курс речь и культура общения 10-11 кд

Подписано цифровой

МАОУ
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛО "РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
2021.09.09 08:36:12
ВСКАЯ СОШ" Дата:
+05'00'

1

Нормативные основания
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 30
августа 2020 г. № 442;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования" (с изменениями, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1644);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,
Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4
3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292);
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с
изменениями;
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения
России от 20 мая 2020 г. №254;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утверждении и
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в
ФГОС ООО»;
Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры работы
со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические
рекомендации)»;
2

Письма Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании
антикоррупционного мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540).
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении перечня
учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году в
МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 174 от 19.08.2021 г.
Календарного учебного графика,
утверждённого
приказом
МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.

Обоснование курса
Данный курс русскому языку для 10 класса и рассчитан на 35 часов учебных занятий (1
час в неделю, 35 недель).
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Речь и культура общения.
Практическая риторика» для 10-11 классов А.П. Чудинова, Т.В. Поповой. Знание правил,
законов речевого общения, овладение его конкретными технологиями необходимо
старшеклассникам, т. К. обеспечивает их личностное развитие и социальную адаптацию:
поиск жизненных идеалов и собственной индивидуальности, характерный для
старшеклассников, требует их самовыражения и самоутверждения прежде всего в речевом
общении. Свойственное старшеклассникам стремление к индивидуальному освоению
реальной действительности, потребность самореализоваться во «взрослой жизни»
невозможно адекватно осуществить вне активного, деятельностного освоения законов
общения и нормативно-ориентированного речевого поведения в ситуации общения. В
связи с вышеизложенным чрезвычайно важным является приобретение современными
старшеклассниками первичной речевой и коммуникативной эрудиции и компетентности в
процессе творческой речевой деятельности, понимаемой как риторическая деятельность в
ситуации общения. Эта творческая (риторическая ) деятельность направлена на создание
собственных ситуативно адекватных речевых произведений, с помощью которых
возможно реальное, подлинное общение, построенное на субъектно-субъектных началах,
на взаимном уважении и понимании говорящего и слушающего. Реализация данной
программы в образовательной деятельности невозможна без коммуникативно
направленных интенсивных методов обучения. Собственно педагогическое осмысление и
применение интенсивных и коммуникативно направленных методов должно происходить
на основе методов концентричности расположения учебного материала, нарастания
сложности предлагаемых заданий, рационализации и оптимизации учебного материала,
активизации творческой и самостоятельной деятельности ученика.
Основное содержание
«Речь и культура общения. Практическая риторика»
В 10, 11 классах изучаются жанры монологической и диалогической речи. Каждому из
основных жанров – ораторике, полемике, беседе, переговорам, спору - посвящены
отдельные разделы.
Непосредственно изучению риторических жанров предшествует вводный раздел, где
изучается определение риторической науки, даётся характеристика её связи с другими
3

смежными науками, определены задачи изучения курса, сообщены краткие сведения об
основных этапах развития риторики, её основных разделах.
Для организации многоаспектной работы над риторическими жанрами в программу
включены разделы, которые содержат материалы по нормативности речи,
выразительности речи, языковым средствам риторики, речевому этикету, по отработке
навыков правильного звукопроизношения и интонирования, по формированию культуры
письменной речи школьников и совершенствованию навыков правописания в 10,11
классах.
В процессе изучения спецкурса осуществляются межпредметные связи с такими
дисциплинами, как русский язык, литература, обществознание, история.
Главный показатель в освоении курса «Речь и культура общения» - совершенствование
коммуникативной компетентности и повышение речевой культуры школьников.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны знать:
-риторические параметры текста;
-сферы красноречия;
-жанры риторического монолога и диалога;
-риторические и культурно-речевые аспекты анализа образцовых текстов;
-стратегию и тактику речевого поведения, выбор жанра в ситуации общения;
-основные понятия теории этикета и особенности современного русского этикета;
-основные риторические средства русского языка.
Учащиеся должны уметь:
-определять показатели риторичности текста: логизированность – эмоциональность,
построение логических структур текста, система аргументации, композиционные
особенности текста, выразительные средства;
-делать осмысленные творческие заимствования из высоких образцов, необходимые для
собственного речетворчества;
-диагностировать (рецензировать) и редактировать тексты;
-применять правила и приемы эффективного воздействия;
-учитывать в своей речевой деятельности особенности функциональных стилей и
риторических жанров, специфику речевой ситуации;
-говорить и писать в соответствии с нормами литературного языка.

Календарно-тематическое планирование по курсу « Речь и культура общения»
в 10 классе (34 часа)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Темы занятий
Введение
Риторика-наука о речевом воздействии
Риторика и смежные науки.
Основные разделы риторики.
Нормативность и выразительность речи
Понятие о норме и виды норм
Фонетические нормы
Грамматические нормы
Точность речи. Лексические нормы.
Чистота речи.
Уместность речи..
Ясность речи
Краткость речи

Кол.
час.
3
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1

План

Факт

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
4

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Богатство речи
Логичность речи
Эмоциональность речи
Индивидуальность речи
Спор
Спор как риторический жанр, основные термины и
типы спора
Подготовка к спору
Риторический практикум
Ведение спора по сути
Уловки в споре
Ведение спора при публике, аргументы к
слушателям
Ведение спора в специальных условиях
Практикум по целостному анализу спора
Повторение и обобщение материала
Беседа и речевой этикет
Беседа как риторический жанр
Речевой этикет и его функции
Основные понятия теории этикета
Этикетные формулы и сигналы
Этикетные формулы и сигналы при разговоре по
телефону
Этикетные формулы и сигналы в письменной речи
Практикум по использованию этикетных формул
Практикум по использованию этикетных формул
Обобщение материала. Практикум по
комплексному этикетному анализу текста
Обобщение материала. Практикум по
комплексному этикетному анализу текста
итого

1
1
1
1
8
1

12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя

1
1
1
1
1

17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя

1
1
1
11
1
1
1
1
1

22 неделя
23 неделя
24 неделя

1
1
1
1

30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя

1

34 неделя

34 ч

34 недели

16 неделя

25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя

Календарно-тематическое планирование по риторике («Речь и культура общения») в
11 классе (33 часа)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Темы уроков
Ораторика.
Подготовка к выступлению. Этапы подготовки
Подготовка к выступлению. Композиция
выступления
Типы аргументов
Способы фиксации и использование подготовленного
выступления
Имидж оратора
Типы аудитории (слушателей)
Поведение в нестандартной ситуации
Приемы косвенного воздействия
Практикум. «Ораторика. Анализ выступлений»
Практикум. «Ораторика. Составление конспекта

Кол. План
час.
11
1
1 неделя
1
2 неделя
1
1

3 неделя
4 неделя

1
1
1
1
1
1

5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя

Факт

5

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

устного выступления»
Практикум. «Ораторика. Подбор аргументов»
Беседа и речевой этикет
Речевой этикет
Основные понятия теории речевого этикета
Этикетные сигналы
Приемы активизации беседы
Исторические, национальные и социальные
особенности этикета
Практикум «Беседа и речевой этикет. Выявление
нарушения этикетных норм»
Практикум «Беседа и речевой этикет. Умение
формулировать просьбу»
Практикум «Беседа и речевой этикет. Умение
формулировка возражения-отказа»
Комплексный этикетный анализ текста
Виды образных средств и их функции в риторических
текстах
Компаративные тропы (метафора, символ, сравнение,
узнавание)
Тропы (метонимия, синекдоха, гипербола)
Риторические фигуры. Фигуры повтора
Фигуры расположения
Фигуры имитации
Взаимодействие образных средств в тексте
Комплексный анализ образных средств в тексте
Основные понятия и термины этикета
Этикетные и неэтикетные темы беседы
Комплексный этикетный анализ текста
Повторение по теме «Спор»
Повторение по теме «Переговоры» «Беседа»
итого

1
23
1
1
1
1
1

11 неделя

1

17 неделя

1

18 неделя

1

19 неделя

1
1

20 неделя
21 неделя

1

22 неделя

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33 ч.

23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
33 недели

12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя

6

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».