РП по технлогии

Подписано
МАОУ
цифровой
МАОУ
"РАХМАНГ подписью:
"РАХМАНГУЛОВС
УЛОВСКА КАЯ СОШ"
Дата: 2021.09.13
Я СОШ" 14:29:42 +05'00'

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим
комплектом:
«Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) - учебник по программе В. Д.
Симоненко для учащихся 5 классов. Авторы: В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, Н. В. Синица.
Издательство М. , «Вентана - Граф» 2014 год.
Рабочая программа по предмету технология составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
на основе примерной программы по технологии, с учётом авторской программы Н. В.
Синица, А. Т. Тищенко «Технология». 5-8 классы, - М.: Вентана-Граф, 2015.
В данной программе определена последовательность изучения материала,
распределения часов по разделам и темам, а также путей дополнения содержания системы
знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации, обучающихся по
представленному содержанию. Для этого настоящей программой и учебным планом
предусмотрен необходимый резерв времени.
Программа по «Технологии» содействует сохранению единого образовательного
пространства России, предоставляет широкие возможности для реализации различных
подходов к построению учебного курса, индивидуальных способностей и потребностей
обучающихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социальноэкономических условий, национальных традиций характера рынка труда.
Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего
образования является формирование
представлений о составляющих техносферы, о
современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей
и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре
производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы
технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и
патриотических качеств личности.
Технология
как
учебный
предмет
способствует
профессиональному
самоопределению обучающихся в условиях рынка труда, формированию гуманистически и
прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных
ориентаций.
В основной школе обучающийся должен овладеть необходимыми в повседневной
жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием
распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными
видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей
профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности
знания, полученные при изучении основ наук.

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
основного общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
3

для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического
прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой
деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах
деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование
4

целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры
труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
1) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда;
2) овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации;
3) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
4) развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
5) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов».
Выпускник научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта
и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией, которая применяется при
разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности».
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и
формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность
итогового продукта или желаемого результата;
• планировать этапы выполнения работ;
• составлять технологическую карту изготовления изделия;
• выбирать средства реализации замысла;
• осуществлять технологический процесс;
• контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами
проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту;
• оформлять проектные материалы;
• представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных
норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать
технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию проекта.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
– развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
5

– активное использование знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
– совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
– формирование представлений о социальных и этических аспектах научнотехнического прогресса;
– формирование способности придавать экологическую направленность любой
деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах
деятельности.
В примерной программе по технологии предусматривается освоение материала по
следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической
информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных
планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• спредметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда,
материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой
производства;
• информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными
технологиями;
• функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий;
себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• производительностью труда; реализацией продукции;
• рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской
деятельностью; бюджетом семьи;
• экологичностью технологий производства;
• экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии,
утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения
технологий);
• устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных
технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин,
механизмов, инструментов);
• понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения
безопасности труда;
• культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
6

• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации,
измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования,
конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием
компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов,
энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных
поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и
приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на
рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования,
предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам
человека.
Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии
исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и
профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими
технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и
сельскохозяйственные технологии).
В данной программе изложено направление «Индустриальные технологии», в рамках
которого изучается учебный предмет. Выбор направления обучения исходит из интересов и
склонностей, возможностей образовательного учреждения, региональных условий.
Предметные:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценивание технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• умение произвести подбор материалов с учетом характера объекта труда и
технологии;
•умение произвести подбор инструментов и оборудования с учетом требований
технологии и материально-энергетических ресурсов;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной
деятельности;
• выражение готовности к труду в сфере материального производства или сфере услуг.
В эстетической сфере:
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное
7

планирование работ;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов
и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов.
Содержание учебного предмета «Технология»
основного общего образования
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, еѐ
строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения.
Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий.
Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертѐж. Линии и условные
обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для
обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс,
технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных
инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание,
сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной
обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными
инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея.
Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Заготовка древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с
производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Сборочные чертежи, спецификация. Технологические карты. Соединение брусков из
древесины.
Изготовлениецилиндрическихиконическихдеталейручныминструментом.Отделка деталей и
изделий окрашиванием. Контроль качества изделий, выявление дефектов, их
устранение. Правила безопасного труда
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и
древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и
разметочных инструментов.
8

Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами
при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная
отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов
(саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил
безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и
оборудования. Уборка рабочего места.
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов.
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Черные и цветные
металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из
металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством
металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения
искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов.
Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных
материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение.
Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки
металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными
инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка,
разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные
сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки,
зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального
оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными
инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные
инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных
материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой
прокат. Чтение сборочных чертежей. Измерение размеров деталей с помощью
штангенциркуля. Технологические операции обработки металлов ручными инструментами:
резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций.
Профессии, связанные с обработкой металлов
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами
тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
9

Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с
устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка
рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла,
проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью
ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и
приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка
навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с
инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и
инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов.
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды
соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и
механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы
на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке.
Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами,
машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и
инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольноизмерительных инструментов при сверлильных работах.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и
народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения,
формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком.
Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места.
Приѐмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для
выжигания. Организация рабочего места. Приѐмы выполнения работ. Правила безопасного
10

труда.
Виды резьбы по дереву, оборудование и инструменты. Технологии выполнения
ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву1. Эстетические и
эргономические требования к изделию. Правила безопасного труда при выполнении
художественно-прикладных работ с древесиной. Профессии, связанные с художественной
обработкой древесины
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины
и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому
изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их
декоративного оформления.
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам.
Отделка и презентация изделий.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними.
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру
помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня,
кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой
мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой,
кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в
быту.
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за
обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта
одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен
с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Эстетика и экология жилища.
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические,
экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания
температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в
интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учѐтом
потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в
помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения
бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).

11

Раздел «Технологии исследовательской и опытнической
деятельности» Исследовательская и созидательная деятельность.
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта.
Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и
сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути
их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий,
порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчѐт стоимости
материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и
презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей.
Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели
изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для
изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных
материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы
обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков,
полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для
отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для
фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели
автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы
обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники,
подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок
на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей,
головоломки, блесны, наглядные пособия и др.
Тематическое планирование уроков с указанием основных видов учебной деятельности
представлено в приложении к программе.

12

Тематическое планирование
5 класс
№ урока

Разделы и темы

Кол-во
часов
Исследовательская и созидательная деятельность (вводная часть) (2 ч)
1-2
Вводный инструктаж по технике безопасности. Творческий
2
проект. Этапы выполнения проекта
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (22ч)
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
3-4
2
Лабораторно-практическая работа №1 «Распознавание
древесины и древесных материалов»
5-6
Графическое изображение деталей и изделий Практическая
2
работа №2 «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или
технического рисунка детали из древесины»
7-8
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
2
Практическая работа №3 «Организация рабочего места для
столярных работ»
9-10
Последовательность изготовления деталей из древесины
2
Практическая работа №4 «Разработка последовательности
изготовления детали из древесины»
11-12
Разметка заготовок из древесины Практическая работа №5
2
«Разметка заготовок из древесины»
13-14
Пиление заготовок из древесины Практическая работа №6
2
«Пиление заготовок из древесины»
15-16
Строгание заготовок из древесины Практическая работа №7
2
«Строгание заготовок из древесины»
17-18
Сверление отверстий в деталях из древесины Практическая
2
работа №8 «Сверление заготовок из древесины»
19-20
Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и
2
саморезами Практическая работа №9-10 «Соединение деталей из
древесины гвоздями, шурупами (саморезами)»
21-22
Соединение деталей из древесины клеем Практическая работа
2
№11 «Соединение деталей из древесины с помощью клея»
23-24
Зачистка и отделка поверхностей изделий из древесины
2
Практическая работа №12-13«Отделка изделий из древесины»
Технологии художественно - прикладной обработки материалов(8ч)
25-26
Выпиливание лобзиком Практическая работа №14
2
«Выпиливание изделий из древесины лобзиком»
27-28
Выжигание по дереву Практическая работа №15 «Отделка
2
изделий из древесины выжиганием»
29-32
Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе»
4
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
( 28ч.)
33-34
Понятие о механизме и машине Лабораторно-практическая №16 2
«Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями,
деталями»
35-36
Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы
2

13

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52

53-54

55-56

57-60
61-62
63-64

64-66

67-68

Лабораторно-практическая №17 «Ознакомление с образцами
тонколистового металла, проволоки и пластмасс»
Рабочее место для ручной обработки металлов Практическая
работа №18«Ознакомление с устройством слесарного верстака и
тисков»
Графическое изображение деталей из металла и искусственных
материалов Практическая работа №19«Чтение чертежа.
Графическое изображение изделий из тонколистового металла и
проволоки»
Технология изготовления изделий из металла и искусственных
материалов Практическая работа №20 «Разработка технологии
изготовления деталей из металлов и искусственных материалов
Правка и разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы Практическая работа №21-22 «Правка и
разметка заготовок из металла, проволоки и искусственных
материалов»
Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла,
проволоки и искусственных материалов Практическая работа
№23 «Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки
и искусственных материалов»
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Практическая работа №25 «Гибка заготовок из листового
металла и проволоки»
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных
материалов Практическая работа №26 «Получение отверстий в
заготовках из металлов и искусственных материалов»
Устройство настольного сверлильного станка Практическая
работа №27 «Ознакомление с устройством на-стольного
сверлильного станка, сверление отверстий на станке»
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки,
искусственных материалов Практическая работа №28
«Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки,
искусственных материалов»
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки,
пластмассы Практическая работа №29 «Отделка изделий из
тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов»
Творческий проект «Подставка для рисования»
Технологии домашнего хозяйства (8ч.)
Интерьер жилого помещения
Эстетика и экология жилища Практическая работа №30
«Разработка технологии изготовления полезных для дома
вещей»
Технологии ухода за жилым помещением, одеждой и обувью
Практическая работа №31 «Изготовление полезных для дома
вещей»
Творческий проект .Защита проекта

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4
2
2

2

2

14

№ урока

Тематическое планирование
6 класс
Разделы и темы

Кол-во
часов

Технология ручной обработки древесины и древесных материалов
(22 ч)
1-2
Инструктаж по технике безопасности. Требования к творческому
2
проекту. Практическая работа№ 1 «Поиск темы проекта.
Разработка технического задания»
3-4
Заготовка древесины, пороки древесины. Лабораторно2
практическая работа №2 «Распознавание пороков древесины»
5-6
Свойства древесины. Лабораторно-практическая работа №3-4 «
2
Исследование плотности и влажности древесины»
7-8
Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертѐж.
2
Спецификация составных частей изделия. Практическая работа
№5 «Выполнение эскиза или чертежа детали из древесины.
Чтение сборочного чертежа»
9-10
Технологическая карта - основной документ для изготовления
2
деталей.
Практическая работа №6 « Разработка технологической карты
изготовления детали из древесины»
11-12
Технология соединения брусков из древесины. Практическая
2
работа №7 « Изготовление изделия из древесины с соединением
брусков в накладку»
13-16
Технология изготовления цилиндрических и конических деталей
4
ручным инструментом. Практическая работа № 8 «
Изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую
форму»
17-18
Устройство токарного станка по обработке древесины.
2
Практическая работа №9 « Изучение устройства токарного
станка для обработки древесины»
19-20
Технология обработки древесины на токарном станке.
2
Практическая работа №10 «Точение детали из древесины на
токарном станке»
21-22
Технология окрашивания изделий из древесины красками и
2
эмалями. Практическая работа №11 « Окрашивание изделий из
древесины краской или эмалью»
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. (8 ч.)
23-24
Художественная обработка древесины. Резьба по дереву.
2
25-26
Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.
2
Практическая работа № 12« Художественная резьба по дереву»
27-28
Элементы машиноведения. Составные части машин.
2
Практическая работа № 13«Изучение составных частей машин»
29-30
Свойство черных и цветных металлов. Свойства искусственных
2
материалов. Практическая работа№ 14 «Ознакомление со
свойствами металлов и сплавов, искусственных материалов»
Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
15

(16 ч.)
Сортовой прокат. Практическая работа№ 15 «Ознакомление с
видами сортового проката»
33-34
Чертежи деталей из сортового проката. Практическая работа№
16«Чтение и выполнение чертежей деталей из сортового
проката»
35-36
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Практическая работа №17 «Измерение размеров деталей
штангенциркулем»
37-38
Технология изготовления изделий из сортового проката.
Практическая работа № 18 «Разработка технологических карт
изготовления изделий из сортового проката»
39-40
Резание металла и пластмасса слесарной ножовкой.
Практическая работа №19 «Резание металла и пластмассы
слесарной ножовкой»
41-42
Рубка металла. Практическая работа №20 «Рубка заготовок в
тисках и на плите»
43-44
Опиливание заготовок из металла и пластмассы. Практическая
работа №21 «Опиливание заготовок из металла и пластмассы»
45-46
Отделка изделий из металла и пластмассы. Практическая работа
№ 22 «Отделка поверхностей изделий»
Технология домашнего хозяйства (8 ч.)
47-48
Закрепление настенных предметов. Практическая работа № 23
«Пробивание (сверление) отверстий в стене. Установка
крепёжных деталей»
49-50
Основные технологии штукатурных работ. Практическая работа
№ 24 «Выполнение штукатурных работ»
51-52
Основные технологии оклейки помещений обоями.
Практическая работа № 25 «Изучение видов обоев и технологии
оклейки ими помещений»
53-54
Простейший ремонт сантехнического оборудования.
Практическая работа № 26 «Изучение и ремонт смесителя и
вентильной головки»
Технологии исследовательской и опытнической деятельности (14 ч.)
55-56
Творческий проект. Обоснование темы проекта. Выбор лучшего
варианта.
57-60
Разработка чертежей деталей изделия. Разработка технологии
изготовления изделия.
61-62
Расчѐт условной стоимости материалов для изготовления
изделия.
63-64
Окончательный контроль и оценка проекта.
65-68
Творческий проект. Защита проекта
31-32

2
2

2

2

2

2
2
2

2

2
2

2

2
4
2
2
4

16

№ урока

Тематическое планирование
7 класс
Разделы и темы

Кол-во
часов
2

Вводное занятие. Инструктаж по правилам безопасной работы в
мастерской. Этапы творческого проектирования.
Проектирование изделий на предприятиях. Лабораторнопрактическая работа №1 «Поиск темы проекта. Разработка
технического задания»
Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов (18
ч.)
3-4
Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделий из
2
древесины. Практическая работа № 2 «Выполнение чертежа
деталей из древесины»
5-6
Технологическая документация. Технологические карты
2
изготовления деталей из древесины. Практическая работа№3
«Разработка технологической карты изготовления детали из
древесины».
7-8
Заточка и настройка дереворежущих инструментов.
2
Практическая работа№4 «Доводка лезвия ножа рубанка».
Практическая работа №5 «Настройка рубанка».
9-10
Отклонения и допуски на размеры детали. Практическая работа
2
№6 «Расчѐт отклонений и допусков на размеры вала и
отверстия».
11-12
Столярные шиповые соединения. Практическая работа №7
2
«Расчѐт шиповых соединений деревянной рамки».
13-14
Технология шипового соединения деталей. Практическая работа
2
№8 «Изготовление изделий из древесины с шиповым
соединением брусков»
15-16
Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель.
2
Практическая работа №9 «Соединение деталей из древесины
шкантами и шурупами в нагель».
17-18
Технология обработки наружных фасонных поверхностей
2
деталей из древесины. Практическая работа №10 «Точение
деталей из древесины».
19-20
Технология точения декоративных изделий, имеющих
2
внутренние полости. Практическая работа №11 «Точение
декоративных изделий из древесины».
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
(18 ч.)
21-22
Классификация сталей. Термическая обработка сталей.
2
Практическая работа №12 «Ознакомление с термической
обработкой стали»
23-24
Чертежи деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном
2
станках. Практическая работа №13 «Выполнение чертежей
деталей с точѐными и фрезерованными поверхностями».
25-26
Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6.
2
Практическая работа №14 «Устройство токарно-винторезного
1-2

17

станка ТВ-6».
Виды и назначение токарных резцов. Практическая работа №15
«Ознакомление с токарными резцами».
29-30
Управление токарно-винторезным станком. Практическая работа
№16 «Управление токарно-винторезным станком ТВ-6».
31-32
Приемы работы на токарно-винторезном станке. Практическая
работа №17 «Обтачивание наружной цилиндрической
поверхности заготовки на станке ТВ-6». Практическая работа
№18 «Подрезание торца и сверление заготовки на станке ТВ-6».
33-34
Технологическая документация для изготовления изделий на
станках. Практическая работа №19 «Разработка операционной
(технологической) карты изготовления детали на станке».
35-36
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка.
Практическая работа №20 «Ознакомление с режущим
инструментом для фрезерования и с устройством станка НГФ110Ш». Практическая работа №21 «Наладка и настройка станка
НГФ-110Ш».
37-38
Нарезание резьбы. Практическая работа №22 «нарезание резьбы
вручную на токарном станке».
Технологии художественно-прикладной обработки материалов (16 ч.)
39-40
Художественная обработка древесины. Мозаика.
41-42
Технология изготовления мозаичных наборов. Практическая
работа №23 «Изготовление мозаики из шпона».
43-44
Мозаика с металлическим контуром. Практическая работа №24
«Украшение мозаики филигранью». Практическая работа №25
«Украшение мозаики врезанным металлическим контуром».
45-46
Тиснение по фольге. Практическая работа №26
«Художественное тиснение по фольге».
47-48
Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из
металла). Практическая работа №27 «Изготовление
декоративного изделия из проволоки».
49-50
Басма. Практическая работа №28 «Изготовление басмы».
51-52
Просечной металл. Практическая работа №29 «Изготовление
изделий в технике просечного металла».
53-54
Чеканка. Практическая работа №30 «Изготовление
металлических рельефов методом чеканки».
Технологии домашнего хозяйства (4ч.)
55-56
Основы технологии малярных работ. Практическая работа №31
«Изучение технологии малярных работ"
57-58
Основы технологии плиточных работ. Практическая работа №32
«Ознакомление с технологией плиточных работ».
Технологии исследовательской и опытнической деятельности (10 ч.)
59-60
Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта.
61-64
Разработка чертежей деталей изделия.
65-66
Расчѐт условной стоимости материалов для изделия.
67
Окончательный контроль и оценка проекта.
68
Защита творческого проекта
27-28

2
2
2

2

2

2

2
2
2

2
2

2
2
2

2
2

2
4
2
1
1
18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».