осн фин грам 10

Подписано

цифровой
МАОУ
подписью:
"РАХМАН МАОУ
ГУЛОВСК "РАХМАНГУЛОВ
СКАЯ СОШ"
АЯ СОШ" Дата: 2021.09.13
14:27:04 +05'00'

Пояснительная записка
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением
широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед
гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению
собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит,
ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий
момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми
мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние
активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей
финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Учебная программа рассчитана на учащихся 10 классов и составлена с учётом
психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают
необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы
правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность».
Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего
возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после
окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о
финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно
важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового
благополучия.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников
об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового
рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и
технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта
позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления
личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни. Кроме того, задачи с
финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс
основной школы, ЕГЭ.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт образования
определяет в качестве главных результатов - предметные, метапредметные, личностные
результаты.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность
к саморазвитию и самосовершенствованию, что достигается путём сознательного, активного
присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН)
рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е.
они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих
учащихся.
Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщённые действия, обеспечивающие
умение учиться. Обобщённым действиям свойственен широкий перенос, т.е. обобщенное
действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть
использовано при изучении других предметов. В этой связи, реализация программы «Основы
финансовой грамотности», выступает развивающим пространством способствующим
формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании
образования.
Целесообразность программы «Основы финансовой грамотности» заключается в
овладении различными видами деятельности (самостоятельной проектной, исследовательской
деятельностью и др.) обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в
виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Целевая аудитория: в осуществлении данного курса участвуют обучающиеся 11 класса.

Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко,
А.П.Горяева «Основы финансовой грамотности».
Общая характеристика учебного предмета, курса
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на
формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную
учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в
финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и
установки.
Это определило цели данного курса:

формирование у учащихся готовности принимать ответственные и
обоснованные решения в области управления личными финансами, способности
реализовать эти решения;

создание комфортных условий, способствующих формированию
коммуникативных компетенций;

формирование положительного мотивационного отношения к экономике
через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:

освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества
и инструментах управления личными финансами;

овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для
эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического
поведения, ценностей деловой этики;

воспитывать ответственность за экономические решения.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации
занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и
сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной
информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская
деятельность, игровая технология. На занятиях учащиеся занимаются различными видами
познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные
экономические задачи. Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной
деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

Дискуссии.

Практико-ориентированные игры.

Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.

Работа с источниками экономической информации.

Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность.
Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание
программы:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

2



опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной

деятельности;


опора на ценности системы воспитательной работы образовательного

учреждения;





свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Описание места учебного курса в учебном плане.
Настоящая программа предназначена для учащихся 10 класса. Рабочая программа
рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю, 34 учебных недель.
Требования к усвоению программы
Личностные результаты изучения курса:
• сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и
планирования;
• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое
благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Метапредметные результаты изучения курса:
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
1.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
финансовых задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

3

• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа
финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов
личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
1.
Познавательные универсальные учебные действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного
курса;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения задач данного курса;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ компетенции), навыков работы со статистической,
фактической и аналитической финансовой информацией;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия.
Предметные результаты
При описании в рабочей программе планируемых предметных результатов необходимо
учесть особенности их формирования в зависимости от уровня образования, на котором
реализуется программа данного курса.
Выпускник научится:

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;

различать экономические явления и процессы общественной жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных
финансов;

понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

применять способы анализа индекса потребительских цен;

анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими,
трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

знать и конкретизировать примерами виды налогов;

различать сферы применения различных форм денег;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
бюджета;

формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их
достижимость;

грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

различать виды ценных бумаг;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера
относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные;

4



определять практическое назначение основных элементов банковской

системы;





различать виды кредитов и сферу их использования;
уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
разумному и безопасному финансовому поведению;
применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых

услуг;
выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении
физических лиц.
Выпускник получит возможность научиться:

анализировать состояние финансовых рынков, используя различные
источники информации;

применять теоретические знания по финансовой грамотности для
практической деятельности и повседневной жизни;

анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из
источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный
финансовый план;

грамотно применять полученные знания для оценки собственных
экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя,
члена семьи и гражданина;

применять полученные экономические знания для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

использовать приобретенные знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

применять полученные теоретические и практические знания для
эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного
работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

применять полученные теоретические и практические знания для
определения экономически рационального поведения;

оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

разрабатывать
и
реализовывать
проекты
междисциплинарной
направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и
ценностных ориентиров.
На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг,
полученных в результате изучения данного курса, учащиеся овладеют навыками безопасного
поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.


5

Содержание программы элективного курса «Основы финансовой грамотности»
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит,
кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское
кредитование
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных
процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов,
характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный
фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок
FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных
фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления,
виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам,
налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость
получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую
декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование
ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное
страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового
рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов
страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора
страховой компании.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль,
бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура
доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского
учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования,
инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск,
доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп,
фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых
мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное
пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости,
знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

6

Тематическое планирование
10 класс. Основы финансовой грамотности. (34ч.)
№
Темы уроков
Количество
урока
часов
1
Вводный.
1
2
Как создать стартап
1
3
Как разработать реальный бизнес-план
1
4
Расходы и доходы в собственном бизнесе
1
5
Основные правила кредитования. Условия кредитов.
1
6
Что такое кредитная история заемщика?
1
7
Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.
Урок – практикум Как рассчитать кредит
Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые
пирамиды.
Виды депозитов.
Условия депозитов.
Виды страхования в России.
Страхование имущества.
Личное страхование.
Страховые продукты.
Валютный курс.
Валютный курс.
Банковские карты.
Банковские карты.
Налоговый кодекс РФ.
Виды налогов в РФ.
Налоговые льготы в РФ.
Обязанность и ответственность налогоплательщиков.
Налоговый инспектор.
Электронные услуги ФНС.
Роль денег в нашей жизни.
Семейный бюджет.
Личный бюджет.
Личные финансовые цели.
Составление личного финансового плана.
Что такое пенсия и кому она положена
От чего зависит размер пенсии и как его увеличить
Урок – повторение «Только два стимула заставляют работать
людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять». (Г. Форд)

7

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».