Подписано МАОУ цифровой "РАХМАНГ подписью: МАОУ "РАХМАНГУЛОВСК УЛОВСКАЯ АЯ СОШ" Дата: 2021.09.09 СОШ" 08:52:21 +05'00' 1 Пояснительная записка к рабочей программе по чтению и развитию речи для обучающихся с умственной отсталостью Нормативные основания Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» разработана в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами и в соответствии с Программой под редакцией Якубовской Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г. Цель курса Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни. Задачи курса 1. Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. 2. Развитие навыков понимания читаемого материала. 3. Развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме. 4. Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся. Основные направления коррекционной работы 1. Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. 2. Корригировать познавательную деятельность учащихся и их представления об окружающем мире. 3. Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных навыков. 4. Развитие артикуляционной моторики. 5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы. Рабочая программа ориентирована на использование УМК: учебники: 5 класс – Малышева З.Ф. 5 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.; 6 класс – Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. 6 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2019 г.; 7 класс – Аксёнова А.К. 7 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.; 8 класс – Малышева З.Ф. 8 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2019 г.; 9 класс – Аксёнова А.К., Шишкова М.И. 9 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.; программно-методическое обеспечение: Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г. 2 Количество часов Рабочая программа предусматривает обучение чтению и развитию речи -в 5 классе - в объеме 136 часов в год, 4часа в неделю; -в 6 классе - в объеме 102 часов в год, 3часа в неделю; -в 7 классе - в объеме 102часов в год, 3 часа в неделю; - в 8 классе - в объеме 102 часов в год,3 часа в неделю; - в 9 классе - в объеме 99 часов в год, 3 часа в неделю. 3 Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 5 класса по чтению и развитию речи Базовый уровень Минимально необходимый (сниженный) уровень • правильно читать доступный текст вслух • правильно читать вслух доступный текст целыми словами, в трудных случаях — по целыми словами и по слогам; слогам; • находить, читая про себя, отрывки • читать про себя, выполняя аналитические проанализированного текста, связанные с задания к тексту; определенными событиями; • отвечать на вопросы учителя; • отвечать на вопросы по предметному • пересказывать текст по плану с помощью содержанию текста (с помощью учителя); учителя, используя опорные слова, а • заучивать стихотворения наизусть (объем несложные по содержанию тексты — текста с учетом учебных возможностей самостоятельно; учащегося); • выражать свое отношение к поступкам • принимать участие в уроках внеклассного героев и событиям; чтения. • выучить наизусть 8—10 стихотворений; • читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 6 класса по чтению и развитию речи Базовый уровень Минимально необходимый (сниженный) уровень - читать вслух сознательно, правильно, -читать вслух сознательно, правильно, выразительно, в темпе разговорной речи; выразительно, в темпе разговорной речи; читать «про себя»; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; выделять главную мысль произведения; - определять основные черты характера - определять основные черты характера главных действующих лиц; главных действующих лиц; - пересказывать текст по плану полно и - пересказывать текст по плану выборочно. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны знать: - наизусть 8 стихотворений. - наизусть 8 стихотворений. сознательное, правильное, беглое, сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; с нормами литературного произношения; - деление текста на части; - деление текста на части; - составление под руководством учителя - составление под руководством учителя простого плана; простого плана; - пересказ прочитанного по составленному - пересказ прочитанного по составленному плану плану; - самостоятельное чтение с различными заданиями; - заучивание наизусть стихотворений. 4 4 Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 7 класса по чтению и развитию речи Базовый уровень Минимально необходимый (сниженный) уровень Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны уметь: - читать осознанно, правильно, бегло, - читать вслух правильно, целыми выразительно вслух, словами, трудные слова – по слогам, - читать «про себя»; соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в - выделять главную мысль произведения; - характеризовать главных действующих зависимости от знаков препинания; - читать «про себя» проанализированный лиц; текст, выполняя несложные - пересказывать содержание заранее задания; прочитанного. - участвовать в обсуждении темы и текста; Учащиеся должны знать: оценивать поступки героев с помощью - наизусть десять стихотворений учителя; - отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану. Учащиеся должны знать: - наизусть шесть-семь стихотворений Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 8 класса по чтению и развитию речи Базовый уровень Минимально необходимый (сниженный) уровень Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны уметь: - читать осознанно, правильно, бегло, - читать вслух осознанно, правильно, выразительно вслух, читать «про себя»; выразительно, с переходом на беглое чтение; - выделять главную мысль произведения; - давать характеристику главным - читать «про себя» проанализированный действующим лицам, оценивать их текст; поступки, обосновывая свое отношение к - участвовать в выделении главной мысли ним; произведения; - пересказывать содержание - определять мотивы поступков героев, прочитанного, используя слова и выражать свое отношение к ним; выражения, взятые из текста. - пересказывать текст по плану, используя опорные слова, по наводящим вопросам. Учащиеся должны знать: - наизусть десять стихотворений, Учащиеся должны знать: - наизусть восемь стихотворений, прозаический отрывок частично прозаический отрывок Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 9 класса по чтению и развитию речи Базовый уровень Минимально необходимый (сниженный) уровень - читать вслух правильно, бегло, - уметь читать вслух и про себя доступные выразительно; по содержанию тексты, правильно отвечать - читать про себя доступные по на вопросы; содержанию тексты; - участвовать в анализе произведения; 5 - выделять идею произведения (с помощью учителя); - называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения; - самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их; - ставить вопросы к тексту и задавать их классу; - выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя); - использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе; - выучить наизусть 10 стихотворений; - читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической - выбирать из данных заглавия к выделенным частям; - пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану; - высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям; - учить стихотворения наизусть; - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту. Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи. V – IX классы Базовый уровень Минимально необходимый (сниженный) уровень Оценка «5» ставится ученику, если он: Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, бегло, выразительно; читает правильно, выразительно, с - выделяет главную мысль произведения переходом на беглое чтение; или части; - активно участвует в выделении главной - делит текст на части и озаглавливает их мысли произведения; самостоятельно; - делит текст на части и озаглавливает их с - называет главных действующих лиц помощью учителя; произведения, характеризует их поступки; - оценивает поступки героев; отвечает на вопросы и передает - отвечает на вопросы и пересказывает по содержание прочитанного полно, плану, по опорным словам; правильно; читает стихотворение наизусть без - твердо знает наизусть текст стихотворения ошибок и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, бегло; читает, в основном, правильно, с допускает одну-две ошибки при чтении, переходом на беглое чтение; допускает трисоблюдении смысловых пауз, знаков четыре ошибки при чтении, соблюдении препинания, логических ударений; смысловых пауз, знаков препинания, - допускает неточности в выделении ос- логических ударений; новной мысли произведения или части - допускает неточности в выделении осрассказа, исправляет их самостоятельно; новной мысли произведения или части - называет главных действующих лиц рассказа, исправляет их с помощью произведения, характеризует их поступки с учителя; 6 6 помощью учителя; - допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно; - допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; тричетыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; - выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста - характеризует героев по наводящим вопросам учителя; - допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя; - допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; - затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа; - называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя; - пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя; отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно. Проверка техники чтения В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V класс – 45-60 слов; VI класс - 70-80 слов; VII-IX класс - 90-100 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Содержание курса Обучение чтению и развитию речи имеет практическую направленность. На уроках чтения у школьников 5-9 классов продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала вслух, «про себя». На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. При отборе программного материала по чтению учтена необходимость воспитания нравственных качеств и свойств личности, формирование положительных черт характера 7 и всей личности в целом, что позволит выпускникам стать полезными членами общества, включиться в трудовую деятельность в условиях современного производства. Программный материал школьного курса по чтению и развитию речи в 5-9 классах подобран с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся и расположен по степени нарастания сложности и объема изучаемых произведений. В 5-6 классах спланированы произведения устного народного творчества, рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире, о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней, о знаменательных событиях в жизни страны. В 7-9 классах продолжается знакомство с жанрами устного народного творчества, подобраны доступные по содержанию художественные произведения и отрывки из произведений классиков русской и отечественной литературы, произведения современных писателей русской и зарубежной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве. Уроки внеклассного чтения направлены на развитие читательского интереса и самостоятельности, на расширение кругозора учащихся. В курсе рабочей программы по чтению и развитию речи учтены межпредметные связи. На уроках чтения и развития речи осуществляется логические связи с уроками истории, географии, изобразительного искусства. Содержание программного материала: Содержание курса 5 класса Примерная тематика Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных. Навыки чтения Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям). Чтение «про себя» с выполнением заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливаниечастей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению. 8 Рекомендуемая литература (на выбор) 1.Русские народные сказки. 2.Сказки народов мира. 3.П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень», «Горный мастер». 4.В. В. Бианки «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня». 5.А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «УрфинДжюс и его деревянные солдаты». 6.А. П. Гайдар «Чук и Гек». 7.Б. С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине»,«Компас». 8.Д. Н. Мамин-Сибиряк«Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». 9.Н. Н. Носов «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы»,«Веселая семейка». 10.В. А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо». 11.К.Г. Паустовский «Похождение жука-носорога». 12.Е. А. Пермяк «Семьсот семьдесят семь мастеров». 13.Б. Н. Полевой «Сын полка». 14.М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи»,«В краю дедушки Мазая». 15.Г. А. Скребицкий«Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка»,«Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка». Содержание курса 6 класса Примерная тематика Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны Навыки чтения Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения. Рекомендуемая литература (на выбор) 9 1.Русские народные сказки. 2.Сказки народов мира. 3.В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка». 4.П. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень»,«Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были». 5.А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды». 6.В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки»«Сумасшедшая птица», «Морской чертенок». 7.А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка». 8.А. П. Гайдар «Тимур и его команда». 9. Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына». 10.В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». 11.С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная»,«Ледяной остров», «Приключения в дороге». 12.А. Н. Мамин-Сибиряк«Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича». 13.Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне». 14.Ю. К. Олеша«Три толстяка». 15.К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом». 16.Е. А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда». 17.М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом». 18.ДжанниРодари«Путешествие голубой стрелы». 19.Г. А. Скребицкий«Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож». 20 А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино». Содержание курса 7 класса Примерная тематика Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова. Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Островского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака С. В. Михалкова, Н. П. Кончаловской, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, Р. И. Рождественского, А. Г. Алексина, Е. И. Носова, Ч. И. Айтматова, Р. П. Погодина. Навыки чтения Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя. 10 Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах. Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Рекомендуемая литература (на выбор) 1.В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха». 2.А. Р. Беляев «Чудесное око». 3.В. В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик», «Вести из леса». 4.Жюль Берн «Дети капитана Гранта». 5.А. П. Гайдар «Судьба барабанщика». 6.А.М.Горький«Детство». 7.7.Т.Д.Дефо «Робинзон Крузо». 8.Л. Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит». 9.В. П. Катаев «Хуторок в степи». 10. В. Г. Короленко «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч»,«Дети подземелья». 11.JI.H. Лагин«Старик Хоттабыч». 12.А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки). 13.К. Г. Паустовский «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза», «Жильцы старого дома». 14.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». 15.А. А. Сурков Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростныхбитв», «Под вечер в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте»,» Защитник Сталинграда»). 16.Л. П. Чехов «Спать хочется», «Каштанка». Содержание курса 8 класса Примерная тематика Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова. Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, В. П. Катаева, Б. Н. Полевого, А. А. Суркова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Алексина, Л. И. Ошанина, С. В. Михалкова. Навыки чтения Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. 11 11 Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам. Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя. Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка. Внеклассное чтение Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя). Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Рекомендуемая литература (на выбор) 1.В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон». 2.А. Р. Беляев «Золотая гора», «Прыжок в ничто». 3.Ю. В. Бондарев «На большой реке», «Юность командиров», «Батальонпросит огня». 4.К. Я. ВаншенктСтихотворения.» 5.А. П. Гайдар «Школа». 6.С. А. Есенин Стихотворения. 7.Ф. А. Искандер «Пиры Валтасара», «Молельное дерево». 8.В. А. Каверин «Два капитана». 9.А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки). 10.Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». 11.Я. М. Рубцов Стихотворения. 12.К. М. Симонов Стихотворения. 13.А. А. Сурков Стихотворения. 14.А. П. Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев». 15.В. М. Шукшин «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани иогорода». 12 Содержание курса 9 класса Примерная тематика Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина. Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова. Навыки чтения Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения. Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя). Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков. 13 Внеклассное чтение Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Рекомендуемая литература (на выбор) 1.А. А. Ахматова Стихотворения. 2.А. Р. Беляев «Человек-амфибия». 3.В. О. Богомолов «Иван». 4.Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег». 5.В. В. Быков «Альпийская баллада», «Обелиск». 6.Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие». 7.Жюль Берн «Таинственный остров». 8.3. Воскресенская «Сердце матери». 9.А. М. Горький «В людях», «Мои университеты». 10.С. А. Есенин Стихотворения. 11.М МЗощенкоРассказы. 12.Ф. А. Искандер «Сандро из Чегема». 13.К. Г. Паустовский «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава». 14.А. А. Сурков Стихотворения. 15.Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (выборочно). 16.М. Н. Цветаева Стихотворения. 17.А. П. Чехов «Дом с мезонином». 18.В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому». 14 Тематическое планирование по чтению и развитию речи 5 класс (136 часов). № урока Тема урока Раздел 1: Устное народное творчество - 28ч Устное народное творчество. Считалки. Заклички - приговорки. 1. Потешки. 2. Пословицы и поговорки. 3. Загадки. Раздел 2: Сказки. - 20ч 1. Сказки. «Никита Кожемяка» русская народная сказка. 2. « Как наказали медведя» (Тофаларская сказка). 3. «Золотые руки» (башкирская сказка). 4. «Морозко» (русская сказка). 5. «Два мороза» (русская сказка) 6. «Три дочери» (татарская сказка). 7. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 8. По Д. Мамину – Сибиряку «Серая Шейка». Работа с первой главой. Раздел 3: Картины родной природы. Лето. Осень. - 36 ч Картины родной природы. Лето. Осень Г. Скребицкий «Июнь». И. 1. Суриков «Ярко солнце светит…». А. Платонов «Июльская гроза». Знакомство с произведением. ». 2. Работа с первой главой. 3. А. Платонов «Июльская гроза». Работа со второй главой. А. Прокофьев «Берёзка». Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к 4. закату». 5. Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь». К. Бальмонт «Осень». 6. По И. Соколову – Микитову «Золотая осень». 7. По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». 8. По В. Астафьеву «Осенние грусти». 9. И. Бунин «Первый снег». 10. О друзьях – товарищах. Ю.Яковлев «Колючка». 11. Ю.Яковлев «Рыцарь Вася ». Знакомство с произведением Раздел 4: О друзьях товарищах. - 19 ч 1. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома». 2. В.Медведев ««Фосфорический» мальчик». 3. В.Воронкова «Дорогой подарок». 4. Я. Аким «Твой друг». 5. Басни И.А. Крылова. И. Крылов «Ворона и Лисица». 6. И. Крылов «Щука и Кот». Знакомство с произведением. Раздел 5: Басни Крылова. - 9 ч 1. И. Крылов «Квартет». 2. Спешите делать добро. Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Колво часов 2 2 2 2 1 4 3 3 3 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 4 3 15 3. О. Бондарчук «Слепой домик». 4. В.Осеева «Бабка». Раздел 6: Спешите делать добро - 13 ч 1. А. Платонов «Сухой хлеб». Работа с первой главой. 2. В. Распутин «Люся». 3. В. Брюсов «Труд». 4. Р. Рождественский «Огромное небо». 5. Картины родной природы. Зима. Весна.Ф. Тютчев «Зима». 6. Г. Скребицкий «Декабрь». К. Бальмонт «К зиме». 7. Г. Скребицкий «Всяк по-своему» . Раздел 7: Картины родной природы. Зима. Весна. - 33ч 1. С.Есенин «Поет зима-аукает». А. Пушкин «Зимняя дорога». 2. С.Есенин «Береза». Г. Скребицкий «Март». А. Толстой «Вот уж снег последний в поле 3. тает…» 4. Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы». 5. Г. Скребицкий «Весна-красна». Г. Скребицкий «Грачи прилетели». 6. Г. Скребицкий «Заветный кораблик». 7. Г. Скребицкий «В весеннем лесу». А. Толстой «Весенние ручьи». 8. А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» 9. А. Блок «Ворона». 10. Е. Серова « Подснежник». И. Соколов – Микитов «Весна». И. Бунин «Крупный дождь в лесу 11. зеленом…» 12. С. Есенин «Черемуха». 13. Я. Аким «Весна, весною, о весне». 14. О животных Н.Гарин –Михайловский «Тема и Жучка» . 15. А. Толстой «Желтухин». 16. К.Паустовский «Кот Ворюга». 17. Б. Житков «Про обезьянку». Раздел 8: О животных. - 8 ч 1. Э. Асадов «Дачники». 2. Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны». 3. С. Михалков «Будь человеком». 4. А. Куприн «Белый пудель». Из прошлого нашего народа. На поле Куликовом . По О.Тихомирову 5. «Куликовская битва». По О.Тихомирову «Москва собирает войско». Раздел 9: Из прошлого нашего народа. - 6 ч 1. На поле Куликовом. По О.Тихомирову «Слава героям». 2. Рассказы о войне 1812 года. По С.Алексееву «Бородино». «Ключи». 3. Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву «Конец похода». 4. Н. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». 5. По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью»! 6. Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата». Раздел 10: Из произведений зарубежных писателей - 8 ч Из произведений зарубежных писателейВ.Гюго «Гаврош» 1. Маленький Гаврош. 4 3 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 3 3 2 2 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 2 16 2. М.Твен «Приключения Тома Сойера». 3. Г.Х. Андерсен «Русалочка». С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 4. «Лесной гном». 5. Повторение и систематизация изученного материала. 2 2 2 6 17 Тематическое планирование 6 класс (102 часов) № урока 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29 30-31 32 33-34 35-37 38-39 40-41 42-43 44-45 46-47 48-49 50-51 52-53 54-55 56-57 58-59 60-61 62-63 64-65 66 67-68 Тема урока Раздел 1: Моя родина – 6 ч В.Песков. "Отечество". М.Ножкин. "Россия". М.Пришвин. "Моя Родина". Раздел 2: Золотая осень - 14 ч В.Бианки. "Сентябрь". И.Бунин. "Лес, точно терем расписной". Ю.Качаев. "Грабитель". Б.Житков. "Белый домик". А.Белорусец. "Звонкие ключи". К.Паустовский. "Заячьи лапы". И.Тургенев. "Осенний день в березовой роще". Е.Носов. "Хитрюга". Раздел 3: Великая радость- работа - 6 ч С.Михалков. "Будь человеком". Д.Биссет. "Слон и муравей". Дж.Родари. "Как один мальчик играл с палкой". Раздел 4: Страницы истории - 8 ч Былина "Илья Муромец и Соловей - разбойник". Ф.Глинка. "Москва". С.Алексеев. "Без Нарвы не видать нам моря". С.Алексеев. "Медаль". Е.Холмогорова. "Великодушный русский воин". Раздел 5: Что такое хорошо, что такое плохо - 5 ч Е.Пермяк. "Тайна цены". "Здравствуйте". Перевод Д.Гальпериной. Правила вежливости. Раздел 6: Здравствуй, гостья - зима - 24 ч В.Бианки. "Декабрь". Пословицы и поговорки о зиме. Е.Благина. "Новогодние загадки". А.Никитин. "Встреча зимы". А.Дорохов. "Теплый снег". А.С.Пушкин. "Вот север тучи нагоняя…" Х.К. Андерсен. "Ель". А.П. Чехов. "Ванька". И.Суриков. "Белый снег". М.Зощенко. "Леля и Минька". Ю.Дмитриев. "Таинственный ночной гость". С.Маршак. "Двенадцать месяцев". Х.К. Андерсен. "Снежная королева". Раздел 7: Весна-красна - 13 ч С.Смирнов. "Первые приметы". В.Бианки. "Март". В.Песков. "Весна идет". М.Пришвин. "Жаркий час". Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 18 69-70 71 72-74 75-76 77-78 79-80 81-82 83-84 85-86 87-89 90-91 92-93 94-95 96-97 98-100 101-102 Г.Скребицкий. "Весенняя песня". В.Жуковский. "Жаворонок". А.Н.Толстой. "Детство Никиты". К.Паустовский. "Стальное колечко". Раздел 8: Рассказы о животных – 13 ч В.Астафьев. "Злодейка". Е.Баронина. "Рассказы о животных". В.Драгунский. "Кот в сапогах". Д.Хармс. "Заяц и еж". И.А.Крылов. Басни. Р.Киплинг. "Рикки-Тикки-Тави". Раздел 9: Рассказы, сказки, стихи для детей - 14 ч В.Набоков. "Дождь пролетел и сгорел на лету…". М.Дудин. "Наши песни спеты на войне". М.Медведев. "Звездолет Брунька". К.Паустовский. "Корзина с еловыми шишками". А.де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". А. Астафьев. "Зорькина песня". 2 1 3 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 19 Тематическое планирование 7 класс (102 часов) № 1 Тема урока Устное народное творчество 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Русская народная сказка «Сивка-бурка» Русская народная сказка «Журавль и цапля». Характеристика главных героев Русская народная сказка «Умный мужик». Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо» Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой». Пословицы, загадки. А.С. Пушкин. Слово о писателе. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Выразительное чтение. Главные герои сказки А.С.Пушкина и их поступки Добрые и злые герои сказки А.С.Пушкина А.С.Пушкин. «Зимний вечер». A.C. Пушкин «У Лукоморья». М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. М.Ю. Лермонтов «Бородино». И.А. Крылов. Слово о писателе. И.А. Крылов «Кукушка и Петух». И.А. Крылов «Волк и Журавль» И.А. Крылов «Слон и Моська» Н.А. Некрасов. Слово описателе. Н.А. Некрасов «Несжатая полоса». Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». Внеклассное чтение. Н.П. Голубева «Там, где была тайга». Л.Н. Толстой. Слово описателе. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 1 часть. Жилин попал в плен. 2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену. 3 часть. Доверие татар к Жилину. 4 часть. Подготовка Жилина к побегу. 5 часть. Неудачный побег. 6 часть. Помощь Дины Жилину. Жилин и Костыли в конце произведения: итоги их жизни. Итоговый урок по рассказу «Кавказский пленник» Внеклассное чтение. А.П. Гайдар А.П. Чехов. Слово о писателе. А.П. Чехов «Хамелеон». А.П. Чехов «Хамелеон». Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова В.Г. Короленко. Слово о писателе. В.Г. Короленко «Дети подземелья». 1 часть. «Я и мой отец». 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство». 3 часть. «Знакомство продолжается». 3 часть. «Знакомство продолжается». 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 20 46 47 48 4 часть. «Осенью». 5 часть. «Кукла». В.Г. Короленко «Дети подземелья» Итоговый урок. 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 А.М. Горький . Основные сведения биографии и творчества А.М. Горький «Детство» Анализсодержания. Выразительное чтение. А.М. Горький «Детство» Характеристика героев. А.М. Горький «Детство» Сравнение поступков главных героев. А.М. Горький «В людях» Выразительное чтение. А.М. Горький «В людях» Характеристика главных героев. А.М. Горький «В людях» Обобщение. Внеклассное чтение. А.М. Горький. Рассказы М. В. Исаковский «Детство» М. В. Исаковский «Ветер» М. В. Исаковский «Весна» К. Г. Паустовский «Последний черт». Выразительное чтение. К. Г. Паустовский «Последний черт» Выделение в тексте метких выражений, художественных определений. Внеклассное чтение. Н.Г. Паустовский «Жильцы старого дома». М.М. Зощенко. Основные сведения биографии и творчества М.М. Зощенко «Великие путешественники» М.М. Зощенко «Великие путешественники» Внеклассное чтение. Рассказы М. Зощенко К.М. Симонов- военный корреспондент. К.М. Симонов «Сын артиллериста» Анализ стихотворения К.М. Симонов «Сын артиллериста» Выразительное чтение. В. П. Катаев «Флаг» В. П. Катаев «Флаг» Н.И. Рыленков «Деревья» Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…» Н.И. Рыленков «Всѐ в тающей дымке…» Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин» Характеристика героя по плану 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин» Характеристика главного героя, описание внешности. Ю.И. Коваль «Картофельная собака» Выделение главной мысли текста Ю.И. Коваль «Картофельная собака» Выделение в тексте метких выражений,художественных определений. Ю.Я. Яковлев. Слово о писателе Ю.Я. Яковлев «Багульник» Ю.Я. Яковлев «Багульник» Характеристикапоступков главного героя. Ю.Я. Яковлев «Багульник» Деление на части.Составление плана Ю.Я. Яковлев «Багульник» Пересказ по плану. Внеклассное чтение. Поэты о войне. Р. Р. Погодин. Слово о писателе. Р.П. Погодин «Время говорит – пора» Выразительное чтение. Р.П. Погодин «Время говорит – пора» Характеристика героев. Р.П. Погодин «Время говорит – пора» Выделение главной мысли, анализпроизведения Р.П. Погодин «Время говорит – пора» Пересказ с изменением лица рассказчика. 21 90 91 А. Г. Алексин Слово о писателе. А. Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» Чтение по ролям 92 А. Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» Анализ произведения 93 А. Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» Характеристика героя 94-95 К. Ваншенкин. Рассказ о поэте. 96-97 К.Я. Ваншенкин «Мальчишки» 98-99 К.Я. Ваншенкин «Снежки» 100- Повторение изученных произведений 101 102 Внеклассное чтение. Л.Кассиль. «Ночная ромашка», «Огнеопасный». 22 Тематическое планирование 8 класс (99 часа) №п/п Темаурока Устное народное творчество (11 ч) 1 Устное народное творчество 2 Сказки. 3 Сказка «Волшебное кольцо» 4 Баллады. 5 Баллада «Перчатка». 6 Баллада «Перчатка». 7 Баллада «Нашла коса на камень» 8 Баллада «Нашла коса на камень» 9 Вн. Чт. Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой». 10 Былина «Садко». 11 Былина «Садко». 12 Биография Александра Сергеевича Пушкина. 13 «Памятник» А.С. Пушкина. 14 «Во глубине сибирских руд…» Пушкина. 15 «Зимнее утро» Пушкина. 16 «И.И. Пущину» А.С. Пушкина. 17 «Няне» А.С. Пушкина. 18 «Няне» А.С. Пушкина. 19 «Сожженное письмо» А.С. Пушкина (отрывок). 20 Вн. Чт.Беляев А.Р. «Золотая гора» 21 «Я вас любил…» как стихотворение о любви. 22 «Сказка о попе и о работнике его Балде». 23 «Сказка о попе и о работнике его Балде». 24 Биография Михаила Юрьевича Лермонтова. 25 «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова. 26 «Родина» М.Ю, Лермонтова. 27 Стихотворение М.Ю, Лермонтова «Парус». 28 «Сосна» М.Ю, Лермонтова. 29 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого Купца Калашникова. 30 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого Купца Калашникова. 31 Биография Ивана Андреевича Крылова. 32 Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» 33 Басня И.А. Крылова «Осел и соловей» 34 Басня И.А. Крылова «Муха и Пчела» 35 Вн. Чт.Бондарев Ю.В. «На большой реке» 36 Биография Николая Алексеевича Некрасова. 37 «Размышления у парадного подъезда» (отрывок) 38 «В полном разгаре страда деревенская…» 39 «Мороз, Красный нос» (отрывок) 40 «Мороз, Красный нос» (отрывок) 41 «Русские женщины» (отрывок) 42 «Русские женщины» (отрывок) 23 43 Биография Ивана Саввича Никитина. 44 «Русь» (отрывок) 45 «Утро на берегу озера». 46 Биография Ивана Сергеевича Тургенева. 47 «Муму» И.С. Тургенева. 48 «Муму» И.С. Тургенева. 49 Вн. Чт.Ваншенкин К.Я. Стихотворения. 50 Биография Льва Николаевича Толстого. 51 «После бала» Л.Н. Толстого. 52 «После бала» Л.Н. Толстого. Произведения русских писателей 1-й половины XX века (24 ч.) 53 Биография Антона Павловича Чехова. 54 «Лошадиная фамилия». 55 «Лошадиная фамилия». 56 Биография Владимира Галактионовича Короленко. 57 «Слепой музыкант». 58 «Слепой музыкант». 59 Биография Максима Горького. 60 «Макар Чудра». 61 «Макар Чудра». 62 Вн. Чт.Гайдар А.П. «Школа». 63 Биография Сергея Александровича Есенина. 64 «Спит ковыль…» 65 «Пороша». 66 «Отговорила роща золотая». 67 Биография Андрея Платоновича Платонова. 68 Сказка «Разноцветная бабочка». 69 Сказка «Разноцветная бабочка». 70 Биография Алексея Николаевича Толстого. 71 «Русский характер». 72 «Русский характер». 73 Биография Николая Алексеевича Заболоцкого. 74 «Некрасивая девочка». 75 «Некрасивая девочка». 76 Вн. Чт.Искандер Ф.А. «Молельное дерево». Произведения русских писателей 2-й половины XX века (29 ч.) 77 Биография Константина Георгиевича Паустовского. 78 «Телеграмма». 79 «Телеграмма». 80 Жизненный путь Рувима Исаевича Фраермана. 81 «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». 82 «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». 83 «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». 84 Биография Льва Абрамовича Кассиля. 85 «Пекины бутсы». 86 «Пекины бутсы». 87 Вн. Чт.Каверин В.А. «Два капитана». 88 Биография Александра Трифоновича Твардовского. 89 «Василий Теркин». 24 90 «Василий Теркин». 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Биография Василия Макаровича Шукшина. «Гринька Малюгин». «Гринька Малюгин». Биография Виктора Петровича Астафьева. «Далекая и близкая сказка». «Далекая и близкая сказка». Вн. Чт.Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке». Биография Радия Петровича Погодина. «Алфред». Биография Алексея Александровича Суркова. «Родина» А.А. Сурков «Родина» Отзыв «Мое любимое произведение» Тематическое планирование 9 класс (102 часа) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема урока Устное народное творчество. Виды устного народного творчества. Русские народные песни. Колыбельные песни. "За морем синичка". Изобразительные средства песни. "На заставе богатырской". Былина. Содержание народного героического эпоса "На заставе богатырской." Былина. Образы героев в былине. "Сказка про Василису Премудрую". Фантастическое в народных сказках. "Сказка про Василису Премудрую". Образы и характеры героев в волшебных сказках. Обобщающий урок по «Сказке про Василису Премудрую». Язык волшебных сказок "Лиса и тетерев". Признаки жанра сказки о животных. Внеклассное чтение. Народные и авторские сказки. Русская народная сказка «Чудесные сыновья». М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь» В.А.Жуковский. Из жизни писателя. ИКТ "Три пояса". В.А.Жуковский. Знакомство с содержанием авторской сказки. "Три пояса." В.А.Жуковский. Роль образных слов и выражений в понимании содержания сказки. "Три пояса". В.А.Жуковский. Точка зрения автора и народа на проявление добра и зла. "Три пояса". В.А.Жуковский. Обобщающий урок. Изложение-описание. Страницы жизни И.А.Крылова "Кот и повар". И.А.Крылов. Комическое в басне. "Кот и повар". И.А.Крылов. Композиционное строение басни. Внеклассное чтение. История баснеписания. Эзоп. Крылов. Биография А.С.Пушкина. Современники о поэте. "Руслан и Людмила." А.С.Пушкин. Художественное своеобразие поэмы. "Руслан и Людмила". А.С.Пушкин. Авторское отношение к героям. "Руслан и Людмила". А.С.Пушкин. Характеристика главных героев Поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила» в произведениях художников и композиторов. ИКТ 25 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 "Руслан и Людмила." А.С.Пушкин. Обобщающий урок. "Барышня-крестьянка". А.С.Пушкин. Анализ содержания по вопросам. 2 четверть «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкин. Нравы и обычаи 19 века. «Барышня-крестьянка». А.С.Пушкин. Составление характеристики главных героев. «Барышня-крестьянка». А.С.Пушкин. Обобщающий урок по повести. Авторское отношение к героям. По страницам произведений А.С.Пушкина. КВН. М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни. «Тучи». М.Ю.Лермонтов. Идейно-эстетическое содержание стихотворения. «Тучи». М.Ю.Лермонтов. Раздумье поэта о своей судьбе. «Баллада». М.Ю.Лермонтов. Настроение моря и трагедия влюбленного. «Морская царевна». М.Ю.Лермонтов. Художественное построение баллады. Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Дубровский» Н.В.Гоголь. Биография писателя. «Майская ночь или утопленница». Н.В.Гоголь. Знакомство с героями повести. «Майская ночь или утопленница». Н.В.Гоголь. Любовь главных героев повести. «Майская ночь или утопленница». Утопленница. Н.В.Гоголь. Красота и романтичность вечера. «Майская ночь или утопленница» Пробуждение. Н.В.Гоголь. Произведение в картинах художников. ИКТ «Майская ночь или утопленница». Н.В.Гоголь. Анализ содержание повести, подготовка к пересказу. «Майская ночь или утопленница». Н.В.Гоголь. Обобщающий урок-рассуждение Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отдельные главы). Страницы жизни Н.А.Некрасова. «Рыцарь на час». Н.А.Некрасов. Определение настроения лирического героя. «Саша». Н.А.Некрасов. Работа над образными выражениями, передающими гибель и страдания деревьев (сравнения, звуки). Обобщающий урок по творчеству Н.А.Некрасова. А.А.Фет. Биография поэта. 3 четверть «На заре ты еѐ не буди…» А.А.Фет. Определение темы и идеи. «Это утро, радость эта…»А.А.Фет. Особенности поэтического языка стихотворения. В творческой лаборатории А.П.Чехова. «Злоумышленник». А.П.Чехов. Обыденность в рассказах писателя. А. Чехов. «Злоумышленник». Авторская позиция в рассказе. «Пересолил». А.П.Чехов. Знакомство с содержанием. «Пересолил» А.П.Чехов. Авторское отношение к героям. Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов «Переполох». А.М. Горький. Биография писателя. «Песня о соколе» М.Горький. Определения, характеризующие Сокола, Ужа. «Песня о соколе» М.Горький. Образные слова и выражения в «Песне». Пословицы и их значение. В.В. Маяковский. Биография поэта. Произведения для детей. «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче» В. Маяковский. Жанр произведения. 26 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81,82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93,94 95 96 97,98 99 «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче. В. Маяковский». Определение главной темы, идеи. М. Цветаева. Биография. Вера в добро и бескорыстие человека. М. Цветаева «Красною кистью…». Определение главной идеи стихотворения, образные слова и выражения в стихотворении, их роль. "Вчера ещѐ в глаза глядел…." М. Цветаева. Противопоставления, их роль в стихотворении. Урок внеклассного чтения. М. Цветаева «Две песни», «Другие-с очами и с личиком светлым», «Любовь! Любовь!…» К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный мастер.» К.Г.Паустовский. Образные выражения в описании природы, их роль. «Стекольный мастер». К.Г.Паустовский. Образ автора в рассказе. Главная идея произведения. С.А. Есенин. Биография поэта «Нивы сжаты…» С.А.Есенин. Определение настроения стихотворения. «Собаке Качалова». С.А.Есенин. Образные слова выражения в стихотворении. М.А. Шолохов. Биография писателя. «Судьба человека.» М.А.Шолохов. Беседа по содержанию. «Судьба человека». М.А.Шолохов. Составление характеристики главного героя. Урок внеклассного чтения. В. Быков «Альпийская баллада» (в сокращении). Е.И. Носов. Биография писателя. «Трудный хлеб.» Е.И.Носов. Определения в рассказе, их роль в описании осени. «Трудный хлеб.» Е.И.Носов. Составление характеристики Чанга "Тихая моя родина". Н.М.Рубцов. Работа над образными выражениями, передающие настроение произведений. «Русский огонѐк» Н.М.Рубцов. Определение основной мысли стихотворения. «Зимняя песня». Н.М.Рубцов. Беседа по содержанию. «Приключения Васи Куролесова». Ю.И.Коваль. Беседа по содержанию. Роль просторечных слов в тексте. «Приключения Васи Куролесова». Ю.И.Коваль. Юмор автора в описании ночи. «Приключения Васи Куролесова». Ю.И.Коваль. Составление характеристики Васи, опираясь на авторский текст. «Приключения Васи Куролесова». Ю.И.Коваль. Обобщающий урок. Урок внеклассного чтения В.М. Шукшин «Кляуза». Обобщающий урок по разделу (литература ХХ века). Викторина по разделу. «Вересковый мѐд». Роберт Луис Стивенсон. Работа по содержанию. «Вересковый мѐд». Роберт Луис Стивенсон. Образ пиктов и короля в балладе. Эрнест Сетон-Томпсон. Биография. «Снап». Эрнест Сетон-Томпсон. Беседа по содержанию. Соответствие клички и характера щенка. «Снап». Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ о породе собак по иллюстрации Джеральд Даррелл. Биография писателя. «Живописный жираф». Д.Дарелл. Беседа по содержанию. Объяснение новых слов и выражений. «Живописный жираф». Д.Дарелл. Составление характеристики Питера, Билли по плану 27 Учебно-методический комплект по литературе. 1. Анализ произведений русской литературы Аристова М.А. Москва Экзамен 2019 2. Барковская Н. В. Поэзия «Серебряного века», Екатеринбург, 2018 год. 3. Горбовой С.Н. Евангелие для детей, Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1991 год 4. Детская библия в рассказах Свящ. П.Воздвиженского. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1991 год 5. Иванихин В.В. Искусство урока. Шадринск – Оса, 2018 год 6. Курдюмова Т.Ф. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе, 5 класс, Москва, «Просвещение» , 2018 год. 7. Курдюмова Т.Ф. Литература, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2018 год. 8. Миронова Н.А. . Анализ произведений русской литературы Москва Экзамен 2019 28