Рабочая Программа география 7,8,9 кл

Подписано цифровой

МАОУ
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
2021.09.09
ОВСКАЯ СОШ" Дата:
08:41:18 +05'00'

Учебники:
7 класс – Домагацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны».
8 класс – Домагацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География».
9 класс – Домагацких Е.М., Алексеевский Н.И. Клюев Н.Н. «География. Население и
хозяйство России».
4). Цели обучения:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине -России во
всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и
рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные
геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных
географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания
с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и
умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному
поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
5). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических
карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты
выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в
геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;

географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального
устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных
отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;















находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека
к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов
разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной
форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного
времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей
местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ (VII класс)
Р а з д е л. Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Образование и развитие Земли как планеты.
Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих
земную кору, горных пород.
Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на
Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные
природные комплексы Земли.
Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение
крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания минеральных
ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.
Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение
поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных
особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания
климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние
на глобальные и региональные климатические процессы.
Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков,
испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние
климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.
Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на
материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.
Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические
ресурсы материков и их регионов.
Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных
природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества.
Население Земли. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его
расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные
народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения
материков, регионов и стран.
Культура материальная и духовная, их взаимосвязи. Влияние окружающей природной
среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор,
традиции и обычаи, семейный уклад, занятия; взаимопроникновение культурных традиций
разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат
жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.
Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны
по площади и численности населения, их столицы и крупные города.
Материки и страны. Типовая характеристика каждого материка. Типовая
характеристика может использоваться при изучении каждого материка с учетом его
географической специфики:
— Африки;
— Австралии;
— Южной Америки;
— Северной Америки;
— Евразии;
— Антарктиды.
Особенности географического положения материков. Основные черты природы.
Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природнохозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения
материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении
рас, народов и религий на основе сравнения карт.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и
общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание).
Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных
типов хозяйственной деятельности.
Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.
Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на
формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические
различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные
регионы материков.
Страны материков. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для
крупных регионов материков.
Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и
Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран
с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов,
населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и
духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города. Основные объекты
природного и культурного наследия человечества.
Практические работы
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам
разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые»,
«Климатические пояса и природные зоны материка», «Климатические показатели,
характеризующие разные природные зоны материка» и др.
Составление географических описаний: климата, природных зон материков, рек, озер,
городов, ландшафтов, культуры народов.
Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей
географических компонентов природных комплексов между собой.
Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим
материалам.
Составление картосхем, соответствующих тематике разделов: «Открытия и
исследования материков», «Географическое положение страны», «Расселение населения»,
«Специализация современного хозяйства регионов и стран материка» и др.
Составление характеристик комплексных карт материков; изучение политической
карты мира, карты народов мира.
Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для
изучения материала раздела.
Составление географических характеристик отдельных компонентов природных
комплексов, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик
материков, их регионов и отдельных стран.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
(VIII-IX класс)
Раздел. Особенности географического положения России.
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная
территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение
географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные
границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и
экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное,
поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение
государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических
этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное
деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и
разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
Характеристика географического положения России.
Сравнение географического положения России и других стран.
Определение поясного времени для разных городов России.
Раздел. Природа России
Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов.
Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы
формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения
России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со
строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние
внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного
горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие
рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные
ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере
своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние
географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России,
климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние
климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы
адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат
и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления.
Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны.
Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между
режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек
страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их
предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их
происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения.
Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего
региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования
почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе
их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация
земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей
местности.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный
мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их
рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России:

взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь,
тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы
зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо
охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Практические работы.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением
основных групп полезных ископаемых.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних
температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.
Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для
характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и
климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними
опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных
условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей
между ними в разных природных зонах.
Раздел. Население России
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с
другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX
и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных
территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной
пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и
женского населения.
Народы и религии России. Россия – многонациональное государство.
Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.
Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов
межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности
размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социальноэкономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население.
Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность,
сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны:
причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах
развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного
населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне
жизни населения России, факторы их определяющие.
Практические работы.
Анализ карт населения.
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих
население страны в целом и ее отдельных территорий.
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Раздел. Хозяйство России
Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства.
Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и
территориальная структуры хозяйства, их особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.
Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал
России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их
связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство.
Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных
отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура.
Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и
отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль
леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины –
традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные
рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География
переработки рыбы.
Практические работы.
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры
хозяйства.
Группировка отраслей по различным показателям.
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его
рационального использования.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических
культур, главных районов животноводства.
Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.
Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в
хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и
перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы
электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.
Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей.
Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса.
Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия:
факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и
тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.
Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий, особенности географии
важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая
промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные
базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана
окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка
отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая
проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География
текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.
Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.
Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов
транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География
российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная
инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и
рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические
различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Практические работы.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и
статистическим материалам.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и
статистическим материалам.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого
машиностроения по картам.
Раздел. Регионы России
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физикогеографическое,
экономическое,
историко-географическое,
природно-хозяйственное,
экологическое и др.).
Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их
особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности
географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на
природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и
рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические
этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,
национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География
важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем
района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Раздел. Россия в современном мире
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их
исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны
СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и
культурного наследия в России.
Практические работы.
Анализ разных видов районирования России.
Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу,
жизнь людей и хозяйство.
Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов.
Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел. География своей республики (края, области).
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов
ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних
различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Требования к оценке результатов обучения
1. Контурные карты и правила их оформления:
Элемент 1 - Наличие названия карты и точной формулировки задания (за рамкой карты),
соответствующая выполненной работе легенда карты
Элемент 2 - Графика и аккуратность при оформлении работ
Элемент 3 - Правильность выполнения задания (отсутствие ошибок), выполнение
полностью всего объема задания.
Отсутствие любого из указанных элементов снижает оценку от максимального значения
на 1 балл.
2. Устный ответ:
«5» баллов
Элемент 1- речь связная, монологичная, прослеживается план рассказа
Элемент 2 - рассказ самостоятельно иллюстрируется примерами на карте или другим
пособиям.
Элемент 3 - в речи самостоятельно используются специальные термины.
Элемент 4 - рассказ не содержит ошибок, недоговорок, неточностей.
«4» балла
допускаются небольшие и несущественные отклонения от требований помещенных
выше.
«3» балла
Элемент 1 - речь связная, однако, требуется помощь учителя при определении плана
рассказа отмечается некоторая разбросанность
Элемент 2 - рассказ иллюстрируется примерами на карте или других пособиях по
просьбе учи геля или по наводящим вопросам
Элемент 3 - по наводящим вопросам можно выяснить понимание учеником
специальных терминов
Элемент 4 - рассказ в основном соответствует минимальным требованиям программы
«2» балла - ответ не соответствует всем приведенным выше требованиям или отсутствует.
3. Письменная практическая работа:
«5» баллов
Элемент 1- работа завершена в полном объеме и содержит оформленные в предложения
рассуждения и выводы, прослеживается план, соответствующий рабочей инструкции
Элемент 2 - работа самостоятельно иллюстрируется примерами с карты или других
пособий Элемент 3 - в работе самостоятельно и безошибочно используются специальные
термины Элемент 4 - работа не содержит ошибок, неточностей, в географических
названиях отсутствуют грамматические ошибки.
«4» балла
допускаются небольшие и несущественные отклонения от требований помещенных выше.
«3» балла
Элемент 1 - работа не завершена и (или) содержит односложные ответы, не
сформулированные в связный рассказ, отмечается некоторая разбросанность и
отступления от рабочей инструкции
Элемент 2 - работа основана только на цитировании текста учебника и не опирается
на материал карт и иных пособий
Элемент 3 - в работе не употребляются специальные термины, либо в их написании
обнаруживаются грамматические ошибки

Элемент 4 - содержание работы в основном соответствует минимальным требованиям
программы и не противоречит здравому смыслу и общекультурной информации
«2» балла - работа выполнена с содержательными ошибками, не соответствует всем
приведенным выше требованиям или отсутствует.
При дифференциации материала по уровням усвоения выдерживаются
следующие критерии
2 нормативный уровень - узнавание, понимание географической информации,
ориентирование по карте; о компетентный - характеристика объектов, явлений,
прост сравнения, умение
находить и извлекать информацию из картографических источников; о
творческий объяснение причин, явлений, простейший прогноз, свертывание
информации, написание реферата, проведение исследований.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 7 класс
№
п/п

Название раздела, тема
урока

Практические работы

Домашнее
задание

Ко
лво
час
ов
1

Рассмотрение суши в
океане.

1

§1 читать

2

Знакомство с
геологическим временем.
Эры и периоды в истории
Земли.

2

§2.
Характеристи
ка эр.

3

Характеристика
современного облика
планеты Земля.
Происхождение материков
и впадин океанов.

3

§3 читать.

4

Рассмотрение литосферных
плит и современного
рельефа. Практическая
работа №1

4

5

Характеристика платформ
и равнин.

5

§5 контурная
карта равнины
Земли.

6

Знакомство со
складчатыми поясами и
горами. Номенклатура.

6

§6. контурная
карта горы
Земли.

7

Рассмотрение пояса
планеты. Распределение
тепла и влаги на
поверхности Земли.
Практическая работа №2.

7

Практическая работа
№1. Составление
картосхемы
«Литосферные плиты».

Практическая работа
№2. 0пределение
главных показателей
климата различных
регионов планеты по
климатической карте
мира.

§4. Контурная
карта

§7.

8

Знакомство с воздушными
массами и климатическими
поясами Земли.
Практическая работа №3.

8

9

Характеристика
климатообразующих
факторов.

9

Контрольная работа по
темам «Мировая суша»,
«Поверхность Земли»

10

11

Характеристика мирового
океана и его частей.

11

§10.

12

Рассмотрение движения
вод Мирового океана.
Система течений.

12

§11.контурная
карта
«Мировые
течения»

13

Характеристика
органического мира океана.
Взаимодействие океана с
атмосферой и сушей.
Практическая работа №4.

13

14

Знакомство с
особенностями природы
отдельных океанов.

14

15

Рассмотрение
географической оболочки
Земли.

15

Практическая работа
№5.Анализ схем
круговорота веществ и
энергии.

§14.

16

Характеристика широтной
зональности и высотной
поясности. Практическая
работа №6.

16

Практическая работа
№6. Выявление и
объяснение
географической
зональности природы
Земли. Описание
природных зон Земли

§15

10

Практическая работа
№3. Анализ
климатограмм для
основных типов
климата.

§8

§9.

Практическая работа
№4. Построение
профиля дна океана по
одной из параллелей,
обозначение основных
форм рельефа дна
океана.

§12
сообщение
«Мир океана»

§13. Таблица
«Океаны
мира»

по географическим
картам. Сравнение
хозяйственной
деятельности человека
в разных природных
зонах.
17

Знакомство с освоением
Земли человеком.
Взаимодействие человека и
природы в прошлом и
настоящем.

17

§16

18

Рассмотрение охраны
природы. Основные
объекты культурного
наследия человечества.

18

§17

19

Характеристика населения
Земли. Практическая
работа №7

19

Практическая работа
№7. Определение и
сравнение различий в
численности,
плотности и динамике
населения разных
регионов и стран мира.

§18

20

Рассмотрение
политической карты мира.
Практическая работа №8.

20

Практическая работа
№8. Изучение
политической карты
мира и отдельных
материков.
Сопоставление
политической карты
мира в атласе с картой
человеческих рас.

§19

21

Характеристика Африки:
географическое положение
и история исследования.
Практическая работа №9.

21

Практическая работа
§20. История
№9. Определение
освоения
крайних точек
материка.
материка, его
протяжённости с севера
на юг в градусной мере
и километрах.

22

Рассмотрение основных
черт природы Африки.
Геологическое строение и

22

Практическая работа
№10. Обозначение на
контурной карте

§21.
Контурная
карта Рельеф

рельеф. Полезные
ископаемые. Практическая
работа №.l0.

главных форм рельефа
и месторождений
полезных ископаемых.

Африки.

23

Характеристика климата
Африки.

23

§22. Таблица
«Климат
Африки»

24

Знакомство с гидрографией
Африки.

24

§23.
Контурная
карта.
Гидрография
Африки.

25

Характеристика природных
зон Африки. Природные
ресурсы и их
использование.

25

§24. Таблица
Природные
зоны Африки.

26

Знакомство с населением
Африки. Изменение
природы под влиянием
хозяйственной
деятельности человека.

26

§25.
Охраняемые
объекты
Африки
ЮНЕСКО

27

Характеристика крупных
природных, регионов:
Северная и Западная
Африка. Страны Африки,
их основные типы.

27

§26.
Характеристи
ка стран
Африки.

28

Характеристика
центральной, Восточной и
Южной Африки.
Многообразие стран.
Столицы и крупные города.

28

29

Контрольная работа по
теме «Африка».

29

Работа над
ошибками.

30

Повторение и обобщение
знаний по теме «Африка».

30

Творческое
задание.

31

Характеристика
географического
положения и истории

31

§28. История
освоения
материка.

Практическая работа
№11. Составление
туристического планапроспекта путешествия
по Африке.

§27.
Характеристи
ка стран
Африки.

исследования Австралии.
32

Знакомство с
компонентами природы
Австралии.

32

33

Характеристика основных
черт природы Австралии.
Практическая работа №12.

33

34

Характеристика
Австралийского Союза.
Население Австралии.

34

§31.
Характеристи
ка стран
Австралии.

35

Рассмотрение Океании островного региона.

35

§32. Описание
географическо
го положения
страны по
картам.

36

Характеристика
географического
положения и история
исследования Антарктиды.

36

§33. Таблица
история
исследования
материка.

37

Рассмотрение основных
черт природы Антарктиды.

37

§34.
Разработка
маршрута
путешествия
по
Антарктиде.

38

Характеристика
географического
положения, истории
открытия и исследования

38

§29.
Контурная
карта формы
рельефа и
полезные
ископаемые
Австралии.
Практическая
работа
№12.
Сравнение
географического
положения Африки и
Австралии,
определение
черт
сходства и различий
основных компонентов
природы материка.

Практическая работа
№13. Сравнение
географического
положения Африки и

§30. Таблица
Природные
зоны
Австралии.

§35. Таблица
история
исследования
материка
Южной

Южной Америки.

Южной Америки.

Америки.

39

Рассмотрение основных
черт природы Южной
Америки. Геологическое
строение и рельеф.
Полезные ископаемые.

39

§36.
Контурная
карта
основные
формы
рельефа
материка
Южной
Америки.

40

Знакомство с климатом
Южной Америки.

40

§37. Таблица
Климат
Южной
Америки.

41

Рассмотрение гидрографии
Южной Америки.

41

§38.
Контурная
карта реки и
озёра Южной
Америки.

42

Характеристика
разнообразия природы.
Природные ресурсы и их
использование.
Практическая работа №14.

42

Практическая работа
№14. Выявление
взаимосвязей между
компонентами природы
в одном из природных
комплексов материка с
использованием карт
атласа.

§39. Таблица
природные
зоны Южной
Америки.

43

Рассмотрение населения
Южной Америки. Охрана
природы.

43

Практическая работа
№15. Сравнение
характера размещения
населения Африки и
Южной Америки.

§40.
Сообщение
«Коренное
население
Южной
Америки».

44

Характеристика крупных
природных, природнохозяйственных и историкокультурных регионов
Южной Америки.

44

§41.
Характеристи
ка стран
Южной
Америки

45

Контрольная работа по
теме «Южная Америка».

45

Работа над
ошибками.

46

Характеристика
географического
положения, истории
открытий и исследований
Северной Америки.

46

§42. Таблица
история
исследования
материка
Северной
Америки.

47

Знакомство с основными
чертами природы Северной
Америки. Геологическое
строение и рельеф.
Полезные ископаемые.

47

§43.
Контурная
карта
основные
формы
рельефа
материка
Северной
Америки.

48

Характеристика климата
Северной Америки.

48

§44. Таблица
Климат
Северной
Америки.

49

Практическая работа №16.
Сравнение климата разных
частей материка,
расположенных в одном
климатическом поясе.

50

Знакомство с
гидрографией Северной
Америки.

50

§46.
Контурная
карта реки и
озёра
Северной
Америки

51

Характеристика
природных зон Северной
Америки. Природные
ресурсы и их
использование.

51

§47. Таблица
Природные
зоны
Северной
Америки.

4
9

Практическая работа
№16. Сравнение
климата разных
частей материка,
расположенных в
одном климатическом
поясе.

§45.
Контурная
карта
климатограмм
ы.

52

Рассмотрение населения
Северной Америки.
Практическая работа №17.

52

Практическая работа
№17. Оценка влияния
климата на жизнь и
хозяйственную
деятельность
населения.

53

Характеристика крупных
природных, регионов
Северной Америки.
Страны, их основные типы.

53

Составление
описания
страны по
плану.

54

Контрольная работа по
теме « Северная Америка

54

Работа над
ошибками.

55

Характеристика
географического
положения и истории
исследования Евразии.

55

§49. Таблица
история
исследования
материка

56

Знакомство с основными
чертами природы Евразии.
Геологическое строение и
рельеф. Полезные
ископаемые.

56

§50.
Контурная
карта
основные
формы
рельефа
материка

57

Характеристика климата
Евразии. Практическая
работа №18.

57

58

Рассмотрение гидрографии
Евразии. Номенклатура.

58

59

Разнообразие природы.
Природные ресурсы и их
использование.
Практическая работа №19.

59

Практическая работа
№18. Сравнение
климата разных частей
материка,
расположенных в
одном климатическом
поясе.

§48. Описание
путешествия
по одной из
стран
Северной
Америки

§51. Таблица
климатически
е пояса
Евразии.

§52.
Контурная
карта реки и
озёра Евразии.
Практическая работа
№19. Сравнение
природных зон
Евразии и Северной
Америки по 40-ё
параллели.

§53. Таблица
природные
зоны Евразии.

60

Характеристика населения
Евразии. Многообразие
стран, их основные типы.

60

§54. Создание
презентации
страны
Европы.

61

Знакомство с крупными
природными, регионами
Европы.

61

§55. Описание
страны (по
выбору) по
плану.

62

Практическая работа №20.
Составление
географической
характеристики страны
Европы.

62

63

Характеристика регионов
Азии: Юго-Западная и
Восточная Азия.

63

64

Характеристика регионов
Азии: Южная и ЮгоВосточная Азия.

64

65

Контрольная работа по
теме «Евразия». Основные
объекты природного и
культурного наследия
человечества.

65

Работа над
ошибками.

66

Рассмотрение влияния
хозяйственной
деятельности людей на
оболочки Земли
Сохранение качества
окружающей среды.

66

§58. Задание 3
с 229.
«Сложные
вопросы»

Практическая работа
№20. Составление
географической
характеристики страны
Европы по картам
атласа и другим
источникам
географической
информации.

§56. Создание
презентации
страны Азии.

§57. Описание
страны (по
выбору) по
плану.
Практическая работа
№21. Составление
географической
характеристики страны
Азии по картам атласа
и другим источникам
географической
информации.

§57.
Подготовка к
контрольной
работе

67

Характеристика основных
типов природопользования.

67

68

Контрольная работа за курс
7 класса.

68

69

Повторение и обобщение
знаний по разделу
«Оболочки Земли»

69

70

Повторение и обобщение
знаний по разделу
«Материки планеты Земля»

70

Практическая работа
№22. Выявление связей
между компонентами
природного комплекса
Свердловской области.

Задание на
лето
творческое.

Работа над
ошибками.

Календарный учебно-тематический план на 8 класс
№
п/п

Название раздела, тема
урока

Практические работы

Домашнее
задание

Раздел 1.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (30 часов)
1

2

3

4

5

6

7

I.
Географическое положение России (2 часа)
Характеристика России на
Практическая работа №1.
карте мира. Практическая
Характеристика
работа №1.
географического
положения России.
Сравнение географического
положения России с
другими странами.

§1 читать.
Контурная
карта Граница
между Европой
и Азией.
Задание 1,2,3.

Знакомство с часовыми
поясами мира и России.
Практическая работа №2.

§2. Решение
задач на
поясное время.

Практическая работа №2.
Определение поясного
времени для разных
городов России.

II.
Исследования территории России. (3 часа)
Знакомство с русскими
Практическая работа №3.
землепроходцами 11-17 вв.
Обозначение
Практическая работа №3.
географических объектов,
названных в честь
Характеристика
путешественников.
географических открытий и
исследований России 18-19
вв.
Характеристика
географических открытий и
исследований России 20
века.
III.
Геологическое строение и рельеф. (5 часов)
Рассмотрение
геологического
летоисчисления и
геологической карты.
Характеристика
тектонического строения
России.

§3.

§4.

§5.

§6.

§7. Контурная
карта основные
формы рельефа
России.

8

Знакомство с общими
чертами рельефа.
Практическая работа №4.

9

Литосфера и человек

§9. Проблемы
рационального
использования
минеральных
ресурсов
России.

10

Контрольная работа по
теме: «Геологическое
строение и рельеф»

Итоговое
тестирование.

11

Характеристика
климатообразующих
факторов России.

12

Рассмотрение
распределения тепла и
влаги по территории
страны. Практическая
работа №5.

13

Характеристика Климатов
России.

14

Характеристика Погоды
России. Практическая
работа №6.

IV.

Практическая работа №4.
Установление связи между
тектоническими
структурами, формами
рельефа и полезными
ископаемыми.

§8. Сообщение:
Минеральные
ресурсы
страны.

Климат и погода . (7 часов)
§10. Выучить
схему
климатообразу
ющих
факторов.
Практическая работа №5.
Определение
закономерностей
распределения солнечной
радиации, средних
температур, годового
количества осадков по
территории страны.

§11.

§12. Контурная
карта
климатические
пояса и
области
России.

Практическая работа №6.
Определение по
синоптическим картам
особенностей погоды для

§13.

различных пунктов.
15

Знакомство с
Атмосферными вихрями.

16

Атмосфера и человек.
Практическая работа №7.

17

Контрольная работа по
теме: «Климат и погода
России»

18

V.
Рассмотрение морей
России. Практическая
работа №8.

§14. Рисунки
вихрей.
Практическая работа №7.
Оценка основных
климатических показателей
одного из регионов страны
для характеристики
условий жизни и
хозяйственной
деятельности населения.

§15.
Подготовка к
контрольной
работе.

Работа над
ошибками
Моря и внутренние воды. (6 часов)
Практическая работа №8.
Характеристика морей по
плану.
Практическая работа №9.
Составление
характеристики реки с
использованием
тематических карт,
определение возможностей
ее хозяйственного
использования.

§16. Контурная
карта Моря
омывающие
Россию.

19

Характеристика рек России.
Практическая работа №9.

20

Характеристика озёр и
болот России.

§19. Контурная
карта озёра и
болота России.

21

Рассмотрение природных
льдов России.

§20 сообщение
природные
льды России.

22

Характеристика великого
оледенения.

§21. Контурная
карта
нанесение
границ
максимального
покровного
оледенения.

§17,18
Контурная
карта Реки
России.

23

Гидросфера и человек

§22.
VI.

24

Характеристика
формирования и свойства
почв. Практическая работа
№10.

25

Рассмотрение Зональных
типов почв России.

26

VII.
Знакомство с природными
комплексами России.

«Почвы». (2 часа)
Практическая работа №10.
Составление почвенного
горизонта.

§23. Рисунки
горизонтов.

§24
«Природные зоны» (5 часов)
§25, контурная
карта
зональные
природные
комплексы.

27

Характеристика безлесных
природных зон Арктики и
Субарктики.

28

Характеристика лесов
умеренного пояса.
Практическая работа №10.

29

Безлесные природные зоны
умеренного пояса.
Субтропики. Высотная
поясность.

§28. Рисунок
высотной
поясности
Кавказа.

30

Рассмотрение ресурсов
растительного и животного
мира России.

§29. Таблица
растения и
животные
России.

§26

Практическая работа №10.
Прогнозирование
изменения одного из
компонентов природнотерриториального
комплекса при заданном
изменении другого

§27

Раздел 2.
КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ (33 часа).
31

VIII. «Островная Арктика» (1 час)
Знакомство с Природой
Арктических островов.

§30 контурная
карта
нанесение
арктических

островов.

32

IX.
«Восточно-Европейская (Русская) равнина» (4 часа)
Характеристика рельефа и
§31, контурная
геологического строения
карта крупные
Восточно-Европейской
формы рельефа
равнины.
и полезные
ископаемые
ВосточноЕвропейской
равнины

33

Рассмотрение климата,
внутренних вод и
природных комплексов
Восточно-Европейской
равнины. Практическая
работа №12.

Практическая работа №12.
Определение
климатических условий
Восточно-Европейской
равнины.

34

Знакомство с природнотерриториальными
комплексами ВосточноЕвропейской равнины.

§33, влияние
природных
условий на
жизнь людей.

35

Характеристика природнотерриториальных
комплексов ВосточноЕвропейской равнины
(продолжение).

§34

36

Рассмотрение
геологической истории и
рельефа Кавказа.

§35, составить
орографическу
ю схему
Кавказа.

37

Характеристика климата,
внутренних вод и высотной
поясности Кавказа.

§36,
Подготовить
сообщения о
заповедниках и
курортах
Кавказа

X.

XI.
38

Характеристика
геологического строения,
рельефа и полезных

§32, таблица
климат
ВосточноЕвропейской
равнины

«Кавказ» (2 часа)

«Урал» (4 часа)
§37. Контурная
карта задание
1,2,3

ископаемых Урала.
39

Рассмотрение климата и
внутренних вод Урала.

40

Знакомство с природнотерриториальными
комплексами Урала и
Свердловской области.

41

Характеристика
антропогенных изменений
природы Урала.

§38.
Сообщение
подземные
воды Сухого
Лога.
Практическая работа №13.
§39.
Оценка природных условий
и ресурсов одной из частей
Урала на основе карт атласа
Подготовить
сообщения о
заповедниках и
курортах
Урала.

Заповедники Урала

42

XII. «Западно-Сибирская равнина» (3 часа)
Знакомство с
геологическим строением,
рельефом и полезными
ископаемыми
Западносибирской
равнины.

43

Характеристика климата и
внутренних вод
Западносибирской
равнины. Практическая
работа №14.

44

Рассмотрение Природнотерриториальных
комплексов
Западносибирской
равнины.

§42, сообщение
заповедники и
ООТ
Западносибирс
кой равнины.

XIII. «Средняя Сибирь» (2 часа)
Характеристика рельефа и
геологического строения

§43, контурная
карта задания

45

Практическая работа
№14.Объяснение
закономерностей
распространения болот на
территории Западной
Сибири. Описание
трудностей в освоении
территории, связанных с
наличием заболоченных
территорий

§40 контурная
карта задание
1,2,3,4.

§41, таблица
внутренние
воды
Западносибирс
кой равнины.

Средней Сибири.
46

47

48

2,4

Рассмотрение климата,
внутренних вод и
природных зон Средней
Сибири. Практическая
работа №15.

Практическая работа
№15.Характеристика
жизнедеятельности
человека в суровых
природных условиях
Норильска

XIV. «Северо-восток Сибири» (2 часа)
Характеристика
геологического строения,
рельефа Северо-востока
Сибири.
Рассмотрение климата
Северо-востока Сибири.
Практическая работа №16

Практическая работа
№16.Характеристика
жизнедеятельности
населения Северо-востока
Сибири.

«Горы Южной Сибири» (3 часа)
Характеристика
Практическая работа №17.
геологического строения и
Выявление зависимости
рельефа гор Южной
между тектоническим
Сибири. Практическая
строением, рельефом и
работа №17.
размещением полезных
ископаемых на примере
железорудных
месторождений Алтая

§44, конспект
учить.

§45

§46

XV.

49

§47

50

Рассмотрение климата и
внутренних вод гор Южной
Сибири.

§48, контурная
карта воды гор
Южной
Сибири.

51

Знакомство с Высотной
поясностью гор Южной
Сибири.

§49, схема
высотной
поясности.
XVI. «Дальний Восток» (4 часа)

52

Характеристика
геологического строения и
рельефа Дальнего Востока.

§50, контурная
карта задания
2,4

53

Рассмотрение климата,
внутренних вод и
природных зон Дальнего

§51, таблица
климатическая.
И контурная

Востока.

карта

54

Рассмотрение Природнотерриториальных о
Полуостровной и
островной части Дальнего
Востока.

§52, сообщение
о особенностях
природы
островов
Дальнего
Востока.

55

Рассмотрение Природнотерриториальных
комплексов. Приморья и
Приамурья. Практическая
работа №18.

56

Практическая работа №18.
Оценка основных
климатических показателей
для характеристики
условий жизни и
хозяйственной
деятельности населения на
примере Приморья

XVII. «География Свердловской области» (9 часов)
Рассмотрение особенностей
Практическая работа №19.
географического
Характеристика
положения Свердловской
географического
области и Сухого Лога.
положения Свердловской
области и Сухого Лога.
Сравнение географического
положения Свердловской
области и Сухого Лога с
другими областями.

57

Характеристика рельефа и
полезных ископаемых
Свердловской области и
Сухого Лога.

58

Знакомство с факторами,
определяющими климат
Свердловской области и
Сухого Лога. Практическая
работа №20.

59

Характеристика
внутренних вод
Свердловской области и

Практическая работа №20.
Оценка основных
климатических показателей
для характеристики
условий жизни и
хозяйственной
деятельности населения
Свердловской области и
Сухого Лога.

§53,
заповедники
Дальнего
Востока.

По ученику
Свердловской
области и
контурным
картам
Свердловской
области.

Сухого Лога.
60

Характеристика почв
Свердловской области и
Сухого Лога.

61

Рассмотрение
растительности и
животного мира
Свердловской области и
Сухого Лога.

62

Знакомство с природными
комплексами Свердловской
области и Сухого Лога.

63

Рассмотрение охраны и
преобразования природы
Свердловской области и
Сухого Лога.

64

Контрольная работа по
теме «География
Свердловской области»

67

68

Практическая работа №21.
Прогноз изменения
растительного и животного
мира в условиях усиления
антропогенного
воздействия.

Практическая работа №22.
Составление
туристического маршрута
по территории городского
округа Сухой Лог

XVIII. Обобщающее повторение (2 час)
Повторение и обобщение
знаний по разделу
География Свердловской
области
Обобщающее повторение
за курс 8 класса

Календарный учебно-тематический план на 9 класс
№

Название раздела, тема урока

дата

п/п

Практические работы

Домашне
е задание

Введение 1 час
1

2
3

4

5

6
7
8

9
10

11

12
13

14

Что изучает экономическая и
социальная география?
Раздел 1.
Общий обзор России.
Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России. (7 часов)
Рассмотрение Формирования
территории России.
Характеристика экономикогеографическое положение
России.
Знакомство с
Практическая работа №1
административно(оценочная)
территориальным
Изучение субъектов РФ.
устройством России.
Характеристика
экономического
районирования территории
России.
Рассмотрение природных
условий России.
Знакомство с Природными
ресурсами России.
Характеристика
хозяйственной деятельности
изменений природной среды.
Тема 2. Население России. (7 часов)
Знакомство с численностью
населения России.
Характеристика размещения
населения на территории
России.
Практическая работа№2
(оценочная)
Рассмотрение половозрастной
Характеристика
структуры населения России.
половозрастного состава
населения по пирамидам.
Характеристика миграций
населения России.
Рассмотрение форм
расселения и урбанизация на
территории России.
Знакомство с этническим и
религиозным составом
населения России.

15
16

17

18

19

20

21
22
23

24

25
26
27
28

29

30
31

Характеристика трудовых
ресурсов и рынка труда
России.
Контрольная работа по теме:
«Население России»
Тема 3. Хозяйство России. (20 часов)
Рассмотрение национальной
экономики России и её
структуры.
Характеристика факторов
размещения производства
России.
Знакомство с топливноэнергетическим комплексом.
Нефтяная и газовая
промышленность.
Характеристика Топливно
Энергетического Комплекса
России. Угольная
промышленность.
Характеристика
электроэнергетики России.
Характеристика чёрной
металлургии России.
Характеристика цветной
металлургии России.
Практическая работа №3
Рассмотрение
(оценочная)
машиностроительного
Составление схемы
комплекса России его состава
межотраслевых связей на
и значения.
примере одной из отраслей
промышленности.
Характеристика Размещения
отраслей машиностроения
России.
Знакомство с химической
промышленностью России.
Характеристика лесной
промышленности России.
Рассмотрение размещения
отраслей химико-лесного
комплекса России.
Практическая работа №4
Характеристика
(оценочная)
Агропромышленного
Объяснение зональной
комплекса России, состав,
специализации сельского
значение.
хозяйства России.
Рассмотрение сельского
хозяйства России.
Растениеводство.
Характеристика

32
33
34
35
36

37

38

39

40

41

42

43

44

животноводства России.
Рассмотрение зональной
специализации сельского
хозяйства России.
Знакомство с пищевой
промышленностью России.
Характеристика лёгкой
промышленности России.
Характеристика транспорта
России.
Знакомство с нематериальной
сферой России.
Раздел 2.
Экономические районы России. (32 часа)
Тема 1. Северный экономический район. (2 часа)
Характеристика
географического положения
Северного экономического
района России.
Знакомство с спецификой
хозяйственной специализации
Северного экономического
района России.
Тема 2. Северо-Западный район. (2 часа)
Знакомство с спецификой
Практическая работа №5
хозяйственной специализации
Северо-западного
(оценочная)
экономического района
Комплексная характеристика
России. Санкт-Петербург –
промышленного центра.
центр района.
Характеристика
Калининградской области –
анклав России.
Тема 3. Центральный экономический район. (2 часа)
Рассмотрение исторического,
культурного, экономического
и административного центра
страны.
Характеристика специфики
хозяйственной специализации
Центрального экономического
района. Московская
агломерация.
Тема 4. Центрально – Чернозёмный район. (2 часа)
Характеристика природных
ресурсов Центрально –
Чернозёмного района России.
Рассмотрение Центрально –
Чернозёмного района – одного
из крупнейших сельскохозяйственных районов
страны.

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54
55
56
57
58

Тема 5. Волго-Вятский район. (2 часа)
Характеристика
географического положения
Волго-Вятского района,
природные условия и ресурсы
района.
Рассмотрение специализации
хозяйства Волго-Вятского
района. Нижегородская
агломерация.
Тема 6. Северо-Кавказский район. (2 часа)
Характеристика особенностей
географического положения и
природы Северо-Кавказского
района.
Рассмотрение сельского
хозяйства – главной отрасли
экономики СевероКавказского района.
Тема 7. Поволжский район. (2 часа)
Характеристика особенностей
географического положения и
природы Поволжского
экономического района.
Рассмотрение поволжья –
«Автомобильного цеха»
страны.
Тема 8. Уральский экономический район. (12 часов)
Характеристика особенностей
географического положения и
богатства минеральным
сырьём Уральского
экономического района.
Урал – главная
металлургическая база страны.
Характеристика
географического положения
Свердловской области и её
роль в экономике страны.
Рассмотрение природных
условий Свердловской
области.
Знакомство с населением
Свердловской области.
Характеристика природных
ресурсов Свердловской
области.
Рассмотрение металлургии
Свердловской области.
Знакомство с
машиностроением и лесным
хозяйством Свердловской

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

области.
Характеристика сельского
хозяйства Свердловской
области.
Рассмотрение развития
транспорта в Свердловской
области.
Контрольная работа по теме
«Уральский экономический
район».
Тема 9. Западно - Сибирский район. (2 часа)
Рассмотрение особенностей
природы и
ресурсообеспеченности
Западно-Сибирского
экономического района
России.
Западная Сибирь – основа
топливно-энергетической базы
страны.
Тема 10. Восточно - Сибирский экономический район. (2 часа)
Характеристика
географического положения,
особенностей природы и
богатства ресурсами
Восточно-Сибирского
экономического района.
Рассмотрение специализации
хозяйства ВосточноСибирского экономического
района.
Тема 11. Дальний Восток. (2 часа)
Знакомство с особенностями
географического положения
Дальне-восточного
экономического района.
Специфика хозяйственной
специализации.
Рассмотрение проблем и
перспектив в развитии
Дальне-восточного
экономического района.
Практическая работа №7
Контрольная работа по теме
«Экономические районы
(оценочная)
России»
Выявление уровня социальноМесто России в хозяйственной
экономического развития
системе современного мира.
России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «об образовании».
2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2001 года,
утвержденная правительством РФ №1756 – р. от 29.12.2004 года.
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
утвержденный приказом МОРФ от 5.03.2004 г. за №1089.
4. Государственный образовательный стандарт Р(НР)К.
5. Образовательная программа школы на 2007 – 2008 учебный год.
6. Оценка качества подготовки выпускников по географии. М. Дрофа. 2001 год.
7. Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 7 класса. - М.: ООО «Русское слово
– учебник» 2010.
8. Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 8 класса. - М.: ООО «Русское слово
– учебник» 2010.
9. Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. Учебник для 9 класса. - М.: ООО
«Русское слово – учебник» 2010.
10. Программы для общеобразовательных учреждений. География 6 - 11 классы. М.
«Дрофа». 2002 год.
11. Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО
«Русское слово – учебник» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
12.
13. Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М. «Вако» 2005 год.
14. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8класс. - М.
«Вако» 2005 год.
15. 11. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России.
9класс. - М. «Вако» 2006 год.
Интернет-ресурсы
17. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
18. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
19. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
20. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
21. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
22. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
23. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».