Подписано цифровой
подписью: МАОУ
МАОУ
"РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
ОВСКАЯ СОШ" Дата: 2021.09.09
14:16:56 +05'00'
1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
курса
по
информатике
«Алгоритмизация
и
программирование при подготовке к ЕГЭ» на 2021 – 2022 учебный год
составлена на основе
1. Информатика для 10-11 классов: сборник элективных курсов / Авт.сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.
2. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/
Самылкина Н.Н. и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298
с.
Курс рассчитан на 1 год обучения
Цель курса:
расширение содержания среднего образования по курсу информатики
для повышения качества результатов ЕГЭ.
Задачи курса:
изучение структуры и содержания контрольных измерительных
материалов по информатике и ИКТ;
повторение методов решения тестовых заданий различного типа по
основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;
формирование умения эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов;
формирование умения оформлять решение заданий с развернутым
ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
отработка навыка решения заданий части В и С ЕГЭ;
2. Общая характеристика курса
2
Современное общество нуждается в интеллектуально развитых людях,
творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать
нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также
умеющих осуществлять жизненный выбор.
В настоящее время большинство вузов предъявляет к бывшим
абитуриентам достаточно высокие требования к знаниям и умениям,
необходимым
для
обучения
естественнонаучным
и
техническим
специальностям. При этом традиционные образовательные стандарты и
методы обучения информатике недостаточно способствуют формированию
этих навыков и умений. Решает эту проблему профильное обучение. Оно
позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и
способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в
соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в
отношении продолжения образования и дать возможность качественнее
подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике. При этом существенно
расширяются
возможности
выстраивания
учеником
индивидуальной
образовательной траектории.
Это обусловило необходимость введения в профильном физикоматематическом
классе
элективный
курс:
«Алгоритмизация
и
программирование», который расширяет содержание курса «Информатика и
ИКТ».
Содержание обучения, представленное в программе курса, позволяет
вести обучение школьников в режиме актуального познания. Практическая
направленность курса на создание внешних образовательных продуктов
(блок-схем, алгоритмов, исполняемых файлов) способствует выявлению
фактов, которые невозможно объяснить на основе уже имеющихся у
школьников
знаний.
Проявления
трудолюбия,
целеустремленности,
возникающие при воплощении замыслов учащихся в рамках курса,
стимулируют развитие индивидуально-личностных качеств школьников.
3
Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более
полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные
идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению
освоенных навыков программирования в других учебных курсах, а также
способствует возникновению дальней мотивации, направленной на освоение
профессий, связанных с разработкой программного обеспечения.
Ключевой особенностью курса является его направленность на
формирование у обучающихся навыков поиска собственного решения
поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации
алгоритма с помощью средств программирования.
Изучение основ программирования
– это не только средство
подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и средство
формирования новых общеинтеллектуальных умений и навыков, таких как
разделение решения задачи на этапы, построение алгоритма и др.
Исключительно
велика
роль
программирования
для
формирования
мышления школьников, различных приёмов умственных действий (умений
строить модели, самостоятельно находить и составлять алгоритмы решения
задач, чётко и лаконично реализовывать этапы их решения и др.).
Общепедагогическая направленность данного элективного курса
–
гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по
отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы
решения
и
навыки
программирования
являются
элементами
информационной компетенции как одной из ключевых компетенций
современной школы.
Преподавание
программирование»,
элективного
способствует
содержательных линий
курса
реализации
«Алгоритмизация
содержания
ФГОС нового поколения,
одной
и
из
ориентировано на
использование учебного пособия «Основы разработки алгоритмов» серии
«Элективный курс» (авторы Ю.Л. Костюк, И.Л.
Фукс). Использование
данного пособия позволяет применить полученные знания в области
4
программирования
на
алгоритмическом
языке
к
реальным
задачам,
подготовить обучающихся к участию в ЕГЭ, а также в олимпиадах и
конкурсах.
Программа курса «Алгоритмизация и программирование» рассчитана на
обучающихся 11 класса, выбравших для себя дальнейшую деятельность,
непосредственно связанную с информатикой, и рассчитана на 17 часов (1 час
в неделю). Курс имеет практическую направленность и опирается на
активную самостоятельную работу обучающихся.
Единицей учебного
процесса является урок, имеющий, как правило, следующую структуру: в
первой части урока проводится объяснение нового материала, затем
организуется практикум по решению задач, в том числе компьютерный.
Работа учеников за компьютером составляет в соответствии с санитарными
нормами 20-25 минут.
3. Содержание курса
Информация. Алгоритм. Компьютер
(5 ч.)
Информация и действия над ней. Представление чисел в различных
системах счисления. Двоичная система счисления. Представление символов.
Единицы
измерения
информации.
Представление
различных
видов
информации в компьютере. Скорость передачи информации. Логические
задачи «Таня и Маша», «Победитель», «Расписание уроков», «Фамилия
машиниста», «Соревнования». Понятие «алгоритм». Свойства алгоритма.
Способы задания алгоритма. Примеры алгоритмов. Решение задач.
Язык программирования Паскаль
(12 ч.)
Трансляция и выполнение программы. Среда программирование Turbo
Pascal. Среда программирования Delphi. Пример простой программы.
5
Синтаксис и семантика языка Паскаль. Константы. Переменные. Оператор
присваивания. Выражение. Стандартные функции. Условный оператор.
Оператор цикла. Оператор вызова
Двумерный
массив.
Файлы.
процедуры. Одномерный массив.
Понятие
математической
модели.
Информационная модель. Моделирование процессов и явлений, разработка
программы. Графический способ описания алгоритмов, блок-схема. Решение
задач.
Разработка алгоритмов
(14 ч.)
Решение задач на составление программ: «2*2=4», нахождение суммы
трех чисел, нахождение большего из трех чисел. Значение функции. Три
цифры. Формула с закономерностью. Числовой треугольник. Таблица
умножения.
Рекуррентные
последовательности.
Вычисление
элемента
рекуррентной последовательности. Вычисление суммы элементов массива.
Нахождение минимального элемента и его номера в массиве. Поиск второго
максимума. Вычисление числа по цифрам. Вычисление с заданной
точностью. Нахождение корня функции. Понятие подпоследовательности в
массиве. Самая длинная подпоследовательность. Ступеньки. Решение задач.
Поиск элемента с заданным значением. Слияние упорядоченных массивов.
Упорядочение массива. Решение задач на упорядочение элементов массива.
Матрицы. Составление и отладка программ «Вывод змейки», «Общие
числа». Составление и отладка программ на обработку слова в тексте, поиск
строки в тексте, составление словаря, «Шифровка». Составление и отладка
программ «Рослый ученик», «Вступительные экзамены», «Телефонный
справочник». Логические игры с противником. Антагонистические игры с
полной информацией. Составление и отладка программ «Камни», «15
спичек».
6
4. Календарно – тематическое планирование
11 класс
№
Тема занятия
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Кол-во
часов
Информация. Алгоритм. Компьютер (3 ч)
Информационные сообщения.
Логические задачи.
Алгоритм и его свойства.
Язык Паскаль. Разработка программ (7 ч)
Среда разработки программ.
Язык Паскаль. Стандартные функции.
Процесс разработки программы.
Математическая и информационная модели.
Блок-схемы линейных алгоритмов.
Блок-схемы разветвляющихся алгоритмов.
Блок-схемы циклических алгоритмов.
Разработка алгоритмов (7ч)
Рекуррентные последовательности.
Массивы.
Матрицы.
Обработка текста.
Таблицы
Логические игры с противником.
Итоговая зачетная работа
Итого
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
33
Дата
5. Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
1. Костюк Ю.Л. Основы разработки алгоритмов: учебное пособие /Ю.Л.
Костюк, И.Л. Фукс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Информатика для 10-11 классов: сборник элективных курсов / Авт.-сост.
А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.
3. Паскаль для школьников. – Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова, СПб: Питер, 2010.
4. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры по информатике. – СПб:
БХВ–Петербург, 2006.
8