общ теория и практ 9

Подписано

цифровой
МАОУ
подписью:
"РАХМАН МАОУ
ГУЛОВСК "РАХМАНГУЛОВ
СКАЯ СОШ"
АЯ СОШ" Дата: 2021.09.13
14:25:58 +05'00'

Планируемые результаты освоения предмета
1.1.Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству
и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
1.2.Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
2

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
1.3.Предметные результаты :
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
3

При изучении раздела «Человек. Человек в системе общественных отношений»
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном
обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
При изучении раздела «Общество как сложная динамическая система»
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
При изучении раздела «Правовое регулирование общественных отношений»
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина
РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

4

давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной
жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.
Содержание курса
Общество и человек.
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация
страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. как
предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы.
Влияние НТП на природу. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества.
Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни.
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и
эволюция. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения
социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса
и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции.
Человек, личность.
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной
среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и
противоречиях её становления. Содержание и стадии процесса социализации. Общение
как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое.
Экономическая сфера жизни общества.
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль
труда и капитала в развитии экономики. понятие о товаре, его роль в экономической
жизни общества. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные
свойства денег. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о
величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением.
Плановая и рыночная экономика. Плановая и рыночная экономика. Основные функции
цены. Влияние цены на производство. Олигополия и монополия. Конкуренция
производителей
и
продавцов.
Экономическое
содержание
и
функции
предпринимательства. Экономическая роль государства. воздействия государства на
экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Бюджет как
финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Сущность и виды труда.
Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход.
Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия
безработицы.
Социальные отношения.
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в
социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального
положения на поведение и образ жизни человека. Социальная стратификация и
социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения.
Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные
различия людей. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства.
5

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и
поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности
кровнородственных групп. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам
протекания. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции
семьи в обществе.
Политика.
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в
качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и
социальная иерархия. Борьба за власть. Определение политической системы общества.
Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние
функции государства. Причины и условия появления государства. Объединение и
отделение наций. Формирование единой Европы. Понятие об источнике власти.
Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии.
Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание
законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики:
парламентская, президентская и смешанная. Сущность и классификация политических
режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность
диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Два значения
гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность
гражданства. Избирательное право и его происхождение. Голосование как форма участия
граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Роль
референдума в политической жизни. Определение и признаки политических партий.
Функции политических партий. Классификация политических партий.
Право.
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической
ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских
правах. Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль
депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в
России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Конституция
как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Содержание
политических и гражданских прав. Участники имущественных отношений. Виды
договоров. Изменение имущественных прав граждан. Имущественные отношения.
Потребитель и его права. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Формы
совершения преступления: действие и бездействие. Соучастники преступления и
преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие
административного проступка. трудовой дисциплины. Материальная ответственность.
Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания.
Культура.
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и
нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный
комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные
универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное
наследие России, проблемы его сохранения. Понятие о культурных нормах, их
разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и
традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал.
Нравы и мораль. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной
культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и
средства распространения. Различные определения религии, её значение и роль в
обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам,
буддизм. Вера и верование. Различные трактовки искусства. Структура и состав
изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства.
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и
6

формы усвоения учебных знаний. Роль науки в современном обществе.
Тематическое планирование
9 класс. Обществознание: теория и практика. (33 ч.)
№

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Темы уроков
ОГЭ как итоговая форма контроля. Знакомство с бланками
Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в
форме ОГЭ
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы,
определенные в государственном образовательном стандарте по
обществознанию
Понятие общество, взаимосвязь общества и природы
Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
Глобальные проблемы человечества
Практический тренинг по содержательной линии «Общество и человек»
Решение ситуативных задач по теме «Общество и человек»
Диагностическая работа
Деятельность человека, её основные виды
Практический тренинг по содержательной линии «Человек и личность»
Решение заданий по теме «Человек и личность»
Тестирование по теме «Человек и личность»
Экономика, её роль в жизни общества
Рыночная экономика
Практикум по теме «Экономика»
Выполнение заданий по теме «Экономика»
Задания части А по теме «Экономика»
Социальная структура. Социальные отношения
Семья. Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака
Решение заданий по теме «Социальная сфера»
Решение заданий по теме «Социальная сфера»
Тестирование по теме «Социальная сфера»
Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления
Практический тренинг по содержательной линии «Политика»
Решение заданий ОГЭ по теме «Политика»
Решение заданий ОГЭ по теме «Политика»
Тестирование по теме «Политика»
Понятие «право». Нормы права. Отрасли права.
Тестирование по теме «Право»
Отработка заданий ОГЭ
Отработка заданий ОГЭ
Пробная работа

7

Колич
ество
часов
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».