ОСЖ 5-8 классы

Подписано цифровой
МАОУ
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ"
Дата: 2021.09.06 09:10:56
ОВСКАЯ СОШ" +05'00'

Аннотация к рабочим программам «основы социальной жизни» 5-8 классы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, утверждённый приказом Министерства
образова- ния и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной от- сталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4
3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении
санитарноэпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
"Санитарноэпидемиологические требова- ния к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и дру- гих объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распростране- ния новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292); Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью,
одобрена решением Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. протокол №4/15;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 28 августа 2020 г. № 442;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с
изменениями;
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения России
от 20 мая 2020 г. №254;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утвержде- нии
и перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении перечня
учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году в
МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 174 от 19.08.2021 г.
Календарного учебного графика,
утверждённого
приказом
МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.
При планировании
учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет и
рекомендации Программы коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое
обеспечение
образовательного
процесса.
Нейропсихологическая
диагностика,
профилактика и коррекция в школе
/ А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.
Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы
и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Она ориентирована на успешную интеграцию каждого ребёнка с ОВЗ в обществе
сверстников. Коррекционная направленность программы предполагает:
- учет индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося;
- выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать
воспитательное пространство, что ведёт к развитию личности.
Подросток учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру,
ценить собственное здоровье и здоровье близких, задумываться о самовоспитании. В
связи с этим программа воспитания и социализации ставит такие цели и задачи:
Цель:
 практическая
подготовка
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи:
 расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни;
 формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства;
 ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
 практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности;
 усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения
(в том числе с использованием деловых бумаг);
 развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловлено особенностями их высшей нервной
деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и
торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре
психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных
интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью
темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Нарушение
процессов ощущения, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти и
внимания отличает данных детей от сверстников. Нарушения высшей нервной
деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы

обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности
обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов,
потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со
сверстниками и взрослыми. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
помогают сбалансировать недостатки личностного развития подростка, способствуют
более лёгкой адаптации его в обществе сверстников.
Программа ориентирована на подростков 11 – 14 лет, это обучающиеся 5, 6, 7 классов.
Календарный учебный график для каждого класса содержит по 70 учебных часов, из
расчёта по 2 часа в неделю. Дети с ОВЗ из этих классов посещают коррекционные
занятия педагога – психолога 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится в стандартной
форме и включает в себя следующие элементы:
- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание,
- рефлексию по поводу данного занятия,
- ритуал прощания.
В ходе работы используются:
- игровые методы,
- метод обсуждения темы в вопросно – ответной форме,
- ролевые игры,
- работа в парах,
- арт - терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия,
творческое рассказывание,
- сказкотерапия,
- метод аутогенной тренировки,
- психогимнастика.
Огромную помощь здесь окажет такой вид работы, как чтение произведений по изучаемой
теме, обсуждение характеров и поступков героев. Получая знания, обучающиеся будут
отрабатывать навыки чтения, анализа произведений.
В предыдущем учебном году обучающиеся посещали коррекционные занятия по темам:
«Эмоционально – волевое развитие личности» и «Познай себя». В результате бесед,
психодиагностик были выявлены имеющиеся у детей проблемы по личностному
развитию, здоровьесбережению, правовому воспитанию, общению в социуме, трудовому
воспитанию, творческому развитию. Каждый ребёнок знаком с этими вопросами, но
много у него неясностей, вопросов, неточностей в понимании. Учитывая особенности
психического развития, ему необходимы разъяснения, корректировки и дополнительные
знания по
жизненно важным
вопросам. В связи с этим
в программе
выделены приоритетные направления работы, это:
1. Личностное развитие
2. Охрана здоровья и Основы безопасности жизнедеятельности
3. Основы гражданского самосознания
4. Творческое развитие
5. Трудовое воспитание
Каждое направление имеет свои цели, задачи, определяет знания, умения и навыки,
которые подростки должны получить по реализации программы.
 Личностное развитие
Цель: развитие механизмов эмоционально-волевого урегулирования,
мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний,
потребностей.
Задачи:
 учить правильному изложению своих мыслей в устной форме;
 учить понимать и объяснять, что происходит вокруг нас;

 учить определять своё отношение к происходящему.
Содержание занятий:
1. Нравственные беседы: «Дружба. Друг. Настоящий друг». «Правила на всю жизнь».
«Герои Земли русской». «Мужественность и её черты». «Курение – опасная
ловушка». «Волшебные слова».
2. Правовые, этические беседы: «Стыд и совесть». «Азбука общения». «Что такое
доверие». «Кто аккуратен, тот людям приятен".
3. Тренинги: «Привычки хорошие и плохие». «Азбука общения». «Учимся говорить
комплименты». «Память и внимание».
4. Экологические беседы: «Мир всей планете». «Прекрасна природа в любое время
года».
5. Игры, практикумы: «Волшебные слова». «Праздники страны».
Обучающиеся должны овладеть мотивационной, эмоционально-волевой сферой как
основой развития регулирующей функции поведения, что включает в себя:
 Нормы и правила поведения;
 Выделять главную мысль произведения;
 Определять основные черты характера героев;
 объяснять своё отношение к родным и близким людям, к родной стране, её
прошлому и настоящему
 «Охрана здоровья и Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель:
формирование санитарно – гигиенических навыков, профилактических умений по
охране здоровья; воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
 сформировать представление о понятии «здоровье»;
 сформировать навыки самообслуживания;
 развить в детях потребность в занятиях физической культурой и спортом;
 развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и
незнакомых ситуациях;
 воспитывать в ребенке ответственность за себя, свое здоровье, за свои поступки;
 развить основные двигательные качества: физическую выносливость, силу,
быстроту, ловкость;
 мотивация здорового образа жизни и создание условий для ее реализации;
ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
 владеть основами знаний о здоровом образе жизни;
 заботиться о своем здоровье.
Содержание занятий:
1. Беседы по правилам дорожного движения.
2. Познавательные беседы: «Витамины укрепляют организм». «Меры пожарной
безопасности». «Осторожно, гололёд».
3. Нравственные беседы: «Сам сохрани своё здоровье». «Что имеем, не храним,
потерявши, плачем».
4. Тренинги: «Осанка – красивая спина». «Спорт укрепляет здоровье». «Движение –
это жизнь». «Правила поведения на праздниках».
Обучающиеся должны овладеть системой профилактических умений по охране
здоровья, а именно:
 Ежедневно выполнять утреннюю зарядку ( под контролем взрослых);
 Владеть навыками самообслуживания;
 Сознательно выполнять процедуры закаливания;
 Содержать в чистоте класс, свою комнату, рабочее место и т.д;

 Принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, подвижных
играх.


«Основы гражданского самосознания»

Цель:
осмысление себя как гражданина общества, знакомство с правами и обязанностями,
усвоение основ национальной культуры.
Задачи:
 уточнить представления о правах и обязанностях обучающегося школы;
 -познакомить детей с историей, традициями русского народа;
 - познакомить с символикой России (флаг, герб, гимн );
 - познакомить с историей родного края;
 - воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину;
 - познакомить с основными законами жизни каждого человека нашей страны
(Конституция).
Содержание занятий:
1. Нравственные беседы: «От чего зависят поступки человека». «Права человека и
гражданина». «Что такое общество. Мы выбираем, нас выбирают». «Жадность и
зависть. Уголовное право».
2. Ролевые игры: «Правонарушения». «Моя семья». «Герои моей семьи».
3. Познавательные беседы: «Ради жизни на Земле». «Символы России». «Что такое
честь». «Что такое Конституция».
Обучающиеся должны знать свои права и обязанности, овладеть основами
экономического просвещения; национального самосознания, а именно:
 Знать права и обязанности обучающегося;
 Помнить основные исторические даты и события России;
 Знать имена людей, прославивших Россию, родной край;
 Знать традиционные праздники и обычаи русского народа.
 «Творческое развитие»
Цель:
развития механизмов творческого восприятия мышления,
чувства восхищения
прекрасным и бережного к нему отношения, формирование духовных запасов личности
каждого воспитанника.
Задачи:
 развивать практические умения, элементы художественного исполнительства,
фантазию, конструктивное мышление путем приобщения воспитанников к
разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества;
 продолжать формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
 развивать эстетические представления на основе знакомства с разнообразными
видами творчества человека;
 формировать
эстетические
представления,
фантазию,
мышление
и
сообразительность на основе знакомства с разнообразными видами творчества
человека;
 развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.
Содержание занятий:
1. Практические занятия: «Прекрасна природа в любое время года». «Мастерская
Деда Мороза». «Подарки родным и близким».

2. Занятия – игры: «Звуки весны». «Краски осени». «Цветок желаний». «Защитники
Отечества».
3. Познавательные беседы: «Как празднуют Новый год в разных странах». «Голубь
мира». «Герои нашего времени».
Обучающиеся должны знать и уметь:
 Знать различные инструменты обслуживающего труда, их возможности, умения
владеть ими;
 Уметь планировать свою работу;
 Работать по инструкции;
 Освоить такие вспомогательные средства, как эскиз, набросок, схема;
 Переносить свои впечатления и преставления в разные виды художественной
деятельности : лепку, рисование, аппликацию, конструирование.


«Трудовое воспитание»

Цель:
отработка навыков трудового поведения, вооружение основными навыками
самообслуживания, осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие
потребности трудиться.
Задачи:
 сформировать навыки самообслуживания; продолжать знакомить детей с
правилами личной гигиены;
 научить правильному уходу за одеждой; научить производить мелкий ремонт
одежды, обуви;
 научить
ухаживать
за
жилищем;
научить
пользоваться
бытовыми
электроприборами;
 познакомить детей с правилами ухода за предметами личного пользования;
 воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами.
Содержание занятий:
1. Практические занятия: «Уход за школьной одеждой, обувью». «Виды одежды.
Уход за ней». «Проворная игла». «Мой уютный класс. Моя комната». «Чтобы сад
расцвёл». «Новогодние костюмы и маски».
2. Познавательные занятия: «Кем я стану, когда вырасту». «Комнатные растения».
«Семейная династия». «Кого волнует беспорядок». «Труд, вложенный в кусочек
хлеба». «Золотые руки».
Обучающиеся должны осмыслить необходимость трудовой деятельности,
профессиональной подготовка, общей ориентации в мире профессий, а именно:
 владеть элементарными навыками самообслуживания;
 знать и выполнять правила поведения в школе, в своём доме, в своей комнате, в
столовой, классной комнате;
 участвовать в дежурстве по школе, по столовой;
 поддерживать чистоту и порядок в классе, доме, своей комнате;
 правильно ухаживать за одеждой, обувью; выполнять их ремонт;
 выполнять работы по обслуживающему труду;
 уметь ухаживать за комнатными растениями и растениями в школьном саду;
 уметь ухаживать за растениями на школьных клумбах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».