5 мат овз

Подписано
МАОУ
цифровой
МАОУ
"РАХМАН подписью:
"РАХМАНГУЛОВС
ГУЛОВСК КАЯ СОШ"
Дата: 2021.09.13
АЯ СОШ" 14:18:59 +05'00'

Нормативные основания
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, утверждённый приказом Министерства
образова-ния и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной от- сталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпи-демиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровле- ния детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4
3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
органи-зации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструк- туры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об
утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требова- ния к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и дру- гих объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распростране- ния новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)" (Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292); Примерная адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью, одобрена решением Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. протокол №4/15;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
обще- образовательным программам – образовательным программам начального
общего, основ- ного общего и среднего общего образования от 28 августа 2020 г. №
442;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253,
с изменениями;
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими обра-зовательную деятельность, утвержденного приказом
Министерства Просвещения России от 20 мая 2020 г. №254;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утверждении и перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допуска-

ются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образо-вательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образова- ния»;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении
перечня учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022
учебном году в МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 174 от
19.08.2021 г.
Календарного учебного
графика,
утверждённого
приказом МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.

Рабочая программа
по Математике 5 класса
(Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов
специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и
учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе
программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под
редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.
Место предмета в базисном учебном плане: Предмет «Математика» коррекционный курс. Рабочая программа рассчитана на136 часов,4 часов в неделю, в
том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.
Цель: формирование предметных умений и навыков, необходимых для
успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.
Задачи:
-использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего
развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их
познавательной деятельности и личностных качеств;
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные,
временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем
включиться в трудовую деятельность;
- развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и
доводить начатое дело до завершения, стремление использовать математические знания
в повседневной жизни.
воспитывать
у
учащихся
целенаправленность,
терпеливость,
работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и
самоконтроля, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Специфика программы
В данной программе представлено содержание изучаемого математического
материала в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу
включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения, а так же повторение
вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих
лет обучения. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по
математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. В 5
классах школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции
сложения и вычитания чисел в пределах 1000, письменное умножение и деление
двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами в 5 классе дополняется
введением примеров и задач с обыкновенными дробями. А так же решение простых
арифметических задач на нахождение части числа, неизвестного слагаемого,
уменьшаемого, вычитаемого, на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На
сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» Умение хорошо
считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений.
Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и
интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом
понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом
учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные
пособия, дидактический материал.

При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и
точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений
проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на
формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся
выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений
способствуют самостоятельные письменные работы учащихся. Систематический и
регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках
математики.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимися практическую
работу, результатом которой является получение дробей. На решение арифметических
задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое
внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и
индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит
преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней.
При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа
уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического
материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические
фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов.
Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими
умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов,
приобретают практические умения в решении задач измерительного и
вычислительного характера. В 5 классе учащиеся повторяют геометрический материал,
изученный в начальной школе (Виды линий. Виды углов. Прямоугольник (квадрат)
элементы и их свойства). Все чертежные работы выполняются с помощью
инструментов на нелинованной бумаге. Последовательность и содержание изложения
планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит
продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения
последующей.
Содержание программы
1. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд
приемами устных вычислений. Нахождение неизвестного компонента сложения
и вычитания.
2. Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000,
сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен,
десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц.
3. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы,
десятки, сотни. Класс единиц. Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и
числовыми группами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250 устно, письменно, с
использованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак ≈.
4. Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?»,
«Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи). Определение количества
разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т),
соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т =
10 ц.
5. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единицы
измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = = 365, 366 сут. Високосный

год. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя
мерами длины, стоимости устно (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1м — 45 см;
8м55см±3м19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4м55см±3м;8м±19 см; 8 м ± 4 м 45 см).
6. Римские цифры. Обозначение чисел I—XII. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000 устно и письменно, их проверка.
7. Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400
• 2; 420 • 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных
чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т. п.) устно.
8. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с
переходом через разряд письменно, их проверка. Получение одной, нескольких
долей предмета, числа. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби.
9. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями.
Количество долей в одной целой.
10. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
11. Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с
вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше
(меньше)?». Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.
12. Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны
треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по
видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным
сторонам с помощью циркуля и линейки. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда.
Обозначение R и D.
13. Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.
14. Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.
Основные требования к знаниям и умениям обучающегося
по математике:
Обучающиеся должны знать:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

класс единиц, разряды в классе единиц;
десятичный состав чисел в пределах 1000;
единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
римские цифры;
дроби, их виды;
виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Обучающиеся должны уметь:
1. выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
2. считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах
100;
3. выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;

4. выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и
вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
5. выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с
остатком;
6. выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости
длины, массы в пределах 1000;
7. умножать и делить на однозначное число;
8. получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
9. решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в
три арифметических действия;
10. уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
11. различать радиус и диаметр.
Календарно – тематическое планирование
Наименование раздела и тем

Числа 1-100
Меры стоимости, их соотношение.
Единицы измерения длины (мм, см, дм, м). Их соотношения.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
Название компонентов и результатов действий.
Переместительное свойство сложения
Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.
Понятие об умножении. Название компонентов результата
умножения.
Свойства умножения.
Соотношение: стоимость-цена-количество.
Увеличение в несколько раз.
Увеличение на несколько единиц и в несколько раз.
Деление на равные части. Название компонентов и результата
деления.
Уменьшение в несколько раз.
Уменьшение в несколько раз и на несколько единиц.
Деление по содержанию.
Соотношение: цена-стоимость-количество.
Нахождение части числа.
Порядок выполнения действий.
Контрольная работа по теме «Арифметические действия в
пределах 100»
Работа над ошибками. Метрическая система мер.
Круглые сотни. Сложение и вычитание круглых сотен.
Нумерация в пределах 1000. Разряды: единицы, десятки, сотни.
Класс единиц.
Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен
и десятков, из сотен и единиц. Изображение трехзначных чисел на
калькуляторе.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Меры длины: километр.
Система мер длины. Соотношения мер длины 1м=100см,1км=1000м,
1 м=1000мм
Сложение и вычитание полных и неполных трехзначных чисел без
перехода через разряд.
Нахождение неизвестного уменьшаемого.
Сложение и вычитание трехзначных чисел с двузначными и
однозначными без перехода через разряд.
Нахождение неизвестного вычитаемого.
Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.
Проверка.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в
пределах 1000 без перехода через разряд».
Работа над ошибками. Нахождение доли предмета, части числа.
Обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель дроби.

1
1
1

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Сравнение дробей с одинаковыми числителями.
Дроби правильные и неправильные.
Сравнение дробей.
Нахождение доли предмета, части числа. Нахождение ½, 1/3, 1/4.
Нумерация в пределах 1000.

1
1
1
1
1
1

Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.
Сложение полных трехзначных чисел, когда в сумме круглые сотни
и вычитание из круглых сотен.
Сложение неполных трехзначных чисел, когда в сумме круглые
сотни и вычитание из круглых сотен.
Сложение трехзначных чисел с двузначным и однозначным, когда
сумма круглые сотни, и вычитание из круглых сотен двузначных и
однозначных чисел.
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд
(все случаи).
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в
пределах 1000 с переходом через разряд».
Работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 1000.
Числа 1 и 0 как сомножители.
Кратное сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение в несколько раз.
Сопоставление кратного сравнения чисел и уменьшения в несколько
раз.
Кратное и разностное сравнение чисел.
Табличное деление с остатком.
Число 1 как делитель.
Свойства числа 0 при делении
Умножение чисел 10 и 100 и умножение на 10 и 100.
Преобразования чисел, полученных от измерения мерами
стоимости, длины, массы.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Денежные купюры. Размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1 год). Количество дней в году.
Високосный год.
Контрольная работа по теме «Арифметические действия в
пределах 1000».
Работа над ошибками. Римские цифры. Обозначение от I до XII.
Обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель дроби.
Сравнение дробей.
Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000.
Умножение. Свойства 1 и 0 при умножении и делении.
Умножение двузначного числа на однозначное.
Увеличение в несколько раз и нахождение
суммы.
Умножение трёхзначного числа на однозначное без перехода через
разряд.
Умножение трёхзначного числа на однозначное.
Увеличение в несколько раз и нахождение остатка.
Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное
число. Самостоятельная работа.
Увеличение на несколько единиц, в несколько раз и нахождение
суммы.
Увеличение в несколько раз, уменьшение на несколько единиц и
нахождение суммы.
Все действия с целыми числами.
Контрольная работа по теме «Умножение двузначного и
трёхзначного числа на однозначное число».
Работа над ошибками. Меры стоимости.
Деление двузначного числа на однозначное без перехода через
разряд. Количество знаков в частном.
Деление двузначного числа на однозначное.
Уменьшение в несколько раз и нахождение суммы.
Уменьшение в несколько раз и нахождение остатка
Кратное сравнение.
Уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, нахождение
суммы.
Нахождение части числа и остатка.
Увеличение и уменьшение в несколько раз.
Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное.
Контрольная работа по теме «Деление двузначного и
трёхзначного числа на однозначное число».
Работа над ошибками. Умножение и деление без перехода через
разряд.
Умножение двузначных чисел на однозначное с переходом через
разряд.
Решение примеров в 2-3 действия. Самостоятельная работа.
Деление двузначного числа на однозначное с переходом через
разряд.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Деление трехзначного числа на однозначное с переходом через
разряд.
Деление трехзначного числа на однозначное (в частном двузначное
число).
Деление трехзначных чисел на однозначное (в частном 0 десятков)
Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное (все
случаи).
Уменьшение в несколько раз и нахождение суммы.
Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное с
переходом через разряд.
Контрольная работа по теме «Умножение и деление
трехзначных чисел на однозначное число с переходом через
разряд».
Работа над ошибками. Умножение и деление с переходом через
разряд.
Преобразования чисел, полученных при измерении мерами
стоимости, длины, массы.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной
двумя мерами длины, стоимости устно.
Нумерация в пределах 1000. Определение количества разрядных
единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в
пределах 1000, их проверка».
Работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 1000.
Умножение и деление в пределах 1000 без перехода через разряд.
Умножение и деление в пределах 1000 с переходом через разряд.
Кратное сравнение чисел.
Порядок действий в примерах без скобок.
Порядок действий в выражениях со скобками.
Все действия в пределах 1000.
Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел в
пределах 1000, их проверка».
Работа над ошибками. Все действия в пределах 1000 с целыми
числами.
Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения 1-2
единицами мер длины.
Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения 1-2
единицами стоимости и массы.
Образование, запись, чтение обыкновенных дробей.
Дроби правильные и неправильные.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Сравнение дробей с одинаковыми числителями.
Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Все действия с целыми числами.
Итоговая контрольная работа по теме: «Все действия в
пределах 1000».
Работа над ошибками. Все действия с целыми числами.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.
Геометрический материал
Наименование раздела и тем

1
Кол-во
часов

Дата

Виды линий: прямая, кривая, ломаная. Линии замкнутые и
1
незамкнутые. Луч. Отрезок.
Угол. Вершина. Стороны угла. Виды углов: прямой, тупой, острый.
1
Многоугольники. Виды многоугольников по количеству углов.
1
Прямая, луч, отрезок. Обозначение буквами.
1
Угол. Виды углов.
1
Ломаная. Длина ломаной. Обозначение латинскими буквами: A, B,
1
C, D, E, K, M, O, P, S.
Незамкнутая и замкнутая ломаная линия.
1
Периметр. Обозначение периметра (P).
1
Нахождение периметра треугольников.
1
Нахождение периметра четырехугольников.
1
Окружность. Круг. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Буква R1
символ радиуса, D – диаметр.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
1
Виды треугольников. Построение треугольников по данной длине
1
сторон с помощью циркуля и линейки.
Нахождение периметра треугольников.
1
Многоугольники. Нахождение периметра многоугольников.
1
Решение задач на вычисление периметра многоугольников.
1
Круг. Окружность. Линии в круге.
1
Построение окружности по заданной длине радиуса и диаметра.
1
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
1
Материально – техническая база: таблицы, плакаты, образцы примеров, раздаточный
материал, задачи, схемы, презентации, мультимедиа.
Литература
1. Методика
преподавания математики в коррекционной школе. М. Н. Перова.
Москва, ВЛАДОС, 1999
2. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. В.В.Эк, М.Н.Перова,
М., Просвещение, 1983.
3. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для 5 класса. М.:
«Просвещение», 2008г.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 224 с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».