Рабочая программа КБЖ 5-9 класс

Подписано цифровой

подписью: МАОУ
МАОУ
"РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
ОВСКАЯ СОШ" Дата: 2021.09.09
08:39:22 +05'00'

Для реализации программного содержания используется УМК:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7 кл.: учебник для общеобразовательных
учреждений / Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А. Б. Таранин; – М.:
Вентана-Граф; 2021.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится
так, чтобы были достигнуты следующие цели:
 Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих.
 Развитие навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни
условиях, умений оказывать своевременную и грамотную помощь себе и другим
пострадавшим.
 Воспитание способности к самоконтролю, самооценке поведения в ситуациях, которые
могут стать опасными для жизни и здоровья окружающих, развитие умения предвидеть
последствия своего (чужого) поведения.
 Воспитание организованности, дисциплинированности, стремления к
самосовершенствованию, физическому и духовно-нравственному развитию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
 формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности;
 формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
 формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
 формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
 выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции
и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются:
 освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными,
неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
 сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных
жизненных установок и нравственных представлений;
 эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде,
к проявлению асоциального поведения;
 наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них,
которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
 устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные:
 использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для
оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
 сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных
источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
 сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для
жизни и здоровья людей;

 осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в
чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью,
отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные:
 планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на
изученные правила поведения в различных ситуациях;
 контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть
последствия своих действий и поступков;
 оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их
участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
 участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям,
объективно оценивать суждения участников);
 формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
 составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных
ситуациях;
 характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их
значения и смысла;
 характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах
их устранения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
 объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
 характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных
чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);
 раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы
благополучных взаимоотношений в семье;
 выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
 раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
 классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого
вида;
 анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни
человека в близком окружении и в масштабах региона;
 различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные,
социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;
 предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
 проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды,
коллектива сверстников, взрослых;
 организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;
 проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми
электроприборами;
 ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;
оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
Класс

Предметные результаты освоения курса
Наименование
Обучающийся научится Обучающийся получит
раздела
возможность научиться

5

Раздел 1. Чтобы
сохранить здоровье,
нужно знать себя

Раздел 2. Мой
безопасный дом

Раздел 3. Школьная
жизнь

Правилам здорового
образа жизни
(физическое здоровье
человека, психическое
здоровье человека,
социальное здоровье
человека,
репродуктивное
здоровье подростка и
его охрана изучат
опасности,
подстерегающие нас в
повседневной жизни.

-ставить цель на
основе определенной
проблемы и
существующих
возможностей;
-формулировать
учебные задачи для
достижения
поставленной цели;
-составлять план
решения проблемы
(выполнения
проекта, проведения
исследования);
-устанавливать связь
между полученными
характеристиками
продукта и
характеристиками
процесса
деятельности и по
завершении
деятельности
предлагать
изменение
характеристик
процесса для
получения
улучшенных
характеристик
продукта;
характеризовать факторы -разрабатывать
благополучных
личный план по
взаимоотношений в семье; охране
составлять правила
окружающей
поддержания чистоты и
природной среды в
порядка в доме, на
местах проживания;
рабочем месте,
план
правила уборки квартиры самостоятельной
и мытья посуды, правила
подготовки к
личной гигиены
активному отдыху
Оказывать первую
на
медицинскую помощь при природе и
ушибах, отравлении
обеспечению
химическими веществами безопасности
(парами клея, краски,
отдыха;
газом) и поражении
-формировать
электрическим
личные убеждения,
током.
способствующие
профилактике
вовлечения
-анализировать и
- прогнозировать
характеризовать привозможность

чины возникновения
различных опасных
ситуаций, в том числе
возможные
причины и последствия
пожаров, дорожнотранспортных
происшествий
(ДТП), загрязнения
окружающей природной среды;
-формировать модель
личного безопасного на
дорогах в качестве
пешехода,
пассажира и водителя
велосипеда
характеризовать
предназначение первой помощи
пострадавшим;
классифицировать
средства, используемые
при оказании первой
помощи;
-соблюдать
последовательность
действий при оказании
первой помощи при
различных повреждениях
и травмах

возникновения
опасных ситуаций
по их характерным
признакам;
- проектировать план
по повышению
индивидуального
уровня культуры
безопасности
жизнедеятельности

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
(1 ч в неделю, всего 34ч)
№
Разделы и темы
урока
Раздел I. Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя (19ч)

Кол-во
часов

Введение. Необходимость изучения предмета ОБЖ. Символическое
изображение правил ОБЖ.
За что «отвечают» системы органов. Организм человека как единое
целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой
организм.

1

4

Как укреплять нервную систему. Выполнение правил бережного
отношения

1

5

Как можно тренировать сердце Практическая работа №1 О чём
рассказывает пульс. Тренировка сердца.
Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)

1

1
2-3

2

Укрепляем дыхательную систему Дыхательная система человека, её
функции и значение. Охрана дыхательной системы.

1

7-8

Питаемся правильно Питание школьника- подростка. Почему важно
обращать внимание на правильное питание. Принципы рационального
питания. Первая помощь при отравлениях и пищевой аллергии.

2

9-10

Здоровье органов чувств Практическая работа №2 Правила бережного
отношения к органам чувств.

2

11-12

Проектная деятельность Исследовательская деятельность по темам:
«Слух человека и животных. Сравнительная характеристика», «Как
сохранить обоняние?», «Богатство вкусовых ощущений. Как сохранить
его?».

2

Здоровый образ жизни Факторы, влияющие на здоровье.
Организованность и здоровье.

1

Чистота — залог здоровья Гигиенические процедуры младшего
подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия,
глисты, вши).

2

6

13

14-15

Движение — это жизнь Комплекс упражнений и игры для
поддержания двигательной активности.
«Закаливание» Закаливание — средство охраны и укрепления
здоровья. Программа и правила закаливания.
Подросток и компьютер Правила безопасного пользования
компьютером.
Виды занятий, снимающих утомление.

1

Повторение и обобщение пройденного. Контрольная работа №1 Тест
Что такое здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни.
и причины их возникновения.
Раздел II. Мой безопасный дом (4ч)
20-21 Мой безопасный дом Поддержание чистоты и порядка в доме, на
рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные,
распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы).

1

16
17
18

19

22-23

Техника безопасности в доме. Контрольная работа №2 Тест Техника
безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении клеем,
его парами, газом и при поражении током.

1
1

2

2

Раздел III. Школьная жизнь (11ч)

24
25-26

Дорога в школу и обратно Школьная жизнь начинается с дороги.
Безопасная дорога от дома до школы.
Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Правила
безопасности пешеходов. Умеете ли вы оценивать дорожную
обстановку? Пешеходы и пассажиры — участники дорожного

1
2

движения. Правила безопасного поведения пассажира и пешехода.
Оценивание дорожной ситуации с позиций безопасности.

Безопасная дорога Практическая работа №3 Дорожное движение в
населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Правила
поведения на дорогах и улицах. «Дорожные ловушки» — определение
опасных для пешехода мест.
29
Школьник как пешеход и пассажир Школьник как пассажир. Правила
поведения пассажира разных видов транспорта.
Общие правила школьной жизни
30
Ориентировка в школьных помещениях.
Расположение помещений в школе. Функции разных школьных
помещений. Общие правила безопасного поведения в школьных
помещениях и во дворе школы. Поведение на занятиях, переменах, во
время передвижения по школе, в столовой. Безопасное общение. Первая
помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Меры
предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при
отравлении угарным газом и при ожогах.
31-32 Правила поведения в школе Практическая работа №4
Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в
столовой. Безопасное общение.
Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Меры
предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при
отравлении угарным газом и при ожогах.
Если в школе пожар… Контрольная работа №3 Тест Как вести себя,
33
если в школе начался пожар. Правила эвакуации при пожаре.

27-28

34

Итоговая контрольная работа

2

1
1

2

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».