ОДНК курс 8

Подписано

цифровой
МАОУ
подписью:
"РАХМАН МАОУ
ГУЛОВСК "РАХМАНГУЛОВ
СКАЯ СОШ"
АЯ СОШ" Дата: 2021.09.13
14:26:43 +05'00'

Основными целями и задачами реализации указанной предметной области
«Духовно-нравственная культура народов России» остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными
народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и
конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к
нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному
саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие
ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические,
культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения,
религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека
является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки
в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах
и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций,
убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью
к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером
поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам,
населяющим ее, их культуре и традициям.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны
(разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные
ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада
различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия
и культура»).
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
– приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к
общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных
верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений),
в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое
Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной
школы;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях
народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих
обязанностей перед семьёй, страной;
• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к
людям другой культуры;
• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её
отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной
деятельности.

Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание
взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь,
«Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с
внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.
Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом
учитываются возрастные возможности школьников и их собственный социальный опыт.
Направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного
отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и
т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), исторической памяти.
Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом
случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные
традиции, помогающие учащимся актуализировать, имеющие у них знания, расширить и
углубить их, получив представления об исторических корнях и традициях народа, к
которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о
России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными
для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными
ценностями.
Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к
культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:
– географии России (сведения о природе и населении);
– истории России и народов её населяющих;
– нравственным заповедям традиционных российских религий;
– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору
народов России, СМИ.
Знания, которые получает ученик в школе от класса к классу, как бы
накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что
материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже
известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и
то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения
познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники
не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно
эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых,
плохих и хороших.
Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у
школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.
Учащиеся ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие,
привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и
культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному
отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный
опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в
иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их
поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.
В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение
имеет диалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в
данном случае:
– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и
систематизации изученного материала;
2

– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к
обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации
процессов мышления учащихся;
– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.
Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная
познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай
в паре». «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность
включить в работу детей их родителей и других родственников.
При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности:
извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию,
представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, интернете и др.
для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать
памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.);
Сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё
отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить
мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных
качествах личности и т.д.
Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал,
который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках,
способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и
культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей,
к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия
художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических,
культурных), с родными и близкими национальных героев.
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в
школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России».
У ученика будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и
религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное
отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого,
внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные
поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими
духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд,
принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми
нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих
поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира,
стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем,
первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической
3

позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению моральноэтических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями
другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными
учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их
осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые
коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их
причины и способы преодоления.
Учащийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать
причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные
способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её,
ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных
задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и
культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной
форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и
выводов;
Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая
справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила
речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его
точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач;
проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих
действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
4

Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей,
одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия
содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для
выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской
Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе
иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о
традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных
промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на
традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых
нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер
семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и
обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и
др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её
населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к
литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных
местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим
поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую
художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения
сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания
собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры
5

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел
2.
Нравственные
ценности
российского
народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме
в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов.
Жизнь
ратными
подвигами
полна.
Реальные
примеры
выражения
патриотических чувств в истории России . Деятели разных конфессий –
патриоты . Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота
человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на
благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное
отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в
сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель
духовных
ценностей.
Роль
семьи
в
жизни
человека.
Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддиз
ме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной
и
духовной
культуры
общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православный
храм
(внешние
особенности,
внутреннее
убранство).
Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности
православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия
ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки.
Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской
культуры.
Исламский
календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуаци
ях. Нравственные качества человека.
6

Тематическое планирование
8 класс. 17 часов.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Темы уроков
Величие многонациональной российской культуры
Человек – творец и носитель культуры
«Береги землю родимую, как мать любимую»
Жизнь ратными подвигами полна
В труде – красота человека
«Плод добрых трудов славен»
Люди труда
Бережное отношение к природе
Семья – хранитель духовных ценностей
Роль религии в развитии культуры
Культурное наследие христианской Руси.
Культура ислама
Иудаизм и культура
Культурные традиции буддизма
Забота государства о сохранении духовных ценностей
Хранить память предков
Твой духовный мир

7

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».