речевая практика 1-4

МАОУ
"РАХМАНГУ
ЛОВСКАЯ
СОШ"

Подписано
цифровой
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
Дата: 2021.09.13
14:29:18 +05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Речевая практика» для 1-4 классов
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), разработана на основе:

















Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, утверждѐнный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпи- демиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4
3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении
санитарноэпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)" (Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292)
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью, одобрена решением Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. протокол №4/15;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» от 28 августа 2020 г. № 442;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253,
с изменениями;
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального












общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом
Министерства Просвещения России от 20 мая 2020 г. №254;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
Закона Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении
перечня учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022
учебном году в МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждѐнного приказом № 174 от
19.08.2021 г.
Календарного учебного
графика,
утверждѐнного
приказом МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.

В основу рабочей программы положено содержание учебников предметной линии
«Речевая практика» для детей с ограниченными возможностями здоровья 1–4 классов,
осваивающих содержание предметной области «Язык и речевая практика» в
соответствиис требованиями адаптированных основных общеобразовательных программ
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)и учебное методическое сопровождение:
1) Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированныеосновные общеобразовательные программы. Речевая практика
1класс. С.В. Комарова, - М.: Просвещение, 2020г.
2) Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Речевая практика 2 класс. С.В.
Комарова, - М.: Просвещение, 2020г.
3) Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Речевая практика 3класс. С.В.
Комарова, - М.: Просвещение, 2020г.
4) Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Речевая практика 4 класс. С.В.
Комарова, - М.: Просвещение, 2020г.
5) Методические рекомендации. Речевая практика. 1 - 4 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Автор – составитель: С.В. Комарова. - М.:
Просвещение, 2016г.

Цель уроков речевой практики состоит в том, чтобы заложить основы
формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое
развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Общие задачи курса могут быть сформулированы следующим образом:
 способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
 корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
 формировать выразительную сторону речи;
 учить строить устные связные высказывания;
 воспитывать культуру речевого общения.
Основные задачи реализации предмета:
1. Расширение представлений об окружающей действительности.
2. Обогащение лексической и грамматико – синтаксической сторон речи.
3. Развитие навыков связной устной речи.
4. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях
общения.
5. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану МАОУ «Рахмангуловская СОШ», на изучение
учебного курса «Речевая практика» в начальной школе отводится: в 1 классе -33 часа (из
расчета 1час в неделю, 33 учебных недели), во 2 - 4 классах – по 34 часа (из расчета 1час в
неделю, 34 учебные недели). Всего 135 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих предметных
и личностных результатов:
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Речевая практика»
относятся:
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося;
 овладение социально-бытовыми умениями, соответствующих возрасту,
используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 интерес к продуктам художественного творчества;
 сформированность мотивации к учебной деятельности, включая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
 положительное отношение к учебному труду;
 адекватное использование ритуалов школьного поведения;
 владение средствами коммуникации;
 способность к самоконтролю, саморегуляции поведения;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; - развитие доброжелательности.
Личностные результаты, ожидаемые после 1-го года обучения:
 самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в
туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного

образования и т. д.);
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия (в рамках предметных результатов 1-го года обучения — умение
доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в
соответствии с предусмотренными предметными результатами);
 проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нѐм,
практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник,
ученик, одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в
ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном
общении;
 проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей с
использованием полученных на уроках знаний и умений интонационных, жестовомимических), использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни;
 положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление
интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям,
результатам своего труда и труда окружающих.
Личностные результаты, ожидаемые после 2-го года обучения:
 зарождение представлений о праздниках — личных и государственных,
связанныхс историей страны;
 практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик,
сын(дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
череззнакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
 овладение навыками коммуникации и принятыми нормами
ѐсоциальноговзаимодействия (в рамках предметных результатов 2гогода обучения);
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни(в рамках предметных результатов 2-го года обучения).
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения:
 уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных
систорией страны;
 расширение представлений о различных социальных ролях(покупатель, пассажир,
пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
 укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через
расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного
поведения;
 овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов
обучения);
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни(в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения:
 расширение представлений о праздниках — личных и государственных,
связанныхс историей страны;
 закрепление представлений о различных социальных ролях —собственных и
окружающих людей;
 укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через
расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного

поведения;
 закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые
нормысоциального взаимодействия (в рамках предметных результатов
начального обучения);
 закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни
(врамках предметных результатов начального обучения).
Предметные результаты
1 класс
Минимальный уровень:
 выполнение заданий по словесной инструкции;
 называние предметов и действий, соотнесение их с картинками;
 умение внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
 соблюдение правил речевого этикета при встрече и прощании:
 знание своего имени и фамилии, имен и отчеств учителей, воспитателей, имен
ближайших родственников.
 понимание содержания небольших по объѐму сказок, рассказов и стихотворений;
умение дать ответы на вопросы;
 участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
 составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Достаточный уровень:
 выполнение по словесной инструкции учителя действий, повторяющихся каждый
день;
 называние предметов и соотнесение их с картинками;
 употребление вежливых слов при обращении к другим людям;
 умение правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
 формулирование просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
 знание своего имени и фамилии, имен и отчеств учителей, воспитателей, имен
ближайших родственников.
 участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
 восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
 выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
 участие в беседах на темы, близких личному опыту ребѐнка;
 ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио-телепередач.
2 класс
Минимальный уровень:
 выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
 называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
 правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
 адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
 знать свои имя и фамилию, адрес дома;
 участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми
средствами);
 слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал.
Достаточный уровень:
 выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь,































записанную на аудионосителе;
использовать громкую и шѐпотную речь, менять темп и тон речи по указанию
учителя и в зависимости от ситуации;
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы
и спрашивать ответы у товарищей;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча
школы, ближайших родственников;
слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
3 класс
Минимальный уровень:
выполнение заданий по словесной инструкции учителя, детей;
умение выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
умение адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с
детьми и взрослыми;
умение сообщать своѐ имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно
доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
умение выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по
образцу учителя;
умение участвовать в беседе.
Достаточный уровень:
умение передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или
артистами в магнитофонной записи или видеофильмов;
умение выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений после
анализа;
участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
умение правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова;
здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя
соответствующие выражения;
умение сообщать о себе имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилию, имена
и фамилии своих родственников;
участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
4 класс
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

 выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
 активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
 высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные
слова и выражения;
 участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
 составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
1 класс
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч.
в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых устных инструкций учителя, словесный отчет о
выполненных действиях.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни.
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки в
общении людей. Общение на расстоянии.
Организация речевого общения.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут …», «Меня зовут …, а тебя?».
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с
праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
сотовой связи).
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо»,
«пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо …имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.

Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Как красиво!».
2 класс.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днѐм рождения!».
«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросѐнка», «Новогодняя сказка»,
«Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро
лето». «Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний
карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок».
«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!».
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчѐтливое произнесение ряда слоговых комплексов
и слов (3 слога, 2—3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка,
гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на,
у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу
в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под
партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя
с последующим речевым отчѐтом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например:
«Наташа, подойди к доске и напиши своѐ имя», «Миша, выйди к доске и допиши еѐ
фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию».
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений,
содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные
предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети
слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приѐмы).
Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчѐтливое и выразительное
их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух
Егорок на одном выдохе, потом трѐх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три
Егорки.Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен. Громкая, тихая и
шѐпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в
различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с
речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: весѐлое, грустное,
удивлѐнное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса:
приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, изучавшемуся в 1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,

бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику
полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тѐтенька, девушка,
мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения
(«Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развѐртывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,посмотреть в
глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойнойночи».
Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,«Счастливо», «Пока». Грубые
(фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай»,«Чао» и др. (в зависимости от условий
школы). Недопустимостьдублирования этикетных формул, использованных
невоспитаннымивзрослыми. Развѐртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Какдела?», «Как
живѐшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы припрощании: «Приходи(те)
ещѐ», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю
спраздником…» и их развѐртывание с помощью обращения по имени иотчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаютебе…», «Желаю Вам…»,
«Я хочу пожелать…». Неречевые средства:улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Яхочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции напоздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания втелефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,обращения автоответчика
мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…»,
«Попросите, пожалуйста…», «Можнопопросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощьюприветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте науроке или
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.Развѐртывание просьбы с
помощью мотивировки. Формулы«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!»,
«Разрешите…», «Можномне…», «Можно я…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо»,«Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, …(имя)»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» идр. как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращениеми без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Янечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения приизвинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение имотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.Слова
поддержки, утешения.

3 класс.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции,
в кружке)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч.
в экстренной ситуации), поведение в общественных местах
(магазин, библиотека, театр,…)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Аудирование и понимание речи.
Выполнение составных устных инструкций учителя, словесный отчет о
выполненных действиях.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей предложению).
Повторение и воспроизведение по памяти отдельных слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни.
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение
(афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на
расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Именные, бытовые, ласковые
обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите,
пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста,
это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку. Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо»,
«пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы,
сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До
завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те»,
«Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником
…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …»,

Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные
открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу
подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент.
Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор.
Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Выражение
просьбы позвать к телефону («Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Развертывание просьбы с помощью
мотивировки. Формулы «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность.
Благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка
благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание ( «Я тоже поздравляю тебя
(Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение.
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
4 класс.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции,
в творческой студии)
«Я за порогом дома» (посещение гостей, обращение за помощью в экстренной
ситуации), поведение в общественных местах (музей, стадион, торгово – развлекательный
комплекс и др.)
«Я в мире природы» (поведение в зоопарке, заповеднике, и др.)
Аудирование и понимание речи.
Выполнение составных устных инструкций учителя, словесный отчет о
выполненных действиях.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Повторение и воспроизведение по памяти отдельных предложений. Слушание
небольших литературных произведений в изложениипедагога и с аудио-носителей.
Ответы на вопросы по прослушанному тексту,пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях.
Общение и его значение в жизни.
Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама,
письма,открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино,
телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи
на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания.

«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это
…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания
в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку.
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока».
Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от
условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те)
еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение.
Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам …»,
«Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам
(тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент.
Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор.
Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Выражение
просьбы позвать к телефону. Распространение этих формул с помощью приветствия.
Ответные реплики адресата.
Просьба, совет.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Развертывание просьбы с помощью
мотивировки. Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность.
Мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание
(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».
Замечание, извинение.
Правильная реакция на замечания. Использование форм обращения приизвинении.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение.
Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления,подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Тематическое планирование
1класс -33 ч, 1час в неделю.
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Тема урока
Давайте знакомиться
Давайте знакомиться
Давайте знакомиться
Знакомство во дворе
Знакомство во дворе
Знакомство во дворе
Дорога домой
Дорога домой
Дорога домой
«Теремок»
«Теремок»
Знакомство в гостях
Знакомство в гостях
Знакомство в гостях
Покупка школьных принадлежностей
Покупка школьных принадлежностей
В магазине игрушек
В магазине игрушек
Готовимся к Празднику
Готовимся к Празднику
Новогодние чудеса
Новогодние чудеса
Зимняя прогулка
Зимняя прогулка
Помощники
Помощники
Помощники
«Спокойной ночи!»
«Спокойной ночи!»
«Спокойной ночи!»
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»

Тематическое планирование
2 класс -34 ч, 1час в неделю.
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Добро пожаловать! Знакомство, представление,приветствие.
Грубые и негрубые обращения
Этикетные правила приветствия
Приветствие и прощание
Истории о лете
Истории о лете
«Три поросѐнка», знакомство со сказкой
Закрепление содержания сказки
Расскажи мне о школе
Расскажи мне о школе
Вспоминаем любимые сказки
Инсценирование сказки
Алло! Алло!Телефонный разговор
Выражение просьбы позвать к телефону
С Днѐм рождения! Поздравление, пожелание
Поздравительные открытки.
Приглашение на новогодний праздник
Новогодний карнавал
Дежурство
Дежурство
У меня есть щенок!
«Красная Шапочка»
Я поздравляю тебя!
Благодарность за поздравления и подарки
Я записался в кружок!
Давай придумаем историю «Я записался в кружок!»
Вспоминаем любимые сказки
Инсценирование сказки
Вспоминаем любимые сказки
Скоро лето!
Любимые занятия
Поклонимся памяти Героев
Благодарность. Составление поздравлений

Тематическое планирование
3 класс -34 ч, 1час в неделю.

№
1. Снова в школу!
2. Снова в школу!
3. Мы собрались поиграть
4. Мы собрались поиграть
5. В библиотеке
6. В библиотеке
7. На приѐме у врача
8. На приѐме у врача
9. «Лисичка со скалочкой»
10. «Лисичка со скалочкой»
11. Отправляюсь в магазин
12. Отправляюсь в магазин
13. Телефонный разговор
14. Телефонный разговор
15. Новогодние поздравления
16. Новогодние поздравления
17. Я – зритель
18. Я – зритель
19. Какая сегодня погода?
20. Какая сегодня погода?
21. «Снегурочка»
22. «Снегурочка»
23. Весенние поздравления
24. Весенние поздравления
25. Готовим подарок к празднику
26. Готовим подарок к празднику
27. Весѐлый праздник
28. Весѐлый праздник
29. Учимся понимать животных
30. Учимся понимать животных
31. Поздравляем с Днѐм Победы!
32. Поздравляем с Днѐм Победы!
33. Узнай меня!
34. Узнай меня!
Итого:

Тема урока

Тематическое планирование
4 класс -34 ч, 1час в неделю.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока

Делимся новостями
Делимся новостями
Я выбираю книгу
Я выбираю книгу
Подскажите, пожалуйста.
Подскажите, пожалуйста.
Я — пассажир
Я — пассажир
«Петушок — Золотой гребешок»
«Петушок — Золотой гребешок»
Сочиняем сказку
Сочиняем сказку
У телевизора
У телевизора
«Лисичка-сестричка»
«Лисичка-сестричка»
Новогодние истории
Новогодние истории
Знаки-помощники
Знаки-помощники
В гостях у леса
В гостях у леса
Задушевный разговор
Задушевный разговор
Поздравляю!
Поздравляю!
Жду письма!
Жду письма!
Извините меня.
Извините меня.
Поздравительная открытка
Поздравительная открытка
«Во саду ли в огороде»
«Во саду ли в огороде»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».