1Ручной труд 1-4

Подписано
МАОУ
цифровой
МАОУ
"РАХМАН подписью:
"РАХМАНГУЛОВС
ГУЛОВСК КАЯ СОШ"
Дата: 2021.09.13
АЯ СОШ" 14:18:16 +05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для 1–4 классов,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработана на
основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ;
•
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, утверждѐнный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4
3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении
санитарноэпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292)
•
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью, одобрена решением Министерства образования
и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. протокол №4/15;
•
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» от 28 августа 2020 г. № 442;
•
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с
изменениями;
•
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения
России от 20 мая 2020 г. №254;
•
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;

•
Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
•
Закона Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
•
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
•
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении
перечня учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном
году в МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
•
Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждѐнного приказом № 174 от 19.08.2021 г.
•
Календарного учебного
графика,
утверждѐнного
приказом МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.
В основу рабочей программы положено содержание учебников предметной линии
«Ручной труд» для детей с ограниченными возможностями здоровья 1–4 классов,
осваивающих содержание предметной области «Технология» в соответствии с
требованиями адаптированных основных общеобразовательных программ ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и учебное методическое сопровождение:
1) Методические рекомендации. Ручной труд. 1 - 4 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Автор – составитель: Л.А. Кузнецова. - М.:
Просвещение, 2016г.
2) Технология. Ручной труд: 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Л.А.
Кузнецова. – М.:Просвещение, 2020г.
3) Технология. Ручной труд: 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Л.А.
Кузнецова. – М.: Просвещение, 2020г.
4) Технология. Ручной труд: 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Л.А.
Кузнецова. – М.: Просвещение, 2020г.
5) Технология. Ручной труд: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Л.А.
Кузнецова. – М.: Просвещение, 2020г.
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов
деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены
неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и
воспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует
развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию
мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности

Задачи изучения предмета:
 воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством
развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду,
подведения ребенка к пониманию того, что труд окружает всюду (дома, в школе,
на улице и т.д.), формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и
развивать стремление к созданию предметного мира по законам красоты;
 формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
 формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нѐм человека.
 расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей.
 расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
 формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности.
 формирование интереса к разнообразным видам труда.
 развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи).
 развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
 развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
 развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью).
 формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации.
 формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
 коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
 развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;
 коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану МАОУ «Рахмангуловская СОШ», на изучение
учебного курса «Ручной труд» в начальной школе отводится: в 1 классе - 66 часов (из расчета
2 часа в неделю, 33 учебных недели), во 2 - 4 классах - по 34 часа (из расчета 1 час в неделю,
34 учебные недели). Всего 168 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения АООП учебного предмета «Технология.
Ручной труд» включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Ручной
труд» относятся:
 положительное отношение и интерес к труду;
 понимание значения и ценности труда;
 отношение к труду как первой жизненной необходимости;
 понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновении
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
 осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способности к
самооценке;
 умение выражать своѐ отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;
 привычка к организованности, порядку, аккуратности;
 устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметнопрактической деятельности;
 установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по
различным видам творческой предметно-практической деятельности.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися
знания и умения по данному предметному курсу, готовность их применения. Программа
определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
1 класс
Минимальный уровень:
 знать правила организации рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы, выполнять их с помощью учителя;
 знать названия некоторых поделочных материалов, называть их с помощью
учителя;
 знать виды трудовых работ;
 выполнять простые инструкции учителя;
 отвечать на простые вопросы с помощью учителя
 знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать
и использовать их с помощью учителя;
 использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с
помощью учителя.
Достаточный уровень:
 знать правила организации рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;
 знать виды трудовых работ;
 знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
 отвечать на простые вопросы;
 выполнять простые инструкции учителя;
 знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать
и использовать их;
 использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с
помощью учителя.

2 класс
Минимальный уровень:
 знать правила организации рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы, выполнять их с помощью учителя;
 знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
 знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими
инструментами;
 знать виды трудовых работ;
 знать основные приемы работы, выполнять их с помощью учителя;
 выполнять простые инструкции учителя;
 отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
 знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать
их, использовать с помощью учителя;
 анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал,
определять способы соединения деталей с помощью учителя;
 использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с
помощью учителя;
 оценивать свою работу с помощью учителя;
 осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с
помощью учителя.
Достаточный уровень:
 знать правила организации рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;
 знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
 знать виды трудовых работ;
 отвечать на простые вопросы;
 выполнять простые инструкции учителя;
 знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать
и использовать их;
 знать основные приемы работы, выполнять их с помощью учителя;
 знать правила техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
 анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбираться материал,
определять способы соединения деталей с помощью учителя;
 использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с
помощью учителя;
 оценивать свою работу с помощью учителя;
 осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с
помощью учителя.
3 класс
Минимальный уровень:
 знать правила организации рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;
 знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
 знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими
инструментами;
 знать виды трудовых работ;
 знать основные приемы работы, выполнять их;

 выполнять простые инструкции учителя;
 отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
 знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать
их, использовать с помощью учителя;
 анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять
способы соединения деталей с помощью учителя;
 использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с
помощью учителя;
 оценивать свою работу с помощью учителя;
 осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий,
корректировать их в процессе работы с помощью учителя.
Достаточный уровень:
 знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы, выполнять их самостоятельно;
 знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
 знать виды трудовых работ;
 отвечать на простые вопросы;
 выполнять простые инструкции учителя;
 знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и
использовать их;
 знать основные приемы работы, выполнять их с помощью учителя;
 знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;
 анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять
способы соединения деталей с большей долей самостоятельности;
 использовать в работе доступные материалы, конструировать из них;
 оценивать свою работу;
 осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий,
корректировать их в процессе работы с помощью учителя.
4 класс
Минимальный уровень:
 знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;
 знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
 знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;
 знать виды трудовых работ;
 знать основные приемы работы, выполнять их;
 выполнять простые инструкции учителя;
 отвечать на простые вопросы учителя;
 знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать,
использовать их;
 анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять
способы соединения деталей с помощью учителя;
 использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с
помощью учителя;
 оценивать свою работу;
 осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий,
корректировать их в процессе работы с большей долей самостоятельности.
Достаточный уровень:

 знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы, выполнять их самостоятельно;
 знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
 знать виды трудовых работ;
 отвечать на простые вопросы;
 выполнять простые инструкции учителя;
 знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и
использовать их;
 знать основные приемы работы, выполнять их;
 знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;
 анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбираться материал,
определять способы соединения деталей;
 использовать в работе доступные материалы, конструировать из них;
 оценивать свою работу;
 осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий,
корректировать их в процессе работы с большей долей самостоятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма).
Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды.
Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация
рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином.
Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными
способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы:
«разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону»
(аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина),
«скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного
конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные
изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка
из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят,
виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки
из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила
работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой
травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха
(аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая,
крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и
материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой
наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»;
«разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких
кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»;
«сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и
кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение
деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете.
Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона
листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой
строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку
с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни
человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная
сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся
ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани.
Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения
игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание,
плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя
деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка
(закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление куколскруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом
и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком).
Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с
древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями
(зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка
точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные,
цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология
ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание»,
«сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание
в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под
прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц,
зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы
планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный
ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные
материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные
материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа
ореха.

Распределение содержания курса по классам
1 класс
Работа с пластилином и глиной
Элементарные знания о пластилине/глине (свойства материалов, цвет, форма).
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы:
разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание,
сплющивание, прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих
различную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных
материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами.
Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с
ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой: обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа
бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба; сминание и
скатывание бумаги; соединение деталей с помощью клея; конструирование из плоских
деталей различной формы.
Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним.
Вырезание ножницами из бумаги: Ножницы - инструмент для резания бумаги,
правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с
текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами.
Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок.
Виды работы с ватой: скручивание; разрывание; разминание; скатывание.
Комбинированные работы
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные
материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки и т.д.
2класс
Работа с пластилином и глиной
Элементарные знания о пластилине/глине (свойства материалов, цвет, форма).
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы: разминание,
отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание,
прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих различную
форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных
материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами.
Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с
ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой: обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа
бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба; сминание и
скатывание бумаги; соединение деталей с помощью клея ;конструирование из плоских

деталей различной формы.
Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации. Разметка с помощью линейки, угольника.
Вырезание ножницами из бумаги:
Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы
вырезания ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с
текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами.
Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок.
Виды работы с ватой: скручивание; разрывание; разминание; скатывание.
Комбинированные работы
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные
материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки.
3 класс
Работа с природными материалами
Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты,
используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с
засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой: обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа
бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба; сминание и
скатывание бумаги ;соединение деталей с помощью клея; конструирование из плоских
деталей различной формы.
Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации. Разметка с помощью линейки, угольника.
Вырезание ножницами из бумаги:
Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы
вырезания ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/тканях. Организация рабочего места при работе с
текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами,
правила работы с ними.
Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок; завязывание узелка,
выполнение простых стежков.
Виды работы с тканью: аппликация, работы с тесьмой, ремонт одежды.
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с
древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями
(зачистка напильником, наждачной бумагой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек).
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке. Организация рабочего места при работе
с проволокой.

Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание волной, в кольцо, спираль, в
несколько раз, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом.
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок.
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы
планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный
ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные
материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки .
4 класс
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой :обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа
бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба; сминание и
скатывание бумаги; соединение деталей с помощью клея; конструирование из плоских
деталей различной формы.
Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации. Разметка с помощью линейки, угольника.
Вырезание ножницами из бумаги:
Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы
вырезания ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/тканях. Организация рабочего места при работе с
текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами,
правила работы с ними.
Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок; завязывание узелка,
выполнение простых стежков.
Виды работы с тканью: раскрой деталей из ткани, различные способы соединения
деталей из ткани, аппликация, работы с тесьмой, ремонт одежды.
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с
древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями
(зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка
точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные,
цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология
ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание»,
«сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная).
Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая,
гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила
обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо»,
«сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на
карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных
фигурок птиц,зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из
металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины,
косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с
металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и
природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки и т.д.

Тематическое планирование
1 класс – 66ч, 2часа в
неделю.
№

Тема урока

1.
2.
3.
4.

Вводное занятие "Человек и труд."
"Человек и труд".Подумай и ответь.
Правила работы на уроках труда.
Что надо знать о глине и пластилине.Работа с глиной и пластилином.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Аппликация из пластилина"Яблоко".
Что надо знать о природных материалах и их использование.
Экскурсия в лес.
Работа с природными материалами. Коллекция из листьев.
Аппликация "Бабочка".
Работа с бумагой. Что надо знать о бумаге. Изделия из бумаги.
Сорта и виды бумаги. Форма бумаги.
Что надо знать о треугольнике. Сгибание.
Аппликация "Ёлочка".
Что надо знать о квадрате. Сгибание бумаги.
Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу».
Что надо знать о прямоугольнике. Сгибание бумаги..
Изготовление наборной линейки.
Работа с пластилином. Аппликация "Домик","Ёлочка."

19.

Лепка предметов шаровидной формы. Выполнение изделий "Помидор".

20
21.

Лепка предметов овальной формы.Выполнение изделий "Огурец".
Инструменты для работы с бумагой.Правила обращения с ножницами.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
2829.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
3637.
3839.
40.
41.
42.
43
4445.

Выполнение геометрического орнамента из квадратов.
Работа с бумагой. Аппликация "Парусник из треугольников."
Работа с пластилином. Выполнение изделия "Морковь, "Свѐкла", "Репка".
Работа с пластилином. Выполнение изделия"Пирамидка".
Работа с пластилином. Выполнение изделия"Грибы".
Работа с природными материалами. Выполнение изделия"Ежик".
Работа с бумагой. Аппликация "Осеннее дерево" из обрывных кусочков бумаги.
Работа с бумагой. Выполнение изделия "Открытка со складным цветком".
Работа с пластилином. Выполнение изделия "Цыпленок".
Работа с бумагой. Игрушка "Бумажный фонарик".
Работа с бумагой. Конструирование "Декоративная веточка."
Работа с бумагой. Конструирование "Бумажный цветок"
Работа с пластилином. Изделие"Котик".
Работа с бумагой. Выполнение изделия "Листочки", "Ветка рябины"
Работа с бумагой. Аппликация "Цветы в корзине".
Работа с нитками.Свойства,цвет,правила работы.
Работа с нитками.Наматывание клубка.
Работа с нитками. Изготовление изделия из ниток "Бабочка".
Работа с нитками. Изготовление кисточки из ниток.
Работа с бумагой. Аппликация "Фрукты на тарелке".

46
47.
4849
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
5758.
59.
6061.
62.
63.
64.
65.
66.

Работа с бумагой.Обведение и вырезание круга по шаблону.
Работа с бумагой. Аппликация "Гусеница".
Работа с бумагой .Игрушка " Цыплѐнок".
Работа с бумагой.Изделие "Пароходик".
Работа с бумагой.Изделие "Стрела"
Работа с бумагой.Изделие " Плетѐный коврик ".
Работа с бумагой.Изделие " Птица ".
Работа с бумагой. Геометрический орнамент из квадратиков и кружков.
Работа с бумагой. Изготовление закладки.
Работа с бумагой. Аппликация "Самолѐт в облаках".
Работа с пластилином. Макет "Снегурочка в лесу".
Работа с природными материалами и пластилином.Изделие "Ёжик".
Работа с бумагой. Аппликация "Букет цветов".
Работа с бумагой. "Декоративная птица со складными крыльями".
Работа с нитками.Шитье по проколам (круг, квадрат).
Работа с нитками. Вышивание по проколам
(горизонтальным линиям).
Работа с нитками. Вышивание по проколам (вертикальным
линиям).
Работа с нитками. Вышивание по проколам (наклонным
линиям).

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

2 класс
Тема урока
Правила поведения и работы на уроках ручного труда.
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).
«Брус», «Ворота».Лепкастолярного инструмента: «Молоток».
Экскурсия в природу. Заготовка листьев. Коллекция
«Осенние листья, шишки, желуди, семена клена, липы».
Изготовление игрушек из желудей и скорлупы грецкого ореха.
Виды и сорта бумаги. «Подставка для кисти».
Аппликация из мятой бумаги на выбор «Дерево весной»,
«Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой подснегом».
Складывание фигурок из бумаги «Маска собачки», «Маска кошечки».
Применение картона. Обведение геометрических фигур на бумаге.

9.

Правила работы с ножницами. Изготовление из бумаги пакета для хранения
изделий «Пакет».

10.

Связывание ниток в пучок. Связывание ниток «Ягоды».
Пришивание пуговиц «Пуговица с двумя сквозными отверстиями».

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Лепка из пластилина чашки цилиндрической и конической формы «Кружка»,
«Ведро».
Аппликация из засушенных листьев «Мальчик», «Девочка».
Декоративная аппликация из засушенных листьев «Рамка для фотографий,
украшенная сухими листьями».
Разметка бумаги и картона по шаблонам «Машина»,«Яблоко». Аппликация из
обрывной бумаги
Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей «Девочка»,
«Мальчик».
Лепка по представлению свободных композиций. "Чайникдля заварки
Познавательные сведения о скульптуре. Лепка по образцу стилизованных фигурок
«Медвежонок».
Шар из бумажных полос
Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок «Шарики из ниток
разной величины».
Лепка стилизованных фигур птиц (пластический способ) «Утка».
Повторение познавательных
сведений о шишках.Изготовление их шишек
стилизованной фигурки человека. «Человек из шишки».
Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички «Сова», «Утка», «Лебедь».
Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги икартона по линейке
«Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии», «Прямоугольник», «Квадрат».
Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке
«Грузовик», Автофургон».
Познавательные сведения о тканях. Составление коллекций тканей «Коллекция
тканей».
Раскрой из ткани заготовки изделия «Квадраты из ткани 5Х5».
Соединение деталей выкроенных из ткани, прямой строчкой (сметочными
стежками) «Игольница».
Познавательные сведения об открытке. Изготовление открытки «Сказочный
цветок».

30.
31.
32.
33.
34.

Познавательные сведения об иллюстрациях и макетах.
Изготовление композиции (макета) к сказке «Колобок».
Познавательные
сведения
о
дорожных
знаках.
Изготовление модели дорожного знака «Пешеход».
Вышивание сметочным стежком «Закладка из канвы».
Вышивание стежком с перевивом (шнурок) «Салфетка из канвы украшенная
тесьмой».
Обобщение за год
3 класс

1.

Вводный урок. Закрепление учебного материала 1 и 2 классов.

2.

Работа с природными материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев
«Птица».
Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках».

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги
«Медведь».
Окантовка картона полосками бумаги «Картина на окантованном картоне».
Работа с проволокой. Познавательные сведения о проволоке «Волна», «Кольцо»,
«Спираль», «Прямой угол»
Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки «Паук».
Работа с древесиной. Познавательные сведения о древесине. Экскурсия в школьную
столярную мастерскую.
Изготовление изделия из древесины «Опорный колышек для растений».
Работа с природными материалами. Изготовление объемных изделий из природных
материалов «Птица из пластилина и сухой тростниковой травы».
Работа с металлоконструктором. Познавательные сведения о металлоконструкторе.
Экскурсия в слесарную мастерскую. «Две планки соединенные винтом и гайкой».
Закрепление познавательных сведений о
металлоконструкторе «Треугольник», «Квадрат».
Работа с проволокой. Закрепление познавательных
сведений о проволоке «Буквы Л, С, О, В из проволоки».
Работа с бумагой и картоном. Приѐмы работы с бумагой(разметка, резание, сгибание).
Изготовление складных игрушек из бумажных полос «Складная гирлянда».
Приѐмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание).
Изготовление игрушек из бумажных колец «Цепочка избумажных колец».
Приѐмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание).Изготовление
карнавальной полумаски «Плоская полумаска».
Приѐмы работы с бумагой (разметка, резание, склеивание).
Изготовление карнавальных головных уборов «Каркаснаяшапочка».
Приѐмы работы с бумагой (разметка, резание, наклеивание). Изготовление
карнавальных головных уборов «Карнавальный кокошник», «Карнавальный шлем».
Окантовка картона листом бумаги «Складная доска для игры».
Работа с текстильными материалами. Закрепление познавательных сведений о нитках.
Виды ручных стежкови строчек «Образцы сшитые строчкой прямого стежка».
Закрепление познавательных сведений о нитках.Виды ручных стежков и строчек
«Образцы сшитые строчкойкосого стежка».
Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек
«Закладка из фотопленки».

23.

24.
25.
26.

Работа с древесиной. Закрепление познавательных сведений о древесине.Способы
обработки древесины ручными инструментами. Экскурсия в столярную
мастерскую.Аппликация из древесных опилок «Собака».
Работа с текстильными материалами Сшивание деталей изделия строчкой косого
стежка «Прихватка».
Работа с бумагой и картоном Объемные изделия из картона.
«Коробка склеенная с помощью клапанов».
Объемные изделия из картона «Коробка с бортами, соединенными встык».

28.

Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков «Образец, прошитый
строчкой прямого стежка в два приема».
Виды ручных стежков «Образец, прошитый строчкой косого стежка в два приема».

29.

Виды ручных стежков «Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка».

30.

Виды ручных стежков «Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка».

27.

31-32 Работа с бумагой и картоном. Конструирование объемныхигрушек на основе
геометрических тел «Матрешка из
конусов».
33-34 Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел «Собака из
цилиндров».

4 класс

1.
2.
3.
4.

Работа с бумагой. «Что ты знаешь о бумаге?».
Складывание из треугольников. «Геометрическая фигура-раскладка».
Складывание простых форм из квадрата. Фигура «Рыбка».
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах.
Игра «Геометрический конструктор» (силуэт самолета» идр.)
«Что ты знаешь о ткани?» Бумажная схема полотняного переплетения нитей.

5.

Виды работ и технологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание
ткани. Игрушка «Кукла-скрутка».

6.

Отделка изделий из ткани . Салфетка с аппликацией.

7.

8.
9.

10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Работа с бумагой и картоном Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное
соединение деталей. Игрушка сподвижным соединением деталей «Цыпленок»,
«Летающий диск».
Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей.
Игрушка из бумажных кругов «Попугай».
Развертка изделия. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям.
Конверт для писем с клеевымсоединением деталей. Конверт с замком без
клеевого соединения деталей.
Разметка геометрического орнамента с помощью
угольника. Аппликация «Коврик с геометрическиморнаментом».
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Разметканаклонных линий с
помощью угольника. « Закладка для книг из зигзагообразных полос», «Закладка для
книг со «свободным плетением»».
Работа с тканью Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка
- прихватка», «Рукавица - прихватка».
Работа с металлом «Что надо знать о металле». Сминание,сжимание, скручивание
алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», изделие «Паук».
Работа с бумагой и картоном Деление круга на равные части способом складывания.
«Геометрическая фигура-раскладка», «Складные часы».
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объемное елочное
украшение, елочная игрушка «Солнышко».
Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение
деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка».
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной
пополам. «Птица».
Складывание из бумаги. «Снежинка», «Звезда».
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Линии чертежа.
Чтение чертежа. Летающая модель «Планер», «Самолет».
Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток».
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»
Работа с проволокой Изгибание проволоки. Декоративные
фигурки птиц, зверей, человечков.
Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага,нитки). «Муха», «Паук».
Работа с бумагой Изготовление открытой коробочкиспособом сгибания бумаги.
«Открытая коробочка»,«Коробочка».
Работа с древесиной. «Что ты знаешь о древесине?» Образцы
и изображения инструментов, материалов, приспособлений.
Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое
соединение деталей из древесины. Аппликация из карандашной стружки «Цветок».
Обработка древесины ручными инструментами. Клеевоесоединение деталей из
древесины. Аппликации из древесных заготовок «Дом».
Ремонт одежды Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.
Пришивание пуговицы с ушком.
Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами. Аппликации с использованием

пуговиц «Медведь», «Кот»,«Лягушка», «Собака».
Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого
разрыва ткани. «Вешалка», «Зашивание простого разрываткани».
32. Картонажно-переплетные работы Переплет. Записная
Книжка - раскладушка с переплетной крышкой, «Блокнот».
33. Ручные швейные работы Оборудование швейной мастерской. Соединение
деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для игл.
34. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразногостежка. Мягкие игрушкиподушки на выбор «Девочка»,«Рыба», «Цыпленок», «Дед Мороз».
31.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».