Информатика 9 класс

Подписано
МАОУ
цифровой
"РАХМАНГ подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛОВСК
УЛОВСКАЯ АЯ СОШ"
Дата: 2021.09.09
СОШ"
14:15:47 +05'00'

Пояснительная записка
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований,
предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике
и информационным технологиям (2004 г.) [1]. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах
общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII
классе – 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю) и в IX классе – 68 учебных часов (из
расчета 2 часа в неделю).
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников
«Информатика и ИКТ» для 8 класса [4] и для 9 класса [5].
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать
информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать
информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты
и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и
информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной
технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный
процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение
материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках [4, 5], что
способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени,
предусмотренного Программой базового курса информатики [3], в рабочую программу
включены уроки итогового тестирования по изученным темам.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков
использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для
формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей
деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных
предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного
процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким
образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра
информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах
направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
2

Основные задачи программы:
• систематизировать подходы к изучению предмета;
• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием,
получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
• показать основные приемы эффективного использования информационных
технологий;
• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего
образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать
представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое
мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить
учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных
ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается
изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами,
СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на
отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем
устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением
контрольного тестирования.

Содержание дисциплины (102 часа)
9 класс (68 часов)
1. Передача информации в компьютерных сетях – 10 час. (3+7)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические
устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,
телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина.
Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в
режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с
почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с
архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в
Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование
информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в
Интернете.
Учащиеся должны знать:
 что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными
сетями;
 назначение основных технических и программных средств функционирования сетей:
каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
 назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты,
телеконференций, файловых архивов и др;
3

 что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная
паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
 осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими
станциями одноранговой сети
 осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы;
 осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
 работать с одной из программ-архиваторов.
Основные термины по разделу:
Web-браузер
Web-сайт
Web-сервер
Webстраница
WorldWideWeb (WWW)
Аналоговая
связь
Гипермедиа
Глобальная
компьютерн
ая сеть
Доменное
имя
почтового
сервера
Домены
Интернет
Каналы
передачи
данных
Клиентпрограмма
Компьютерн
ая сеть
Локальная
сеть
Локальная
сеть
одноранговая
Локальная

Клиент-программа для работы пользователя с WWW
Некоторое количество Web-страниц, связанных
тематически
Компьютер в сети Интернет, хранящий Web-страницы и
соответствующее программное обеспечение
Основная поименованная информационная единица,
представляющая собой отдельный документ, хранящийся
на Web-сервере
Сетевой сервис, поддерживающий гипертекстовое
пространство Интернета (Всемирную паутину)
Связь, при которой передача информации производится в
форме непрерывного (электрического) сигнала
Система гиперсвязей между мультимедиа документами
Система связанных между собой локальных сетей и
компьютеров отдельных пользователей, удаленных друг
от друга на большие расстояния
Вся часть электронного адреса, расположенная справа от
значка @

Части электронного адреса, разделяемые точками,
уточняющие местоположение почтового сервера в сети
Мировая система компьютерных сетей
По физическому принципу своего устройства делятся на
проводные (телефонные линии, электрический кабель),
беспроводные (радиоканалы) и оптические
Программа, подготавливающая запрос пользователя,
передающая его по сети, а затем принимающая ответ
Программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий
автоматизированный обмен данными между
компьютерами по каналам связи
Небольшая компьютерная сеть, работающая в пределах
одного помещения, одного предприятия
Локальная сеть, в которой все объединенные в ней
компьютеры равноправны
Локальная сеть, в которой имеется одна машина,
4

сеть с
выделенным
узлом
Модем

Поисковая
система
Почтовый
ящик
Протоколы,
работы сети

Сервер
локальной
сети
Серверпрограмма
Телекоммуни
кация
Телеконфере
нция
Технология
«клиентсервер»
Узлы
компьютерн
ой сети

Файловые
архивы

Хосткомпьютер
Цифровая
связь
Шлюз

выполняющая дополнительные обслуживающие
функции. Такой узел называют сервером локальной сети.
Прочие узлы называются рабочими станциями
Электронное устройство, осуществляющее соединение
компьютеров в сети через аналоговую телефонную
линию. Модуляция — преобразование из цифровой
формы в аналоговую, демодуляция — обратное
преобразование
Программное обеспечение, позволяющее подбирать
нужные документы в WWW по тематике или по
ключевым словам
Именованный раздел, отведенный для конкретного
пользователя на почтовом сервере, принимающем и
обрабатывающем поступающую почту
Стандарты, определяющие формы представления и
способы пересылки сообщений, процедуры их
интерпретации, правила совместной работы различного
оборудования
Компьютер, используемый как хранилище общих
информационных ресурсов (данных и программ) и
позволяющий подключаться к техническим устройствам
общего доступа (принтерам, сканерам и т. д.)
Программа, принимающая запрос пользователя,
подготавливающая ответную информацию и передающая
ее пользователю
Процесс обмена информацией по компьютерной сети
Система обмена информацией на определенную тему
между пользователями сети
Организация программного обеспечения, принятая в
современных сетях
Компьютеры, объединенные в сеть. Среди них есть
постоянно работающие в сети, выполняющие системные
услуги и поддерживающие информационные сервисы.
Они называются хост-компьютерами. ПК пользователя
также становится узлом сети, но только на время
подключения
Электронные хранилища, позволяющие через Интернет
пополнять программное обеспечение пользователей
персональных компьютеров. Серверы, поддерживающие
работу файловых архивов, называются FTP-серверами
Постоянно работающий в сети компьютер, выполняющий
системные услуги и поддерживающий информационные
сервисы
Связь, в которой любая информация передается в форме
двоичного кода
Узел в региональной или отраслевой сети, связывающий
ее с другими сетями
5

Шум
Электронная
почта
Электронное
письмо
Электронны
й адрес

Различного рода помехи, приводящие к потере
(искажению) информации при передаче
Служба обмена письмами в компьютерных сетях
Текстовый файл, содержащий «конверт» с адресом
(адресами) получателя (получателей) и текст письма
Уникальное имя почтового ящика абонента

2. Информационное моделирование – 5 час. (3+2)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства
моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические,
имитационные. Табличная организация информации. Области применения
компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей
Учащиеся должны знать:
 что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
 какие существуют формы представления информационных моделей (графические,
табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
 приводить примеры натурных и информационных моделей;
 ориентироваться в таблично организованной информации;
 описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Основные термины по разделу:
Виды
информационных
моделей
Вычислительный
эксперимент
Информационная
модель
Имитационная
модель
Компьютерная
математическая
модель
Материальная
(натурная)
модель
Модель

Объект

Вербальные, графические, табличные, математические,
имитационные, объектные
Использование компьютерной математической модели для
исследования поведения объекта
Описание объекта моделирования (словесное,
математическое, графическое и т. д.)
Воспроизведение на компьютере поведения сложной
системы, элементы которой могут вести себя случайным
образом (их поведение заранее предсказать нельзя)
Программа, реализующая расчеты состояния моделируемой
системы по ее математической модели
Объект-заменитель, физически подобный моделируемому
объекту
Упрощенное подобие реального объекта, отражающее
свойства (характеристики) объекта, существенные для
достижения цели моделирования
Материальные предметы, явления природы, процессы. В
6

моделирования
Система
Структура
системы
Формализация

Численные
методы

процессе моделирования объекты рассматриваются как
системы
Сложный объект, состоящий из множества взаимосвязанных
частей
Порядок объединения элементов системы в единое целое
Результат перехода от реальных свойств моделируемой
системы к их формальному обозначению в определенной
знаковой системе
Методы, сводящие решение любой математической
задачи к последовательности арифметических операций
(используются в математическом моделировании)

3. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час. (5+7)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД:
запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы
работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр,
простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с
простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и
нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и
добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой
города в Интернете).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных
«Видеотека».
Учащиеся должны знать:
 что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная
система;
 что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и
форматы полей;
 структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
 что такое логическая величина, логическое выражение;
 что такое логические операции, как они выполняются.






Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД,
сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Основные термины по разделу:

База данных
(БД)

Совокупность организованной информации, относящейся к
определенной предметной области, предназначенная для
7

БД
документальна
я
БД
распределенная
БД реляционная
БД
фактографическа
я
БД
централизованная
Дизъюнкция
(ИЛИ)
Запись
Запрос на выборку

Информационная
система
Ключ сортировки
Конъюнкция (И)
Логические
операции
(основные)
Логическое
выражение
Операции
отношения
(сравнения)

Основные типы
полей

Открытие базы
данных
Отрицание (НЕ)
Первичный ключ

длительного хранения во внешней памяти компьютера и
постоянного применения
Содержит документы самого разного типа: текстовые,
графические, звуковые, мультимедийные
База данных, разные части которой хранятся на различных
компьютерах, объединенных в сеть
База данных с табличной организацией данных (одна или
несколько взаимосвязанных прямоугольных таблиц)
Содержит краткую информацию об объектах некоторой
системы в строго фиксированном формате
База данных, хранящихся на одном компьютере
Результат операции — «ложь» тогда и только тогда, когда оба
операнда имеют значение «ложь»
Строка таблицы реляционной базы данных
Команда поиска записей в базе данных, удовлетворяющих
некоторому условию. Параметры команды: выводимые поля,
условие выбора, параметры сортировки
Совокупность базы данных и всего комплекса аппаратнопрограммных средств для ее хранения, изменения и поиска
информации, для взаимодействия с пользователем
Поле (поля), по значению которого (которых) производится
сортировка
Результат операции — «истина» тогда и только тогда, когда
оба операнда имеют значение «истина»
отрицание (НЕ);
логическое умножение — конъюнкция (И);
логическое сложение — дизъюнкция (ИЛИ)
Выражение, принимающее логическое значение («истина»
или «ложь»)
= (равно);
<> (не равно);
> (больше);
< (меньше);
>= (больше или равно);
<= (меньше или равно)
числовой;
символьный;
логический;
«дата»
Команда, с которой начинается работа с готовой базой
данных
Изменяет значение логической величины на противоположное
(«истина» на «ложь», а «ложь» на «истина»)
Одно поле (простой ключ) или совокупность полей записи
(составной ключ), значения которых не повторяются у разных
8

Поле записи
Простое
логическое
выражение
Реляционная
СУБД
Система
управления базами
данных (СУБД)
Сложные
логические
выражения
Создание базы
данных
Сортировка базы
данных
Старшинство
логических
операций
Тип поля

Условие выбора
Формат поля

4.

записей; идентификатор записи
Именованный столбец таблицы реляционной базы данных
Содержит одну величину логического типа или операцию
отношения (сравнения)
Система управления реляционной базой данных
Программное обеспечение компьютера, предназначенное для
работы с базами данных
Логические выражения, содержащие логические операции

Команда, по которой создаются (открываются) файлы для
хранения таблиц, сообщается информация о составе полей
записи, их типах и форматах
Упорядочение записей в таблице по возрастанию или
убыванию значения какого-нибудь поля (или полей)
По убыванию старшинства: операции в скобках; отрицание
(НЕ); конъюнкция (И); дизъюнкция (ИЛИ)
Свойство поля, определяющее множество значений, которые
может принимать данное поле в различных записях, а также
действия, которые можно производить с этими значениями
Логическое выражение простое или составное (сложное)
Свойство поля, определяющее число позиций, отводимых в
таблице для поля. Для числовых полей, кроме того, может
указываться количество знаков в дробной части (точность)

Табличные вычисления на компьютере – 10 час. (6+4)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы,
типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная.
Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод
исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения
расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций;
манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк,
сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной
таблицы.

Учащиеся должны знать:
 что такое электронная таблица и табличный процессор;
 основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы,
блоки и способы их идентификации;
9

 какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор
работает с формулами;
 основные функции (математические, статистические), используемые при записи
формул в электронную таблицу;
 графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
 открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
 редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной
таблице;
 выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы:
копирование, удаление, вставку, сортировку;
 получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
 создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Основные термины по разделу:
Абсолютная
адресация
Вещественный
тип
Внутреннее
представление
чисел
Деловая графика в
электронных
таблицах
Диапазон (блок,
фрагмент)
электронной
таблицы
Диапазон
значений
Имя (адрес)
ячейки ЭТ
Логические
функции (И, ИЛИ,
НЕ) в
электронных
таблицах
Операции
манипулирования
диапазонами
Электронной
таблицы
Переполнение
Погрешность
вычислений

Способ адресации ячеек ЭТ, при котором адрес
«замораживается» и на него не распространяется принцип
относительной адресации
Тип представления чисел, имеющих дробную часть, в памяти
компьютера
Способ записи чисел в памяти компьютера в двоичной
системе счисления
Построение диаграмм и графиков по данным в электронной
таблице
Прямоугольная часть таблицы, обычно обозначаемая именами
верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными
двоеточием
Область изменения значений чисел (целых или
вещественных), которые можно хранить в памяти
компьютера. Всегда ограничен
Складывается из буквенного обозначения столбца и номера
строки
Способ реализации логических операций в электронных
таблицах. Имя операции (<логическое выражение
1>;<логическое выражение 2>)

удаление;
вставка;
копирование;
перенос;
сортировка и др.
Выход результатов вычислений за границы допустимого
диапазона
Ошибка машинных вычислений с вещественными числами,
связанная с ограниченностью разрядности мантиссы
10

Представление
вещественных
чисел
Принцип
относительной
адресации
Режимы
отображения в
электронных
таблицах
Содержимое
ячейки
электронной
таблицы
Табличный
процессор (ТП)
Текст в
электронных
таблицах
Условная функция
в электронных
таблицах
Формула в
электронных
таблицах
Функции
обработки
диапазона
Целый тип
Электронная
таблица (ЭТ)
Ячейка
электронной
таблицы
5.

Х = т рп, где: т – мантисса числа; п – порядок числа; р –
основание системы счисления, в которой представлено число
Адреса ячеек, используемые в формуле, определены не
абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается
формула
Режим отображения значений (основной); режим
отображения формул

-

текст(последовательность символов);
числовое значение (целое или вещественное число);
формула

Прикладная программа, работающая с электронными
таблицами
Любая последовательность символов, которая не может быть
числом или формулой, а также начинающаяся с апострофа
ЕСЛИ(<условие>; <выражение 1>; <выражение 2>), где
<условие> – логическое выражение. Если значение этого
выражение – «истина», то значение ячейки определяет
<выражение 1>, если «ложь» – <выражение 2>
Запись, определяющая порядок вычислений. Включает числа,
имена ячеек, знаки операций, обращения к функциям,
круглые скобки
суммирование чисел, входящих в диапазон;
нахождение минимального (или максимального)
значения;
нахождение среднего значения и др.
Тип представления целых чисел в памяти компьютера
Данные, представленные в табличном виде и
предназначенные для организации табличных расчетов на
компьютере
Наименьшая структурная единица электронной таблицы

Управление и алгоритмы – 11 час.(5+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда
исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации.
Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление

11

алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов
(процедур, подпрограмм).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма
управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля
квадратами или линией типа «меандр»)
Учащиеся должны знать:
 что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
 сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и
обратной связи в этой схеме;
 что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
 в чем состоят основные свойства алгоритма;
 способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
 основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
алгоритмов;
 назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:
метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
 при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной
связи;
 пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном
алгоритмическом языке;
 выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
 составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из
учебных исполнителей;
 выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Основные термины по разделу:
Алгоритм
(определение)
Алгоритм
управления
Алгоритмический
язык (АЯ)
(учебный)
Блок-схема

Вспомогательный
алгоритм
ГРИС
Дискретность
алгоритма
Зацикливание

Понятное и точное предписание исполнителю выполнить
конечную последовательность команд, приводящую от
исходных данных к искомому результату
Последовательность команд управления, приводящая к
заранее поставленной цели. Информационная составляющая
системы управления
Вербальный способ описания алгоритмов с русскими
служебными словами
Графический способ описания алгоритма. Блоки обозначают
указания на действия исполнителя, а соединяющие их стрелки
указывают на последовательность выполнения действий
Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из
основной задачи и который, как правило, выполняется
многократно
Учебный графический исполнитель, назначение которого –
получение чертежей, рисунков на экране монитора
Свойство алгоритма, в соответствии с которым процесс
решения задачи должен быть разбит на последовательность
отдельно выполняемых шагов
Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не
12

Исполнитель
алгоритма
управления
Кибернетика
Команда
ветвления
(развилка)
Команда цикла
(повторение)
Конечность (или
результативност
ь) алгоритма
Модель
управления в
кибернетике
Обратная связь
Подпрограмма
(процедура)
Понятность
алгоритма

Последовательная
(пошаговая)
детализация
алгоритма
Программа
Программное
управление
Прямая связь
Система команд
исполнителя
(СКИ)
Среда
исполнителя
Структура
алгоритма
управления
Точность
алгоритма
Управление

заканчивается
Объект управления

Наука об общих свойствах управления в живых и неживых
системах
Выбор по условию одного из двух вариантов продолжения
выполнения алгоритма с последующим выходом на общее
продолжение
Команда многократного выполнения серии команд по
некоторому условию
Свойство алгоритма, в соответствии с которым исполнение
алгоритма должно завершиться (привести к результату) за
конечное число шагов
Информационный процесс, протекающий между
управляющим объектом и объектом управления путем обмена
информацией по каналам (линиям) прямой и обратной связи
Процесс передачи информации о состоянии объекта
управления управляющему объекту по каналу обратной связи
Вспомогательный алгоритм в языках программирования
Свойство алгоритма, в соответствии с которым алгоритм,
составленный для конкретного исполнителя, должен
включать только те команды, которые входят в систему
команд исполнителя
Метод программирования, при котором сначала записывается
основной алгоритм, а затем описываются используемые в нем
вспомогательные алгоритмы
Алгоритм, представленный на языке исполнителя
Управление в автоматических системах, в которых функцию
управляющего объекта выполняет компьютер
Процесс передачи команд управления от управляющего
объекта к объекту управления по каналу прямой связи
Перечень команд, которые может выполнить конкретный
исполнитель алгоритма
Обстановка, в которой действует исполнитель
В системах без обратной связи может быть только линейной.
В системах с обратной связью может быть циклической и
ветвящейся
Свойство алгоритма, в соответствии с которым каждая
команда алгоритма должна определять однозначное действие
исполнителя
Целенаправленное воздействие одних объектов, которые
являются управляющими, на другие объекты — управляемые

13

6.

Программное управление работой компьютера – 14 час.(6+8)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных,
ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи
основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.
Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке
Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение
линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:
 основные виды и типы величин;
 назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
 правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
 последовательность выполнения программы в системе программирования.





Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Основные термины по разделу:

Алгоритм
Евклида
Ввод данных
Величина

Вывод данных
Датчик
случайных чисел
Команда
присваивания
Константа
Массив

Оператор
Паскаль

Алгоритм вычисления наибольшего общего делителя двух
натуральных чисел. Имеет структуру цикла с вложенным
ветвлением
Занесение данных с внешних устройств в оперативную память
компьютера для их последующей обработки
Отдельный информационный объект, имеющий имя, тип и
значение, занимающий определенное место в памяти
компьютера (ячейку памяти)
Передача данных из оперативной памяти на внешние
устройства вывода (монитор, принтер и т. д.)
Программа получения случайных чисел
<переменная>:=<выражение> Сначала вычисляется выражение,
затем полученное значение присваивается переменной
Постоянная величина, ее значение не может изменяться при
выполнении программы
Представление в языках программирования таблично
организованных данных. Пронумерованная конечная
последовательность однотипных величин
Команда, записанная на языке программирования
Универсальный язык программирования, позволяющий решать
самые разнообразные задачи обработки информации
14

Переменная

Прикладные
программисты
Программирова
ние
Система
программирован
ия
Системные
программисты
Свойства
присваивания

Случайные
числа
Сценарий
работы,
программы
Счетчик
Тест
Тестирование
Тип величины

Этапы решения
задачи путем
программирован
ия

Язык
программирован
ия
7.

Величина, обозначаемая символическим именем
(идентификатором), значение которой может меняться в ходе
исполнения программы
Занимаются разработкой прикладного программного
обеспечения как общего, так и специального назначения
1.
Процесс разработки программы для компьютера.
2.
Раздел информатики, занимающийся вопросами
разработки программ управления компьютером
Программное обеспечение компьютера, предназначенное для
разработки, отладки и исполнения программ на определенном
языке программирования
Занимаются разработкой системного программного
обеспечения
значение переменной не определено, если ей не присвоено
никакого значения;
новое значение, присваиваемое переменной, заменяет ее
старое значение;
присвоенное переменной значение сохраняется в ней
вплоть до нового присваивания
Числа, получающиеся в результате случайного выбора из
конечного множества значений (игровой кубик, жребий,
лотерея и т. п.)
Описание взаимодействия программы с пользователем
(пользовательский интерфейс) в процессе ее выполнения
Переменная целого типа, в которой подсчитывается количество
искомых значений (число выполнений некоторого события)
Конкретный вариант значений исходных данных, для которого
известен ожидаемый результат
Испытание работоспособности программы на серии тестов с
целью обнаружения ошибок
Свойство, определяющее множество значений, допустимые
действия и форму внутреннего представления величины.
Основные типы: целый, вещественный, символьный,
Логический
1) постановка задачи;
2) формализация (математическая);
3)
построение алгоритма;
4)
составление программы на языке программирования;
5)
отладка и тестирование программы;
6)
проведение расчетов и анализ полученных результатов
Фиксированная система обозначений для описания алгоритмов
и структур данных

Информационные технологии и общество 6 час.(3+3)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и
ИКТ.
15

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного
общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности,
этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
 основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого
общества;
 историю способов записи чисел (систем счисления);
 основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
 в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
 регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и
правовыми нормами общества.
Основные термины по разделу:
Автоматизирован
ные системы
управления (АСУ)
Ада Лавлейс
Азбука Морзе
Аналитическая
машина
Бэббиджа
Арабские числа
Библиотеки
стандартных
программ
Второе поколение
ЭВМ
Геоинформационн
ые системы
(ТИС)
Защита от
информационных
преступлений
Защищенная
система

ИКТ в
образовании
Информационная
безопасность
Информационная

Системы принятия управленческих решений на базе ИКТ

Первый программист. Составляла программы для
Аналитической машины Бэббиджа
Телеграфный код: язык кодирования телеграфных сообщений
Первый проект программно управляемого вычислительного
автомата. Разработал Чарльз Бэббидж в середине XIX века
Десятичная позиционная система счисления. Зародилась в
Индии в V веке н.э.
Первый вид программного обеспечения ЭВМ. Возникли на
ЭВМ первого поколения.
Транзисторные машины. Возникли в 60-х годах XX века
Технологии хранения, представления и обработки данных,
привязанных к географической карте местности (района,
города, страны)
Основные меры: технические и аппаратно-программные,
административные, юридические
Информационная система, обеспечивающая безопасность
обрабатываемой информации и поддерживающая свою
работоспособность в условиях воздействия на нее заданного
множества угроз
Распространенные средства: электронные учебники; учебные
ресурсы Интернета (образовательные порталы);
дистанционное образование
Гарантия защиты действующих систем хранения, передачи и
обработки информации от компьютерных (информационных)
преступлений
Совокупность массовых способов и приемов накопления,
16

технология
Информационное
общество
Информационные
преступления

Информационные
ресурсы
Кластерные
системы
Машина Паскаля
Национальные
информационные
ресурсы
Непозиционная
система
счисления
Основание
позиционной
системы
счисления
Первая в мире
ЭВМ
Первое поколение
ЭВМ
Персональный
компьютер (ПК)
Печатный станок
Позиционная
система
счисления
Прикладное
программное
обеспечение
Система
счисления
Системное
программное
обеспечение
Системы

передачи и обработки информации с использованием
современных технических и программных средств
Стадия развития общества, на которой основным предметом
трудовой деятельности людей становится информация
Основные формы: несанкционированный (неправомерный)
доступ к информации, нарушение работоспособности
компьютерной системы, нарушение целостности
компьютерной информации
Знания, идеи человечества и указания по их реализации,
зафиксированные в любой форме, на любом носителе
информации
Сеть ПК, работающая как многопроцессорный
вычислительный комплекс (альтернатива суперкомпьютеру).
Зарождаются в 90-х годах XX века
Первая механическая счетная машина. Изобрел Блез Паскаль
в 1645 г.
Фонды библиотек и архивов, центры научно-технической
информации, отраслевые информационные ресурсы,
информационные ресурсы социальной сферы, в том числе
сферы образования
Система счисления, в которой количественное значение,
обозначаемое цифрой, не зависит от позиции | цифры в записи
числа
Равно количеству используемых в системе цифр (мощность
алфавита системы счисления)

ENIAC. Создана в США в 1945 году
Ламповые машины. Возникли в 50-х годах XX века
МикроЭВМ с дружественным к пользователю аппаратным и
программным обеспечением. Первый ПК – Арр1е-1, 1976 г.
Создатели: С.Джобс, С.Возняк
Первое средство массового тиражирования книг. Изобрел
Иоганн Гуттенберг в середине XV века
Система счисления, в которой количественное значение,
обозначаемое цифрой, зависит от позиции цифры в записи
числа
Основа программного обеспечения информационных
технологий
Способ изображения чисел и соответствующие ему правила
действий над числами
Зарождается на ЭВМ второго поколения. Основа
программного обеспечения персонального компьютера.
Включает в себя операционную систему и сервисные
программы
Компьютерные технологии создания чертежей,
17

автоматизирован
ного
проектирования
(САПР)
Системы
программирования

осуществления экономических и технических расчетов,
работы с конструкторской документацией

Развиваются на ЭВМ третьего поколения. Инструмент работы
программиста. Современные СП включают: транслятор,
текстовый редактор, библиотеки подпрограмм, отладчики и
пр.
Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная

Системы
счисления,
используемые для
представления
компьютерной
информации
Телефон

Первое средство передачи звука на расстояние. Изобрел А.
Белл в 1876 году
Программа-переводчик с языка программирования на язык
машинных кодов. Включаются в программное обеспечение
ВМ второго поколения
Машины на интегральных схемах. Возникли в 70-х годах XX
века
Первое устройство звукозаписи. Изобрел Томас Эдисон в
1877 году
Компьютеры на микропроцессорах (микроЭВМ,
персональные компьютеры). Многопроцессорные
суперкомпьютеры. Возникли в 70-80-х годах XX века
Первое средство быстрой передачи информации на большие
расстояния. Изобретатели; П. Л. Шеллинг (1832), С. Морзе
(1837)
Возникает и развивается в 90-х годах XX века. Пример: Microsoft Office. Технология обработки деловой информации на
базе интегрированных пакетов прикладных программ

Транслятор

Третье поколение
ЭВМ
Фонограф
Четвертое
поколение ЭВМ
Электрический
телеграф
Электронный
офис

Тематическое планирование
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

9 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем

1

Передача информации в
компьютерных сетях
Информационное
моделирование
Хранение и обработка
информации в базах данных

2
3

Максималь
Из них
ная
Теоретичес Лабораторные и Контроль Самосто
нагрузка
кое
практические
ятельная
ная
учащегося, обучение,
работы,
,
работа, ч.
ч.
ч.
ч.
ч.
10
3
5
1
1
5

3

1

1

-

12

5

5

1

1

18

4
5
6
7

Табличные вычисления на
компьютере
Управление и алгоритмы
Программное управление
работой компьютера
Информационные
технологии и общество
Итого

10

6

3

1

-

11
14

5
6

4
7

1
1

1
-

6

3

1

2

-

68

31

26

8

3

19

Календарно-тематический план
9 класс

№
п/п

1
1.1
1.2

1.3
1.4
1.5

1.6

1.7

Наименование разделов и
тем

Передача информации в
компьютерных сетях
Техника безопасности.
Компьютерные сети
Работа в локальной сети
компьютерного класса в
режиме обмена файлами
Электронная почта и другие
услуги сетей. Аппаратное и
программное обеспечение
сети

Всего часов

Из них работ, ч.

10

Лаборат Конт Само
орные и рольн стоят
практич ая ельна
еские
я
5

1
1

1

1

Работа с электронной почтой

1

Интернет и Всемирная
паутина. Способы поиска в
Интернете.
Работа с WWW:
использование URL-адреса и
гиперссылок, сохранение
информации на локальном
диске
Поиск информации в
Интернете с использованием
поисковых систем

1

1

1

1

1

1

1

Планируемые результаты

знания

умения

понятие компьютерной сети;
назначение
и
принципы функционирования
локальных
и
глобальных
компьютерных
сетей;
назначение
и
принципы работы
электронной
почты;
основные
протоколы
передачи данных;
назначение
программыбраузера и её
управляющих
элементов;

работа в локальной
сети
кабинета
информатики
и
ИКТ;
работа в браузере;
осуществлять
поиск информации
в сети Интернет;
пользоваться
электронной
почтой
и
файловыми
архивами;
создание
простейших Webстраниц;

Дата
проведения
занятия
ОУУН
и способы
деятельности

1
поиск информации в
литературе
и
Интернете;
самостоятельный отбор
источников
информации
для
решения учебных и
жизненных задач;
сопоставление, отбор и
проверка информации,
полученной
из
различных источников,
в том числе СМИ;
преобразование
информации
одного
вида в другой;
представление
информации
в
оптимальной форме в
зависимости
от
адресата;

пла
н

факт

№
п/п

Наименование разделов и
тем

Создание простейшей Webстраницы с использованием
текстового редактора
Итоговая работа по теме
1.9
«Интернет»
Итоговое тестирование по
1.10 теме «Передача информации
в компьютерных сетях»
Информационное
2
моделирование
Понятие модели.
2.1 Графические
информационные модели

Всего часов

Из них работ, ч.

1

1.8

2.2
2.3

2.4

1

Лаборат Конт Само
орные и рольн стоят
знания
практич ая ельна
еские
я
1
технология
поиска
информации
сети Интернет;
1

1

5

1

Информационное
моделирование на
компьютере
Проведение компьютерных
экспериментов с
математической и
имитационной моделью
Итоговое тестирование по
теме «Информационное
моделирование».

1

1

1

умения

1

Дата
проведения
занятия
ОУУН
и способы
деятельности

передача информации
по
телекоммуникационны
м каналам в учебной и
личной переписке;
применение ранее
полученных ЗУН в
новой ситуации

в

1

1
основные
виды
классификации
моделей;
основные
типы
информационных
моделей;
основные этапы
моделирования и
последовательнос
ть их выполнения;

1

Табличные модели.

Планируемые результаты

1

1

2.5

21

разработка схемы
моделирования для
любой задачи;
построение
и
исследование
информационной
модели,
в
том
числе
на
компьютере;
выделение объекта
управления
и
управляющего
воздействия;

умение
осмысленно
учить
материал,
выделяя в нем главное;
умение анализировать,
сравнивать,
классифицировать,
устанавливать
причинноследственные связи;
качественное
и
количественное
описание изучаемого
объекта;
проведение
эксперимента;
использование разных
видов моделирования;
выявление
существенных
признаков объекта;

пла
н

факт

№
п/п

Наименование разделов и
тем

Хранение и обработка
информации в базах
данных
Базы данных. Назначение
3.1
СУБД
Работа с готовой базой
3.2
данных
Создание и заполнение базы
3.3
данных
3.4 Создание БД на компьютере
Условия выбора и простые
3.5
логические выражения
Формирование простых
3.6 запросов к готовой базе
данных
Условия выбора и сложные
3.7
логические выражения
Формирование сложных
3.8 запросов к готовой базе
данных
Сортировка, удаление и
3.9
добавление записей
Использование сортировки,
3.10 создание запросов на
удаление и изменение
Итоговая работа по базам
3.11
данных
Итоговый тест по теме
3.12 «Хранение и обработка
информации в базах данных».
3

Всего часов

Из них работ, ч.

12

Лаборат Конт Само
орные и рольн стоят
практич ая ельна
еские
я
5

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1

1

1
1

умения

понятие
базы
данных
и
ее
основных
элементов;
технология
создание
и
редактирования
баз данных;
технология
поиска и замены
данных,
сортировки,
группировки,
фильтрации;
назначение
и
технология
создания
форм,
отчетов, запросов;

создание
и
редактирование
базы данных;
заполнение
данными созданной
структуры
и
проведение
редактирования
данных;
создание
и
редактирование
формы;
осуществление
выборки,
сортировки
и
просмотра данных
в режиме списка и
формы;
реализация
простых запросов
на выборку данных
в
конструкторе
запросов;
реализация
запросов
со
сложными
условиями

1

1
1

знания

Дата
проведения
занятия
ОУУН
и способы
деятельности

1

1
1

Планируемые результаты

1
1

22

оперирование
понятиями,
суждениями;
установление
причинноследственных связей;
классификация
информации;
умение
составлять
таблицы,
схемы,
графики;
умение анализировать,
сравнивать,
классифицировать,
устанавливать
причинноследственные связи;
качественное
и
количественное
описание изучаемого
объекта;

пла
н

факт

№
п/п

Наименование разделов и
тем

Всего часов

Из них работ, ч.
Лаборат Конт Само
орные и рольн стоят
практич ая ельна
еские
я

Планируемые результаты

знания

умения

Дата
проведения
занятия
ОУУН
и способы
деятельности

выборки;
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8

4.9

Табличные вычисления на
компьютере
Двоичная система счисления
Представление чисел в
памяти компьютера
Электронные таблицы.
Правила заполнения таблиц
Работа с готовой электронной
таблицей
Понятие диапазона.
Относительная адресация
Использование встроенных
математических и
статистических функций
Деловая графика. Условная
функция.
Построение графиков и
диаграмм
Электронные таблицы и
математическое
моделирование.
Имитационные модели

10

3

1
1
1
1

1

1
1

1

1
1
1

1

1
типы
систем
счисления;
системы
счисления,
используемые в
вычислительной
технике; правила
перевода чисел из
десятичной
системы
счисления
в
системы
счисления
используемые в
компьютере,
и
наоборот;
назначение
табличного
процессора, его
команд
и
режимов; объекты
электронной
таблицы и их
характеристики,
типы
данных
электронной
таблицы; правила
23

перевод
десятичных чисел в
двоичную,
восьмеричную
и
шестнадцатеричну
ю
системы
счисления;
перевод
в
двоичную систему
счисления
из
десятичной,
восьмеричной,
шестнадцатерично
й
систем
счисления;
создание
структуры ЭТ и
заполнение
её
данными;
редактирование
электронной
таблицы;
использование
шрифтового
оформления
и
других
операций
форматирования;

умение
составлять
таблицы,
схемы,
графики;
умение читать таблицу,
диаграмму;
анализ
и
синтез,
обобщение
и
классификация,
сравнение информации;
составление на основе
текста
таблицы,
графика;
определение проблем
собственной учебной
деятельности
и
установление
их
причины;

пла
н

факт

№
п/п

Наименование разделов и
тем

Итоговый тест по теме
4.10 «Табличные вычисления на
компьютере».
5
Управление и алгоритмы
Управление и кибернетика.
5.1 Управление с обратной
связью
Понятие алгоритма и его
5.2 свойства. Исполнитель
алгоритмов
5.3 Работа с учебным

Всего часов

Из них работ, ч.
Лаборат Конт Само
орные и рольн стоят
практич ая ельна
еские
я

1

11
1

знания

умения

записи,
использования и
копирования
формул
и
функций;
технология
создания,
редактирования и
форматирования
табличного
документа;
понятия
относительной и
абсолютной
ссылки;
технология
создания
и
редактирования
диаграмм;

запись формул и
использование
в
них
встроенных
функций;
создание
и
редактирование
диаграммы;

понятия объекта
управления,
управляющего
воздействия,
обратной связи;
структура
замкнутой
и

использование
основных
алгоритмических
конструкций
для
построения
алгоритмов;
работа в среде

Дата
проведения
занятия
ОУУН
и способы
деятельности

1

4

1

1

Планируемые результаты

1

1

1

24

действовать
по
инструкции, алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ
и
синтез,
обобщение
и
классификация,
сравнение информации;

пла
н

факт

№
п/п

Наименование разделов и
тем

исполнителем алгоритмов:
построение линейных
алгоритмов
Вспомогательные алгоритмы
5.4
и подпрограммы
Работа с учебным
исполнителем алгоритмов:
5.5
использование
вспомогательных алгоритмов
5.6 Циклические алгоритмы
5.7 Работа с циклами
Ветвления и
5.8 последовательная
детализация алгоритма
Использование метода
последовательной
5.9
детализации для построения
алгоритма
Зачётное задание по
5.10
алгоритмизации
Тест по теме «Управление и
5.11 алгоритмы»
6
6.1
6.2

Программное управление
работой компьютера
Алгоритмы работы с
величинами.
Знакомство с языком
Паскаль. Линейные
вычислительные ал9горитмы

Всего часов

Из них работ, ч.
Лаборат Конт Само
орные и рольн стоят
практич ая ельна
еские
я

1
1

1

1
1
1

1

1

1

1

1
1

знания

умения

ОУУН
и способы
деятельности
использование знаний в
стандартной
и
нестандартной
ситуации;
логичность мышления;
умение
работать
в
коллективе;
сравнение полученных
результатов с учебной
задачей;
владение
компонентами
доказательства;
формулирование
проблемы
и
определение способов
ее решения;
определение проблем
собственной учебной
деятельности
и
установление
их
причины;

назначение
языков
программировани
я;
алфавит
языка

выполнение действий
по
инструкции,
алгоритму;
составление
алгоритмов;

1

7

Дата
проведения
занятия

разомкнутой
учебного
систем
исполнителя;
управления;
назначение
алгоритма и его
определение;
структура
основных
алгоритмических
конструкций;
представление
алгоритма в виде
блок-схемы;
основные стадии
разработки
алгоритма;

1

1

14

Планируемые результаты

1

25

разработка и запись
на
языке
программирования
Pascal
типовых
алгоритмов;

пла
н

факт

№
п/п

6.3
6.4

6.5

6.6

6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12

6.13
6.14

Наименование разделов и
тем

Разработка линейных
алгоритмов
Программирование
ветвлений
Разработка программы на
языке Паскаль с
использованием простых
ветвлений
Логические операции на
Паскале. Программирование
диалога с компьютером
Разработка программы на
языке Паскаль с
использованием логических
операций
Программирование циклов
Разработка программ c
использованием цикла с
предусловием
Алгоритм Евклида
Одномерные массивы в
Паскале
Разработка программ
обработки одномерных
массивов
Поиск чисел в массиве.
Разработка программы
поиска числа в случайно
сформированном массиве
Тест по теме «Программное

Всего часов

Из них работ, ч.

1
1
1

1

1
1

1
1
1

1

1

Планируемые результаты

Лаборат Конт Само
орные и рольн стоят
знания
практич ая ельна
еские
я
1
программировани
я Pascal;
объекты,
с
которыми
работает
1
программа
(константы,
переменные,
функции,
0,5
выражения,
операторы и т.д.);
основные
типы
1
данных
и
операторы языка
Паскаль;
определение
массива, правила
1
описания
массивов,
способы хранения
0,5
и
доступа
к
0,5
отдельным
элементам
1
массива;
0,5

1
26

умения
владение
основными
приемами работы с
массивами:
создание,
заполнение,
сортировка
массива,
вывод
элементов массива
в требуемом виде;

Дата
проведения
занятия
ОУУН
и способы
деятельности

анализ
и
синтез,
обобщение
и
классификация,
сравнение информации;
использование знаний в
стандартной
и
нестандартной
ситуации;
логичность мышления;
умение
работать
в
коллективе;
сравнение полученных
результатов с учебной
задачей;
владение
компонентами
доказательства;
формулирование
проблемы
и
определение способов
ее решения;
определение проблем
собственной учебной
деятельности
и
установление
их
причины;

пла
н

факт

№
п/п

7
7.1
7.2
7.3

Наименование разделов и
тем

управление работой
компьютера».
Информационные
технологии и общество
Предыстория информатики.
История чисел и систем
счисления
История ЭВМ и ИКТ
Основы социальной
информатики
Тест по теме
«Информационные
технологии и общество»

Всего часов

Из них работ, ч.

4

Лаборат Конт Само
орные и рольн стоят
практич ая ельна
еские
я

1

1
1
1

7.4

8
8.1

8.2

Итоговое повторение.
Подготовка к итоговому
тестированию по курсу 9
класса
Итоговое тестирование по
курсу 9 класса
Итого

2
1

68

умения

характерные
черты
информационного
общества
и
информационной
культуры
человека;
проблемы
информационной
безопасности;
правовые аспекты
охраны программ
и данных;

умение различать
лицензионные,
условно
бесплатные
и
бесплатные
программы;
умение определять
основные
компоненты
информационной
культуры человека;

определение
проблем
собственной
учебной
деятельности
установление
причины;

1

26

ОУУН
и способы
деятельности

знания

1

1

Дата
проведения
занятия

2

1

1

Планируемые результаты

8

3

27

и
их

умение
применять
коммуникационные
технологии в своей
повседневной
деятельности;

пла
н

факт

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных
технологий ученик должен:
9
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

класс

Учащиеся должны знать/понимать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными
сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей:
каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты,
телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная
паутина — WWW.
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические,
табличные, вербальные, математические).
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД),
информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и
форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы,
блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор
работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи
формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и
обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных
алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования и систем программирования;
что такое трансляция;
правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого
общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);

• основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
• в чем состоит проблема информационной безопасности.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими
станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной
таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы:
копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной
связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном
алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным
исполнителем;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого
уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и
правовыми нормами общества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной
работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных
коллекций информационных объектов.

29

Перечень учебно-методического обеспечения
I. Учебно-методический комплект
9 класс
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ.
Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР
в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).
II. Литература для учителя
1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней
школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР
в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).
4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9
классы Государственному образовательному стандарту. URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной
школе»,

26.11.2009.

URL:

http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar

(дата

обращения: 01.07.10).
6.

Семакин

И.Г.

Видеолекция

«Особенности

обучения

алгоритмизации

и

программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar
(дата обращения: 01.07.10).
III. Технические средства обучения
1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
2. Наушники (рабочее место ученика).
3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
4. Колонки (рабочее место учителя).
5. Микрофон (рабочее место учителя).
30

6. Проектор.
7. Лазерный принтер черно-белый.
8. Лазерный принтер цветной.
9. Сканер.
10. Цифровая фотокамера.
11. Цифровая видеокамера.
12. Модем ADSL
13. Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
1. Операционная система Windows ХР.
2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
9. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
10. Программа-архиватор WinRar.
11. Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
12. Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft
Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки
презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему
управления базами данных Microsoft Access.
13. Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
14. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
15. Система программирования TurboPascal.
16. Программа интерактивного общения ICQ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
• сущность понятия «информация», ее основные виды;
• вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
31

• особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации:
• программный принцип работы компьютера;
• основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению
информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать,
именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться
меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
 структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку
правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
 создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
 создавать презентации на основе шаблонов;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к
повседневной жизни для:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной
работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении,
как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в
целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного
опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными
контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется
в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
95% и более
80-94%%
66-79%%
менее 66%

Отметка
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
32

•
•
•
•







При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,
определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота,
прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых
и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных
учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком
представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на
знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие
смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является
обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.
Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики
– это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося
(«Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях
выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких
погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не
владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного
программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос).
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько
определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование
внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной
дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
33

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям
на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего
усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее
важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».