МАОУ "РАХМАНГУЛОВ СКАЯ СОШ" Подписано цифровой подписью: МАОУ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ" Дата: 2021.09.02 14:52:53 +05'00' Пояснительная записка Нормативные основания формирования учебного плана Учебный план разработан на основе нормативных правовых документов: Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»; Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26; СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384); Письма Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». Концептуальные основания, положенные в основу учебного плана При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости; соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. В основе разработки учебного плана в его обязательной части – учебно-методический комплект вариативной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015) Данный выбор программно-методического комплекта обеспечивает целостность образовательного процесса, содействует эффективному решению проблемы преемственности на каждом возрастном этапе периода дошкольного детства и при переходе на уровень общего образования в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования и детей – образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В каждой образовательной области осуществляется интеграция психолого-педагогических задач ее освоения детьми в соответствии с содержательными направлениями ее реализации. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения, нравственное воспитание ребенок в семье и обществе самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание формирование основ безопасности Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомление с предметным окружением ознакомление с социальным миром ознакомление с миром природы Образовательная область «Речевое развитие»: формирование словаря звуковая культура речи грамматический строй речи связная речь приобщение к художественной литературе Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к искусству изобразительная деятельность конструктивно-модельная деятельность музыкальная деятельность Образовательная область «Физическое развитие»: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни физическая культура В структуре учебного плана учтены особенности организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности, сформированных по разновозрастному принципу. Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с перечнем образовательных областей ФГОС ДО, объёма времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции. Учебный год (образовательный период) в соответствии с календарным учебным графиком детского сада устанавливается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10-ти часовое пребывание воспитанников в детском саду с 7.30 до 17.30. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", «Речевое развитие», "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" отражено в расписании непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для дошкольного возрастного периода детства. Характеристика структуры учебного плана Учебный план сформирован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.304913): Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 20 – 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в ранней и младшей подгруппах не превышает 20 и 30 минут соответственно, - в средней, старшей и подготовительной подгруппах – 40, 45 минут и 1,5 часа соответственно. Сетка-расписание образовательных отношений День недели Младшая группа время Понедельник 1. Соц-коммуникатив- 9.30-9.40/9.45 ное развитие 2. Худож.-эст. развитие: Музыка 10.00-10.10/10.15 Старшая группа 1. Худож.-эст. развитие: Музыка 2. Речевое развитие 3. Физкультура время 9.30-9.50/10.00 Вторник 1. Соц -ком. развитие 2. Худож.-эст.: рисование 9.30-9.50/10.00 Среда Четверг 10.10-10.30/10.40 16.15-16.35/16.45 1.. Худож.-эст. развитие: рисование 2. Физкультура 9.30-9.40/9.45 1. Речевое развитие 9.30-9.40/9.45 1.Музыка 9.30-9.50/10.00 2. Художественноэстетическое развитие: музыка 10.00-10.10/10.15 2.Познавательное развитие 3. Худож.-эст.: лепка/аппликация 10.10-10.30/10.40 1.Познавательное развитие 2. Физкультура 9.30-9.40/9.45 1.Речевое развитие 2.Познавательное развитие (для подготовительной подгруппы) 3. Физкультура 9.30-9.50/10.00 10.10-10.30/10.40 10.00-10.10/10.15 10.00 -10.10/15 10.10-10.30/10.40 16.00-16.20/16.30 16.00-16.20/16.30 Пятница 1. Художественноэстетич. развитие: лепка/аппликация 2. Физкультура 9.30-9.40/9.45 10.00-10.10.10.15 1. Худож.-эст. развитие: рисование 2. Физкультура 9.30-9.50/10.00 10.10-10.30/10.40 В середине времени, отведённого на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Образовательные области Младшая разновозрастная группа (2-4 г) 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие: Рисование Лепка Аппликация Музыка 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 3 раза в неделю 10 занятий в неделю Физическое развитие Итого Младшая разновозрастная группа месяц сентябрь 2 младшая подгруппа неделя НОД ОД в СД П (мин) РМ I Адаптационный период П II Адаптационный период III 165 + + IV 165 + + I 165 + + Старшая разновозрастная группа (4-7лет) 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 3 раза в неделю 13 занятий в неделю Старшая разновозрастная группа Средняя подгруппа НОД ОД в СД П (мин) РМ 200 + + П 240 + + 240 + + 240 + + Старшая подгруппа НОД ОД в СД П (мин) РМ 300 + + П 375 + + 375 + + 375 + + Подготовительная подгруппа НОД ОД в СД П (мин) РМ 420 + + П 510 + + 510 + + 510 + + 240 375 510 + + + + + + II 165 + + III 135 + + IV 165 + + I 135 + + 240 + + 200 + + 240 + + 200 + + 375 + + 330 + + 375 + + 330 + + 510 + + 420 + + 510 + + 420 + + октябрь ноябрь декабрь МП П МП П II мониторинг III мониторинг МП П IV 165 + + 240 + + 375 + + 510 + + I 165 + + 240 + + 375 + + 510 + + II 165 + + 240 + + 375 + + 510 + + III 165 + + 240 + + 375 + + 510 + + IV 135 + + 200 + + 330 + + 420 + + МП МП МП МП П МП каникулы I январь февраль март апрель II 165 + + 240 + + 375 + + 510 + + III 165 + + 240 + + 375 + + 510 + + IV 165 + + 240 + + 375 + + 510 + + I 165 + + 240 + + 375 + + 510 + + II III 165 165 + + + + 240 240 + + + + 375 375 + + + + 510 510 + + + + IV 165 + + 240 + + 375 + + 510 + + I II 135 165 + + + + 200 240 + + + + 330 375 + + + + 420 510 + + + + III IV 165 165 + + + + 240 240 + + + + 375 375 + + + + 510 510 + + + + I 165 + + 240 + + 375 + + 510 + + II III 135 165 + + + + 200 240 + + + + 330 375 + + + + 420 510 + + + + IV I 165 165 + + + + 240 240 + + + + 375 375 + + + + 510 510 + + + + МП СП МП СП МП СП МП СП II май июнь июль август 165 + + 240 + + 375 + + + + + + + + + + + + + + + + 510 + + + + + + + + + + + + + + + + мониторинг мониторинг III IV I + + II III IV + + + + + + I II III + + + + + + IV + I П П П + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + II + + + + + + + + III + + + + + + + + IV + + + + + + + + П П П П Взаимодействие с родителями НОД – непосредственно образовательная деятельность ОД в РМ – образовательная деятельность в режимных моментах СД – самостоятельная деятельность П – праздники МП – музыкальный праздник СП – спортивный праздник П П П П П