Подписано цифровой подписью: МАОУ МАОУ "РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ" ОВСКАЯ СОШ" Дата: 2021.09.09 14:16:56 +05'00' 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса по информатике «Алгоритмизация и программирование при подготовке к ЕГЭ» на 2021 – 2022 учебный год составлена на основе 1. Информатика для 10-11 классов: сборник элективных курсов / Авт.сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006. 2. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Самылкина Н.Н. и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с. Курс рассчитан на 1 год обучения Цель курса: расширение содержания среднего образования по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ. Задачи курса: изучение структуры и содержания контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ; повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ; формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке. отработка навыка решения заданий части В и С ЕГЭ; 2. Общая характеристика курса 2 Современное общество нуждается в интеллектуально развитых людях, творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. В настоящее время большинство вузов предъявляет к бывшим абитуриентам достаточно высокие требования к знаниям и умениям, необходимым для обучения естественнонаучным и техническим специальностям. При этом традиционные образовательные стандарты и методы обучения информатике недостаточно способствуют формированию этих навыков и умений. Решает эту проблему профильное обучение. Оно позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и дать возможность качественнее подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Это обусловило необходимость введения в профильном физикоматематическом классе элективный курс: «Алгоритмизация и программирование», который расширяет содержание курса «Информатика и ИКТ». Содержание обучения, представленное в программе курса, позволяет вести обучение школьников в режиме актуального познания. Практическая направленность курса на создание внешних образовательных продуктов (блок-схем, алгоритмов, исполняемых файлов) способствует выявлению фактов, которые невозможно объяснить на основе уже имеющихся у школьников знаний. Проявления трудолюбия, целеустремленности, возникающие при воплощении замыслов учащихся в рамках курса, стимулируют развитие индивидуально-личностных качеств школьников. 3 Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных навыков программирования в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальней мотивации, направленной на освоение профессий, связанных с разработкой программного обеспечения. Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у обучающихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования. Изучение основ программирования – это не только средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и средство формирования новых общеинтеллектуальных умений и навыков, таких как разделение решения задачи на этапы, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, различных приёмов умственных действий (умений строить модели, самостоятельно находить и составлять алгоритмы решения задач, чётко и лаконично реализовывать этапы их решения и др.). Общепедагогическая направленность данного элективного курса – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции как одной из ключевых компетенций современной школы. Преподавание программирование», элективного способствует содержательных линий курса реализации «Алгоритмизация содержания ФГОС нового поколения, одной и из ориентировано на использование учебного пособия «Основы разработки алгоритмов» серии «Элективный курс» (авторы Ю.Л. Костюк, И.Л. Фукс). Использование данного пособия позволяет применить полученные знания в области 4 программирования на алгоритмическом языке к реальным задачам, подготовить обучающихся к участию в ЕГЭ, а также в олимпиадах и конкурсах. Программа курса «Алгоритмизация и программирование» рассчитана на обучающихся 11 класса, выбравших для себя дальнейшую деятельность, непосредственно связанную с информатикой, и рассчитана на 17 часов (1 час в неделю). Курс имеет практическую направленность и опирается на активную самостоятельную работу обучающихся. Единицей учебного процесса является урок, имеющий, как правило, следующую структуру: в первой части урока проводится объяснение нового материала, затем организуется практикум по решению задач, в том числе компьютерный. Работа учеников за компьютером составляет в соответствии с санитарными нормами 20-25 минут. 3. Содержание курса Информация. Алгоритм. Компьютер (5 ч.) Информация и действия над ней. Представление чисел в различных системах счисления. Двоичная система счисления. Представление символов. Единицы измерения информации. Представление различных видов информации в компьютере. Скорость передачи информации. Логические задачи «Таня и Маша», «Победитель», «Расписание уроков», «Фамилия машиниста», «Соревнования». Понятие «алгоритм». Свойства алгоритма. Способы задания алгоритма. Примеры алгоритмов. Решение задач. Язык программирования Паскаль (12 ч.) Трансляция и выполнение программы. Среда программирование Turbo Pascal. Среда программирования Delphi. Пример простой программы. 5 Синтаксис и семантика языка Паскаль. Константы. Переменные. Оператор присваивания. Выражение. Стандартные функции. Условный оператор. Оператор цикла. Оператор вызова Двумерный массив. Файлы. процедуры. Одномерный массив. Понятие математической модели. Информационная модель. Моделирование процессов и явлений, разработка программы. Графический способ описания алгоритмов, блок-схема. Решение задач. Разработка алгоритмов (14 ч.) Решение задач на составление программ: «2*2=4», нахождение суммы трех чисел, нахождение большего из трех чисел. Значение функции. Три цифры. Формула с закономерностью. Числовой треугольник. Таблица умножения. Рекуррентные последовательности. Вычисление элемента рекуррентной последовательности. Вычисление суммы элементов массива. Нахождение минимального элемента и его номера в массиве. Поиск второго максимума. Вычисление числа по цифрам. Вычисление с заданной точностью. Нахождение корня функции. Понятие подпоследовательности в массиве. Самая длинная подпоследовательность. Ступеньки. Решение задач. Поиск элемента с заданным значением. Слияние упорядоченных массивов. Упорядочение массива. Решение задач на упорядочение элементов массива. Матрицы. Составление и отладка программ «Вывод змейки», «Общие числа». Составление и отладка программ на обработку слова в тексте, поиск строки в тексте, составление словаря, «Шифровка». Составление и отладка программ «Рослый ученик», «Вступительные экзамены», «Телефонный справочник». Логические игры с противником. Антагонистические игры с полной информацией. Составление и отладка программ «Камни», «15 спичек». 6 4. Календарно – тематическое планирование 11 класс № Тема занятия п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Кол-во часов Информация. Алгоритм. Компьютер (3 ч) Информационные сообщения. Логические задачи. Алгоритм и его свойства. Язык Паскаль. Разработка программ (7 ч) Среда разработки программ. Язык Паскаль. Стандартные функции. Процесс разработки программы. Математическая и информационная модели. Блок-схемы линейных алгоритмов. Блок-схемы разветвляющихся алгоритмов. Блок-схемы циклических алгоритмов. Разработка алгоритмов (7ч) Рекуррентные последовательности. Массивы. Матрицы. Обработка текста. Таблицы Логические игры с противником. Итоговая зачетная работа Итого 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 33 Дата 5. Перечень учебно-методических средств обучения Литература 1. Костюк Ю.Л. Основы разработки алгоритмов: учебное пособие /Ю.Л. Костюк, И.Л. Фукс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 2. Информатика для 10-11 классов: сборник элективных курсов / Авт.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006. 3. Паскаль для школьников. – Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова, СПб: Питер, 2010. 4. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры по информатике. – СПб: БХВ–Петербург, 2006. 8