Информатика 10-11 классы

Подписано цифровой
МАОУ
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
ОВСКАЯ
Дата: 2021.09.09
14:16:13 +05'00'
СОШ"

Пояснительная записка
Предмет «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня,
изучаемым в 10-11 классах.
Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы
направлено на достижение следующих целей:
1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,
биологических и технических системах;
2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели
реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности,
5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 10-11
классах необходимо решить следующие задачи:
1. развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной
модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
2. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
3. формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;
4. формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и
информационной этике как основах современного информационного общества;
5. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
6. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
7. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего
образования.

Содержание учебного предмета
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире.
Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и обработки в
автоматизированных компьютерных
системах, и данных, предназначенных для
восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их
взаимодействие.
Универсальность дискретного представления
информации

10 кл
Глава 1. Информация и информационные
процессы
§ 1. Информация. Информационная грамотность и
информационная культура
1.Информация, её свойства и виды
2.Информационная культура и информационная
грамотность
3.Этапы работы с информацией
4.Некоторые приёмы работы с текстовой
информацией
§ 2. Подходы к измерению информации
1.Содержательный подход к измерению
информации
2.Алфавитный подход к измерению информации
3.Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в системах различной
природы
1.Системы
2.Информационные связи в системах
3.Системы управления
§ 4. Обработка информации
1.Задачи обработки информации
2.Кодирование информации
3.Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
1.Передача информации
2.Хранение информации
10 кл
Глава 3. Представление информации в
компьютере
§ 14. Кодирование текстовой информации
1.Кодировка АSCII и её расширения
2.Стандарт UNICODE
3.Информационный объём текстового сообщения
§ 15. Кодирование графической информации
1.Общие подходы к кодированию графической
информации
2.О векторной и растровой графике
3.Кодирование цвета
4.Цветовая модель RGB
5.Цветовая модель HSB
6.Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
1.Звук и его характеристики
2.Понятие звукозаписи
3.Оцифровка звука
Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Равномерные и
10кл
неравномерные коды. Условие Фано.
1. Информация и информационные процессы
§ 4. Обработка информации

Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления.
Сложение и вычитание чисел, записанных в
этих системах счисления

Элементы комбинаторики, теории множеств
и математической логики.
Операции «импликация», «эквивалентность».
Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических
выражений.
Построение логического выражения с данной
таблицей истинности.
Решение простейших логических уравнений.

4.2. Кодирование информации
10кл
Глава 3. Представление информации в
компьютере
§ 10. Представление чисел в позиционных
системах счисления
1.Общие сведения о системах счисления
2.Позиционные системы счисления
3.Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему
счисления
§ 11. Перевод чисел из одной позиционной
системы счисления в другую
5.Перевод целого десятичного числа в систему
счисления с основанием q
6.Перевод целого десятичного числа в двоичную
систему счисления
7.Перевод целого числа из системы счисления с
основанием p в систему счисления с основанием q
8.Перевод конечной десятичной дроби в систему
счисления с основанием q
9.«Быстрый» перевод чисел в компьютерных
системах счисления
§ 12. Арифметические операции в позиционных
системах счисления
1.Сложение чисел в системе счисления с
основанием q
2.Вычитание чисел в системе счисления с
основанием q
3.Умножение чисел в системе счисления с
основанием q
4.Деление чисел в системе счисления с основанием
q
5.Двоичная арифметика
§ 13. Представление чисел в компьютере
1.Представление целых чисел
2.Представление вещественных чисел
10кл
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры
логики
§ 17. Некоторые сведения из теории множеств
1.Понятие множества
2.Операции над множествами
3.Мощность множества
§ 18. Алгебра логики
1.Логические высказывания и переменные
2.Логические операции
3.Логические выражения
4. Предикаты и их множества истинности
§ 19. Таблицы истинности
1.Построение таблиц истинности
2.Анализ таблиц истинности
§20.Преобразование логических выражений
1.Основные законы алгебры логики
2.Логические функции

3.Составление логического выражения по таблице
истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схем техники. Логические схемы.
1.Логические элементы
2.Сумматор
3.Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их решения
1.Метод рассуждений
2.Задачи о рыцарях и лжецах
3.Задачи на сопоставление. Табличный метод
4.Использование таблиц истинности для решения
логичеких задач
5.Решение логических задач путём упрощения
логических выражений
11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
3. Графы, деревья и таблицы
§ 11. Моделирование на графах
1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей

Дискретные объекты
Решение алгоритмических
задач,
связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между
вершинами ориентированного
ациклического графа; определения
количества различных путей между
вершинами).
Использование графов, деревьев,
списков при описании объектов и
процессов окружающего мира. Бинарное
дерево
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции.
11 класс
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Глава 2. Алгоритмы и элементы
Табличные величины ( массивы)
программирования
Запись алгоритмических конструкций в
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
выбранном языке программирования
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма
2. Способы записи алгоритма
§ 6. Алгоритмические структуры
1. Последовательная алгоритмическая
конструкция
2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция
3. Циклическая алгоритмическая конструкция
Составление алгоритмов и их программная
11 класс
реализация
Глава 2. Алгоритмы и элементы
Этапы решения задач на компьютере.
программирования
Операторы языка программирования,
§ 7. Запись алгоритмов на языках
основные конструкции языка
программирования
программирования.
1. Структурная организация данных
Типы и структуры данных. Кодирование
2. Некоторые сведения о языке программирования
базовых алгоритмических конструкций на
Pascal
выбранном языке программирования.
§ 8. Структурированные типы данных. Массивы
Интегрированная среда разработки программ 1. Общие сведения об одномерных массивах
на выбранном языке программирования.
2. Задачи поиска элемента с заданными
Интерфейс выбранной среды. Составление
свойствами
алгоритмов и программ ввыбранной среде
3. Проверка соответствия элементов массива
программирования.
некоторому условию
Приемы отладки программ
4. Удаление и вставка элементов массива
Проверка работоспособности про
5. Перестановка всех элементов массива в
грамм с использованием трассировочных
обратном порядке

таблиц.
Разработка и программная реализация
алгоритмов решения типовых задач базового
уровня изразличных предметных областей
Примеры задач:
– алгоритмы нахождения наибольшего (или
наименьшего) из двух, трех, четырех
заданных чисел без использования массивов
и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой
последовательности (или
массива);алгоритмы анализа записей
чисел в позиционной системе счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора
(поиск НОД данного натурального числа,
проверка числа на простоту
и т. д.);алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром массива:
линейный поиск элемента, вставка и
удаление элементов в массиве, перестановка
элементов данного массива в обратном
порядке, суммирование элементов массива,
проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или наименьшего)
значения. Алгоритмы редактирования
текстов (замена символа/фрагмента,
удаление и вставка символа/фрагмента,
поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы
простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных
алгоритмов. Определение исходных данных,
при которых алгоритм может дать требуемый
результат.
Сложность вычисления: количество
выполненных операций, размер
используемой памяти;
зависимость вычислений от размера
исходных данных
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в
виде, удобном для восприятия человеком.
Графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной
моделью по выбранной теме.
Анализ достоверности (правдоподобия)
результатов экспериментов.
Использование сред имитационного
моделирования (виртуальных лабораторий)
для проведения компьютерного
эксперимента в учебной деятельности

6. Сортировка массива
§ 9. Структурное программирование
1. Общее представление о структурном
программировании
2. Вспомогательный алгоритм
3. Рекурсивные алгоритмы
4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке
Pascal

11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы
программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
3. Понятие сложности алгоритма
§ 7. Запись алгоритмов на языках
программирования
3. Анализ программ с помощью трассировочных
таблиц
4. Другие приёмы анализа программ
11 класс
Глава 1. Обработка информации в электронных
таблицах
11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
1. Общие сведения о моделировании
2. Компьютерное моделирование

Использование программных систем и сервисов
Компьютер — универсальное устройство 10класс
обработки
данных
Программная
и Глава 2. Компьютер и его программное
аппаратная организация компьютеров и обеспечение
компьютерных
систем.
Архитектура § 6. История развития вычислительной техники
современных компьютеров. Персональный 1.Этапы информационных преобразований в
компьютер. Многопроцессорные системы. обществе
Суперкомпьютеры.
Распределенные 2.История развития устройств для вычислений
вычислительные системы и обработка 3.Поколения ЭВМ
больших данных. Мобильные цифровые §7. Основополагающие принципы устройства
устройства и их роль в коммуникациях. ЭВМ
Встроенные
компьютеры. 1.Принципы Неймана-Лебедева
Микроконтроллеры.
Роботизированные 2.Архитектура персонального компьютера
производства.
Выбор
конфигурации 3.Перспективные направления развития
компьютера в зависимости от решаемой компьютеров
задачи. Тенденции развития аппаратного § 8. Программное обеспечение компьютера
обеспечения компьютеров. Программное 1.Структура программного обеспечения
обеспечение
(ПО)
компьютеров
и 2.Системное программное обеспечение
компьютерных систем. Различные виды ПО и 3.Системы программирования
их назначение. Особенности программного 4.Прикладное программное обеспечение
обеспечения мобильных устройств.
§ 9. Файловая система компьютера
Организация хранения и обработки данных, в 1.Файлы и каталоги
том числе с использованием интернет- 2.Функции файловой системы
сервисов, облачных технологий и мобильных 3.Файловые структуры
устройств.
Прикладные
компьютерные
программы, используемые в соответствии с 11 кл
типом решаемых задач и по выбранной Глава 5. Основы социальной информатики
специализации.
Параллельное § 18. Информационное право и
программирование.
Инсталляция
и информационная безопасность
деинсталляция
программных
средств, 1 Правовое регулирование в области
необходимых для решения учебных задач и информационных ресурсов
задач
по
выбранной
специализации. 2 Правовые нормы использования программного
Законодательство Российской Федерации в обеспечения
области
программного
обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств
ИКТ.
Применение специализированных программ
для обеспечения стабильной работы средств
ИКТ.
Безопасность,
гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение,
технологические
требования
при
эксплуатации
компьютерного
рабочего
места.
Проектирование
автоматизированного
рабочего места в соответствии с целями его
использования

Подготовка текстов и демонстрационных
материалов. Средства поиска и автозамены.
История изменений. Использование готовых
шаблонов
и
создание
собственных.
Разработка структуры документа, создание
гипертекстового
документа.
Стандарты
библиографических
описаний.
Деловая
переписка, научная публикация. Реферат и
аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами.
Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство
с
компьютерной версткой
текста. Технические средства ввода текста.
Программы
распознавания
текста,
введенного
с
использованием сканера,
планшетного
ПК
или
графического
планшета.
Программы синтеза и
распознавания устной речи
Работа с аудиовизуальными данными
Создание
и
преобразование
аудиовизуальных объектов. Ввод
изображений с использованием различных
цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер,
сканеров и т. д.). Обработка изображения и
звука с использованием интернет- и
мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайнсервисов для разработки презентаций
проектных работ. Работа в группе,
технология публикации готового
материала в сети
Электронные (динамические) таблицы.
Примеры
использования
динамических
(электронных) таблиц на практике (в том
числе — в задачах математического
моделирования)

10класс
Глава5. Современные технологии создания и
обработки информационных объектов
§ 23. Текстовые документы
1.Виды текстовых документов
2.Виды программного обеспечения для обработки
текстовой информации
3.Создание текстовых документов на компьютере
4.Средства автоматизации процесса создания
документов
5.Совместная работа над документом
6.Оформление реферата как пример автоматизации
процесса создания документов
7.Другие возможности автоматизации обработки
текстовой информации

10класс
Глава5. Современные технологии создания и
обработки ин-формационных объектов
§ 24. Объекты компьютерной графики
Компьютерная графика и её виды
2.Форматы графических файлов
3.Понятие разрешения
4.Цифровая фотография
§ 25. Компьютерные презентации
1.Виды компьютерных презенаций.
2.Создание презентаций

11 класс
Глава 1. Обработка информации
в электронных таблицах
§ 1. Табличный процессор. Основные сведения
1. Объекты табличного процессора и их свойства
2. Некоторые приёмы ввода и редактирования
данных
3. Копирование и перемещение данных
§ 2. Редактирование и форматирование в
табличном процессоре
1. Редактирование книги и электронной таблицы
2. Форматирование объектов электронной таблицы
§ 3. Встроенные функции и их использование
1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных
4. Условное форматирование

5. Подбор параметра

Базы данных
Реляционные (табличные) базы
данных. Таблица — представление сведений
об однотипных объектах.
Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи
между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в базах
данных.
Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз
данных
при
решении
учебных
и
практических задач

11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§ 12. База данных как модель предметной области
1. Общие представления об информационных
системах
2. Предметная область и её моделирование
3. Представление о моделях данных
4. Реляционные базы данных
§ 13. Системы управления базами данных
1. Этапы разработки базы данных
2. СУБД и их классификация
3. Работа в программной среде СУБД
4. Манипулирование данными в базе данных
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
11 класс
Принципы построения компьютерных сетей. Глава 4. Сетевые информационные технологии
Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в
§ 14. Основы построения компьютерных сетей
сети
1. Компьютерные сети и их классификация
Интернет. Система доменных имен.
2. Аппаратное и программное обеспечение
Браузеры.
компьютерных сетей
Аппаратные компоненты компьютерных
3. Работа в локальной сети
сетей.
4. Как устроен Интернет
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб5. История появления и развития компьютерных
страницы с сервером.
сетей
Динамические страницы. Разработка
§ 15. Службы Интернета
интернет-приложений
1. Информационные службы
Сетевое хранение данных. Облачные
2. Коммуникационные службы
сервисы.
3. Сетевой этикет
§ 16. Интернет как глобальная информационная
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети
система
Интернет. Использование языков построения 1. Всемирная паутина
запросов. Другие виды деятельности в сети
2. Поиск информации в сети Интернет
Интернет. Геолокационные сервисы
3. О достоверности информации, представленной
реального времени (локация мобильных
на веб-ресурсах
телефонов, определение загруженности
автомагистралей и т. п.); интернетторговля; бронирование билетов и гостиниц
и т. п.
Социальная информатика Социальные сети 11 класс
—
организация
коллективного Глава 5. Основы социальной информатики
взаимодействия и обмена данными.
§ 17. Информационное общество
Сетевой этикет: правила поведения в 1. Понятие информационного общества
киберпространстве.
2. Информационные ресурсы, продукты и услуги
Проблема
подлинности
полученной 3. Информатизация образования
информации. Информационная культура. 4. Россия на пути к информационному обществу
Государственные электронные сервисы и
услуги.
Мобильные
приложения.
Открытые
образовательные ресурсы
Информационная безопасность. Средства

11 класс

защиты информации в автоматизированных
информационных системах (АИС),
компьютерных сетях и компьютерах. Общие
проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС.
Электронная подпись, сертифицированные
сайты и документы. Техногенные и
экономические
угрозы, связанные с использованием ИКТ.
Правовое обеспечение
информационной безопасности

Глава 5. Основы социальной информатики
§ 18. Информационное право и информационная
безопасность
1. Правовое регулирование в области
информационных ресурсов
2. Правовые нормы использования программного
обеспечения
3. О наказаниях за информационные преступления
4. Информационная безопасность
5. Защита информации

Тематическое планирование
№

1

2

3

4

5

6

Название тематического
блока
Введение.
Информация и
информационные
процессы
Использование
программных систем и
сервисов

Математические основы
информатики

Название темы
Общее
Информация и информационные
процессы
Компьютер и его программное
обеспечение
Современные технологии создания
и обработки информационных
объектов
Обработка информации в
электронных таблицах
Представление информации в
компьютере
Элементы теории множеств и
алгебры логики
Алгоритмы и элементы
программирования
Информационное моделирование
Сетевые информационные
технологии
Основы социальной информатики

Алгоритмы и
элементы
программирования
Информационно
коммуникационные
технологии. Работа в
информационном
пространстве
Резерв учебного времени
Итого:

6

Количество часов
Теория
Практика
3

3

5

3

2

5

3

2

6

2

4

9

5

4

8

5

3

9

5

4

8
5

4
2

4
3

3

2

1

6

2

4

70

35

35

Место учебного предмета в учебном плане
Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов (в том числе в 10 классе –
34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в 11 классе – 34 учебных часов из расчета 1 часа в
неделю), согласно ФК БУП от 2004 года.
В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней
отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учреждения)
прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала.

Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
 объяснять различные подходы к определению понятия "информация";
 различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать
единицы измерения информации;
 назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов,
электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
 назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или
процессы;
 использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
 назначение и функции операционных систем.
уметь
 оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
 распознавать информационные процессы в различных системах;
 использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
 осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной
задачей;
 иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
 создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
 просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
 осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
 представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график,
диаграмма и пр.);
 соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании
средств ИКТ.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен
в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен
в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные
ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный,
несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания
учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить
при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки практического задания
Отметка «5»:
1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена
по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок
исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена
существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые
учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме
практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме,
определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей
(НРЭО)

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от
30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для
общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного
общего и среднего общего образования» часы, выделяемые ранее в региональный компонент
областного базисного учебного плана (Приказы Министерства образования и науки Челябинской
области от 01.07.2004 г. № 02-678, от 16.06.2011 г. № 04-997) при изучении отдельных предметов
национальные, региональные и этнокультурные особенности включаются в предметное содержание
с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов
государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание
взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и
развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях
многонационального государства (ст. 3).
В тематическом планировании 10% учебного времени отводится на реализацию
национальных, региональных и этнокультурных особенностей. НРЭО обеспечивают изучение
национальных традиций Челябинской области, традиционных видов декоративно-прикладного
творчества, народных промыслов, обычаев и традиций народов Урала и России, деятельности
предприятий города и области, влияние технологических процессов на окружающую среду и
здоровье человека, профессий востребованных в нашем регионе.
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей
в 10-11 классах
№
Тема урока
Содержание НРЭО
урока
Представление целых чисел
Численность населения городских округов и
муниципальных районов Челябинской области
17
Моделирование
как
метод Пословицы и поговорки народов Южного Урала
познания
19
Табличные
информационные Создание таблицы «Народные заповедники и
парки Челябинской области»
модели
18
Создание базы данных. Запросы Сортировка и поиск данных в таблице «
Водоемы Челябинской области»
на выборку данных
30
Построение
диаграмм
и Построение диаграмм по таблице «Численность
графиков
постоянного населения Челябинской области»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика »10 класс 2018-2019 учебный год
№

Тема урока
ЦОР

Основное содержание урока.
Деятельность учащихся.

Результаты обучения
предметные

Личностные
метапредметные

Дома
шнее
задан
ие

Введение. Информация и информационные процессы

1

2

Введение.
Техника
безопасности.
Информация.
Информационная
грамотность
Информационная
культура

Подходы к
измерению
информации

Роль информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире.

Различия в представлении данных.
Универсальность дискретного
представления информации

Знать и и выполнять требования ТБ,
гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со
средствами ИКТ; работы в
компьютерном классе, за компьютером,
электробезопасности, пожарной
безопасности; оказания первой
медицинской помощи. Иметь
представление об информации и
знаниях.

– строить формулы для измерения
сообщений,
– использовать знания , которые
позволяют измерять и изменять объём
информации

Форматы данных

3

Информационные
связи в системах
различной
природы

Системы. Компоненты системы и их
взаимодействие.

-освоить, специфические знания для
данной предметной области,

Организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
труда;
Умение самостоятельно
выполнять упражнения, решать
познавательные задачи;
Умение осуществлять
самоконтроль в учебной
деятельности;
Использовать знания о месте
информатики в современной
научной картине мира;
Умение осмысленно учить
материал, выделяя в нем
главное;
Умение анализировать,
сравнивать, классифицировать,
устанавливать причинноследственные связи;
реального продукта.;
Внесение необходимых
дополнений и коррективов в
план и способ действия в
случае расхождения
ожидаемого результата
действия и его реального

§1

§2

§3

4

Обработка
информации

5

Передача и
хранение
информации

6

Обобщение и
систематизация
изученного
материала по теме
«Информация и
информационные
процессы»

7

История развития
вычислительной
техники

8

Основополагающ
ие принципы

продукта.
Использовать готовые
материалы, оценивать их
обрабатывать и перекодировать
Умение анализировать,
сравнивать, классифицировать,

Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и
обработки в автоматизированных
компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия
человеком.
Понятие передачи и хранения
информации.
Понятие скорости передачи
информации.
Понятие объёмов информации.
Универсальность дискретного
представления информации

Создавать рисунки, чертежи, графики
объекта.
Осуществлять обработку и цифровых
файлов изображений, текстов и других
данных.
Иметь представление о форме и
скорости передачи и хранения
информации.
Знать способы и каналы передачи и
информации.
Уметь передавать различные типы и
виды файлов

Планировать текущую работу;
нацеливать себя на выполнение
поставленной задачи;
Умение осознанно использовать
средства в соответствии с
задачей коммуникации

Роль информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире.
Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и
обработки в автоматизированных
компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия
человеком. Системы. Компоненты
системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного
представления информации

Умение использовать готовые
прикладные компьютерные программы
и сервисы для обработки информации,
умение
работать и обрабатывыать различную
информацию с помощью программ и
сервисов;

Развитие умений применять
изученные понятия, результаты,
методы для решения задач
практического характера и
задач из смежных дисциплин с
использованием при
необходимости справочных
материалов, компьютера,
Пользоваться оценкой и
прикидкой при практических
расчётах;

Компьютер и его программное обеспечение — 5 часов
Компьютер — универсальное
Знать историю развития
устройство обработки данных
вычислительной техники.
Программная и аппаратная
Уметь различат компьютерные системы
организация компьютеров и
по поколениям и предназначениям.
компьютерных систем. Архитектура
современных компьютеров.
Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы.
Способы и средства обеспечения
Знать историю Основополагающие
надежного функционирования
принципы устройства и

§4

§5

Выдвигать версии выбирать
из предложенных средств и
искать самостоятельно
средства достижения цели.

§6

Оперирование понятиями,
суждениями;установление

§7

устройства ЭВМ

9

10

средств ИКТ.. Суперкомпьютеры.
Распределенные вычислительные
системы и обработка больших
данных. Мобильные цифровые
устройства и их роль в
коммуникациях. Встроенные
компьютеры. Микроконтроллеры.
Роботизированные производства.
Программное
Программное обеспечение (ПО)
обеспечение
компьютеров и компьютерных систем.
компьютера
Различные виды ПО и их назначение.
Особенности программного
обеспечения мобильных устройств.
Прикладные компьютерные
программы, используемые в
соответствии с типом решаемых задач
и по выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция
программных средств, необходимых
для решения учебных задач и задач по
выбранной специализации.
Законодательство Российской
Федерации в области программного
обеспечения.
Файловая система Понятие Файловой системы
компьютера
компьютера.
Виды файловых систем.
Тенденции развития.

функционирования ЭВМ

причинно-следственных связей;
Осознавать свои интересы,
находить и изучать в учебниках
по разным предметам материал
(из максимума), имеющий
отношение к своим интересам.

Иметь представление про программное
обеспечение (ПО) компьютеров и
компьютерных систем. Знать
различные виды ПО и их назначение.
Особенности программного
обеспечения мобильных устройств.
Знать прикладные компьютерные
программы
Уметь различать и применять разное
ПО,

Работать по самостоятельно
составленному плану, сверяясь
с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя
самостоятельно подобранные
средства.
Преобразовывать информацию
из одного вида в другой и
выбирать удобную для себя
форму фиксации и
представления информации.

§8

Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни.

Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности;

§9

11

Обобщение и
систематизация
изученного материала по теме
«Компьютер и его
программное
обеспечение»

12

Представление
чисел в
позиционных
системах
счисления

Компьютер — универсальное
Выполнять операции над
устройство обработки данных
компьютерными объектами.
Программная и аппаратная
Производить инсталляцию и
организация компьютеров и
деинсталляцию программных средств,
компьютерных систем. Архитектура
необходимых для решения учебных
современных компьютеров.
задач и задач по выбранной
Тенденции развития аппаратного
специализации.
обеспечения компьютеров.
Изучить Законодательство Российской
Программное обеспечение (ПО)
Федерации в области программного
компьютеров и компьютерных систем. обеспечения
Различные виды ПО и их назначение
Представление информации в компьютере — 9 часов

Развитие мышления,
необходимого для
профессиональной
деятельности в современном
обществе; развитие умений
устанавливать ПО для
конкретного исполнителя;

Сравнение чисел, записанных в
двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах
счисления.

Уметь различать заданные кодировки
записанные в двоичной, восьмеричной
и шестнадцатеричной системах
счисления;

Выбор наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от
конкретных условий;

§10

1314

Перевод чисел из
одной
позиционной
системы
счисления в
другую

Сравнение чисел, записанных в
двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах
счисления. Сложение и вычитание
чисел, записанных в этих системах
счисления

Уметь переводить заданное натуральное
число из одной системы счисления в
другую и обратно; сравнивать числа,
записанные в двоичной, восьмеричной
и шестнадцатеричной системах
счисления;

Формирование умений
формализации и
структурирования информации,
умения выбирать способ
представления данных в
соответствии с поставленной
задачей

§11

15

Арифметические
операции в
позиционных
системах
счисления

Сравнение чисел, записанных в
двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах
счисления. Сложение и вычитание
чисел, записанных в этих системах
счисления

Уметь производить арифметические
операции в позиционных системах
счисления над заданным числами из
одной системы счисления и разных
систем счисления

Развитие алгоритмического
мышления, развитие умений
составить и записать алгоритм
для решения конкретного
примера; формирование знаний
конструкциях и операциях
применяемых при переводе в
разные системы счисления;

§12

16

Представление

— формирование представлений о

— понимание ограничений на диапазон

Самостоятельное выделение и

§13

чисел в
компьютере

17

18

Кодирование
текстовой
информации

Кодирование
графической
информации

структуре памяти компьютера:
память — ячейка — бит (разряд);
-закрепление навыков оперирования
с числами, представленными в
различных позиционных системах
счисления;
- знакомство со структурой памяти
компьютера;
- рассмотрение беззнаковых данных,
сфер их применения и способов
представления в памяти компьютера;
-рассмотрение представления целых
чисел со знаком;
Закрепление понятий «код»,
«кодирование», «двоичное
кодирование», «декодирование»
Решение задач и выполнение заданий
на кодирование тестовой,
информации.

значений величин при вычислениях;

формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации.
Выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов
разрешения

Уметь работать с таблицами
кодирования.
Знать виды таблиц кодирования

Умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками; работать
индивидуально и в группе:

§14

Решение задач и выполнение заданий
на кодирование , графической
информации.

Уметь изменять объем графического
файла.
Использовать понятие «кодирование
графической информации» и способы
сжатия с помощью ПО

Сравнение полученных
результатов с учебной задачей;
владение компонентами
доказательства;
формулирование проблемы и
определение способов ее
решения;

§15

Уметь находить объем звукового файла
Использовать понятие «кодирование
звуковой информации» и способы
перекодирования с помощью ПО

19

Кодирование
звуковой
информации

Решение задач и выполнение заданий
на кодирование звуковой
информации.

20

Обобщение и
систематизация

Решение задач и выполнение заданий
на кодирование тестовой,

- умение планировать свое
действие в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации;
-осуществление итогового и
пошагового контроля по
результату;
Уметь различать заданные кодировки
Развитие мышления,
Уметь переводить заданное натуральное необходимого для

§16

изученного материала по теме
«Представление
информации в
компьютере»

21

Некоторые
сведения из
теории множеств

Алгебра логики
22

23

Таблицы
истинности

графической и звуковой
информации. Запись чисел в
различных системах счисления,
перевод чисел из одной системы
счисления в другую, вычисления в
позиционных системах счисления.
Представление целых и
вещественных чисел в форматах с
фиксированной и плавающей запятой

число из одной системы счисления в
другую и обратно;
Уметь производить арифметические
операции в позиционных системах
счисления над заданным числами
Уметь работать с таблицами
кодирования. Знать виды таблиц
кодирования. Уметь изменять объем
графического файла.Уметь находить
объем звукового файла
Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 часов
Выполнение эквивалентных
Уметь проводить Создание и решение
преобразований построение
логических задач.
логического ряда Решение
логических задач.

профессиональной
деятельности в современном
обществе; развитие умений
устанавливать ПО для
конкретного исполнителя;

Уметь ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного с; добывать
новые знания: находить ответы
на вопросы, используя
информацию полученную на
уроке; осуществлять синтез как
составление целого из частей.

§17

Выполнение эквивалентных
преобразований логических
выражений используя законы
алгебры логики, в том числе и при
составлении поисковых запросов

Уметь проводить создание и решение
логических выражений после анализа
введенных параметров

Работать по предложенному и
(или) самостоятельно
составленному плану,
использовать наряду с
основными средствами и
дополнительные: справочная
литература, компьютер.

§18

Строить логической выражение
по заданной таблице
истинности; решать
логические уравнения.

Уметь строить таблицу истинности
по определенному алгоритму.
Заполнять таблицу истинности.
логических операций;

Логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных
результатов с учебной задачей;
владение компонентами
доказательства;
формулирование проблемы и
определение способов ее
решения;

§19

Основные законы
алгебры логики

24

25

Преобразование
логических
выражений

Создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
развитие представлений о основных
законах алгебры логики;
укрепление владения навыками
логических построений.

Иметь представление о свойствах
логических операций (законах алгебры
логики);
умения преобразования логических
выражений в соответствии с
логическими законами;
навыки анализа и преобразования
логических выражений;
способность видеть инвариантную
сущность во внешне различных
объектах
Закрепить навыки анализа
Закрепить представления о разделе
логической структуры высказываний; математики алгебре логики,
понимание связи между логическими высказывании как её объекте, об
операциями и логическими связками, операциях над высказываниями.
между логическими операциями и
операциями над множествами.
Понимать роли фундаментальных
знаний как основы современных
информационных технологии

26

Элементы
схемотехники.
Логические схемы

Закрепить представление о свойствах
логических операций (законах
алгебры логики); умения
преобразования логических
выражений в соответствии с
логическими законами; навыки
анализа и преобразования логических
выражений; способность видеть
инвариантную сущность во внешне
различных объектах (законы алгебры
логики и законы алгебры чисел).

Иметь навыки анализа логической
структуры высказываний; понимание
связи между логическими операциями и
логическими связками, между
логическими операциями и операциями
над
.

27

Логические

Закрепить навыки составления и

Самостоятельное создание алгоритмов

Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для
решения учебных и
познавательных задач;
§20
Формирование и развитие
компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий
(далее ИКТ– компетенции);
Умение самостоятельно
адекватно оценивать
правильность выполнения
действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце
действия.
Формирование адекватного
понимания причин успешности
или неспешности деятельности.

§20

Умение осуществлять
констатирующий и
21
предвосхищающий контроль по
результату и по способу
действия, актуальный контроль
на уровне произвольного
внимания.
Умение устанавливать
причинно-следственные связи,
ориентироваться на
разнообразие способов решения
задач.
Организации индивидуального

§

§

задачи и способы
их решения

28

Обобщение и
систематизация
изученного материала по теме
«Элементы
теории множеств
и алгебры
логики» (уроксеминар или
провероч-ная
работа)

29

Текстовые
документы

преобразования логических
выражений в соответствии с
логическими законами;
формализации высказываний,
анализа и преобразования логических
выражений; навыки выбора метода
для решения конкретной задачи
Уметь записывать и преобразовывать
логические выражения с операциями
И, ИЛИ, НЕ. Знать определения
значения логического выражения.
Уметь анализировать и
формализировать логические
высказываний; выбирать наиболее
эффективные способы решения задач
в зависимости от конкретных
условий.

для решения задач логического
характера;
Умение представить ранее полученных
навыки в новой ситуации;

Средства поиска и автозамены.
История изменений. Использование
готовых шаблонов и создание
собственных.
Разработка структуры документа,
создание гипертекстового документа.
Стандарты библиографических
описаний.
Деловая переписка, научная
публикация. Реферат и аннотация.
Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами.
Рецензирование текста. Облачные
сервисы.
Знакомство с компьютерной

Оценивать числовые параметры
информационных объектов и
процессов: объем памяти, необходимый
для хранения информации, скорость
передачи информации;

информационного
пространства, для создания
новых алгоритмов решения
логических задач.

22

Умение ориентироваться на
разнообразие способов решения задачи.
Формирование информационной и
алгоритмической культуры;
формирование представления о
компьютере как универсальном
устройстве обработки информации;
Классификация текущих задач по
критериям важности, срочности,
жёсткости/гибкости.
Умение определения
последовательности промежуточных
целей с учётом конечного результата

Действие смыслообразования,
т.е. установление связи между
целью учебной деятельности и
ее мотивом, другими словами,
между результатом учения и
тем, что побуждает
деятельность, ради чего она
осуществляется.
Внесение необходимых
дополнений и коррективов в
план испособ действия в случае
расхождения ожидаемого
результата действия и его
реального продукта;
Современные технологии создания и обработки информационных объектов — 5 часов
§23
Поиск и выделение
необходимой информации;
применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью
компьютерных средств;
Поиск информации в
литературе и Интернете;
самостоятельный отбор
источников информации для
решения учебных и жизненных
задач;
Давать качественное и

версткой текста.
Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста,
введенного с использованием
сканера, планшетного ПК или
графического планшета.
Программы синтеза и распознавания
устной речи
30

Объекты
компьютерной
графики

31

Компьютерные
презентации

32

Выполнение
мини-проекта по
теме «Создание и
обработка
информационных

Работа с аудиовизуальными
данными
Создание и преобразование аудио
визуальных объектов. Ввод
изображений с использованием
различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и
микроскопов, видеокамер, скане ров
и т. д.). Обработка изображения и
звука с использованием интернет и
мобильных приложений.
Использование мультимедийных
онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ.
Работа в группе, технология
публикации готового материала в
сети

Работа в группе, технология
публикации готового материала в
сети
протокол НТТР, файловые архивы,
протокол FTP, электронная почта,

количественное описание
изучаемого объекта;

Уметь создавать простейшие Webстраницы заполнять их собственным
контентом.
Осуществлять передачу информации по
телекоммуникационным каналам в
учебной и личной переписке,

Осуществлять преобразование
информации одного вида в
другой;
Представлять информацию в
оптимальной форме в
зависимости от адресата;

§24

Иметь представление о
мультимедийных онлайн-сервисов для
разработки презентаций проектных
работ.
определять минимальное время,
необходимое для передачи известного
объёма данных по каналу связи с
известными характеристиками;

Формирование умений
формализации и
структурирования информации,
умения выбирать способ
представления данных в
соответствии с поставленной
задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с
использованием
соответствующих программных
средств обработки данных.

§25

Иметь представление о серверах,
структуре Всемирной паутины.
приводить примеры ситуаций, в
которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять

Формирование навыков и
умений безопасного и
целесообразного поведения при
работе с компьютерными
программами и в Интернете,

объектов»

форум, телеконференция, чат,
социальная сеть,

различные источники информации,
оценивать достоверность найденной
информации;
Организация и создание информации Оперировать информационными
в среде коллективного использования объектами. Иметь представление о
информационных ресурсов.
мультимедийных онлайн-сервисов для
разработки презентаций проектных
Примеры создания и организации
коллективного взаимодействия в
работ. Уметь создавать простейшие
WWW
Web-страницы заполнять их
собственным контентом. Оценивать
числовые параметры информационных
объектов и процессов:

33

Обобщение и
систематизация
изученного материала по теме
«Современные
технологии
создания и
обработки
информационных
объектов» (уроксеминар или
проверочная
работа

34

Основные идеи и
понятия курса

Повторение

35

Итоговое
тестирование

Повторение

Итоговое повторение — 2 часа
Иметь представление о технологии
создания контента. Создавать и
публиковать комплексные
информационные объекты
Иметь представление о технологии
создания контента. Создавать и
публиковать комплексные
информационные объекты.

умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Использовать возможности
локальной и глобальной сети
для создания и обработки
информационных объектов
Формирование ответственного
отношения к учению,
готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе
мотивации к обучению и
познанию, осознанному
выбору
Умение применять
коммуникационные технологии
в своей повседневной
деятельности;
Формирование умений
безопасного и эффективного
использования оборудования,
проведения точных измерений
и адекватной оценки
полученных результатов,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика и ИКТ»11 класс
№

Тема урока
ЦОР

Основное содержание
урока.
Деятельность
учащихся.

Результаты обучения
предметные

Личностные
метапредметные

Дом
ашн
ее
зада
ние

Обработка информации в электронных таблицах – 6 часов

Роль Табличных
процессоров в
окружающем мире.

1

Введение. Техника
безопасности.
Табличный процессор.
Основные сведения

2

Редактирование и
форматирование в табличном
процессоре

Работа с Данными
Виды,типы,форматы

3

Встроенные функции и их
использование

Работа с встроенными
функциями

Знать и и выполнять
требования ТБ, гигиены,
эргономики и
ресурсосбережения при работе
со средствами ИКТ; работы в
компьютерном классе, за
компьютером,
электробезопасности,
пожарной безопасности;
оказания первой медицинской
помощи..
– использовать электронные
таблицы для выполнения
учебных заданий из
различных предметных
областей;
– представлять результаты
математического
моделирования в наглядном
виде, готовить полученные
данные для публикации.
использовать средства ИКТ
для статистической обработки
результатов экспериментов;

Организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
труда; развитие компетенций
сотрудничества со
сверстниками
– сопоставлять полученный
результат деятельности с
поставленной заранее целью.;

Умение осмысленно учить
материал, выделяя в нем главное
ставить и формулировать
собственные задачи в
образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
сопоставлять полученный
результат деятельности с
поставленной заранее целью,
развитие компетенций

§1

§2

§3
(1,
2,5)

4

Логические функции

5

Инструменты анализа данных

6

Обобщение и систематизация
изученного материала по теме
«Обработка информации в
электронных таблицах» (уроксеминар или проверочная
работа)

7

Основные сведения об
алгоритмах

Работа с логическими
функциями

использовать средства ИКТ
для обработки результатов
экспериментов;

выбирать путь достижения
цели, ориентация
обучающихся на реализацию
позитивных жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность, готовность и
способность
к личностному
самоопределению, способность
ставить цели и строить
жизненные планы;
Работа с инструментами
анализировать готовые
ориентация
обучающихся
анализа данных
модели на предмет
на реализацию
позитивных
соответствия реальному
жизненных
перспектив,
объекту или процессу.
инициативность, креативность,
готовность и способность
к личностному
самоопределению,
способность ставить цели и
строить жизненные планы;
Работа с данными в
разрабатывать
и
сопоставлять
полученный
таблицах
использовать
компьютерно- результат деятельности с
математические
поставленной заранее целью.
модели; анализировать
готовность и способность к
готовые модели на предмет образованию,
в том числе
соответствия реальному
самообразованию
объекту или процессу.
Алгоритмы и элементы программирования – 9 часов
Работа со свойствами
алгоритмов

– определять результат
готовность обучающихся
выполнения алгоритма при к трудовой профессиональной
заданных исходныхданных;
деятельности как
– узнавать изученные
возможности участия в
алгоритмы обработки
решении личных проблем,
чисел и числовых
последовательностей;
создавать на их основе
несложные программы

§3(3
, 4)

§4

§1–4

§5

анализа данных;

Алгоритмические структуры

Построение алгоритмов с
использованием основных
структур

Запись алгоритмов на языке
программирования Паскаль

Работа в программе
Паскаль

10

Анализ программ с помощью
трассировочных таблиц

Составляют программу и
трассировочную табличку к
ней

11

Функциональный подход к
анализу программ

Анализируют программу с
помощью функционального
подхода

12

Структурированные типы
данных. Массивы

Составляют программы
работы с массивами

8

9

– читать и понимать
несложные программы,
написанные на выбранном для изучения
универсальном
алгоритмическом языке
высокого уровня;
– создавать на
алгоритмическом языке
программы для решения
типовых задач базового
уровня из различных
предметных областей с
использованием основных
алгоритмических
конструкций;
применять навыки и
опыт разработки
программ в выбранной
среде программирования,
включая тестирование и
отладку программ;
применять навыки и
опыт разработки
программ в выбранной
среде программирования,
включая тестирование и
отладку программ;
понимать и использовать
основные понятия,
связанные со сложностью вычислений (время
работы, размер

выбирать путь достижения
цели, планировать решение
поставленных задач,
оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;

§6

выбирать путь достижения
цели, планировать решение
поставленных задач,
оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;

§7(1
, 2)

самостоятельно определять
цели, задавать параметры и
критерии,
по которым
можно определить, что
цель достигнута;

§7
(3)

готовность обучающихся
к конструктивному участию
в принятии решений

§7
(4)

развитие компетенций
сотрудничества со
сверстниками, взрослыми в
образовательной учебноисследовательской,

§8

используемой памяти).

13

Структурное программирование

14

Рекурсивные алгоритмы

15

Обобщение и систематизация
изученного материала по теме
«Алгоритмы и элементы
программирования» (уроксеминар или проверочная
работа)

16

Работа в программе
Паскаль

использовать основные
управляющие
конструкции
последовательного
программирования
Работа в программе
использовать основные
Паскаль
управляющие
конструкции
последовательного
программирования
Работа в программе
– использовать знания о
Паскаль
постановках задач поиска
и сортировки,
их роли при решении задач
анализа данных;
– узнавать изученные
алгоритмы обработки
чисел и числовых
последовательностей;
Информационное моделирование – 8 часов

Модели и моделирование
Типы и виды
моделей
Построение моделей

17

Моделирование на графах

Построение моделей

использовать компьютерноматематические модели для
анализа соответствующих объектов
и процессов,
находить оптимальный путь
во взвешенном графе;
использовать знания о
графах, деревьях и
списках при описании
реальных объектов и

проектной и других видах
деятельности.

сопоставлять полученный
результат деятельности с
поставленной заранее целью.

§9
(1,
2)

оценивать возможные
последствия достижения
поставленной цели в
деятельности

§9
(3,
4)

мировоззрение,
соответствующее
современному уровню
развития науки, выбирать
путь достижения цели,
планировать
решение
поставленных задач,
оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;

§5–9

ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

§10

оценивать ресурсы, в том
числе время и другие
нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения
поставленной цели

§11.
1

процессов;

18

Знакомство с теорией игр

Разработка
ВыигрышнойСтратегии

19

База данных как модель
предметной области

Знакомство с БД

Реляционные базы данных

Виды БД

20

интерпретировать
результаты, получаемые
в ходе моделирования
реальных процессов;

применять базы данных
и справочные системы
при решении задач
возникающих в ходе
учебной деятельности

использовать табличные
(реляционные) базы
данных, в частности

21

Системы управления базами
данных

Знакомство с СУБД

описывать базы данных
и средства доступа к
ним;

оценивать возможные
последствия достижения
поставленной цели в
деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на
соображениях этики и морали
готовность обучающихся
к конструктивному
участию в принятии
решений, оценивать ресурсы,
в том числе время и
другие нематериальные
ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели
готовность обучающихся
к конструктивному
участию в принятии
решений, оценивать ресурсы,
выбирать
путь достижения
цели, планировать решение
поставленных задач
организовывать эффективный
поиск ресурсов, необходимых
для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный
результат деятельности с
поставленной заранее целью.

§11.
2

§12
(1,
2, 3)

§12.
4

§13

22

23

Проектирование и разработка
базы данных

Обобщение и систематизация
изученного материала по теме
«Информационное
моделирование» (урок-семинар
или проверочная работа)

Создание БД

Повторение

описывать базы данных
и средства доступа к
ним;
наполнять базу данных.
создавать учебные
многотабличные базы
данных.
составлять запросы в
базах данных (в том
числе, вычисляемые
запросы), выполнять
сортировку и поиск записей
в БД;

организовывать эффективный
поиск ресурсов, необходимых
для достижения поставленной
цели; сопоставлять
полученный
результат
деятельности с поставленной
заранее целью.

§13

оценивать возможные
последствия достижения
поставленной цели в
деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на
соображениях этики и морали;

§10–
13

самостоятельно определять
цели, задавать параметры и
критерии,
по которым
можно определить, что
цель достигнута;

§14.
1–
14.3

российская идентичность,
способность к осознанию
Российской идентичности
в поликультурном
социуме,
чувство причастности к
историко-культурной общности
Российского народа и судьбе
России, патриотиз

§14.
4

Сетевые информационные технологии – 5 часов

24

Основы построения
компьютерных сетей

Типы и виды сетей
Создание простой сети

25

Как устроен Интернет

Способы соеденения с
сетью
История сети

использовать
компьютерные сети и
определять их роли в
современном мире; узнать
базовые принципы
организации и
функционирования
компьютерных
сетей,
нормы информационной
этики и права;
– понимать общие
принципы разработки и
функционирования интернет- приложений;

26

Службы Интернета

Работа с протоколами, с
почтой, с мессиджерами

27

Интернет как глобальная
информационная система

Создание сайта
Странички в сети
Гугл сервисы

28

Обобщение и систематизация
изученного материала по теме
«Сетевые информационные
технологии» (урок-семинар или
проверочная работа)

Повторение
Обобщение и
систематизация

29

Информационное общество

Создание презентации об
основных принципах
Информационного
сообщества

30

Информационное право

Работа об основных
принципах стратегии
развития Информационного
сообщества

– анализировать
доменные имена
компьютеров и адреса
документов в Интернете;
– критически оценивать
информацию, полученную
из сети Интернет.

создавать веб-страницы,
содержащие списки,
рисунки, гиперссылки,
таблицы, формы;
организовывать
личное
информационное
пространство
Основы социальной информатики – 3 часа
использовать принципы
обеспечения
информационной
безопасности, способы и
средства обеспечения
надежного
функционирования средств
ИКТ.
узнать базовые принципы
организации и
функционирования
компьютерных
сетей,
нормы информационной
этики и права;

организовывать эффективный
поиск ресурсов, необходимых
для достижения поставленной
цели;

§15

выбирать
путь достижения
цели, планировать решение
поставленных задач,
оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
сопоставлять полученный
результат деятельности с
поставленной заранее целью.

§16

§14–
16

ставить и формулировать
собственные задачи в
образовательной деятельности
и жизненных ситуациях

§17

оценивать возможные
последствия достижения
поставленной цели в
деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на
соображениях этики и морали;

§18.
1–
18.3

31

Информационная безопасность

32

Обобщение и систематизация
изученного материала по теме
«Основы социальной
информатики» (урок-семинар)

33

34

Работа об основных
принципах
Информационной
безопасности

использовать принципы
обеспечения
информационной
безопасности, способы и
средства обеспечения
надежного
функционирования средств
ИКТ.
– понимать общие
Повторение
принципы разработки и
Обобщение и
функционирования
систематизация
интернет- приложений;
– создавать веб-страницы,
организовывать
личное
информационное
пространство;
– критически оценивать
информацию, полученную
из сети Интернет.
Итоговое повторение

уважение
ко всем формам
собственности, готовность
к своей собственности,

§18.
4

осознанный выбор будущей
профессии как путь и способ
реализации собственных
жизненных планов;

§17–
18

Основные идеи и понятия курса

Повторение
Обобщение и
систематизация

понимать общие
принципы;

§1–
18

Итоговая контрольная работа

Повторение
Обобщение и
систематизация

понимать общие
принципы;

готовность обучающихся
к трудовой профессиональной
деятельности как к
возможности участия в
решении личных,
общественных,
государственных,
общенационалных проблем.
сопоставлять полученный
результат деятельности с
поставленной заранее целью.

Характеристика контрольно-измерительных материалов
Критерии оценки знаний
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и
оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал
изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ
самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал
изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный,
несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания
учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при
наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее
проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все
задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с
наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления и сделал выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок
исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена
существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые
учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной
негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не
более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не
более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти
недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно
выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов
составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно
сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов
решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное
понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение
операторов в программах, их незнание.

4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и
объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных
признаков определяемогопонятия; ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Учебно – методические средства обучения и контроля
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

Босова Л. Л. Информатика. 10 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М. :
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 288 с. : ил.

Босова Л. Л. Информатика. 11 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М. :
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. — 288 с. : ил.

Набор
цифровых
образовательных
ресурсов
для10
класса:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor10.php
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
(ОМC)
5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1.
2.
3.
4.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
 Компьютер
 Проектор
 Принтер
 Модем
 Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией.
 Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
 Операционная система AltLinux.
 Пакет офисных приложений OpenOffice.
 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
 Антивирусная программа.
 Программа-архиватор.
 Клавиатурный тренажер.
 Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
 Простая система управления базами данных.
 Простая геоинформационная система.
 Система автоматизированного проектирования.
 Виртуальные компьютерные лаборатории.
 Программа-переводчик.
 Система оптического распознавания текста.
 Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
 Система программирования.
 Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
 Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
 Программа интерактивного общения.
 Простой редактор Wев-страниц.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».