
9

8
19

2
34

35

Количество контрольных и практических работ
№
п/п

Тема раздела

Количество
часов

1

Математические основы
информатики
Основы алгоритмизации
Начала программирования
на языке Паскаль
ИТОГО:

8

2
3

В том числе
Практические работы
Контрольные
работы
1

8
19

7

1
1

35

7

4

VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с
позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 8 классе
Учащиеся получат представление:
 об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических
конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
 о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки
информации; о направлениях развития компьютерной техники;
 о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе
со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:
 кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
 переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные
параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для
хранения информации; скорость передачи информации;
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
 записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять
значение логического выражения;
 формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором
команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и
алгоритмическом языках;
 формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления
(условные операторы) и повторения (циклы);
 использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для
формальных исполнителей;
 составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном
алгоритмическом языке (языке программирования);
 создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том
числе с логическими связками при задании условий) и повторения;
 создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в
выбранной среде программирования.

VII. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
При выполнении контрольной работы в виде тестирования.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или при допуску
незначительных 85-100%
Оценка «4» ставится, если выполнено 70-84% всей работы.
Оценка «3» ставится, если выполнено 56-69% всей работы.
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 55% всей работы.
Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или
если учащийся не приступал к работе.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется
программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории
и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
•
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
•
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком
представлении рассматриваемого объекта;
•
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания
определенные программой обучения;
•
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла
ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный
минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения,
которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные
нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях
выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких
погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей
устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в
усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях,
процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые
ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на
отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного
материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в
рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов
учителя.

VIII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 8 КЛАССА.
Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики 8 класса
1. Босова Л.Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2015.
2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2015.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–9 классах: методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-9». – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011.
Перечень цифровых образовательных ресурсов
1.
2.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

-

Технические средства обучения:
классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
персональный компьютер для учителя;
персональный компьютер для учащихся (10 шт.)
МФУ.
Программные средства обучения:
обучающие компьютерные программы;
программами по обработке информации различного вида (текстовый
процессор, графический
редактор, редактор презентаций, калькулятор)
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по
информатике.
операционными система Windows 7
Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
стол компьютерный (15 шт.);
компьютерные кресла (15 шт.);

Сокращения, используемые в рабочей программе:
У – учебник.
РТ – рабочая тетрадь

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика и ИКТ» 8 класс (ФГОС)

Номер
Урока

Содержание
(разделы, темы)

1

Математические основы
информатики

1

Понятие о непозиционных и
позиционных системах счисления.

Количе
Даты
ство
проведения
часов
план факт

Материально- техническое
оснащение

13
1

§ 1.1. Системы счисления
Презентация «Системы
счисления»

2

3

Основные виды учебной деятельности
(УУД)

Знакомство
с
двоичной,
восьмеричной
и
шестнадцатеричной
системами
счисления, запись в них целых
десятичных чисел от 0 до 1024

1

Знакомство
с
двоичной,
восьмеричной
и
шестнадцатеричной
системами
счисления, запись в них целых
десятичных чисел от 0 до 1024.
Практическая работа № 1
Вычисления
с
помощью
программного калькулятора.

1

§ 1.1. Системы счисления
Презентация «Системы
счисления»

§ 1.1. Системы счисления
Презентация «Системы
счисления»
 анимация «Преобразование
десятичного числа в другую систему
счисления» (135050);
http://sc.edu.ru/catalog/res/b6f80d82fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/?inter

Регулятивные: целеполагание – формулировать и
удерживать учебную задачу; планирование – выбирать
действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации. Познавательные:
общеучебные – использовать общие приемы решения
поставленных задач; Коммуникативные:
инициативное сотрудничество – ставить вопросы,
обращаться за помощью
Регулятивные: планирование – выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Познавательные: смысловое чтение, знаковосимвлические действия

Регулятивные: планирование – определять общую
цель и пути ее достижения; прогнозирование –
предвосхищать результат. Познавательные:
общеучебные – выбирать наиболее эффективные
способы решения задач; контролировать и оценивать
процесс в результате своей деятельности.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество –
формулировать свои затруднения

4

Перевод небольших целых
чисел из двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной
системы
счисления в десятичную

1

§ 1.1. Системы счисления
Презентация «Системы счисления»

Регулятивные: планирование – выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации. Познавательные: смысловое чтение,
знаково-симвлические действия

 анимация «Перевод десятичных
чисел в другие системы счисления»
(128625);
http://sc.edu.ru/catalog/res/78ba290c0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/?inter

5

6

Перевод небольших целых
чисел из двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной
системы
счисления в десятичную
Практическая работа № 2
Перевод чисел из одной системы
счисления в другую.
Двоичная арифметика.

1

1

§ 1.1. Системы счисления
Презентация «Системы
счисления»
 анимация «Перевод недесятичных
чисел в десятичную систему
счисления» (128615);
http://sc.edu.ru/catalog/res/1a264912eca9-4b45-8d77-c3655b199113/?inter
§ 1.2. Представление чисел в
компьютере
Презентация «Представление
информации в компьютере»

7

Двоичная арифметика.
Практическая работа № 3
Арифметические
вычисления в
различных системах счисления
Проект «Системы счисления»

1

§ 1.2. Представление чисел в
компьютере
Презентация «Представление
информации в компьютере»
нтерактивный задачник, раздел
«Системы счисления» (128659);
http://sc.edu.ru/catalog/res/fc77f5350c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/?inter

Познавательные: смысловое чтение
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за
помощью; проявлять активность во взаимодействии
для решения задач

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую задачу в образовательную.
Познавательные: общеучебные – осознанно строить
сообщения в устной форме.
Коммуникативные: взаимодействие – задавать
вопросы, формулировать свою позицию
Регулятивные: осуществление учебных действий –
выполнять учебные действия в материализованной
форме; коррекция – вносить необходимые изменения и
дополнения. Познавательные: общеучебные – ставить
и формулировать проблемы. Коммуникативные:
инициативное сотрудничество – задавать вопросы,
проявлять активность; использовать речь

8

Логика
высказываний
(элементы алгебры логики).

1

9

Логика
высказываний
(элементы алгебры логики).

1

§ 1.3. Элементы алгебры логики
Презентация «Элементы алгебры
логики»
 информационный модуль
«Высказывание. Простые и сложные
высказывания. Основные логические
операции»;
http://fcior.edu.ru/card/12468/vyskazyva
nie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniyaosnovnye-logicheskie-operacii.html
§ 1.3. Элементы алгебры логики
Презентация «Элементы алгебры
логики»
 практический модуль
«Высказывание. Простые и сложные
высказывания. Основные логические
операции»;
http://fcior.edu.ru/card/12921/vyskazyva
nie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniyaosnovnye-logicheskie-operacii.html

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую задачу в образовательную; контроль и
самоконтроль – использовать
установленные правила в контроле способа решения
задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать
наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные: планирование – выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации. Познавательные: смысловое чтение,
знаково-симвлические действия

10

Логические
значения,
операции (логическое отрицание,
логическое умножение, логическое
сложение), выражения, таблицы
истинности.
Практическая
работа
№
4
Построение таблиц истинности
для логических выражений.

1

11

Логические
значения,
операции (логическое отрицание,
логическое умножение, логическое
сложение), выражения, таблицы
истинности.

1

12

Логические
значения,
операции (логическое отрицание,
логическое умножение, логическое
сложение), выражения, таблицы
истинности.
Практическая работа № 5 Работа с
логическими схемами.

1

13

Логические
значения,
операции (логическое отрицание,
логическое умножение, логическое
сложение), выражения, таблицы
истинности.

1

Тест 1 «Математические основы
информатики»

§ 1.3. Элементы алгебры логики
Презентация «Элементы алгебры
логики»
 информационный модуль
«Логические законы и правила
преобразования логических
выражений»;
http://fcior.edu.ru/card/14287/logicheski
e-zakony-i-pravila-preobrazovaniyalogicheskih-vyrazheniy.html
§ 1.3. Элементы алгебры логики
Презентация «Элементы алгебры
логики»
 практический модуль
«Логические законы и правила
преобразования логических
выражений»;
http://fcior.edu.ru/card/10357/logich
eskie-zakony-i-pravilapreobrazovaniya-logicheskihvyrazheniy.html
§ 1.3. Элементы алгебры логики
 практический модуль «Решение
логических задач»;
http://fcior.edu.ru/card/10836/reshenielogicheskih-zadach.html контрольный
модуль «Решение логических задач»
http://fcior.edu.ru/card/8052/reshenielogicheskih-zadach.html
Тест 1
«Математические основы
информатики»

Регулятивные: целеполагание – формулировать и
удерживать учебную задачу. Познавательные:
общеучебные – контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности. Коммуникативные:
инициативное сотрудничество – ставить вопросы и
обращаться за помощью

Регулятивные: целеполагание –
удерживать познавательную задачу и применять
установленные правила. Познавательные:
общеучебные – контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности. Коммуникативные:
управление коммуникацией – осуществлять взаимный
контроль

Регулятивные: целеполагание – формулировать и
удерживать учебную задачу; планирование –
применять установленные правила в планировании
способа решения. Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии программного
обеспечения.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества – слушать собеседника,
задавать вопросы; использовать речь
Регулятивные: целеполагание – формулировать и
удерживать учебную задачу; планирование –
применять установленные правила в планировании
способа решения. Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии программного
обеспечения. Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества – слушать собеседника,
задавать вопросы; использовать речь

Основы алгоритмизации

10 ч

14

Понятие
алгоритма
как
формального
описания
последовательности
действий
исполнителя
при
заданных
начальных
данных.
Свойства
алгоритмов.

1

§ 2.1. Алгоритмы и исполнители
Презентация «Алгоритмы и
исполнители»
 демонстрация к леции «Свойства
алгоритма» (128655);
http://sc.edu.ru/catalog/res/ef6533fd06d1-4b38-9498-ac58430f845e/?inter

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую
задачу в образовательную. Познавательные:
общеучебные – осознанно строить сообщения в устной
форме. Коммуникативные: инициативное
сотрудничество – формулировать свои затруднения

15

Учебные исполнители Робот,
Удвоитель и др. как примеры
формальных исполнителей.
Практическая работа № 6: Работа
с исполнителями алгоритмов.

1

 демонстрация к лекции
«Исполнитель алгоритма» (128639);
http://sc.edu.ru/catalog/res/58e9a0c311df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/?inter
система КуМир — Комплект учебных
миров
http://www.niisi.ru/kumir/

1

§ 2.2. Способы записи алгоритмов
Презентация «Способы записи
алгоритмов»
Редактор блок-схем;
http://viktorzin.blogspot.ru/2011/09/blogpost_5556.html

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в
разнообразии способов решения задач; узнавать,
называть и определять объекты и явления
окружающей действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета. Коммуникативные:
взаимодейст- вие – формулировать собственное
мнение и позицию; инициативное сотрудничество –
формулировать свои затруднения
Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие
полученного результата поставленной цели
.Познавательные: информационные – искать и
выделять необходимую информацию из различных
источников. Коммуникативные: управление
коммуникацией – адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей деятельности

16

Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический
язык
–
формальный язык для записи
алгоритмов. Программа – запись
алгоритма
на алгоритмическом
языке.
Непосредственное
и
программное
управление
исполнителем.
Практическая работа № 7
Запись алгоритма с помощью блоксхем.

1

18

Понятие простой величины. Типы
величин: целые, вещественные,
символьные, строковые, логические.
Переменные и константы.

1

демонстрация к лекции «Понятие
величины, типы величин» (126808);
http://sc.edu.ru/catalog/res/f38ea1b069c8-485b-aac2-e5bc1bced661/?inter
демонстрация к лекции «Команда
присваивания» (126795);
http://sc.edu.ru/catalog/res/dec21a7ccec4-4b7a-96d7d761c14a8582/?from=8f5d7210-86a611da-a72b-0800200c9a66

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые
дополнения и изменения в план и способ действия в
случае расхождения действия и его результата.
Познавательные: общеучебные – контролировать
процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества – определять общую цель и пути ее
достижения

19

Линейные программы.

1

§ 2.4. Основные алгоритмические
конструкции

Регулятивные: прогнозирование – предвидеть
возможности получения конкретного результата при
решении задач.
Познавательные: общеучебные – узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием
учебных предметов. Коммуникативные:
взаимодейст- вие – строить для партнера понятные
высказывания
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую задачу в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать
установленные правила в контроле способа решения
задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать
наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие –
формулировать собственное мнение и позицию

17

Презентация «Объекты
алгоритмов»

Практическая работа № 8
Преобразование записи
алгоритма из одной формы в
другую.

20

Алгоритмические
конструкции,
связанные с проверкой условий:
ветвление

§ 2.3. Объекты алгоритмов

Презентация «Основные
алгоритмические конструкции.
Следование».

1

§ 2.4. Основные алгоритмические
конструкции
Презентация «Основные
алгоритмические конструкции.
Ветвление».

Регулятивные: прогнозирование – предвидеть
возможности получения конкретного результата при
решении задачи. Познавательные: информационные
– получать и обрабатывать информацию; общеучебные
– ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодейст- вие –
формулировать собственное мнение и позицию

21

Алгоритмические
конструкции,
связанные с проверкой условий:
повторение

1

22

Алгоритмические
конструкции,
связанные с проверкой условий:
повторение.

1

Практическая работа № 9
Создание алгоритмических
конструкций по условию
поставленной задачи.

23

Алгоритм работы с величинами –
план целенаправленных действий по
проведению
вычислений
при
заданных начальных
данных с
использованием
промежуточных
результатов.

1

§ 2.4. Основные алгоритмические
конструкции
Презентация «Основные
алгоритмические конструкции.
Повторение».
 модуль «Циклические алгоритмы с
предусловием»
http://sc.edu.ru/catalog/res/6ac5f4384864-c9d4-26ee-0402c82f3b23/?inter
 модуль для коллективной работы
«Циклические алгоритмы с
постусловием»http://sc.edu.ru/catalog/r
es/e27318d8-b437-4e9e-2ad2db3ca1b83295/?inter
 модуль для коллективной работы
«Циклические алгоритмы с
параметром
http://sc.edu.ru/catalog/res/aa47cf953472-bd1f-c3a8-f9c7aa32c5b5/?inter
Тест 2 «Основы
алгоритмизации»

Тест 2 «Основы алгоритмизации»

Начала программирования
24

Язык программирования. Основные
правила языка программирования
Паскаль

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую задачу в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать
установленные правила в контроле способа решения
задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать
наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие –
формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую задачу в образовательную; контроль и
самоконтроль – использовать установленные правила
в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные решения
поставленной задачи. Коммуникативные:
взаимодействие – формулировать собственное мнение
и позицию
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую задачу в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать
установленные правила в контроле способа решения
задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать
наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие –
формулировать собственное мнение и позицию

11 ч
1

§ 3.1. Общие сведения о языке
программирования Паскаль
Презентация «Общие сведения о
языке программирования Паскаль»

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую задачу в образовательную; контроль и
самоконтроль – использовать установленные правила
в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные решения
поставленной задачи. Коммуникативные:
взаимодействие – формулировать собственное мнение
и позицию

25

26

Основные
правила
программирования
структура
программы;
представления данных.

Правила
операторов
присваивание.

записи
(ввод,

языка
Паскаль:
правила

1

Презентация «Общие сведения о
языке программирования Паскаль»
основных
вывод,

Правила
записи
операторов:
ввод,
присваивание.

основных
вывод,

§ 3.2. Организация ввода и вывода
данных
Презентация «Организация ввода и
вывода данных»
демонстрация к лекции на тему
«Команды ввода и вывода» (126788);
http://sc.edu.ru/catalog/res/d1a6e9b75eda-4be9-bff2-3197b9f145e7/?inter

1

§ 3.3. Программирование линейных Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую задачу в образовательную; контроль и
алгоритмов
самоконтроль – использовать установленные правила
в контроле способа решения задачи.
Презентация «Программирование Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее
линейных алгоритмов»
эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие –
формулировать собственное мнение и позицию

1

§ 3.4. Программирование
разветвляющихся алгоритмов
Презентация «Программирование
разветвляющихся алгоритмов»
PascalABC
http://pascalabc.net/

Практическая работа № 11
Разработка линейной программы с
использованием
символьных
данных
28

Правила
записи
операторов: ветвление.

основных

Практическая работа № 12
Разработка программы, содержащей
оператор ветвления.

Регулятивные: целеполагание – удерживать
познавательную задачу и применять установленные
правила.
Познавательные: общеучебные – контролировать и
оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: управление коммуникацией –
осуществлять взаимный контроль
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую задачу в образовательную; контроль и
самоконтроль – использовать установленные правила
в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее
эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать
собственное мнение и позицию

1

Практическая работа №10
Разработка линейной программы с
использованием математических
функций
при
записи
арифметического выражения.
27

§ 3.1. Общие сведения о языке
программирования Паскаль

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать
практическую задачу в образовательную; контроль и
самоконтроль – использовать установленные правила
в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее
эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие –
формулировать собственное мнение и позицию

29

Правила
записи
операторов: ветвление.

основных

1

Практическая работа № 13
Разработка программы, содержащей
составной оператор ветвления.

30

Правила
записи
операторов: цикл.

основных

1

31

Правила
записи
основных
операторов: цикл.
Практическая работа № 14
Разработка программы, содержащей
оператор цикла с заданным
условием

1

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Презентация «Программирование Познавательные: общеучебные – ориентироваться в
разветвляющихся алгоритмов»
разнообразии способов решения задач; узнавать,
PascalABC
называть
http://pascalabc.net/
и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием
учебного предмета. Коммуникативные:
взаимодейст- вие – формулировать собственное
мнение и позицию; инициативное сотрудничество –
формулировать свои затруднения
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые
§ 3.5. Программирование
коррективы в действие после его завершения на
циклических алгоритмов
основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в
Презентация «Программирование разнообразии способов решения задач; узнавать,
циклических алгоритмов»
называть
и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием
PascalABC
учебного предмета. Коммуникативные:
http://pascalabc.net/
взаимодейст- вие – формулировать собственное
мнение и позицию; инициативное сотрудничество –
формулировать свои затруднения
Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать
§ 3.5. Программирование
способ действия и его результат с заданным эталоном
циклических алгоритмов
с целью обнаружения отклонений и отличий от
Презентация «Программирование эталона.
циклических алгоритмов»
Познавательные: информационные – искать и
PascalABC
выделять необходимую информацию из различных
http://pascalabc.net/
источников в разных формах. Коммуникативные:
управление коммуникацией – прогнозировать
возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения
§ 3.4. Программирование
разветвляющихся алгоритмов

32

33

Правила
записи
основных
операторов: цикл.
Практическая работа № 15
Разработка
программы,
содержащей оператор цикла с
заданным числом повторений.
Проект «Создание теста в среде
программирования»
Решение задач по разработке и
выполнению программ в среде
программирования Паскаль.

1

1

Тест 3 «Начала
программирования».

34

Решение задач по разработке и
выполнению программ в среде
программирования Паскаль.

Всего

1

34 ч.

Регулятивные: целеполагание – формировать и
удерживать учебную задачу; прогнозирование –
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных
Презентация «Программирование характеристик. Познавательные: общеучебные –
циклических алгоритмов»
выбирать наиболее эффективные способы решения
PascalABC
задач. Коммуникативные: взаимодейст- вие –
http://pascalabc.net/
формулировать свои затруднения; ставить вопросы,
вести устный диалог
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые
Тест 3 «Начала
коррективы в действие после его завершения на
программирования»
основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в
разнообразии способов решения задач; узнавать,
называть и определять объекты и явления
окружающей действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета. Коммуникативные:
взаимодейст- вие – формулировать собственное
мнение и позицию; инициативное сотрудничество –
формулировать свои затруднения
Контрольный модуль. Алгоритмы,
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые
операторы, этапы разработки
коррективы в действие после его завершения на
программы (на примере языка Pascal). основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Контрольная работа
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в
http://fcior.edu.ru/card/8951/algoritmy- разнообразии способов решения задач; узнавать,
operatory-etapy-razrabotki-programmy- называть
na-primere-yazyka-pascal-kontrolnaya- и определять объекты и явления окружающей
rabota.html
действительности в соответствии с содержанием
учебного предмета. Коммуникативные:
взаимодейст- вие – формулировать собственное
мнение и позицию; инициативное сотрудничество –
формулировать свои затруднения
§ 3.5. Программирование
циклических алгоритмов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».