ОДНК 5

Подписано
МАОУ
цифровой
МАОУ
"РАХМАН подписью:
"РАХМАНГУЛОВС
ГУЛОВСК КАЯ СОШ"
Дата: 2021.09.13
АЯ СОШ" 14:26:21 +05'00'

Характеристика и цели предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» должно обеспечить:
 воспитание
способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
 знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
 формирование представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности;
 понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества;
 формирование представлений об исторической роли традиционных религий
и гражданского общества в становлении российской государственности.
Системно-деятельностный
подход,
лежащий
в
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
предполагает воспитание и развитие качеств личности отвечающих требованиям
построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога
культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального
состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного
общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской
идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и
воспитание, предусматривающее принятие подростками моральны норм, нравственных
установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Характеристика и цели модуля «Основы светской этики»
Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной
культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать
первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития
школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представление о
положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям
новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены
также задачи:

формировать нормы светской морали;

дать представления о светской этике;

познакомить обучающихся с основами культур;

развивать представления о значении нравственных норм;

обобщить знания о духовной культуре и морали;

развивать способности к общению;

формировать этическое самосознание;

улучшать взаимоотношения детей и родителей;

противодействовать суициду детей.
Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебновоспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной
школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их

поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и
поведение других учеников.
На уроках светской этики в 5 классе обучающимся предстоит выяснить, кто такой
гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие
нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и
милосердие, правда и ложь и многие другие.
Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы:
«Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих
тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни.
Развитию
и
совершенствованию
личности
подростке организованности
и
самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива
класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках
светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам,
понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и
к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики вносит также
вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности,
социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности
к своей стране и народ;
На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской
Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В
преамбуле к Конституции говори «Мы, многонациональный народ Российской
Федерации, объединенный общей судьбой...» Задача школы — воспитать будущее
поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию,
целостность нашего общества и государства.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными
возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о
правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о
культуре внешнего вида и многом другом. Ученикам интересно будет познакомиться с
историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных
народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл
казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые
и неодобряем формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача
школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения
других людей. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне»
легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и
должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников
формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и
обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность
выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и
самостоятельное: обучающихся в получении новых знаний. Большое внимание
обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при
составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников
возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство
удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социальнокоммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать,
аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет
завершающая тема курса «Речевой этикет».
2

На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с
русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой.
Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в
вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят
однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы,
рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалогабеседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям
верующих людей. В ознакомительном порядке обучающиеся узнают об основных
религиях россиян.
Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы
светской этики»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и
формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,
познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации
самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление
следующих характеристик школьника:
Личностные результаты:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также
на основе положительного отношения к труду;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное
многообразие современного мира;

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человек его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другим людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
Предметные результаты:
 Воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
 знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
 формирование представлений об основах светской этики;
 понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
3

Метапредметные результаты:
 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; в. устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Основное содержание программы
Введение в предмет.
Народы России, их духовно-нравственная культура.
Гражданин России.
Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ.
Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб,
флаг, гимн. Россия – многонациональное государство.
Порядочность.
Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории.
Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность,
соблюдение норм морали. Достоинство и благородство.
Совесть.
Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности,
оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила
взаимоотношений учеников класса, школы.
Доверие и доверчивость.
Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в
честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его
поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной
жизненной ситуации.
Милосердие и сострадание.
Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление
сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в
повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие,
справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь
людям. Проявление милосердия в классе, школе.
Правда и ложь.
Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение
действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая
ложь.
Традиции воспитания.
4

Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения,
ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы,
мещане, казаки. Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде
и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.
Честь и достоинство.
Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи:
средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский
кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека:
доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая
совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.
Терпимость и терпение.
Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение».
Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности,
культуры религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность –
важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание,
ответственность и доброжелательность, коммуникабельность, терпимость.
Мужество.
Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу
опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость
в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой,
идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство,
благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление
мужества.
Равнодушие и жестокость.
Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся.
Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными
явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным,
сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих
родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела.
Самовоспитание.
Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления.
Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли.
Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление
трудностей, самооценка.
Учись учиться.
Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания,
правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы
учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и
физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика.
Культура общения сверстников на учебном занятии.
Речевой этикет.
Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила
общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка.
Этикет речи. Правила разговора по телефону.
Мои права и обязанности.
Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика.
Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в
школе. Что запрещено обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Обобщение курса.
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по основам светской этики.
5

Тематическое планирование
5 класс. 34 часа.
Студеникина М.Т.« Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.
Студеникин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 192 с. (ФГОС).
№
Темы уроков
Количество
урока
часов
1
Введение в предмет
1
2
Конституция — Основной закон РФ.
1
3
Основные права и обязанности граждан РФ.
1
4
Качества порядочного человека
1
5
Общественная ценность порядочности.
1
6
Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека.
1
7
Правдивость и ее цена
1
8
Доверие — важнейшее качество личности
1
9
Правила установления доверительных отношений.
1
10
Правда и неправда, полуправда, ложь.
1
11
Взаимосвязь правдивости и душевного покоя.
1
12
Общественная ценность милосердия.
1
13
Правила милосердия. Воспитание милосердия.
1
14
Традиции воспитания у разных сословий.
1
15
Цена честного слова.
1
16
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры,
1
привычек и убеждений.
17
Правила толерантного общения.
1
18
Смелость и решительность
1
19
Героизм — высшее проявление мужества.
1
20
Равнодушие и жестокость
1
21
Вред сквернословия
1
22
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное
1
требование
23
Пути самообразования и самовоспитания.
1
24
Обучение в школе.
1
25
Приемы работы учеников на уроке.
1
26
Сочетание труда умственного и физического.
1
27
Средства речи и правила их использования в разных жизненных
1
ситуациях
28
Правила беседы.
1
29
Правила знакомства детей и взрослых
1
30
Устав школы.
1
31
Требования к поведению учащихся в школе.
1
32
Итоговый урок. Подготовка творческих проектов.
1
34
Презентация творческих проектов.
1

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».