МАОУ
"РАХМАНГУЛ
ОВСКАЯ
СОШ"
Подписано цифровой
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
Дата: 2021.09.13
14:19:52 +05'00'
3
Нормативные основания
• Федеральный закон
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании
Федерации» (в действующей редакции);
в Российской
• СанПиН 2.4.2.2883-11 ""Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 85) зарегистрировано в Минюсте
РФ 15 декабря 2011 г., регистрационный N 22637 (в действующей редакции);
• Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования», с дополнениями и изменениями, в редакции приказов Минобрнауки
РФ от 20.08.2008 №241, от 30 августа 2010 г. № 889;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской федерации от 31.03.2014г. № 253;
• Приказ Министерства образования и науки РФ№ 576 от 8 июня 2015 года «О внесении изменений
в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г. №74 «О внесении
изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования», утвержденные приказом Министерства образования Российской федерации
от 09.03.2004г. №1312)
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017г №506 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017г №613 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012
№413»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ №ТС194/08 от 20.06.2017 «Об
организации изучения учебного предмета «Астрономия»;
• Постановление Правительства Свердловской области от 03.08.1999 года № 897 – пп «Об
утверждении Государственного образовательного стандарта (национально-региональный
компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего
образования Свердловской области;
• Постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2006г. № 15-ПП «О
региональном
(национально-региональном)
компоненте
государственного
образовательного стандарта дошкольного, начального, общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования Свердловской области» (с дополнениями и
изменениями);
• Приказ МОПО Свердловской области от 21.09.2009 №424-и «О реализации
содержательной линии регионального (национально-регионального) компонента
государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего
образования «Социально-экономическая и правовая культура»;
• Приказ Министерства общего и профессионального Свердловской области от 26.05.2006
№119-и «О реализации содержательной линии регионального компонента
4
государственного образовательного стандарта «Культура здоровья и охрана
жизнедеятельности»;
• План мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Свердловской области, утвержденный
28.08.2014 года Губернатором Свердловской области.
• Устав
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«Рахмангуловская
средняя общеобразовательная школа», утвержден приказом
начальника муниципального отдела управления образованием муниципального
образования Красноуфимский округ 19.11.2019г. № 535, зарегистрирован в
Межрайонной ИФНС России № 2 Свердловской области (внесено в ЕГРЮЛ запись от
04.12.2019 ГРН 6196658814797).
• Основная образовательная программасреднего общего
образования (утвержден
приказом директора №211 от 30.08.2019г. с изменениями);
• Учебный план СОО ФГОС утвержден приказом директора №169 от 27.08.2020г.
• Примерные программы по предмету;
• Календарный учебный график МКОУ «Рахмангуловская СОШ», утвержденный
приказом директора №169 от 27.08.2020г.
•
Положение о рабочих программах МКОУ «Рахмангуловская СОШ» (приказ №206-А от
30.08.2019)
5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Планируемые результаты освоения учебного предмета Получить представления о
структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах,
которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки
Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах
длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения
информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационноволновых телескопов.
•
Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их
интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни
общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических
явлений люди научились измерять время и вести календарь.
•
Узнать,
как
благодаря
развитию
астрономии
люди
перешли
от
представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям
гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты
законы, управляющие движением планет, и познее, закон всемирного тяготения.
•
На примере использования закона всемирного тяготения получить
представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются
траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет
себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой
системы в будущем.
6
15
Календарно-тематическое планирование
В пособии даны рекомендации по изучению тем, составляющих содержание курса
астрономии 10–11 классов базового уровня: сначала приводится основная цель
изучения темы, затем поурочное планирование и рекомендации к каждому уроку.
Поурочное планирование рассчитано на 1 ч астрономии в неделю и построено
следующим образом: тема урока — основной, изучаемый в классе материал.
Введение в астрономию (2 ч)
Цель
изучения
данной
темы
—
познакомить
учащихся
с
основными
астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем,
звёздами,
звёздными
скоплениями,
физическими
процессами,
пространстве.
Учащиеся
галактиками,
протекающими
знакомятся
в
с
них
скоплениями
и
в
галактик;
окружающем
характерными
их
масштабами,
характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о
современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и
обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и
объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках
астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного
неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии
созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся
проследить, как переход от ориентации по
18
созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном
отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение
видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение
представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения;
получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших
времён — измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (4 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы:
геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении
планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные
перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы,
изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии;
понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов
и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов,
получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о
развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных
представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических
телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с
19
их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных
характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней
процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем
строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши
представления о процессах внутри Солнца;
получить представление: об
основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд
различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных
дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а
пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о
новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном
Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней,
рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании
её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а
также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об
определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их
спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них;
получить
20
представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах,
протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о
горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте —
Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности
Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей
теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей
Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся
модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре
вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового
излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения
Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с
помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения
Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся
получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для
жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о
методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
21
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 ч в неделю, всего за 1 год обучения 35 ч,
из них 1 ч – резервное время)
Темы, входящие в разделы
примерной программы
Введение в астрономию
Основное содержание по темам
Введение (1 ч)
Урок 1. Введение в астрономию
Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и
масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной
ПЛАН
5.09.
ф
а
к
т
5.09.
Ресурсы урока: Учебник, § 1, 2
Астрометрия (5 ч)
Звёздное небо
Урок 2. Звёздное небо
Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия
Северного полушария
12.09.-10.10
12.09.-10.10.
Ресурсы урока: Учебник, § 3
Небесные координаты
Урок 3. Небесные координаты Небесный экватор и небесный
меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты;
кульминации светил.
Горизонтальная система координат. Экваториальная система
координат
Ресурсы урока: Учебник, § 4
22
Видимое движение планет и
Солнца
Урок 4. Видимое движение планет и Солнца Эклиптика,
точка весеннего
равноденствия, неравномерное
23
движение Солнца по эклиптике
Движение Луны и затмения
Время и календарь
Ресурсы урока: Учебник, § 5
Урок 5. Движение Луны и
затмения
Синодический месяц, узлы
лунной орбиты, почему
происходят затмения, Сарос и
предсказания затмений
Ресурсы урока: Учебник, § 6
Урок 6. Время и календарь
Солнечное и звёздное время,
лунный и солнечный календарь,
юлианский и григорианский
календарь
Ресурсы урока: Учебник, § 7
Система мира
Небесная механика (3 ч)
Урок 7. Система мира
17.10-7.11
Геоцентрическая и
гелиоцентрическая система мира;
объяснение петлеобразного
движения планет; доказательства
17.10.-7.11.
23
движения Земли вокруг Солнца;
годичный параллакс звёзд
Ресурсы урока: Учебник, § 8
Законы Кеплера движения планет Урок 8. Законы Кеплера
движения планет
Обобщённые законы Кеплера и
определение масс небесных тел
Космические скорости и
межпланетные перелёты
Ресурсы урока: Учебник, § 9
Урок 9. Космические скорости
и межпланетные перелёты
Первая и вторая космические
скорости; оптимальная
полуэллиптическая орбита КА к
планетам, время полёта к планете
Ресурсы урока: Учебник, § 10, 11
Современные представления о
строении и составе Солнечной
системы
Современные представления о
строении и составе Солнечной
системы
Строение Солнечной системы (7 ч)
Урок 10. Современные
14.11.-26.12.
представления о строении и
составе Солнечной системы
Об отличиях планет земной
группы и планет-гигантов; о
планетах-карликах; малых телах;
о поясе Койпера и облаке комет
Оорта
14.11.-26.12.
Ресурсы урока: Учебник, § 12
Урок 11. Планета Земля
Форма Земли, внутреннее
строение, атмосфера и влияние
парникового эффекта на климат
24
Земли
Луна и её влияние на Землю
Планеты земной группы
Планеты-гиганты. Планетыкарлики
Малые тела Солнечной системы
Ресурсы урока: Учебник, § 13
Урок 12. Луна и её влияние на
Землю
Формирование поверхности
Луны; природа приливов и
отливов на Земле и их влияние на
движение Земли и Луны;
процессия земной оси и
движение точки весеннего
равноденствия
Ресурсы урока: Учебник, § 14
Урок 13. Планеты земной
группы
Физические свойства Меркурия,
Марса и Венеры; исследования
планет земной группы
космическими аппаратами
Ресурсы урока: Учебник, § 15
Урок 14. Планеты-гиганты.
Планеты-карлики
Физические свойства Юпитера,
Сатурна, Урана и Нептуна;
вулканическая деятельность на
спутнике Юпитера Ио; природа
колец вокруг планет-гигантов;
планеты-карлики
Ресурсы урока: Учебник, § 16
Урок 15. Малые тела
Солнечной системы
25
Физическая природа астероидов
и комет; пояс Койпера и облако
комет Оорта; природа метеоров и
метеоритов
Современные представления о
происхождении Солнечной
системы
Методы астрофизических
исследований
Солнце
Ресурсы урока: Учебник, § 17
Урок 16. Современные
представления о
происхождении Солнечной
системы
Современные представления о
происхождении Солнечной
системы
Ресурсы урока: Учебник, § 18
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Урок 17. Методы
16.01.-26.02.
астрофизических исследований
Принцип действия и устройство
телескопов, рефракторов и
рефлекторов; радиотелескопы и
радиоинтерферометры
16.01.-26.02.
Ресурсы урока: Учебник, § 19
Урок 18. Солнце
Определение основных
характеристик Солнца; строение
солнечной атмосферы; законы
излучения абсолютно твёрдого
тела и температура фотосферы и
пятен; проявление солнечной
активности и её влияние на
климат и биосферу Земли
26
Внутреннее строение и источник
энергии Солнца
Основные характеристики звёзд
Белые карлики, нейтронные
звёзды, чёрные дыры. Двойные,
кратные и переменные звёзды
Ресурсы урока: Учебник, § 20
Урок 19. Внутреннее строение и
источник энергии Солнца
Расчёт температуры внутри
Солнца; термоядерный источник
энергии Солнца и перенос
энергии внутри Солнца;
наблюдения солнечных нейтрино
Ресурсы урока: Учебник, § 21
Урок 20. Основные
характеристики звёзд
Определение основных
характеристик звёзд;
спектральная классификация
звёзд; диаграмма «спектр–
светимость» и распределение
звёзд на ней; связь массы со
светимостью звёзд главной
последовательности; звёзды,
красные гиганты, сверхгиганты и
белые карлики
Ресурсы урока: Учебник, § 22–23
Урок 21. Белые карлики,
нейтронные звёзды, чёрные
дыры. Двойные, кратные и
переменные звёзды
Особенности строения белых
карликов и предел Чандрасекара
на их массу; пульсары и
нейтронные звёзды; понятие
чёрной дыры; наблюдения
двойных звёзд и определение их
27
масс; пульсирующие переменные
звёзды; цефеиды и связь периода
пульсаций со светимостью у них
Новые и сверхновые звёзды
Эволюция звёзд
Газ и пыль в Галактике
Ресурсы урока: Учебник, § 24–25
Урок 22. Новые и сверхновые
звёзды
Наблюдаемые проявления
взрывов новых и сверхновых
звёзд; свойства остатков взрывов
сверхновых звёзд
Ресурсы урока: Учебник, § 26
Урок 23. Эволюция звёзд
Жизнь звёзд различной массы и
её отражение на диаграмме
«спектр–светимость»;
гравитационный коллапс и взрыв
белого карлика в двойной
системе из-за перетекания на
него вещества звездыкомпаньона; гравитационный
коллапс ядра массивной звезды в
конце её жизни. Оценка возраста
звёздных скоплений
Ресурсы урока: Учебник, § 27
Млечный путь (3 ч)
Урок 24. Газ и пыль в
27.02.-13.03.
Галактике
Наблюдаемые характеристики
отражательных и диффузных
туманностей; распределение их
вблизи плоскости Галактики;
27.02.-13.03.
28
спиральная структура Галактики
Рассеянные и шаровые звёздные
скопления
Сверхмассивная чёрная дыра в
центре Млечного Пути
Классификация галактик
Активные галактики и квазары
Ресурсы урока: Учебник, § 28
Урок 25. Рассеянные и
шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства
скоплений и их распределение в
Галактике
Ресурсы урока: Учебник, § 29
Урок 26. Сверхмассивная
чёрная дыра в центре
Млечного Пути
Наблюдение за движением звёзд
в центре Галактики в
инфракрасный телескоп; оценка
массы и размеров чёрной дыры
по движению отдельных звёзд
Ресурсы урока: Учебник, § 30
Галактики (3 ч)
Урок 27. Классификация
20.03.
галактик
Типы галактик и их свойства;
красное смещение и определение
расстояний до галактик; закон
Хаббла; вращение галактик и
содержание тёмной материи в
них
Ресурсы урока: Учебник, § 31
Урок 28. Активные галактики
и квазары
Природа активности галактик;
03.04.
20.03.
03.04.
29
природа квазаров
Скопления галактик
Конечность и бесконечность
Вселенной. Расширяющаяся
Вселенная
Модель «горячей Вселенной» и
реликтовое излучение
Ресурсы урока: Учебник, § 32
Урок 29. Скопления галактик 10.04.
Природа скоплений и роль
тёмной материи в них;
межгалактический газ и
рентгеновское излучение от него;
ячеистая структура
распределения Галактик и
скоплений во Вселенной
Ресурсы урока: Учебник, § 33
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Урок 30. Конечность и
17.04.
бесконечность Вселенной
Связь закона всемирного
тяготения с представлениями о
конечности и бесконечности
Вселенной; фотометрический
парадокс; необходимость общей
теории относительности для
построения модели Вселенной
Ресурсы урока: Учебник, § 34, 35
Урок 31. Модель «горячей
Вселенной»
Связь средней плотности
материи с законом расширения и
геометрией Вселенной; радиус и
возраст Вселенной
10.04.
17.04.
24.04.
24.04.
Ресурсы урока: Учебник, § 36
Современные проблемы астрономии (3 ч)
30
Ускоренное расширение
Вселенной и тёмная энергия
Обнаружение планет возле
других звёзд
Поиск жизни и разума во
Вселенной
Урок 32. Ускоренное
расширение Вселенной и
тёмная энергия
Вклад тёмной материи в массу
Вселенной; наблюдение
сверхновых звёзд в далёких
галактиках и открытие
ускоренного расширения
Вселенной; природы силы
всемирного отталкивания
Ресурсы урока: Учебник, § 37
Урок 33. Обнаружение планет
возле других звёзд
Невидимые спутники у звёзд;
методы обнаружения экзопланет;
экзопланеты с условиями
благоприятными для жизни
Ресурсы урока: Учебник, § 38
Урок 34. Поиск жизни и разума
во Вселенной
Развитие представлений о
существовании жизни во
Вселенной; формула Дрейка и
число цивилизаций в Галактике;
поиск сигналов от внеземных
цивилизаций и подача сигналов
им
08.05.
08.05.
16.05.
16.05.
23.05.
23.05.
Ресурсы урока: Учебник, § 39
31