рп текст как вершина речевой культуры 10 кл (1)

Подписано

цифровой
МАОУ
подписью:
"РАХМАН МАОУ
ГУЛОВСК "РАХМАНГУЛОВ
СКАЯ СОШ"
АЯ СОШ" Дата: 2021.09.09
08:48:53 +05'00'

1

Пояснительная записка
Нормативные основания
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 30
августа 2020 г. № 442;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования" (с изменениями, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1644);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,
Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4
3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292);
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с
изменениями;
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения
России от 20 мая 2020 г. №254;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утверждении и
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
2

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в
ФГОС ООО»;
Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры работы
со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические
рекомендации)»;
Письма Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании
антикоррупционного мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540).
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении перечня
учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году в
МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 174 от 19.08.2021 г.
Календарного учебного графика,
утверждённого
приказом
МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.
Обоснование курса
Настоящая программа по курсу «Текст как вершина речевой культуры» для
средней общеобразовательной школ носит дополнительный характер и
направлена на расширение и углубление знаний учащихся старшей школы (1о
класса) о методике написания сочинений разных жанров, о культуре устной и
письменной речи, о языковых ( речевых) нормах, а также на овладение этими
нормами. Учебный план школы предполагает изучение данного элективного
курса в течение 34 часов.
Данный курс русскому языку для 10 класса и рассчитан на 34 часа учебных
занятий (1 час в неделю, 34 недели).
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка
школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Оказание помощи
в приобретении практических навыков, активизации творческих способностей
школьников - путь обучения, который в конечном итоге ведет к развитию письменной
речи. Основная цель любого учебного предмета, а тем более словесности - научить в слове
передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания ощущения, впечатления, то
есть проявлять личностные качества. В этом состоит огромная роль комплекса
письменных работ, предлагаемых учащимся. Формирование коммуникативной
компетентности учащихся – цель данной программы.
Очень важно работать с учащимися с целью подготовки к сочинению и выработки
навыков анализа текста. Анализ языковых особенностей, композиции текста открывает
3

для учащихся возможность работать по образцу. Целесообразно обучать учащихся
написанию сочинений разных типов и жанров, анализировать литературоведческие тексты
и тексты школьных сочинений, написанных более способными учащимися. Предлагаемый
материал поможет учащимся разобраться в разнообразной типологии школьных
сочинений, развить чуткость к литературным произведениям, научит выражать свои
мысли и правильно оформлять их в своих сочинениях.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем
современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы
областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
В процессе реализации программы осуществляются межпредметные связи: с
литературой, мировой художественной культурой, историей, обществознанием. При этом
развиваются следующие общепрофильные умения и навыки:

составление устной и письменной монологической речи разных стилей и
жанров;

чтение и анализ текста;
-самостоятельная работа с учебной и художественной литературой.
Материал элективного курса расширяет круг изучаемых вопросов по теме «Текст
как вершина речевой культуры», что нацелено на формирование и коррекцию речевой
культуры школьников; созданию текстов разных жанров и стилей. Программа курса
отрабатывает навык анализа текста, понимания его, создание собственных текстов, что
также важно в плане формирования личности, психологического облика старшеклассника.
Данный элективный расширяет круг умений, относящихся к коммуникативным и
речеведческим компетенциям.
Цели и задачи элективного курса.
Цель данной программы:
 Подготовить учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому
языку и литературе;
 Помочь учащимся овладеть свободной речью (и устной, и письменной);
 Развить творческие способности учащихся.
 помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование
умений работать с текстом художественных произведений и литературнокритических статей; совершенствовать умения оперировать теоретиколитературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с
конкретными темами сочинений и заданиями,
 помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному
сочинениям.
 гуманитарное развитие школьников.
Задачи курса:
 формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие
языкового эстетического идеала;
 формирование творческого воображения как направление интеллектуального и
личностного развития ученика;
 овладение нормами русского литературного языка;
4






обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
обучение работе над сочинением;
развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать
мастерство художников слова.
Планируемые результаты:

Ожидаемые результаты обучения данному элективному курсу соответствуют
требованиям к уровню подготовки выпускников, касаются знаний, умений и навыков,
востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения данного элективного курса по русскому языку ученик
должен
знать/понимать:
1. основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного
процесса того или иного периода;
2. основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции
их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
3. определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в
литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое
значение художественных произведений;
4. тексты программных произведений, их литературоведческие и литературнокритические оценки
5. типы изобразительно-выразительных средств языка, способы их воплощения;
6. смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация
речевого общения; смысловая нагрузка изобразительно-выразительного средства
языка, интонационный рисунок синтаксического средства художественной
выразительности;
7. основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы, в том числе характерные для
разных стилей средства изобразительности;
8. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
рассуждения);
9. основные единицы языка, их признаки;
10. композицию текста.
11. стили речи, типы текста.
12. приемы анализа текстов (эпического, лирического, драматического).
уметь:







определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;
определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;
излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для
изложения;
логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;
передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими
заданиями);
выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоциональноэкспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой
ситуации;
5















определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия темы;
отбирать и систематизировать материал для сочинения;
составлять простой и сложный план текста сочинения;
отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы сочинения;
выражать в тексте сочинения свою позицию в отношении высказанного тезиса;
совершенствовать написанный текст сочинения.
воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе
конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство,
проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания,
композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа,
художественной детали, приемы психологического изображения, особенности
художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола,
аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями
и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их
основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления
и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.);
стихотворные размеры;
самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст
в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным
литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и
общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и
композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса
. Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения
художественного произведения.
Знакомство с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса. Изучение
представления учащихся о работе над сочинением, уровня подготовленности к освоению
курса.
Основные формируемые понятия: художественное произведение, творчество,
литературное творчество, результат освоения.
Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение
как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических,
драматических произведений.
Понятие целостности художественного произведения. Единство формы и
содержания. Художественное выражение элементов содержания (тема, идея, проблема,
художественный образ, конфликт) и содержательность элементов формы (жанр,
композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства и т.д.).
Литературный образ, персонаж, тип, характер, литературный герой.
Художественная деталь (узнавание, интерпретация, выявление роли детали).
6

Эпическое произведение. Жанры. Пространственно-временная организация,
система персонажей, способы их создания (имя, внешность, поведение, речь).
Лирическое произведение. Функции и смысловая нагрузка элементов лирического
произведения. Реализация лирического переживания (поэтический язык, ритмикомелодическая организация, лирический сюжет, композиция, жанр). Принципы
живописности и музыкальности.
Драматическое произведение. Характер драматического действия, жанры,
конфликт, система действующих лиц и их роль в развитии действия, монолог, диалог.
Поэтика (смысл заглавия, символика и др.), способы выражения авторской позиции
(ремарки, поэтика имён и др.).
Основные формируемые понятия: текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема,
художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительновыразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог,
диалог.
Домашнее задание: заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания
(карточки, опросные листы), вопросы семинарского занятия.
Основные требования к сочинению.
Сочинение как отражение интеллектуального, эстетического, нравственного
развития учащегося.
Выбор темы. Требования к содержательной стороне сочинения: глубина и полнота
раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала,
последовательность изложения, уместное и умелое использование цитат, смысловая
точность эпиграфа.
Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и
грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность.
Объём, соотнесённость композиционных частей работы (вступление, основная часть,
заключение). Критерии оценки.
Основные формируемые понятия: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме,
правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф,
стилевое единство и выразительность речи, соотнесённость композиционных частей.
План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность,
последовательность речи.
Типы планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др.
Точность, последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и
индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений,
умозаключений.
Основные формируемые понятия: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план,
логичность, последовательность речи.
Составление плана (план-набросок, цитатный план, подробный план и т.д.).

7

Основные формируемые понятия: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план,
логичность, последовательность речи.
Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к
написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной
части сочинения.
Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения:
историческое вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и
др.
Основная часть сочинения. Уместное использование различных приёмов
выстраивания рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение
героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора,
сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами
искусства – живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность,
доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование и др.).
Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью.
Основные формируемые понятия: композиционная организация: вступления, основная
часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность.
Проблемно-тематическая типология сочинений.
Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип
творческой работы и как составляющая часть сочинения на определённую тему. Жанровокомпозиционные системы повествования, описания, рассуждения.
Порядок работы над сочинением–рассуждением.
Виды формулировок тем сочинений: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.
Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости от вида
формулировки темы. Приёмы организации языкового материала в соответствии с
выбором определённого типа речи.
Основные формируемые понятия: сочинение-повествование, сочинение-описание,
сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.
Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на
«свободную» тему.
Сочинения-характеристики (характеристика одного литературного героя,
сравнительная характеристика двух литературных героев, характеристика группы
литературных героев, общая характеристика литературного типа).
Сочинения литературно-критические (анализ определённой темы, характеристика
определённого периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам
содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи, анализ
определённой проблемы).
Сочинения на «свободную» тему (особенности отбора материала, опора на
художественное произведение).
Основные формируемые понятия: сочинения-характеристики, сочинения литературнокритические; сравнительная характеристика.
8

Жанровая классификация сочинений.
Основополагающие принципы жанровой классификации сочинений: литературный
портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк, дневник, интервью, воспоминание.
Основные формируемые понятия: жанровая классификация сочинений.
Сочинение – литературный портрет. Особенности создания портретной
характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.
Отличие литературного портрета от портретной зарисовки. Искусство портрета –
раскрытие внутреннего облика человека, литературного героя.
Описание по памяти, по наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению,
на основе собеседования с «героем». Приёмы создания портрета героя разными авторами.
Роль детали в создании портрета героя. Отбор материала художественного произведения
для написания творческой работы.
Литературный портрет – мемуарно-биографический жанр (на примере
литературных портретов А.М. Горького).
Основные формируемые понятия: сочинение – литературный портрет, приёмы создания
портрета героя, деталь портрета.
Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.
Определение жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста,
способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д.
Основные формируемые понятия: жанр эссе.
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции
учащихся.
Формулировка тем, отбор материала, выбор языковых средств для написания
творческой работы. Составление плана сочинения (определение композиционных
особенностей). Способы выражения позиции пишущего. Образцы сочинений на разные
темы, написанные в жанре эссе: исследование материала, наблюдение за использованием
языковых средств, над способами введения литературного материала в ткань сочинения.
Основные формируемые понятия: позиция пишущего и способы её выражения.
Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.
Характеристика произведения и его объективная оценка как неотъемлемые
составляющие сочинения-рецензии. Логичность, доказательность (с опорой на яркий
литературный материал) – способы выражения позиции пишущего. Работа над
составлением плана сочинения-рецензии. Требования к написанию сочинения-рецензии.
Основные формируемые понятия:

сочинение-рецензия.

. Совершенствование навыков написания сочинения-рецензии.
Устное и письменное рецензирование своих и предложенных творческих работ как
способ практического освоения навыков критической оценки текста.

9

Знакомство с образцами сочинений-рецензий, выявление особенностей жанра,
применение полученных знаний на практике.
Основные формируемые понятия:

сочинение-рецензия.

Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра.
Общая точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы –
исходная позиция всякого сравнения. Выявление сходства и различия, выявление
эволюции авторской мысли, чувства, переживания и т.д. – цель сравнения. Сравнение
произведений разных авторов. Сравнение произведений разных этапов творчества одного
автора. Сравнение произведений, относящихся к различным видам искусства
(художественное произведение и спектакль, фильм, картина, муз. произведение).
Сравнение вариантов одного и того же произведения (Ф. Тютчев «Весенняя гроза» и др.).
Основные формируемые понятия: исходная позиция сравнения; сходства и различия,
эволюция авторской мысли, чувства, переживания.
Написание сочинения-сравнительной характеристики.
Выбор темы. Определение оснований для сравнения. Составление плана, подбор
эпиграфа. Отбор материала в зависимости от выбора темы и поставленных целей.
Выполнение обучающих заданий.
Основные формируемые понятия: основания для сравнения.
Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.
Эпизод как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная
вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление идейно-тематического
содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с
другими. Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного
своеобразия фрагмента.
Внимательное изучение и отбор литературного материала, составление плана,
подбор эпиграфа. Требования к творческой работе.
Основные формируемые понятия: эпизод как часть целого, роль эпизода.
Стилистические ошибки в сочинениях учащихся.
Ошибка – нарушение нормы, понятие стилистической нормы.
Наиболее характерные стилистические ошибки, их классификация. Обучающие
упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Основные формируемые понятия: стилистические нормы, нарушение норм.
Тема 19. Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок.
Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи между словами в
словосочетании и предложении. Наиболее характерные грамматические ошибки в устных
высказываниях и письменных работах учащихся.
Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.

10

Основные формируемые понятия: нормы слово- и формообразования, нормы
синтаксической связи.
Корректировка творческих работ учащихся.
Рецензирование учащимися своих и предложенных творческих работ. Обучающие
упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Основные формируемые понятия: стилистические нормы, нарушение норм; нормы словои формообразования, нормы синтаксической связи.
Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум).
Обобщение, повторение изученного материала, использование знаний на практике.
Сохранение эмоционально-эстетической стороны художественного произведения в
творческих работах учащихся.
Понятие богатства и разнообразия языковых средств, способствующих выражению
собственного эмоционального настроя пишущего. Введение в словесную ткань
творческой работы элементов художественного текста: использование «ключевых» слов,
цитирование и т.д., соблюдение единого стилевого поля художественного произведения и
сочинения.
Основные формируемые понятия: богатство и разнообразие языковых средств,
эмоциональный настрой, единое стилевое поле.
Знакомство с более удачными фрагментами творческих работ учащихся.
Презентация лучших сочинений.
Учебно-тематическое планирование
№

Наименование раздела и темы

1
2

Введение
Повторение основных сведений по теории
литературы. Литературное произведение как
идейно-художественное целое. Особенности
эпических, лирических, драматических
произведений.
Основные требования к сочинению.
План сочинения. Типы планов. Раскрытия
понятий логичность, последовательность речи.
Композиционная организация сочинения.
Виды вступлений. Требования к написанию
основной части сочинения. Трудности при
написании заключительной части сочинения.
Проблемно-тематическая типология
сочинений.
Жанровая классификация сочинений.
Написание сочинений разных жанров на
заданную тему (практикум).
Нормы литературного языка. Виды
грамматических и стилистических ошибок.

4
5
6

7.
8.
9.
10.

Количество часов
теория
практика
1
0
2
3

Всего

1
1

0
2

1
3

2

2

4

2

0

2

1
0

3
6

4
6

2

2

4

1
5

11

11.
12.
13

Корректировка творческих работ учащихся.
Итоговое занятие
Рекомендации на лето

0
0

2
2

2
2
Итого : 35
часов

Календарно-тематическое планирование курса
«Текст как вершина речевой культуры»
34 часа
№ Темы
п/
п
1
Сочинение как жанр литературного творчества
учащихся, результат освоения художественного
произведения

Сроки
план
1 неделя

2 неделя

11

Повторение основных сведений по теории
литературы. Понятие целостности
художественного произведения. Единство формы
и содержания.
Повторение основных сведений по теории
литературы. Эпическое произведение. Жанры.
Пространственно-временная организация,
система персонажей, способы их создания (имя,
внешность, поведение, речь).
Лирическое произведение.
Повторение основных сведений по теории
литературы. Драматическое произведение.
Характер драматического действия, жанры,
конфликт, система действующих лиц и их роль в
развитии действия
Литературное произведение как идейнохудожественное целое
Особенности эпических, лирических,
драматических произведений.
Основные требования к сочинению.
План сочинения. Типы планов. Раскрытия
понятий логичность, последовательность речи.
Составление плана (план-набросок, цитатный
план, подробный план и т.д.)
Составление плана (план-набросок, цитатный
план, подробный план и т.д.).
Композиционная организация сочинений.

12

Виды вступлений

12 неделя

13

Требования к написанию основной части
сочинения.
Трудности при написании заключительной части
сочинения.
Проблемно-тематическая типология сочинений.
Сочинение-повествование, сочинение-описание,
сочинение-рассуждение как тип творческой

13 неделя

2

3

4

5
6
7
8
9
10

14
15

Сроки
факт

3 неделя

4 неделя

5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя

14 неделя
15 неделя

12

16
17

18

19

20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

работы и как составляющая часть сочинения на
определённую тему. Жанрово-композиционные
системы повествования, описания, рассуждения.
Порядок работы над сочинением–рассуждением.
Виды формулировок тем сочинений
Жанровая классификация сочинений.
Сочинения-характеристики, сочинения
литературно-критические, сочинения на
«свободную» тему.
Сочинение – литературный портрет. Особенности
создания портретной характеристики. Искусство
портрета как раскрытие внутреннего облика
персонажа.
Знакомство с эссе как жанром литературного
произведения.
особенности написания, отбора материала,
выражения позиции учащихся.
Сочинение-рецензия. Особенности жанра.
Требования к написанию рецензии.
Совершенствование навыков написания
сочинения-рецензии.
Написание сочинений разных жанров на
заданную тему (практикум).
Сочинение – сравнительная характеристика.
Особенности жанра.
Написание сочинения-сравнительной
характеристики.
Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода
как части целого произведения.
Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода
как части целого произведения.
Стилистические ошибки в сочинениях учащихся.
Нормы литературного языка.
Ошибка – нарушение нормы, понятие
стилистической нормы.
Наиболее характерные стилистические ошибки,
их классификация.
Обучающие упражнения по обнаружению и
исправлению ошибок.
Виды грамматических ошибок Наиболее
характерные грамматические ошибки в устных
высказываниях и письменных работах учащихся.
Обучающие упражнения по обнаружению и
исправлению ошибок.
Обучающие упражнения по обнаружению и
исправлению ошибок.
Корректировка творческих работ учащихся.
Итоговое занятие. Знакомство с более удачными
фрагментами творческих работ учащихся.
ИТОГО:34 часа

16 неделя
17 неделя

18 неделя

19 неделя

20 неделя
21 неделя

22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

13

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (РЕКОМЕНДАЦИИ)
Практическая часть курса призвана способствовать совершенствованию навыков
устной и письменной речи старшеклассников, уместному, умелому использованию
языкового потенциала.
Практика в элективном курсе представлена как в материале теории (промежуточное
закрепление теоретических знаний), так и в виде отдельных занятий.
Промежуточное закрепление изученного материала организовано в форме тестов,
вопросников, недописанных предложений. Кроме того, задания для промежуточного
закрепления готовят учащихся к практическим занятиям итогового закрепления и
контроля.
Практические занятия, занятия контрольно-тренировочного характера (после
неудачного выполнения теста по теме учащийся имеет возможность войти в
информационное окно теории, а затем вновь прорешать тест; таким образом, тест играет
роль практики и контроля), защита творческих работ (такие занятия содержат
теоретические сведения по риторике, культуре публичного выступления и
непосредственно готовят к выступлению) – это основные формы организации закрепления
знаний, совершенствования полученных навыков в области речетворчества, наработка
умений анализировать предложенный литературный материал и создавать
самостоятельные творческие работы.
Представленные планы практических занятий сгруппированы по принципу
назначения их использования: это непосредственно практические занятия, тесты, защита
творческой работы.
Техническое оснащение:
- видео- и звуковоспроизводящая аппаратура;
- сканер;
- принтер лазерный;
- ксерокопировальный аппарат;
- мультимедийный аппарат( с возможностью выхода в интернет);
Традиционное информационное оснащение:
- словари антонимов, синонимов, омонимов;
- словарь фразеологизмов;
- художественные тексты лирики А.С.Пушкина, В.Маяковского, И.Северянина,
М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой, А.Ахматовой;
- художественные тексты ( трагедии «Гамлет» Шеспира, драмы «Вишневый сад»
Чехова,»Созерцание чуда В.Солоухина, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Золотой
теленок» И.Ильфа и Е.Петрова, «Клоп» В.Маяковского, К.Чуковского , «Шинель», поэма
«Мертвые души» Н.Гоголя, «Золотая роза» К.Паустовского, ).
- раздаточный материал для наблюдения и лингвистического анализа;
- фрагменты к\фильмов в качестве иллюстративного материала и материала для
наблюдения.

14

Тема: «Персонаж в художественном мире».
Цель
1. Изучить способы создания персонажей в художественном произведении (на примере
рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»).
2. Научиться выделять детали внешности, поведения, психологического состояния
персонажей.
3. Развить навыки анализа, синтеза, речетворчества.
4. Совершенствовать навыки сравнения текстового материала, навыки наблюдения над
«рабой» авторского слова, навыки исследования текстового материала.
Основной материал
 Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Рекомендации по ведению занятия.
1.
Задания учащиеся выполняют последовательно,
самостоятельно. Предложенные вопросы призваны направить мысль учащихся в русло
анализа приёмов создания персонажей.
2.
В окнах «Помощь» содержатся гипотезы ответов,
дополнительный информационный материал из словарей. Обращаться к «Помощи»
стоит в случае затруднения выполнения задания и обязательно – после выполнения,
чтобы ученики имели возможность сравнить варианты ответов, сделать выводы,
исправить ошибки.
3.
Таблицы помогут учащимся оформить наблюдения над
текстом.
4. При дистанционном режиме обучения написанные учащимися творческие работы
по теме: «Как созданы персонажи рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»» могут
быть помещены на сайт независимых экспертов.
5. При классно-урочном режиме обучения сочинения, написанные учащимися,
зачитываются в классе, работы необходимо обсудить с целью выявления наиболее
удачных фрагментов или сочинений в целом.
6. Итогом освоения всего курса будут творческие чтения, возможно, выпуск сборника
творческих работ учащихся, формировать сборник можно с первых занятий. (Пункты
4,5,6, выполняются на каждом занятии, итогом которого является написание
сочинения.)
Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Экспозиция

Таблица №1 (курсивом выделен верный ответ)
1 вариант
2 вариант
Встреча старых
Толстый и тонкий.
друзей на вокзале.
До момента
встречи.

Завязка
Развитие действия

Тонкий
представляет свою
семью.
Разговор друзей о
детстве, службе и
чинах.

Встреча приятелей,
обмен
приветствиями.
Знакомство с семьёй
тонкого,
воспоминания о
детстве. Тонкий
рассказывает о
своей жизни и

3 вариант
Встреча старых
друзей на вокзале.
Тонкий представляет
свою семью.
Воспоминания о
детстве.
Разговор друзей о
службе и чинах.
Тонкий рассказывает
о своей жизни и
службе.
15

Кульминация

Толстый сообщает о
своём чине.

Развязка

Расставание старых
друзей


службе.
Толстый сообщает о Толстый сообщает о
своём чине.
своём чине.
«Преображение»
тонкого
Сцена прощания.
«Преображение»
тонкого.

Таблица №2 (размещена на электронном носителе)

 Таблица №3 (размещена на электронном носителе)
Тема: «Составление плана сочинения (план-набросок, цитатный план, подробный
план и т.д.)».
Цель:
1.Развивать навыки составления планов сочинений.
2.Развивать логическое мышление.
3.Совершенствовать навыки речетворчества.
Рекомендации по ведению занятия.
1. Работу учащиеся выполняют в тетради.
2. После самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся обращаются к
ссылке «Помощь», сравнивают варианты ответов, исправляют ошибки, дополняют
свои работы.
Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.


Эпизод из романа И.С. Тургенев «Отцы и дети» (все материалы размещены на
электронном носителе).
 Пункты плана (к заданию1).
 Таблица №1 (к заданию1).
Тема: «Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к
написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной
части сочинения».
Цель:
1. Совершенствовать навыки написания вступления сочинения.
2. Обучение написанию заключительной композиционной части сочинения.
Основной материал (все материалы размещены на электронном носителе):
 варианты вступлений сочинений учащихся,
 варианты заключений сочинений учащихся.
Рекомендации по ведению занятия.
1.Знакомство с образцами вступлений и заключений сочинений поможет учащимся в
создании их творческих работ.
2.При работе с предложенными эпизодами обратить внимание учащихся на
формулировки тем сочинений, на правильность оформления высказываний.
Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.
(Все материалы представлены на электронном носителе.)


Вступления сочинений по темам (к заданию 1):
1) Тема России в творчестве поэтов «серебряного века».
16

2) Роль портрета героя в его характеристике.
3) Стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»
Восприятие. Истолкование. Оценка.
4) Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
5) Жизнь «в прекрасном и яростном мире» (на примере одного рассказа А.
Платонова).
6) Пушкин «как сатирический писатель, каким он явился в «Онегине»». (Н.Г.
Чернышевский).
7) «Лишние люди» в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
 Варианты заключений сочинений на темы (к заданию 2):
1) Тема России в творчестве поэтов «серебряного века.
2) Роль портрета героя в его характеристике.
3) Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»».
4) Пушкин «как сатирический писатель, каким он явился в «Онегине»» (Н.Г.
Чернышевский).
Тема: «Обучение написанию сочинения-рассуждения».
Форма работы: творческая мастерская.
Цель:
1. Познакомить с этапами работы над сочинением-рассуждением.
2. Совершенствовать навыки выделения главной мысли, приведения аргументов,
выстраивания доказательства.
3. Развивать устную и письменную речь учащихся.
4. Обучить написанию сочинения-рассуждения.
Основной материал:


рассказ А. Грина «Змея», разбитый на три определённые части (материал
помещён на электронном носителе).
Рекомендации по ведению занятия.
1.
Последовательное выполнение заданий, представленных по принципу
увеличивающейся сложности, позволит учащимся чётко уяснить особенности
сочинения-рассуждения, понятия доказательство, аргумент. Развивать навыки
выстраивания агументированного высказывания необходимо не только для написания
сочинения – на этом нужно заострить внимание учащихся.
2.
При выполнении заданий творческой мастерской необходимо следить за
правильным заполнением дневника двойной записи: учащиеся должны не только
выписать важные фразы из текста, но и обязательно оценить её важность, объяснить,
почему фраза важна.
3.
При написании своего варианта продолжения истории героев А. Грина,
учащиеся должны придерживаться стиля автора, поэтому сначала нужно повторить,
что такое авторский стиль.
Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.
(Все материалы помещены на электронном носителе.)


Темы сочинений (к заданию 4)
Молчалин и Скалозуб в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Фамусовское общество (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)



Рассказ А. Грина «Змея».
17

Технические особенности:


работу учащиеся выполняют в тетради,



после самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся
обращаются к ссылке «Помощь».
Тема: «Жанровая классификация сочинений».
Форма: практикум.
Цель:
1. Создание условий для получения учащимися полного представления об основных
жанрах сочинений.
2. Обучение написанию сочинения-сравнительной характеристики.
Рекомендации по ведению занятия.
Обратить внимание на то, что материал занятия делится на две части: 16 занятие – Этапы
работы, Практика; 17 занятие – Творческая мастерская.
Технические особенности:


работу учащиеся выполняют в тетради,



после самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся
обращаются к ссылке «Помощь».
Тема: «Сочинение – литературный портрет. Особенности создания портретной
характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика
персонажа».
Цель:
1. Обучение написанию сочинения - литературного портрета.
2. Развитие навыков устной и письменной речи учащихся.
3. Совершенствование навыков работы с текстом: наблюдение, отбор материала,
аргументирование.
Основной материал:
 отрывки из школьных сочинений,
 эпизоды художественных произведений.
(Весь материал представлен на электронном носителе.)
Рекомендации по ведению занятия.
1.Последовательно выполненные задания, обращение к эпизодам художественных
произведений, знакомство с образцами школьных сочинений позволят учащимся ещё
раз выделить основные приёмы создания портретной характеристики (над освоением
приёмов создания персонажей ученики уже работали на примере рассказа А.П. Чехова),
но на более сложном уровне.
2.В предложенных материалах наиболее важные фразы, обороты, сочетания выделены
жирным шрифтом, на это нужно обратить внимание учащихся. Этот материал может
послужить примером при написании сочинений.
3.Необходимо указать учащимся на тот факт, что в литературе широко представлен
жанр портрета как художественного произведения. Можно рекомендовать ученикам для
знакомства с жанром литературный портрет работы М. Горького, О. Мандельштама, К
Федина и др.
18

Технические особенности:


работу учащиеся выполняют в тетради,



после самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся
обращаются к ссылке «Помощь».
Тема: «Знакомство с эссе как жанром литературного произведения»
Цель:
Познакомить с эссе как с жанром литературы.
Развивать навыки сравнения, наблюдения.
Развивать письменную речь.
Обучать принципам работы с эссе (анализ литературного произведения, написание
сочинения в жанре эссе).
Основной материал:
1.
2.
3.
4.



стихотворения и «Предисловие к множеству книг» Фредерико Гарсиа
Лорки,
 эссе на одну и ту же тему разных авторов (Константин Победин «Музыка»,
Елена Шварц «Музыка»).
(Весь материал представлен на электронном носителе.)
Рекомендации по ведению занятия.
1. Последовательное выполнение предложенных заданий, запись наблюдений в
таблицы призваны помочь учащимся определить отличительные особенности жанра
эссе.
2. При выполнении заданий на поиск изобразительных средств языка, если
необходимо, можно обращаться к словарю, помещённому на электронном носителе.
3. Каждое задание содержит группу вопросов, которые ученики должны
проработать: вдуматься, «всмотреться» в текст, не спеша ответить на вопросы.
Особое внимание уделять приёмам выражения переживаний, чувств. Необходимо
дать возможность учащимся поделиться вслух своими наблюдениями.
4. Варианты ответов помещены в окне «Помощь», к которому ученики обращаются
в случае затруднений при выполнении заданий и обязательно - после выполнения
работы.
Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.
 Таблица 1.
Основания наблюдений
Предмет внимания поэта.
Чувства, переживания.
Как перекликаются в стихах
и эссе образы природы и
размышления автора о
человеческой жизни?
Сравнения и метафоры в
стихотворных текстах.
Смысл использования
сравнений в эссе.


стихотворения

эссе

Таблица 2
19

Основания наблюдений
«Решающая идея» эссе
Связь между названием эссе
и его темой.
Личностное (авторское)
осмысление темы
Использованные
выразительные средства.

Первый текст

Второй текст

Технические особенности:


работу учащиеся выполняют в тетради,



после самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся
обращаются к ссылке «Помощь».
Тема: «Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения
позиции учащихся».
Цель:
1.
Обучить написанию сочинения в жанре эссе.
2.
Развивать письменную речи учащихся.
3.
Совершенствовать навыки ассоциативного мышления.
Основной материал:
«Записки у изголовья» японской писательницы XI века Сэй Сёнагон (Сэй Сёнагон.
Записки у изголовья / пер. М.Коровина, В.Марковой. – СПб.,1999.).
Текст сочинения, написанный в жанре эссе на тему: «Я хочу рассказать вам о книге…».
(Весь материал представлен на электронном носителе.)
Рекомендации по ведению занятия.
1.Особые затруднения учащиеся могут испытывать при выполнении заданий на развитие
ассоциативного мышления. Необходимо дать возможность ученикам зачитать их
варианты ответов, поделиться впечатлениями, Кроме того, эти задания носят
диагностический характер, они помогут выявить особенности образного мышления
учащихся.
2 Варианты ответов на предложенные вопросы и задания помещены в окне
«Помощь».
Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.
 Таблица к заданию 2.
Основания наблюдений
«Решающая идея» эссе
Связь между названием эссе и его темой.
Личностное (авторское) осмысление темы.
Использованные выразительные средства.
Технические особенности:


работу учащиеся выполняют в тетради,



после самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся
обращаются к ссылке «Помощь».
20

Тема: «Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию
рецензии».
Цель:
1. Обучить написанию сочинения в жанре рецензии.
2. Развивать речь учащихся.
3. Развивать способности сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Основной материал:


Текст сочинения.
(Весь материал представлен на электронном носителе.)

Рекомендации по ведению занятия.
1.
Знакомство с образцом сочинения, анализ предложеннй творческой работы
призваны способствовать освоению навыков написания сочинений, развитию
логического мышления, аналитических способностей. Поэтому необходимо уделить
внимание ответам учащихся на предложенные вопросы, насколько ответы подробны,
развёрнуты. Помочь учащимся выстроить развёрнутые ответы.
2.
Выполнение второго задания поможет учащимся научиться грамотно
выстраивать суждения, выражать своё мнение, связывать высказывания в текст.
Поэтому стоит в качестве домашнего задания предложить ученикам построить
предложения, используя данные примеры, обороты в своей речи.
Технические особенности:
 работу учащиеся выполняют в тетради.
Тема: «Совершенствование навыков написания сочинения-рецензии».
Цель:
1.Обучить написанию сочинения в жанре рецензии.
2.Развивать устную и письменную речь учащихся.
3.Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
Основной материал:
эпизод из романа И.А. Гончарова «Обломов». (Весь материал представлен на электронном
носителе.)
Рекомендации по ведению занятия.
1. При выполнении заданий обратить внимание на большое количество вопросов, на
которые учащиеся должны дать развёрнутые ответы. Вопросы являются
неотемлемой частью заданий, позволят ученикам активизировать мыслительную
деятельность. Поэтому ответить им необходимо на все предложенные вопросы.
2. Задания необходимо выполнять последовательно, соответственно предложенным
этапам.
3. Варианты ответов на вопросы находятся в окне «Помощь».
Технические особенности:


работу учащиеся выполняют в тетради,



после самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся
обращаются к ссылке «Помощь».

Тема: «Написание сочинения-сравнительной характеристики».
21

Цель:
1. Обучить написанию сочинения-сравнительной характеристики.
2. Развивать речь учащихся.
3. Совершенствовать навыки сравнения, сопоставления, выявления сходства и
различия.
4. Развивать навыки анализа лирического произведения.
Основной материал:
 два варианта одного стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»,
 таблица для записи наблюдений.
(Весь материал представлен на электронном носителе.)
Рекомендации по ведению занятия.
1. Все задания необходимо выполнять в предложенной последовательности.
2. При выполнении работы учащиеся могут пользоваться словарём, помещённом на
электронном носителе, а также другими справочными материалами, словарями.
3. На занятии учащиеся могут вспользоваться двумя уровнями помощи: в окне
«Помощь 1» находятся наводящие вопросы, указывающие направление поиска,
движения мысли; в окне «Помощь 2» находятся варианты ответов, с которыми
учащиеся сравнивают свои версии.
Технические особенности:


работу учащиеся выполняют в тетради,



после самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся
обращаются к ссылке «Помощь».
Тема: «Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого
произведения».
Цель:
1.
Обучить написанию сочинения, посвящённого анализу эпизода.
2.
Развивать речь учащихся.
3.
Совершенствовать аналитические способности.
Основной материал:
 эпизоды из романа И.А. Гончарова «Обломов».
(Весь материал представлен на электронном носителе.)
Рекомендации по ведению занятия.
При выполнениизадания обратить внимание на возможность обратиться к «Помощи». В
окне «Помощь» находятся наводящие вопросы, призванные активизировать
мыслительную деятельность учащихся, определить область исследования. Поэтому
необходимо проверить, верно ли ученики ответили на вопросы, смогли ли они верно
определит область наблюдений.
Технические особенности:


работу учащиеся выполняют в тетради,



после самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся
обращаются к ссылке «Помощь».
Тема: «Корректировка творческих работ учащихся».
22

Цель:
1.Развивать навыки поиска и исправления ошибок.
2.Совершенствовать речевую грамотность учащихся.
3.Закрепить знания по теме: «Нормы литературного языка. Виды грамматических
ошибок».
Основной материал:
 фрагменты из школьных сочинений,
 таблица для записи наблюдений.
(Весь материал представлен на электронном носителе.)
 Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».
Рекомендации по ведению занятия.
1. Если работу выполняют учащиеся 10 класса, то в качестве домашнего задания нужно
предложить прочитать рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».
2. Обратить внимание на то, насколько правильно ученики определяют типы ошибок и
исправляют их. Варианты ответов преложены в окне «Помощь», обратиться к нему
ученики должны только после самостоятельного выполнения работы.
Технические особенности:


работу учащиеся выполняют в тетради,



после самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся
обращаются к ссылке «Помощь».
Тема: «Написание сочинений разных жанров на заданную тему».
Цель:
1.
Развивать речь учащихся.
2.
Совершенствовать аналитические способности.
3.
Развивать логическое мышление.
Основной материал:
 текст сочинения,
 таблица.
(Весь материал представлен на электронном носителе.)
Рекомендации по ведению занятия.
1.Первое и второе задания выполняются на основе предложенного сочинения. Вопросы
второго задания нацелены на определение жанровых особенностей сочинения,
установление логических связей его частей, развитие аналитических способностей
учащихся.
2.Третье задание представлено в трёх уровнях, по принципу возрастающей сложности, и
в трёх вариантах. Это позволит учащимся выбрать уровень сложности задания,
выполнить его, затем, если был выбран самый лёгкий вариант, обратиться к более
сложным вариантам.
3.Версии ответов представлены в окне «Помощь», обратиться к нему ученики должны
только после самостоятельного выполнения работы.
Технические особенности:


работу учащиеся выполняют в тетради,
23



после самостоятельной работы по предложенным заданиям, учащиеся
обращаются к ссылке «Помощь».
Тема: «Сохранение эмоционально-эстетической стороны художественного
произведения в творческих работах учащихся».
Цель:
1.
Повторить правила уместности использования цитатного материала.
2.
Повторить правила оформления цитат.
3.
Развивать аналитические способности учащихся.
4.
Развивать речь учащихся.
Основной материал:
 таблица 1,
 варианты вступлений сочинений.
(Весь материал представлен на электронном носителе.)
Рекомендации по ведению занятия.
1. При выполнении второго задания необходимо учитывать уровень подготовленности
учащихся. Для учеников среднего уровня стоит предложить выбрать только одну тему
для написания вступления сочинения. Постепенно увеличивать уровень сложности
(напимер, дать домашнее задание: написать вступление сочинений на 2-3 темы).
2. Свои работы ученики зачитывают в классе, обсуждают, дают оценку, сравнивая со
своими вариантами, находя ошибки и исправляя их.
Технические особенности:


таблица первого задания предполагает выбор варианта ответа из
предложенных,



работу учащиеся выполняют в тетради.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ
ЗАНЯТИЯМ
Тема: «Литературное произведение как идейно-художественное целое».
Форма: семинар.
Цель:
1.Повторить основные знания по теории литературного произведения.
2.Развивать аналитические способности.
3.Развивать речь учащихся.
Вопросы семинарского занятия.
1. Литературное произведение и действительность, их взаимосвязь.
2. Содержание и форма как взаимопроникающее единство произведения.
(Художественное выражение элементов содержания и содержательность элементов
формы.)
3. Особенности существования внутреннего мира произведения: художественное
пространство и художественное время, психологические, нравственные особенности
внутреннего мира произведения.
24

 Воспользуйся материалами лекций (занятие 1,2).
 Используй для подготовки дополнительную литературу.
Рекомендации по ведению занятия.
1. При подготовке к семинару учащиеся опираются на теоретический материал 1, 2
занятия, словаря (весь материал представлен на электронном носителе).
2. При дистанционном режиме обучения ответы на вопросы учащиеся выкладывают
на сайт независимых экспертов или на форум.
Тема: «Типы тем сочинений. План сочинения»
Форма: контрольная работа.
Цель:
контроль уровня освоения материала предыдущих тем.
План работы
Выполни последовательно задания.
1. Определи, какому типу соответствует каждая тема из предложенных тем сочинений.
2. Укажи, какие пункты плана не соответствуют раскрытию предложенной темы.
3. Укажите тему сочинения, которую может представить данный цитатный план.
Рекомендации по ведению занятия.
Весь материал представлен на электронном носителе. Обратить внимание на
правильность оформления ответов.
Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.
 К заданию 1.
Бланк ответов:
Темы
Типы
тем

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

1

4

1

3

5

2

3

4

2

 К заданию 2.
Бланк ответов:
Пункты
плана

1. 2.
1).

2.
2).
1.

2.

2.
2).
2.

2.
3).

2.
3).
2.

2.
3).
3.

2.
4).
1.

2.
4).
2.

3.
4).
3.

1.


Ответ



 К заданию 3.
Ответ:
3. Образ Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Занятие 25. Письменный опрос (проверочная работа).
Тема: «Знакомство с эссе как жанром литературного произведения».
Цель:
контроль уровня освоения материала предыдущих тем.
25

План работы
1.Выполни последовательно задания:
1) Какие из приведённых тем сочинений могут быть раскрыты в жанре эссе? (Таблица
1)
2) Заполни таблицу. Установи соответствие между адресатом и литературной
формой. (Таблица 2)
3) Отметь неверные утверждения. (Таблица 3)
4) Признаки эссе, как ты знаешь, могут проявляться в таких жанрах, как письмо и
открытое письмо.
Напиши словарную статью, в которой определи отличие письма от открытого письма.
2. В случае допуска ошибок, обратись к теоретическому материалу и прорешай задания
ещё раз.
Рекомендации по ведению занятия.
Весь материал представлен на электронном носителе. Обратить внимание на
правильность оформления ответов.
Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.
 Таблица ответов к заданию 1.
Тема сочинения
Сочинение о человеке интересной судьбы.
Устарел ли Горький?
Романтические произведения Горького.
Всё может статься с человеком.
Спасительна или гибельна ложь?
Теория Родиона Раскольникова.
Что я люблю и не люблю в людях, жизни, искусстве?
Милосердие и жестокость в современном мире.
Слово о любимом писателе.
Тема будущего в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
Образ главной героини в повести И.С. Тургенева «Ася».
 Таблица ответов к заданию 2.
Близкий друг
Собеседник
Человек, с
Аудитория
которым идёт
полемика
Письмо.

Слово.

Открытое
письмо.

Речь.

Ответ
+
+
+
+
+
+

Слушатели и
читатели
Очерк.

 Таблица ответов к заданию 3.
Утверждение
Ответ
Эссе отличает подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или
иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор.

Наличие конкретной темы и вопроса в эссе предполагает их
исчерпывающую трактовку, определение, утверждение, анализ.
Особенности жанра: небольшой объём, свободная композиция, образность,
афористичность, установка на разговорную интонацию и лексику.
Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление,
самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении.
26

В эссе предмет или явление служит пробуждающей силой для мыслей
пишущего
Эссе не предполагает диалог с самим собой, т.к. имеет вполне конкретную
тему.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ
ПО ЗАЩИТЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Тема: «Защита творческой работы – это форма устного выступления».
Цель:
1.Познакомить учащихся с особенностями устного выступления.
2.Обсудить теоретический материал.
3.Провести чтение - защиту сочинений, написанных учащимися в жанре эссе.
Основной материал:
 лекция-памятка (материал представлен на электронном носителе),
 сочинения учащихся в жанре эссе.
Рекомендации по ведению занятия.
1. Занятие состоит из двух частей: знакомства с особенностями подготовки устного
выступления, непосредственно защиты работ, написанных учащимися.
2. Представленный теоретический материал необходимо обсудить с учащимися, так
как эта информация может быть использована учениками при подготовке устного
выступления на любом уроке, не только на литературе.
3. Защиту работ необходимо проводить в доброжелательной обстановке, так как
занятие носит контрольно-тренировочный характер.
4. При дистанционном режиме обучения учащиеся помещают свои работы на форум,
где им могут задаваться вопросы, даваться рекомендации.
Тема: «Защита творческой работы – это форма устного выступления».
«Доклад. Особенности жанра устного выступления».
Цель:
1.Познакомить учащихся с особенностями подготовки доклада.
2.Обсудить теоретический материал.
3.Провести чтение - защиту сочинений, написанных учащимися в жанре
сравнительной характеристики.
Основной материал:
 лекция-памятка (материал представлен на электронном носителе),
 сочинения учащихся в жанре сравнительной характеристики.
Рекомендации по ведению занятия.
1. Учащимся нужно изучить теоретический материал, составить конспект лекции
(выписать основные требования к подготовке доклада).
2. Подготовиться к защите сочинений, написанных учащимися в жанре сравнительной
характеристики.
Тема: «Защита творческой работы – это форма устного выступления».
«Дискуссия. Особенности жанра устного выступления».
27

Цель:
1.Познакомить учащихся с особенностями ведения дискуссии.
2.Обсудить теоретический материал.
3.Провести чтение - защиту сочинений по анализу эпизода.
Основной материал:
 лекция-памятка (материал представлен на электронном носителе),
 сочинения – анализ эпизодов учащихся.
Рекомендации по ведению занятия.
Необходимо создать условия для проведения дискуссии при защите учащимися
творческих работ.
При дистанционном режиме обучения выполненные дадания и творческие работы
учащиеся могут поместит на форум, где есть возможность участвовать в настоящей
дискуссии.
Тема: «Защита творческой работы – это форма устного выступления».
«Критерии оценки творческой работы».
Цель:
1. Познакомить учащихся с особенностями оценивания устного выступления.
2. Обсудить теоретический материал.
3. Провести чтение - защиту сочинений разных жанров: сочинение-письмо, сочинениехарактеристика героя, сочинение-эссе.
Основной материал:
 лекция-памятка (материал представлен на электронном носителе),
 сочинения разных жанров, написанные учащимися.
Рекомендации по ведению занятия.
1. Учащимся нужно изучить теоретический материал, составить конспект лекции
(выписать основные критерии оценки творческих работ).
2. Подготовиться к защите сочинений разных жанров.
Тема: «Творческие чтения».
Цель:
1. Познакомиться с лучшими творческими работами учащихся, с наиболее удачными
эпизодами сочинений разных жанров.
2. Развивать устную и письменную речь.
Основной материал:
 сочинения учащихся,
 звуковой файл.
Рекомендации по ведению занятия.
На занятии предполагается чтение лучших письменных работ и фрагментов сочинений,
созданных учащимися в рамках курса. Можно оформить сборник творческих работ «Наши
сочинения».
Представленный звуковой файл может дополнить выступления учащихся.
28

Литература для учителя
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.

Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях. - М.: Просвещение, 1986.
Богданова, О. Ю., Овчинникова, Л. В., Романичева, Е. С. Экзамен по литературе: от
выпускного к вступительному / под ред. О. Ю. Богдановой - М.: Просвещение, 1997.
Воронкевич, А. С. Как писать вступительное сочинение: из опыта экзаменов в МГУ
им. М. В, Ломоносова. - М., 1993.
Иванченко, Н. И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: уроки
повторения русской классики в 11 классе. - М.: Просвещение, 2001.
Ильин, Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в
вузы. - 2-е изд. - М.: Школа - Пресс, 1995.
Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. -М.: Просвещение,
1997.
Козловская, Н. В., Сергеева, Е. В. Экзаменационное сочинение. В помощь выпускнику
школы и абитуриенту. - СПб.: Паритет, 2000.
Кохтев, Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М.: Издательство МГУ,
1994.
Крундышев, А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы.-М.: Просвещение,
1987.
Лазаренко, Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М., 1990.
Леонов, С. В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. - М.: Флинта, 1994.
Монахова, О. П., Малхазова, М. В. Русская литература XIX века: в 3 ч.-М.: МАРК,
1994.
Обернихина, Г. А. Как писать сочинение. - М.: РИПКРО, 1989.
Обернихина, Г. А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. - М.:
АРКТИ, 2000.
Озеров, Ю. А. Раздумья перед сочинением. - М.: Просвещение, 1990.
Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку: пособие для
старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В. Г. - СПб.: Специальная
литература, 1996.
Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» № 11, 1999; № 10, № 15, 2000;
№ 10, 2001; № 8, 2002.
Русова, Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. -Н. Новгород, 1994.
Штейберг, Л. Я., Кондаков, И. В. От Горького до Солженицына: пособие для
поступающих в вузы. - М,: Высшая школа, 1994.
Карнаух, Н. Л., Щербина, И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. - М.:
ДРОФА, 2002.
Коган, И. И., Козловская, Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном
сочинении. -СПб.: САГА, 2003.
Литература для учащихся

1.
2.

Лимонад, Т. В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и
абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.
Лион, П. Э., Лохова, Н. М. Литература: Для школьников старших классов и
поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 1999.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».