Подписано цифровой МАОУ подписью: МАОУ "РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ" Дата: 2021.09.06 09:10:56 ОВСКАЯ СОШ" +05'00' Аннотация к рабочим программам «основы социальной жизни» 5-8 классы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, утверждённый приказом Министерства образова- ния и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной от- сталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требова- ния к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и дру- гих объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распростране- ния новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292); Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью, одобрена решением Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. протокол №4/15; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 28 августа 2020 г. № 442; Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с изменениями; Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения России от 20 мая 2020 г. №254; Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утвержде- нии и перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями); Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»; Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году в МАОУ «Рахмангуловская СОШ»; Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 174 от 19.08.2021 г. Календарного учебного графика, утверждённого приказом МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г. При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет и рекомендации Программы коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она ориентирована на успешную интеграцию каждого ребёнка с ОВЗ в обществе сверстников. Коррекционная направленность программы предполагает: - учет индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося; - выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство, что ведёт к развитию личности. Подросток учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, ценить собственное здоровье и здоровье близких, задумываться о самовоспитании. В связи с этим программа воспитания и социализации ставит такие цели и задачи: Цель: практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Задачи: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Нарушение процессов ощущения, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти и внимания отличает данных детей от сверстников. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия помогают сбалансировать недостатки личностного развития подростка, способствуют более лёгкой адаптации его в обществе сверстников. Программа ориентирована на подростков 11 – 14 лет, это обучающиеся 5, 6, 7 классов. Календарный учебный график для каждого класса содержит по 70 учебных часов, из расчёта по 2 часа в неделю. Дети с ОВЗ из этих классов посещают коррекционные занятия педагога – психолога 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: - ритуал приветствия, - разминку, - основное содержание, - рефлексию по поводу данного занятия, - ритуал прощания. В ходе работы используются: - игровые методы, - метод обсуждения темы в вопросно – ответной форме, - ролевые игры, - работа в парах, - арт - терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание, - сказкотерапия, - метод аутогенной тренировки, - психогимнастика. Огромную помощь здесь окажет такой вид работы, как чтение произведений по изучаемой теме, обсуждение характеров и поступков героев. Получая знания, обучающиеся будут отрабатывать навыки чтения, анализа произведений. В предыдущем учебном году обучающиеся посещали коррекционные занятия по темам: «Эмоционально – волевое развитие личности» и «Познай себя». В результате бесед, психодиагностик были выявлены имеющиеся у детей проблемы по личностному развитию, здоровьесбережению, правовому воспитанию, общению в социуме, трудовому воспитанию, творческому развитию. Каждый ребёнок знаком с этими вопросами, но много у него неясностей, вопросов, неточностей в понимании. Учитывая особенности психического развития, ему необходимы разъяснения, корректировки и дополнительные знания по жизненно важным вопросам. В связи с этим в программе выделены приоритетные направления работы, это: 1. Личностное развитие 2. Охрана здоровья и Основы безопасности жизнедеятельности 3. Основы гражданского самосознания 4. Творческое развитие 5. Трудовое воспитание Каждое направление имеет свои цели, задачи, определяет знания, умения и навыки, которые подростки должны получить по реализации программы. Личностное развитие Цель: развитие механизмов эмоционально-волевого урегулирования, мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний, потребностей. Задачи: учить правильному изложению своих мыслей в устной форме; учить понимать и объяснять, что происходит вокруг нас; учить определять своё отношение к происходящему. Содержание занятий: 1. Нравственные беседы: «Дружба. Друг. Настоящий друг». «Правила на всю жизнь». «Герои Земли русской». «Мужественность и её черты». «Курение – опасная ловушка». «Волшебные слова». 2. Правовые, этические беседы: «Стыд и совесть». «Азбука общения». «Что такое доверие». «Кто аккуратен, тот людям приятен". 3. Тренинги: «Привычки хорошие и плохие». «Азбука общения». «Учимся говорить комплименты». «Память и внимание». 4. Экологические беседы: «Мир всей планете». «Прекрасна природа в любое время года». 5. Игры, практикумы: «Волшебные слова». «Праздники страны». Обучающиеся должны овладеть мотивационной, эмоционально-волевой сферой как основой развития регулирующей функции поведения, что включает в себя: Нормы и правила поведения; Выделять главную мысль произведения; Определять основные черты характера героев; объяснять своё отношение к родным и близким людям, к родной стране, её прошлому и настоящему «Охрана здоровья и Основы безопасности жизнедеятельности» Цель: формирование санитарно – гигиенических навыков, профилактических умений по охране здоровья; воспитание привычки к здоровому образу жизни. Задачи: сформировать представление о понятии «здоровье»; сформировать навыки самообслуживания; развить в детях потребность в занятиях физической культурой и спортом; развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях; воспитывать в ребенке ответственность за себя, свое здоровье, за свои поступки; развить основные двигательные качества: физическую выносливость, силу, быстроту, ловкость; мотивация здорового образа жизни и создание условий для ее реализации; ориентироваться в различных жизненных ситуациях; владеть основами знаний о здоровом образе жизни; заботиться о своем здоровье. Содержание занятий: 1. Беседы по правилам дорожного движения. 2. Познавательные беседы: «Витамины укрепляют организм». «Меры пожарной безопасности». «Осторожно, гололёд». 3. Нравственные беседы: «Сам сохрани своё здоровье». «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». 4. Тренинги: «Осанка – красивая спина». «Спорт укрепляет здоровье». «Движение – это жизнь». «Правила поведения на праздниках». Обучающиеся должны овладеть системой профилактических умений по охране здоровья, а именно: Ежедневно выполнять утреннюю зарядку ( под контролем взрослых); Владеть навыками самообслуживания; Сознательно выполнять процедуры закаливания; Содержать в чистоте класс, свою комнату, рабочее место и т.д; Принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, подвижных играх. «Основы гражданского самосознания» Цель: осмысление себя как гражданина общества, знакомство с правами и обязанностями, усвоение основ национальной культуры. Задачи: уточнить представления о правах и обязанностях обучающегося школы; -познакомить детей с историей, традициями русского народа; - познакомить с символикой России (флаг, герб, гимн ); - познакомить с историей родного края; - воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; - познакомить с основными законами жизни каждого человека нашей страны (Конституция). Содержание занятий: 1. Нравственные беседы: «От чего зависят поступки человека». «Права человека и гражданина». «Что такое общество. Мы выбираем, нас выбирают». «Жадность и зависть. Уголовное право». 2. Ролевые игры: «Правонарушения». «Моя семья». «Герои моей семьи». 3. Познавательные беседы: «Ради жизни на Земле». «Символы России». «Что такое честь». «Что такое Конституция». Обучающиеся должны знать свои права и обязанности, овладеть основами экономического просвещения; национального самосознания, а именно: Знать права и обязанности обучающегося; Помнить основные исторические даты и события России; Знать имена людей, прославивших Россию, родной край; Знать традиционные праздники и обычаи русского народа. «Творческое развитие» Цель: развития механизмов творческого восприятия мышления, чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, формирование духовных запасов личности каждого воспитанника. Задачи: развивать практические умения, элементы художественного исполнительства, фантазию, конструктивное мышление путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества; продолжать формировать эстетическое восприятие окружающего мира; развивать эстетические представления на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека; формировать эстетические представления, фантазию, мышление и сообразительность на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека; развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук. Содержание занятий: 1. Практические занятия: «Прекрасна природа в любое время года». «Мастерская Деда Мороза». «Подарки родным и близким». 2. Занятия – игры: «Звуки весны». «Краски осени». «Цветок желаний». «Защитники Отечества». 3. Познавательные беседы: «Как празднуют Новый год в разных странах». «Голубь мира». «Герои нашего времени». Обучающиеся должны знать и уметь: Знать различные инструменты обслуживающего труда, их возможности, умения владеть ими; Уметь планировать свою работу; Работать по инструкции; Освоить такие вспомогательные средства, как эскиз, набросок, схема; Переносить свои впечатления и преставления в разные виды художественной деятельности : лепку, рисование, аппликацию, конструирование. «Трудовое воспитание» Цель: отработка навыков трудового поведения, вооружение основными навыками самообслуживания, осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться. Задачи: сформировать навыки самообслуживания; продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены; научить правильному уходу за одеждой; научить производить мелкий ремонт одежды, обуви; научить ухаживать за жилищем; научить пользоваться бытовыми электроприборами; познакомить детей с правилами ухода за предметами личного пользования; воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами. Содержание занятий: 1. Практические занятия: «Уход за школьной одеждой, обувью». «Виды одежды. Уход за ней». «Проворная игла». «Мой уютный класс. Моя комната». «Чтобы сад расцвёл». «Новогодние костюмы и маски». 2. Познавательные занятия: «Кем я стану, когда вырасту». «Комнатные растения». «Семейная династия». «Кого волнует беспорядок». «Труд, вложенный в кусочек хлеба». «Золотые руки». Обучающиеся должны осмыслить необходимость трудовой деятельности, профессиональной подготовка, общей ориентации в мире профессий, а именно: владеть элементарными навыками самообслуживания; знать и выполнять правила поведения в школе, в своём доме, в своей комнате, в столовой, классной комнате; участвовать в дежурстве по школе, по столовой; поддерживать чистоту и порядок в классе, доме, своей комнате; правильно ухаживать за одеждой, обувью; выполнять их ремонт; выполнять работы по обслуживающему труду; уметь ухаживать за комнатными растениями и растениями в школьном саду; уметь ухаживать за растениями на школьных клумбах.