мир природы и человека 1-4

Подписано
МАОУ
цифровой
МАОУ
"РАХМАН подписью:
"РАХМАНГУЛОВС
ГУЛОВСКА КАЯ СОШ"
Дата: 2021.09.13
Я СОШ" 14:24:19 +05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1–4
классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработана на основе:
•
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
•
Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью, утверждѐнный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил
СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об
утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292)
•
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью, одобрена решением Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. протокол №4/15;
•
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным обще- образовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 28 августа 2020
г. № 442;
•
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.
№253, с изменениями;
•
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
утвержденного
приказом
Министерства Просвещения России от 20 мая 2020 г. №254;
•
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые

допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
•
Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
•
Закона Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
•
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
•
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об
утверждении перечня учебников, используемых в образовательной деятельности в 20212022 учебном году в МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
•
Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утверждѐнного приказом № 174
от 19.08.2021 г.
•
Календарного
учебного
графика,
утверждѐнного
приказом
МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.
В основу рабочей программы положено содержание учебников предметной линии
«Мир природы и человека» для детей с ограниченными возможностями здоровья 1–4
классов, осваивающих содержание предметной области «Естествознание» в соответствии
с требованиями адаптированных основных общеобразовательных программ ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и учебное методическое сопровождение:
1) Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Мир природы и человека. 1 класс. В
2 частях. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова, - М.:
Просвещение, 2020г.
2) Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Мир природы и человека. 2 класс. В
2 частях.Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова, - М.:
Просвещение, 2020г.
3) Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Мир природы и человека. 3 класс. В 2 частях. Н.Б.
Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова, - М.: Просвещение, 2020г.
4) Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Мир природы и человека. 4 класс. В 2 частях. Н.Б.
Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова, - М.: Просвещение, 2020г.
5) Методические рекомендации. Мир природы и человека. 1 - 4 классы: учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Автор – составитель: Н.Б. Матвеева,
И.А. Ярочкина, М.А. Попова. - М.: Просвещение, 2016
Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Изучение предмета призвано решать следующие задачи:
―формирование естествоведческих знаний;
―формирование умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с
окружающим миром;
―накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через

взаимодействие с различными носителями информации;
―закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизация знаний и накопление опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану МАОУ «Рахмангуловская СОШ», на
изучение учебного курса «Мир природы и человека» в начальной школе отводится: в 1
классе - 33часа (из расчета 1час в неделю, 33 учебные недели), во 2 - 4 классах - по 34часа
(из расчета 1час в неделю, 34 учебные недели). Всего 135 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих предметных и личностных результатов:
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Мир природы и
человека» относятся:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель класс);
 использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
 умение обращаться за помощью и принимать помощь;
 понимание инструкций к учебному заданию в разных видах деятельности;
 сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
 активное участие в деятельности по предложенному плану в общем темпе;
 адекватное использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из за парты и т. д.)
 умение работать с учебными принадлежностями:
 соблюдение порядка на рабочем месте;
 представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
 ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам,
способность сочувствовать природе и еѐ обитателям;
 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
 элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных
и социальных компонентов;
 любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России;
 элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем
окружении и о себе;
 стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
 уважение к защитникам Родины;
 положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
 элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях
истории России и еѐ народов;
 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
 представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни
в семье и в обществе;
 представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на
улице, в населѐнном пункте, в общественных местах, на природе;
 уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к
сверстникам и младшим;
 умение видеть красоту природы и человека.

Предметные результаты
1 класс
Минимальный уровень
 представления о назначении объектов изучения;
 узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
 знание элементарных правил личной гигиены;
 адекватное поведение в классе, в школе в условиях реальной ситуации
правила поведения на уроке;
 название сходных объектов, отнесѐнных к одной и той же изучаемой группе;
 представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
 знание требований к режиму дня школьника;
 отнесение изученных объектов к определѐнным группам (видо-родовые
понятия);
Достаточный уровень
 представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
 отнесение изученных объектов к определѐнным группам с учѐтом различных
оснований для классификации;
 знание некоторых правил безопасного поведения в обществе с учѐтом
возрастных особенностей;
 готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
 соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
2 класс
Минимальный уровень
 правильно называть изученные объекты и явления;
 различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за
 комнатными растениями;
 различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять,
 где они растут, как используются человеком;
 различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки,
 образ жизни;
 выполнять элементарные гигиенические правила;
 различать признаки времен года, объяснять причину сезонных
 изменений в природе.
Достаточный уровень
 представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
 отнесение изученных объектов к определѐнным группам с учѐтом различных
оснований для классификации;
 знание некоторых правил безопасного поведения в обществе с учѐтом
возрастных особенностей;

 проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми;
 ответы на вопросы по содержанию изученного;
 выполнение задания подтекущим контролем учителя, адекватное восприятие
похвалы;
 готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
 соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
3 класс
Минимальный уровень
 представления о назначении объектов изучения;
 узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
 знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
 ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
 адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях;
 название сходных объектов, отнесѐнных к одной и той же изучаемой группе;
 представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
 знание требований к режиму дня школьника;
 отнесение изученных объектов к определѐнным группам (видо-родовые
понятия);
 составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3
предложений об изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
 представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
 знание отличительных существенных признаков групп объектов;
 знание правил гигиены органов чувств;
 знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с
учѐтом возрастных особенностей;
 готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
 ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного;
 выполнение задания без текущего контроля учителя(при наличии
предваряющего и итогового контроля), адекватное восприятие похвалы;
 проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми;
 соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
 выполнение доступных природоохранительных действий;
4 класс
Минимальный уровень
 представления о назначении объектов изучения;
 узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

 отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
 называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
 представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
 знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;
 знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
 ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
 составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
 адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
 представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
 отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
 развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
 знание отличительных существенных признаков групп объектов;
 знание правил гигиены органов чувств;
 знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
 готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
 ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
 выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
 проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
 соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
 выполнение доступных природоохранительных действий;
 готовность к использованию сформированных умений при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Сезонные изменения
Временные изменения.
День. Ночь. Время суток и солнце (по результатам наблюдений).
Времена года.
Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в
неживой природе, жизни растений, животных и человека). Значение солнечного тепла и
света. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том
числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе.
Температура воздуха (тепло-холодно), осадки (снег, дождь), ветер (холодный
тѐплый), солнце (греет, светит), облака, тучи, гроза.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь животных в разное время года (звери, птицы). Сбор листьев. Увядание и
появление растений. Сад, огород в разное время года. Домашние и дикие животные в
разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учѐт времени года,
погоды для предполагаемых занятий. Игры детей в разные сезоны года. Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями.
Неживая природа.
Солнце, луна, звѐзды. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Простейшие признаки объектов: внешний вид, наиболее существенные и заметные
свойства, место и значение в природе и жизни человека.
Живая природа.
Растения.
Растения культурные. Овощи, фрукты.
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по
этим признакам. Употребление в пищу. Использование.
Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по
этим признакам. Употребление в пищу.
Комнатные растения. Бегония. Узнавание и называние. Внешний вид, место
произрастания, использование. Уход (полив).
Растения дикорастущие.Деревья. Травянистые растения.
Животные.
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид,
повадки, пища. Сравнение. Место и значение в жизни человека. Роль в природе.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь. Внешний вид. Части тела. Где живет, чем питается. Какую пользу
приносит человеку. Роль в природе. Помощь птицам зимой.
Охрана природы.
Наблюдение за жизнью животных в природе. Ознакомление с видами помощи
диким животным и птицам.
Человек.
Мальчик и девочка. Вещи мальчиков и девочек. Возрастные группы (малыш,
взрослый). Строение тела человека (голова, туловище, шея, ноги, руки). Ориентировка в
схеме тела на картинке и на себе. Рука правая и левая. Нога правая и левая. Голова, лицо:
глаза, нос, рот, уши. Покровы тела (кожа). Уход за руками (мытье рук). Гигиенические
принадлежности.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
Одежда.Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков
(пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
Магазины (продуктовый, книжный). Правила поведения в магазине.
Зоопарк. Больница. Назначение учреждения. Основные профессии людей,
работающих в учреждении (учитель, воспитатель, продавец, врач).
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (трамвай,
троллейбус, автобус). Правила поведения в транспорте.
Наша родина Россия. Флаг, герб, гимн России. Наш город. Праздники нашей страны
(Новый год, день Защитника Отечества, 8 Марта, день Победы).
Безопасное поведение.
Предупреждение заболеваний и травм. Одевание по погоде. Предупреждение
вирусных заболеваний. Простейшие действия при получении травмы (обращение за
помощью к учителю, что и где болит). Правила поведения при контакте с диким,
домашним животным. Правила поведения с незнакомыми людьми. Правила поведения на
улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по
тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Поведение в общественном
транспорте. Правила безопасного использования учебных принадлежностей. Правила
обращения с горячей водой в кране.
1 класс
Сезонные изменения в природе
Временные изменения. Формирование представлений о смене времен года в связи
сизменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Времена года.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Сезонные изменения в неживой природе.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро,день, вечер,
ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживойприроды: похолодание,
дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад,снежинки, мороз, лед, замерзание
водоемов, потепление, таяние снега, ручьи,капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром,
молния), теплые дожди, ливень.Продолжение наблюдений за погодой, их словесное
описание.
Растения и животные в разное время года. Наблюдения за растениями (деревьями
и кустарниками) в разное времягода: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и
появление
трав,цветов:
одуванчик,
ландыш.
Наблюдения
за
зимующими
птицами.Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные
вразное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.Поведение человека во время грозы, дождя, при
наступлении морозов.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха,текучесть.
Первичные представления о температуре, о термометре какприборе для измерения
температуры. Вода горячая, холодная.Значение воды для жизни растений, животных,
человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость дляжизни растений
воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые,засухоустойчивые: традесканция и
кактус.Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уходза
комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки.Особенности
произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и
признаки. Особенностипроизрастания. Фрукты в питании человека.Растения садов и
огородов данной местности.Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк.Внешний
вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, местаобитания. Необходимые
условия для жизни животных: вода, тепло, воздух,пища. Разнообразие пород кошек и
собак, их повадки.Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной
местности).Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Охрана природы.
Отношение человека к животным.Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание.Питание человека. Органы пищеварения:
ротовая полость, пищевод,желудок, кишечник (элементарные представления).Значение
овощей и фруктов для правильного питания человека.Пища человека. Правильное
питание. Профилактика пищевыхотравлений.
2
класс.
Сезонные изменения
Временные изменения.
День. Ночь. Вечер. Утро. Дни недели рабочие и выходные, порядок следования.
Неделя и месяц. Время суток на циферблате часов. Определение времени по часам с
точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Времена года.
Осень, зима, весна, лето раннее и позднее, середина сезона. Основные признаки
каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Календарь. Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне, в году начиная с января. Значение солнечного тепла и света. Смена времѐн года.
Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и
по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе.
Температура воздуха (тепло-холодно, жара, мороз,.. замеры температуры), осадки
(снег, дождь, иней, град), ветер (холодный тѐплый, сила и направление ветра), солнце
(яркое - тусклое, греет, светит), облака, тучи, гроза, состояние водоѐмов (лужи покрылись
льдом, тѐплая - холодная), почва (сухая, влажная, заморозки). Солнце.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь животных в разное время года (звери, птицы, рыбы, насекомые). Сбор
листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Весенний сбор веток для гнездования.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (гололѐд,
жара).
Неживая природа.
Земля: песок, глина, камни. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Простейшие признаки объектов: внешний вид, наиболее существенные и заметные
свойства, место и значение в природе и жизни человека. Элементарные сведения о Земле,
как планете.
Живая природа.
Растения.
Растения культурные.
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня
картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу.
Хранение их зимой. Первичные представления о способах размножения (на примере
гороха, фасоли).
Арбуз, дыня, тыква. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор
семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
Деревья. Тополь, рябина. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви,
листья. Семена тополя.
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки. Узнавание и называние.
Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
Растения комнатные. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за
комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка
растений в классе).
Растения дикорастущие.
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или
другие. Наблюдения за появлением первых цветов. Беседа о раннецветущих растениях
нашего края.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза,
приносимая людям. Забота и уход за животными. Скотный двор, ферма.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Место и
значение в жизни человека. Роль в природе.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем
покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Помощь птицам зимой и
весной в период гнездования (сбор веток для гнѐзд).
Птицы перелетные и зимующие на примере наблюдения за птицами.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и
утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где
живут. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему
виду.
Охрана природы.
Наблюдение за жизнью животных в природе. Ознакомление с видами помощи
диким животным и птицам. Ознакомление с правилами ухода за домашними животными.
Человек.

Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение
— защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы
слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты
носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход
за зубами.
Здоровый образ жизни: гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Прогулки и
занятия спортом.
Человек – член общества. Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары,
мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний
адрес.
Магазины (промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.). Краеведческий
музей. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в
учреждении. Правила поведения в учреждениях.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (маршрутные такси,
трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Правила
поведения.
Наша Родина - Россия.Президент России. Наша национальность. Некоторые другие
национальности. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны (День
Победы, Масленица, День космонавтики, день Учителя). Великие люди страны или края.
Деньги нашей страны.
Безопасное поведение.
Предупреждение заболеваний и травм. Одевание по погоде. Предупреждение
вирусных заболеваний (предупреждение контактов с больными людьми). Поведение во
время простуды (постельный режим, соблюдение назначений врача, изоляция больного,
проветривание, отдельная посуда).
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где
болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе. Правила поведения в зоопарке, в лесу.
Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице. Поведение в
общественном
транспорте.
Правила
безопасного
использования
учебных
принадлежностей. Практическая работа с инвентарѐм для уборки класса. Правила
обращения с горячей водой в чайнике. Телефоны первой помощи.
3
класс
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток на
циферблате часов. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с
точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение
времени.
Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года
(изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние,
зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений.
Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и
по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе

Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня.
Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи,
летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия
летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится
холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи,
скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле.
Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную
погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно
восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная
ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к
домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев.
Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые
проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки,
распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди
сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются
насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный
– теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, большое –
маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка
птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное
время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда. Одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за
одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход
за разными видами обуви.
Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения,
спортивные занятия).
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями
(похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Почва.
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов:
внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства, место и значение в природе и
жизни человека. Элементарные сведения о Солнце, как звезде, вокруг которой двигается в
космосе Земля.
Живая природа
Растения
Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение. Особенности произрастания в
нашей местности и сбора урожая.

Растения культурные. Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес. Части этих
растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как
используются эти растения. Осенние работы в поле.
Растения комнатные.
Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические
работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
Растения дикорастущие.Деревья. Кустарники. Деревья. Ель, сосна, кедр.
Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель,
сосна, кедр — хвойные деревья.
Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Части гриба. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные
Животные домашние. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида.
Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям. Условия содержания домашних
животных в Сибири.
Дикие животные. Лось, олень. Внешнее строение: названия частей тела. Место
обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза,
приносимая людям.
Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешнее строение: названия частей тела. Место
обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой и весной в
период гнездования (соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Птицы перелетные и зимующие.
Время отлета и прилета разных птиц.
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход
за рыбами в аквариуме.
Змеи. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе.
Лягушки. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе.
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными
растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим
растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода
за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования,
ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек.
Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние
органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища, гигиена питания, личная гигиена. Прогулки
и занятия спортом.
Человек – член общества, член семьи. Обязанности детей в семье и обществе.
Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Виды магазинов, отделы в магазине. Учреждения культуры. Почта. Назначение
учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения
в учреждениях.
Транспорт. Виды транспорта. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты.
Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Наш город, край. Флаг, Герб России, края. Президент России,
губернатор края, мэр города. Россия – многонациональная страна. Национальные
костюмы. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах.
Великие люди страны или края. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, предупреждение появления сквозняков.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа
и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простуды
(отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы. Поведение при оказании медицинской
помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Изучение ПДД.
Правила безопасного использования инструментов для практических работ и
опытов, с инвентарем для уборки класса и территории. Правила обращения с
электричеством, газом (на кухне).

Тематическое планирование
1 класс – 33ч., 1час в неделю

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.

Тема урока
Неживая природа (6 ч)
Введение
Земля и Солнце
День и ночь
Сутки. Занятие людей втечение суток
Значение Солнца
Солнце и жизнь растений
Сезонные изменения в природе (8 ч)
Времена года.
Осень. Признаки осени
Занятия и одежда детей осенью
Зима. Признаки зимы
Занятия и одежда детей зимой
Весна. Признаки весны
Занятия и одежда детей весной
Лето. Признаки лета
Занятия и одежда детей летом
Живая природа (19 ч)
Растения (7 ч)
Растения. Строение и сходство растений.
Различия растений. Разнообразие цветов.
Семена. Плоды растений.
Овощи и фрукты.
Уход за растениями.
Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.
Приспособления растений к разным условиям жизни.
Животные (6часов)
Животные. Строение и сходство животных.
Различие животных.
Детеныши животных.
Домашние животные. Дикие животные.
Приспособление животных к
различным условиям жизни.
Приспособление животных к временам года.
Человек (6 часов)
Человек. Части тела человека.
Гигиенические навыки. Лицо человека.
Глаза.Уши.
Нос. Рот.
Кожа.
Осанка. Скелет и мышцы человека.

Тематическое планирование
2 класс - 34ч, 1час в неделю.
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30 .
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Сезонные изменения в природе (12 ч)
Сезонные изменения в природе. Влияние Солнца на
смену времен года.
Сутки. Долгота дня зимой и летом.
Занятия семьи в течение суток
Телефоны экстренных служб. Звонок по телефону
Осень. Растения и животные осенью.
Занятия людей осенью.Правила поведения на улице.
Зима. Растения и животные зимой.
Занятия людей зимой.
Весна. Растения и животные весной.
Занятия людей весной.
Лето. Растения и животные летом
Занятия людей летом. Профилактика укусов насекомых
Неживая природа (4ч)
Неживая природа.Вода.
Вода горячая и холодная. Температура воды.
Вода в природе. Значение воды.
Правила обращения с горячей водой.
Живая природа (18 ч)
Растения (8ч)
Части растений. Жизнь растений.
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
Растения светолюбивые и тенелюбивые.
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
Овощи. Огород. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.
Уход за растениями сада и огорода.
Правила безопасного использования садового инструмента.
Животные (5 ч)
Животные. Дикие и домашние животные.
Кошка и рысь. Породы кошек.
Собака и волк. Породы собак.
Правила поведения при контакте с домашними животными.
Рыбы
Человек (5 ч)
Человек. Тело человека
Органы пищеварения
Питание человека. Правила питания
Правила питания
Профилактика отравлений

Тематическое планирование
3 класс - 34ч, 1час в неделю.
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема урока
Сезонные изменения в природе.( 12 ч)
Осень. Осенние месяцы.Календарь.
Растения и животные осенью.
Занятия людей осенью.
Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы.
Растения и животные зимой.
Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период(снежная буря, катание на
коньках)
Весна. Признаки весны. Весенние месяцы.
Растения и животные весной.
Занятия людей весной.
Лето.Признаки лета. Летние месяцы.
Растения и животные летом.
Занятия людей летом
Неживая природа (5 ч)
Солнце в разные времена года. Восход и заход солнца.
Сон – лучшая профилактика усталости.
Воздух.Значение воздуха.
Ветер.Направление ветра.
Термометр
Растения. (4 ч)

31.
32.
33.

Сравнение растений. Части растений.
Лес. Плоды и семена. Лесные ягоды
Грибы.Профилактика отравлений ягодами и грибами.
Травы. Правила поведения в лесу
Животные (9 часов)
Животные. Дикие животные
Домашние животные
Свинья и кабан
Кролик и заяц
Правила ухода за домашними животными.
Птицы.Строение птиц
Перелетные птицы
Зимующие птицы
Охрана животного мира.
Человек (4 ч)
Человек.Дыхание человека. Восход и заход солнца.
Кровь. Сердце. Пульс.
Поведение во время болезни.Вызов врача из поликлинники.

34.

Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Тематическое планирование
4 класс - 34ч, 1час в неделю.

№

Тема урока
Сезонные изменения в природе (12 ч)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Влияние Солнца на смену времен года. Осень.Признаки осени
Растения и животные осенью.
Труд людей осенью.
Зима.Признаки зимы.
Растения и животные зимой.
Труд людей зимой.
Весна.Признаки весны.
Растения и животные весной.
Труд людей весной.
Лето.Признаки лета.
Растения и животные летом.
Труд людей летом.
Неживая природа (4 ч)
Почва. Состав почвы. Обработка почвы.
Песок. Глина.
Рельеф. Горы, холмы.
Равнины,овраги
Растения. (6ч)
Растения. Огород.
Лес. Как ориентироваться в лесу?
Сад.
Лекарственные растения. Красная книга.
Парки.
Растения полей.Поле в разное время года.
Животные (5 ч)
Домашние животные: лошадь,корова, свинья, овца. Правила ухода за домашними
животными.
Птицы. Польза и вред птиц.
Водоплавающие птицы.
Дикие и домашние птицы – сходство и различия.
Насекомые. Пчела. Насекомые- вредители.
Человек (4 часов)
Человек. Мозг человека
Режим дня.Часы. Профилактика переутомления.
Загрязнение воздуха,воды,почвы.
Заповедники. Зоопарк.
Безопасное поведение (3 ч)
Правила поведения в быту, в школе. Правила поведения в школе.
ПДД. Дорога. Пешеходный переход.
Транспорт. Мы– пассажиры


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».