курс Речь и культура общения5-9

МАОУ
"РАХМАНГУ
ЛОВСКАЯ
СОШ"

Подписано цифровой
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
Дата: 2021.09.09
08:36:45 +05'00'

1

Пояснительная записка
Программа составлены кандидатом филологических наук, доцентом,
заведующей кафедрой языков и коммуникативной культуры ИРРО
Д.И.Архаровой и доцентом кафедры Т.А.Долининой.
Предметная линия учебников Д.И. Архаровой, Т.А. Долининой.
Вид программы: основная общеобразовательная
Предмет «Речь и культура общения» изучается в 5-9 классах.
Включение подобного учебного предмета в учебный план обусловлено
необходимостью совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.
За основу для изучения материала в 6-9 классах взят риторический канон
(изобретение,
расположение,
оформление,
исполнение),
активно
используется работа над топами «свойства», «целое-части», «сопоставление»
и др.). Программа 5 класса – это своего рода расширенное введение в
изучение
предмета,
здесь
создается
основа
для
дальнейшей
последовательной работы над типами речи. В 6-м классе школьники изучают
описание как тип речи, в 7-м – повествование, в 8-м – рассуждение, в 9-м –
смешанные типы речи.
Повышение общей и речевой культуры школьников, формирование у них
внимания к слову, желания научиться хорошо говорить – ВАЖНАЯ
ЗАДАЧА уроков по данному курсу. Вместе с тем на этих занятиях
существуют большие возможности для нравственного, эстетического и
патриотического воспитания учащихся.
При обучении риторике и культуре общения активно используются
следующие методы преподавания словесности.
1. Слово учителя (лекция). Очень интересны нетрадиционные формы
сообщения нового материала – лекция вдвоем, пресс-конференция,
назначение содокладчиков по одной теме и т.п.
2. Беседа. Особенно активно используется как форма анализа риторических
ситуаций, при рассмотрении правил речевого этикета. Диалогичность – это
один из важных признаков рассматриваемой системы обучения, в которой
активно используются не только беседы, но и диспуты, ответы на вопросы
учащихся, игры, иные формы диалога.

2

3. Риторический практикум (разыгрывание коммуникативной ситуации).
Упражнения, связанные с разыгрыванием коммуникативных ситуаций, очень
разнообразны: это может быть диалог или монолог, школьник может
выполнять роль говорящего или слушающего, находиться в этикетной роли
старшего или младшего, создавать повествовательный, описательный или
иной текст. Приоритетными являются командно-групповые формы работы.
4. Риторический анализ текста.
5. Письменные работы. В письменной форме готовится план выступления,
его тезисы, наиболее значимые фрагменты и т.п.; очень полезны подробные
записи при риторическом анализе образцового текста, при рассмотрении
риторических фигур и тропов, при характеристике правильности и
выразительности речи.
Практическая
риторика
учит
созданию
действенного
текста,
предназначенного для определенного адресата, взаимодействующего с
автором текста в конкретной ситуации общения, выстраиванию
риторических структур в устном и письменном текстах и риторическому
анализу этих текстов.
Основные формы обучения: коммуникативные игры, речевые упражнения,
риторический практикум. «Изюминкой» этих форм является обязательная
рефлексия (анализ, обсуждение).

способы деятельности

формы деятельности

помогающие
решить
проблемы мотивации, когда
целостная, на первых порах
неизбежно
элементарная,
риторическая
эрудиция
только формируется

1) образец речевой деятельности учителя,
входная
диагностика
риторических
способностей,
риторический
анализ
видеофрагментов, коммуникативные игры,
речевые упражнения, в т.ч. с игровыми
элемента-ми

формирующие 2) образец риторической деятельности,
риторическую эрудицию
демонстрируемый
учителем,
изложение
теоретических сведений в нетрадиционной
форме (пресс-конференции, лекции вдвоем),
анализ
видеофрагментов,
готовых
(образцовых) текстов, речевые упражнения,
3

риторический практикум
- переводящие достаточную
риторическую эрудицию на
уровень
риторических,
коммуникативных
и
речевых умений

3) образец риторической деятельности,
демонстрируемый учителем, диагностика
риторических умений, риторический анализ
текстов
и
видеофрагментов,
коммуникативные и ситуативные игры,
речевые
упражнения,
риторический
практикум

Основная цель обучения практической риторике – приобретение личностно
осмысленных ЗУН, обеспечивающих уровень культуры общения, без чего
невозможна полноценная социальная адаптация личности. Приобретаемые
риторические ЗУН направлены на создание устного или письменного текста,
творчески конструируемого в зависимости от конкретной ситуации общения
с целью сделать это общение эффективным. Ситуативно уместный текст
является средством общения, помогающим реализовать цели участников
данной ситуации общения.

Место предмета «Речь и культура общения» в учебном плане
Согласно учебному плану для обязательного изучения предмета «Речь и
культура общения» в 5, 6, 7, 8 классе отводится по 34 часов, по 1 часу в
неделю, в 9 классе – 33 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Предметно-информационная составляющая образованности.
В результате изучения курса «Речь и культура общения» ученик
должен знать / понимать:
 Компоненты ситуации речевого общения.
 Вербальные / невербальные средства общения.
 Сферы и виды общения.
 Виды речи (устная, письменная) и текста (монолог, диалог).
4

Типы речи (повествование, описание, рассуждение) и текста (речевые
жанры).
 Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение).
 Виды

слушания

(рефлексивное,

нерефлексивное)

и

чтение

мысль,

тезисно-

(ознакомительное, подробное, аналитическое).
 Текст как источник информации и как средство общения.
 Логические

структуры

текста

(тема,

основная

аргументативная структура, примеры, вывод).
 Композиция текста.
 Средства речевого оформления.
 Понятия адресного текста и воздействующего текста.
 Способы отбора достоверной информации из различных источников.
 Характеристики текстов, использующих каждый из типов речи: авторская
цель и авторская позиция, топы, особенности композиционного и речевого
оформления,

стилистические

особенности,

типичные

жанры,

воздействующий эффект, средства выразительности.
 Взаимосвязи понятий стилевая принадлежность текста – тип речи,
использованный в тексте – речевой жанр – речевое воздействие.
 Культурно-речевые

нормы

(ортологические

и

способствующие

коммуникативной целесообразности речи).
 Характеристики речевого этикета.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности. В
результате изучения курса «Речь и культура общения» ученик должен
уметь:
 Использовать устную и письменную речь в соответствии с целями
участников ситуации общения и особенностями ситуации общения.
 Создавать монологические высказывания.
 Участвовать в диалоге.

5

 Практически

использовать

способы

предъявления,

восприятия

и

восприятия

и

понимания информации в условиях устного диалога.
 Практически

использовать

способы

предъявления,

понимания информации при работе с письменным текстом.
 Определить принадлежность текста к типу речи, стилю, речевому жанру.
 Использовать приемы и способы сохранения и развития темы, основные
мысли в тексте.
 Пользоваться различными способами аргументации.
 Выстроить композицию текста.
 Выбрать

ситуативно-уместные,

стилистически

корректные

и

коммуникативно-эффективные средства выразительности при создании
текста.
 Применять различные способы отбора и систематизации достоверной
информации.
 Задавать вопросы и отвечать на них.
 Создавать адресный текст.
 Озаглавить текст.
 Составлять план текста.
 На практике опираться на изученные характеристики повествования,
описания, рассуждения при создании и восприятии текста.
 При создании текста соблюдать культурно-речевые нормы.
 При участии в диалоге соблюдать культурно-речевые нормы.
 В собственной речи использовать этикетные формулы, этикетные
сигналы, правила выбора этикетной темы беседы.
 Использовать различные этикетные жанры с учетом национальных
особенностей этикета.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности. В результате
изучения курса «Речь и культура общения» ученик должен:
6

 Понимать ценность информационного взаимодействия для современного
общества и для каждого из его участников.
 Понимать общекультурную значимость текста как источника информации
и средства общения.
 Стремиться к соблюдению этических основ речевого общения при
использовании устной и письменной речи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся
по РКО. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать
его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими
критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности,
понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал,
дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание
материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на
практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и
правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же
исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и
допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2)
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и
привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает
ошибки в языковом оформлении излагаемого.
7

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в
формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно
и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в
подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное непонимание и
незнание материала.

Оценка результатов обучения
Текущая работа по риторике оценивается по традиционной пятибалльной
системе. При определении оценки учитываются знания учащимися
теоретического материала, умение заметить ошибку (у других и особенно у
себя) и предложить более удачный вариант, умение анализировать текст с
риторических позиций, прогресс в развитии коммуникативных навыков.
Итоговая аттестация за четверть складывается из оценок текущей
успеваемости, которые отражают и характер усвоения теоретического
материала, и сформированные коммуникативные умения и навыки. Очень
полезно провести перед зачетом письменную работу, охватывающую
основные изученные темы, организовать защиту рефератов или использовать
другие формы определения итогового уровня образованности. Особенно это
относится к определению оценки за последнюю четверть и за учебный год в
целом.

В качестве прогнозируемого результата обучения практической риторике,
соответствующего поставленной цели, можно назвать приобретение
риторической компетентности. Она формируется при изучении и освоении
речи как средства эффективного общения, как речевого поступка в
конкретной ситуации общения.

Основные задачи в 5-м классе – это ознакомление школьника с основами
риторики и формирование первоначальных навыков создания ситуативно
уместного текста;
8

в 6-м классе – это продолжение ознакомления школьников с основными
понятиями и терминами риторики и формирования умений восприятия и
создания ситуативно уместного описательного текста;
в 7-м – это продолжение ознакомления школьников с основными понятиями
и терминами риторики и формирования умений восприятия, анализа и
создания ситуативно уместного повествовательного текста;
в 8-м - это продолжение ознакомления школьников с основными понятиями
и терминами риторики и формирования навыков восприятия, анализа и
создания
ситуативно
уместного
текста-рассуждения;
в 9-м – это завершение риторического образования в среднем звене и
продолжение формирования навыков анализа и создания ситуативно
уместного текста.
Включение курса «Речь и культура общения (практическая риторика)» в
школьное обучение обусловлено необходимостью воспитания речевой
культуры общения и связано с тем, что современный человек ощущает
острый дефицит ЗУН, связанных с его речевой и коммуникативной
компетентностью.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Общение и речь
Ситуация общения: Цели общения. Коммуникативная (речевая) задача. Виды
общения. Общение вербальное и невербальное. Практическое использование
жестов, мимики, поз, свойств голоса: устойчивости, полетности. Общение
официальное и неофициальное. Общение контактное и дистантное.
Коммуникативная помеха. Коммуникативный успех. Коммуникативные
неудачи. Причины коммуникативных ошибок.
2. Виды речевой деятельности
Речь устная и письменная. Использование устной и письменной речи в
соответствии с ситуацией общения. Диалог и монолог. Речь внутренняя и
внешняя. Участие в диалоге. Выступление с монологической речью.
Виды речевой деятельности при работе с информацией. Говорение,
слушание, письмо, чтение. Овладение способами предъявления, восприятия и
понимания информации в устном диалоге. Практическое владение способами
9

предъявления, восприятия и понимания информации при работе с устным и
письменным монологом.
Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. Владение приемами
чтения ознакомительного, медленного, чтения с пометками. Освоение
приемов осмысления учебного текста.
Слушание как вид речевой деятельности. Установка на восприятие. Владение
способами и приемами слушания (нерефлексивного, рефлексивного).
Вопросы и ответы на вопросы. Развернутый ответ.
Говорение и письмо как виды речевой деятельности.
3. Основы работы с текстом
Текст и ситуация общения. Тема текста. Тематическое единство текста.
Основная мысль текста. Сохранение основной мысли. Микротема.
Нахождение микротем в тексте. Анализ средств связи: лексических,
морфологических. Приемы строения текста и развития основной мысли.
Предъявление авторской позиции в тексте. Достижение адресности текста.
Заголовок. План текста. Этапы создания текста: изобретение, расположение,
выражение.
Текст как источник и средство передачи информации. Иформационные
структуры текста. Владение приемами восприятия, понимания и
интерпретации текста в целях извлечения информации из текста. Способы
подачи информации в зависимости от предлагаемой ситуации и сферы
общения. Модели разворачивания информации в тексте. Понятие о
коммуникативной успешности воздействующего текста.
Творческое
конструирование,
создание
монологического
текста.
Выстраивание логических, композиционных и выразительных структур
текста. Анализ текста в информационно-смысловом аспекте. Работа с
текстом на основе его интерпретации.
Понятие первичного и вторичного текста. Основные виды переработки
текстовой информации. Сокращение текста. План. Виды анализа.
интерпретация авторского текста на основе его анализа и создание
собственных аналитических (вторичных) текстов.
Восприятие и понимание текста. Логические основы восприятия и
понимания текста.
10

Способы отбора информации на основе знания специфики ее источников,
оснований доверия и возможностей практического использования. Основные
навыки пользования Интернетом как источником информации.
Основные источники информации о регионе, способы работы с ними.
Основания отбора информации, необходимой для решения практических
задач. Поиск информации, обеспечивающей успешную адаптацию к
условиям проживания в регионе.
4. Коммуникативные цели и типы речи
Общая характеристика описательного текста. Смысловые модели
описательного текста (топы «определение», «целое – части», «свойства»,
«сопоставление»»). Особенности использования смысловых моделей в
тексте. расположение материала в описании. Оформление описательного
текста. Способы выражения авторской позиции. Общая характеристика
повествовательного текста (топы «место», «время», «обстоятельства»).
Особенности использования смысловых моделей в тексте. Расположение
материала в повествовании. Оформление повествовательного текста. Роль
риторических фигур. способы выражения авторской позиции.
Общая характеристика текста-рассуждения. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Объяснение и доказательство. Смысловые модели текстарассуждения (топы «причина – следствие», «пример – свидетельство»).
Структура аргументации. Способы сохранения основной мысли.
Расположение материала в убеждающей речи. Оформление текстарассуждения. Способы выражения авторской позиции. Способы
диалогизации речи.
Речевые средства выражения авторского эмоционального отношения к
содержанию текста и авторской нравственной позиции (средства
эмоциональной и рациональной оценки).
5. Стили речи
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные
стили литературного языка (научный, публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы. Основные сферы общения.
Функциональные задачи речи: передача информации, общение, воздействие
на читателя (слушателя).
Освоение основных способов воздействия на читателя (слушателя): с
помощью логических аргументов, ярких фактов, с помощью художественных
образов.
11

Интонационные, лексические и синтаксические особенности текстов разных
стилей.
Взаимосвязи таких характеристик текста как функциональный стиль
(определяет соотношение эмоционального и рационального в тексте) и тип
речи (определяет этапы и способы развития авторской мысли): описание,
повествование, рассуждение в разных стилях (сферах общения). Различия в
процессе создания. Различная степень воздействия описаний, повествований
и рассуждений, предназначенных для разных сфер общения и имеющих
различные стилистические характеристики.
6. Средства выразительности в тексте
Выбор средств выразительности в зависимости от ситуации общения,
авторских целей, принадлежности текста к типу речи, функциональному
стилю и требований сферы общения.
Выразительные средства устной речи, их использование в собственной
устной речи. Обоснование своего отношения к сленгу, просторечиям как
стилистически сниженным средствам выразительности.
Фактологическая полнота и точность информации, наличие терминов, низкая
степень эмоциональности как специфические черты научных и деловых
текстов. Научно-популярный текст и средства его выразительности. Средства
выразительности публицистических текстов: образная и экспрессивная
лексика, стилистический контраст, использование риторических фигур и
тропов.
Тропы и риторические фигуры в описаниях, повествованиях и рассуждениях,
принадлежащих к различным функциональным стилям языка.
Осознанный выбор средств выразительности на этапе речевого оформления
текста.
7. Речевые жанры
Понятие речевого жанра. Учет взаимосвязей жанра, авторской цели,
способов речевого воздействия, типа речи, логических структур текста,
функционального стиля, сферы и ситуации общения.
Общее представление об основных жанрах разных стилей.
Жанры представления, комплимента, письма, дневниковых записей. Устный
рассказ на заданную тему. Непринужденная беседа. Спор, дискуссия,
полемика (особенности жанра).
12

Информационные газетные жанры: хроника, заметка, репортаж, портретный
очерк, проблемная статья.
Деловые жанры. Заявление, протокол, отчет о работе.
Научные жанры: устный ответ, создание сообщения / доклада, конспекта,
рецензии, реферат, научно-исследовательский проект.

8. Языковые нормы в речи
Нормы, обеспечивающие правильность в речи (орфоэпические,
акцентологические, словообразовательные, лексические, грамматические).
Их использование в собственной речи и этически корректная оценка в речи
собеседника.
Нормы, обеспечивающие коммуникативную целесообразность речи
(точность словоупотребления, богатство и выразительность, ясность,
стилистическая корректность). Их использование и самооценка в
собственной речи (устной, письменной) и оценка в речи (устной, письменно)
партнера по общению. Осознанный выбор нормы.
Приемы выбора коммуникативно-целесообразных языковых / речевых
средств, обеспечивающих выразительность текста и соблюдение культурноречевых норм в тексте: ясность, точность, выразительность, богатство речи.
9. Речевой этикет
Нормативно ориентированный характер этикетных ситуаций общения:
этикетная ситуация общения, этикетный жанр и этапы его развертывания,
этикетная формула, этикетная ошибка, этикетная роль, этикетный сигнал,
правила речевого и неречевого этикета, выбор этикетной темы беседы.
Исторические и национальные особенности этикета.
Анализ этикетной ситуации как речевого события: учет психологического
состояния партнера, места и времени общения, искренности намерений и
целей собеседника и своих собственных, соотносимости речевых и этикетноречевых средств реализации этих намерений и целей, возможности
соблюдения собственно этикетных характеристик ситуации. Соотнесение
этикетности и этикетно-речевых.

13

Программа курса «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» для 5-го класса

№
п/п

Тема

Колво
часов

Сроки

Формы
контроля

1.

Введение в речевое общение

9

I четверть

2.

Слово в речи

6

II четверть

3.

Основы работы по созданию
текста

13

III четверть

Изложение
(§ 15, упр.
108)

4.

Коммуникативные цели и типы
речи

1

IV четверть

Изложение
(сочинение,
устное
сообщение)

Итого:

34

Программа курса «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» для 6-го класса

№
п/п

Тема

Колво
часов

Сроки

1.

Повторение изученного в 5
классе

2

I четверть

2.

Изобретение содержания
описания

14

I, II четверти

Формы
контроля

Сочинения
«Осенний
лес»,
14

III четверть

Сочинение
(изложение)

3.

Расположение материала в
описании

3

4.

Оформление описательного
текста

7

Творческая работа
(сочинение
или
изложение)

5.

Исполнение описательного
текста

3

Творческая работа
учащихся:
исполнение
описательного
текста

6.

Речевой этикет

4

7.

Итоговый контроль

1

Итого:

IV четверть

Выразительное
чтение текста
Контрольная
работа

34

Программа курса «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» для 7-го класса

№
п/п

Тема

Колво
часов

Сроки

1.

Повторение изученного в 5-6
классах

4

I четверть

2.

Изобретение содержания
повествования

8

I четверть
II четверть

Формы
контроля

Риторический
анализ текста,
Практическая
работа

3.

Расположение материала в

7

III четверть

Изложение,
15

повествовании

зачет по теме

4.

Оформление
повествовательного текста

6

5.

Тексты, включающие
различные типы речи

4

6.

Исполнение
повествовательного текста

4

7.

Речевой этикет

1

Итого:

IV четверть
Выразительное
чтение текста

34

Программа курса «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» для 8-го класса

№
п/п

Тема

Колво
часов

Сроки

1.

Повторение изученного

4

I четверть

2.

Изобретение содержания
рассуждения

10

I четверть

3.

Расположение материала в
убеждающем тексте

6

4.

Оформление текстарассуждения

6

5.

Исполнение убеждающей речи

5

7.

Речевой этикет

2

Итого:

II четверть

III четверть

Формы контроля

Самостоятельная
работа (работа с
текстомрассуждением)
Контрольная
работа
Контрольная
работа

IV четверть

34
16

Программа курса «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» для 9-го класса

№
п/п

Тема

Колво
часов

1.

Повторение изученногов 5-8
классах

4

2.

Анализ текста: риторические и
стилистические аспекты

4

3.

Интерпретация
авторского
текста
на
основе
его
комплексного
анализа
и
создание
собственного
аналитического текста

5

4.

Восприятие устной речи

2

5.

Эффективное
общение

15

7.

диалогическое

Обобщение изученного
Итого:

Сроки

I четверть

Самостоятельная
работа
Письменный
анализ текста

II четверть

Сочинение

Письменный
анализ текста
III четверть
IV четверть

3

Формы контроля

Письменный
анализ текста
Сочинение

33

17

Тематическое планирование
5 класс

№

Тема урока

Контроль

Сроки
проведения

Введение в предмет. Речь и общение ( 9 ч. )
1

Речь и общение

Пословицы о речи, 1 неделя
о слове (объяснение
их смысла)

2

Ситуация общения. Цели в общении Анализ ситуации
общения

2 неделя

3

Содержание и форма речи. Речевая
ситуация

Работа с текстом

3 неделя

4

Речь устная и письменная

Работа с текстом

4 неделя

5

Использование устной или
письменной речи

Составление
диалога (разговор
по телефону)

5 неделя

Сказка по рисунку
(сочинение)
6

Виды речевой деятельности

Составление
таблицы

6 неделя

Сочинениеминиатюра
7

Слушание как вид речевой
деятельности

8

Этикет говорящего и слушающего

9

Диалог и монолог. Речь внутренняя
и внешняя

Составление
диалога

7 неделя
8 неделя

Составление
диалога

9 неделя

Слово в речи ( 6 ч. )
18

10 Значение слова. Понятная и точная
речь

Самостоятельная
работа

10 неделя

11 Многозначные слова в речи

Работа с толковым
словарём

11 неделя

12 Близкие по смыслу слова и
богатство речи

Работа с толковым
словарём

12 неделя

13 Противоположные по смыслу слова
и богатство речи

Обучающее
изложение (с
использованием
антонимов)

14 Речевая ситуация и выбор
уместного слова

Составление
диалога

15 Этикетные ситуации в речевом
общении

13 неделя

14 неделя
15 неделя

Основы работы по созданию текста ( 13 ч. )
16 Текст. Понятие о цельности текста

Работа с текстом

16 неделя

17 Тема текста

Работа с текстом

17 неделя

18 Тематическое единство текста

Работа с текстом
Проверочная работа 18 неделя
по теме

19 Основная мысль текста

Работа с текстом

19 неделя

20 Сохранение основной мысли в
тексте

Работа с текстом

20 неделя

21 Сочинение

Сочинение

21 неделя

22 Авторская позиция в тексте

Работа с текстом

22 неделя

23 Средства выражения авторской
позиции

Работа с текстом

23 неделя

24 Адресность текста

Работа с текстом

24 неделя

19

25 Связи предложений в тексте.
Цепная связь

Работа с текстом.
Составление схем

26 Связи предложений в тексте.
Параллельная связь

Работа с текстом.
Составление схем

26 неделя

27 Заголовок

Работа с текстом

27 неделя

28 План текста

Составление плана
текста

28 неделя

25 неделя

Коммуникативные цели и типы речи ( 8 ч. )
29 Целевые установки автора текста

Работа с текстом

29 неделя

30 Типы информационной речи.
Повествование

Работа с текстом

30 неделя

31 Типы информационной речи.
Описание

Работа с текстом

31 неделя

32 Типы информационной речи.
Рассуждение

Сочинениерассуждение

32 неделя

33 Убеждающая речь (рассуждениедоказательство)

Работа с текстом

33 неделя

34 Тексты, смешанные по типу речи

Работа с текстом

34 неделя

Итого: 34 часов

20

Тематическое планирование
6 класс

№

Тема урока

Контроль

Сроки
проведения

Повторение изученного в 5 классе ( 2 ч. )
1

Текст и его признаки

2

Коммуникативные цели и типы речи

1 неделя
Работа с текстом 2 неделя
(определение типа
речи, стиля)

Изобретение содержания описания ( 14 ч. )
3

Особенности описательного текста

4

Стилистическая окрашенность
описательных текстов. Выражение
отношения автора к предмету
описания

5

3 неделя
Работа с текстом
4 неделя

Общее понятие о смысловой модели
(топе). Топ «определение»

5 неделя

6

Логические и метафорические
определения

6 неделя

7

Смысловая модель «целое – части»

7 неделя

8

Умение выделять наиболее значимые Практикум
части в предмете описания

9

10

8 неделя

Топ «целое – части» в текстах
различных функциональных стилей
Использование топа «целое-части»
при подготовке к устному ответу,
сочинению, изложению

9 неделя
Риторический
практикум,
подготовка

к
21

сочинению
(изложению
11

Смысловая модель «свойства»

12

Использование разных топов в одном Таблица
тексте

13

Общее понятие о смысловой модели
«сопоставление»

14

15

16

10 неделя

Создание
собственного
11 неделя
текста о какойлибо ягоде
12 неделя

Таблица
13 неделя

Топ «сопоставление» в текстах
разных функциональных стилей

14 неделя

Особенности использования
смысловых моделей в речи
Изложение

15 неделя
Изложение

16 неделя

Расположение материала в описании ( 3 ч. )
17

Классический тип описания

18

Трёхчастное и свободное построение
описания

Самостоятельная
работа

Творческая работа учащихся
(сочинение или изложение) по
изученному материалу

Сочинение
изложение)

19

17 неделя

18 неделя

(или
19 неделя

Оформление описательного текста ( 7 ч. )
20

Грамматические средства
оформления текста-описания

21- Образные средства (тропы) в тексте22 описании

20 неделя
21 неделя
22 неделя
22

23- Риторические фигуры (инверсия,
24 повтор, антитеза) в описании

25

Стилистические особенности текстаописания

26

Творческая работа (сочинение или
изложение)

Работа с текстом 23 неделя
(тропы
и
риторические
фигуры в нём)
24 неделя
25 неделя
Творческая работа
(сочинение
или
26 неделя
изложение)

Исполнение описательного текста ( 3 ч. )
27

28

29

Интонация как средство общения и
воздействия

27 неделя

Зрительное восприятие говорящего
слушателями

28 неделя

Исполнение описательного текста

29 неделя

Речевой этикет ( 5 ч. )
30

Речевой и неречевой этикет

Диалог
заданной
ситуации)

(по
30 неделя

31

Этикетные роли и этикетные сигналы

31 неделя

32

Этикетная и неэтикетная тема беседы

32 неделя

33

Этикетные жанры

33 неделя

Итоговый контроль ( 1 ч. )
34

Контрольная работа

Контрольная
работа

Итого

34 часов

34 неделя

23

Тематическое планирование
7 класс

№

Тема урока

Контроль

Сроки
проведения

Повторение изученного в 5-6 классах ( 4 ч. )
1-2 Основы работы по созданию
ситуативно уместного текста

Работа с текстом
(определение типа
речи, стиля)

1, 2 недели

3-4 Особенности описательных
текстов

Работа с
описательными
текстами

3,4 недели

Изобретение содержания повествования ( 8 ч. )
5-6 Общая характеристика
повествовательного текста

Сочинение об одном
из летних
приключений (Д/З)

5,6 недели

7-8 Смысловая цельность и
ситуативная уместность
повествования

Сопоставительный
анализ материалов
учебников по
географии и истории
(Д/З: упр. 28)

7,8 недели

Смысловая модель
«обстоятельства»

Самостоятельная
работа (работа с
повествовательным
текстом)

9 неделя

9

10- Повествование в разных сферах
11 общения
12

Обобщение по теме «Изобретение Практическая работа
содержания повествования»

10,11
недели
12 неделя

Расположение материала в повествовании ( 7 ч. )

24

13- Классическая схема повествования Самостоятельная
14
работа (работа с
повествовательным
текстом)

13,14
недели

15- Расположение материала в
16 повествовательных текстах
различных стилей и жанров

Автобиография

15,16
недели

17- Композиция текста и выражение
18 авторского отношения к
происходящему

План текста (упр.88)

17,18
недели

Подробное
изложение (по
упр.88)

19 неделя

19

Подробное изложение

Оформление повествовательного текста ( 6 ч. )
20- Грамматические средства
21 оформления повествования

20,21
недели

22- Риторические средства
23 оформления повествования

22,23
недели

24- Оформление повествования в
25 соответствии со стилем и жанром

Самостоятельная
работа с текстом
(упр.126)

24,25
недели

Тексты, включающие различные типы речи ( 4 ч. )
26- Понятие о тексте, включающем
27- разные типы речи
28
29

Контрольная работа. Риторические Контрольная работа
параметры повествовательного
текста

26,27,28
недели
29 неделя

Исполнение повествовательного текста ( 4 ч. )
30

Интонация как средство общения
и воздействия

30 неделя

25

31

Зрительное восприятие
говорящего слушателями

32- Урок-практикум. Исполнение
33 повествовательного текста

31 неделя
Исполнение
повествовательного
текста (устный
пересказ)

32,33
неделя

Речевой этикет ( 2 ч. )
34

Речевой этикет

34 неделя
34 ч.

ИТОГО:

26

Тематическое планирование
8 класс

№

Тема урока

Контроль

Сроки
проведения

Повторение изученного (4 ч.)
1-2 Особенности описательных
текстов

Работа с
описательными
текстами

3-4 Особенности повествовательных Работа с
текстов
повествовательными
текстами

1,2 недели

3,4 недели

Изобретение содержания рассуждения (10 ч.)
5-6 Общая характеристика текстарассуждения
7

Изложение текста-рассуждения

Составление схемы
текста-рассуждения

5,6 недели

Изложение текстарассуждения

7 неделя

8-9 Основная мысль (тезис) в
рассуждении

Самостоятельная
8,9 неделя
работа (работа с
текстом-рассуждением)

10- Доводы в рассуждении
1112

Составление логографа 10,11,12
текста
недели

13- Смысловые модели (топы) в
14 рассуждении

Составление логографа 13,14
текста
недели

Расположение материала в убеждающем тексте (6 ч.)
15- Вступление в тексте16 рассуждении

Определение видов
вступления

15,16
недели

Подбор вступления к
текстам
27

17- Основная часть рассуждения
18

Составление логографа 17,18
текста
недели

19- Заключение в рассуждении
20

Определение видов
заключения

19,20
недели

Подбор заключения к
текстам
21 Контрольная работа по теме
«Расположение материала в
убеждающем тексте»

Контрольная работа

21 неделя

Оформление текста-рассуждения (6 ч.)
22- Риторические средства
Работа с текстом
23- выразительности в убеждающем
24 тексте

22,23,24
недели

25 Контрольная работа по теме
«Риторические средства
выразительности»

Контрольная работа

25 неделя

26- Эмоциональность и
27 выразительность рассуждения в
различных сферах общения

Работа с текстом

26,27
неделя

Исполнение убеждающей речи (5 ч.)
28- Личность говорящего и
29 эффективность речи

Интонационная
разметка текста

28,29
неделя

Чтение
скороговорочных
текстов
30- Взаимодействие говорящего и
31 слушателей
32 Урок-практикум. Исполнение
текста-рассуждения

30,31
недели
Исполнение текстарассуждения

32 неделя

Речевой этикет (3 ч.)

28

33- Речевой этикет
34
Итого

33,34
недели
34 часов

Тематическое планирование по курсу «речь и культура общения (35
часов)
8 класс

№

Тема урока

Контроль

план

факт

Повторение изученного (4 ч.)
1-2 Особенности описательных
текстов

Работа с
описательными
текстами

3-4 Особенности
повествовательных текстов

Работа с
3,4
повествовательными недели
текстами

1,2
недели

Изобретение содержания рассуждения (10 ч.)
5-6 Общая характеристика
текста-рассуждения

Составление схемы
текста-рассуждения

5,6
недели

Изложение текстарассуждения

Изложение текстарассуждения

7 неделя

Самостоятельная
работа (работа с
текстомрассуждением)

8,9
неделя

7

8-9 Основная мысль (тезис) в
рассуждении

29

10- Доводы в рассуждении
1112

Составление
логографа текста

10,11,12
недели

13- Смысловые модели (топы) в
14 рассуждении

Составление
логографа текста

13,14
недели

Расположение материала в убеждающем тексте (6
ч.)
15- Вступление в тексте16 рассуждении

Определение видов
вступления

15,16
недели

Подбор вступления
к текстам
17- Основная часть рассуждения Составление
18
логографа текста

17,18
недели

19- Заключение в рассуждении
20

19,20
недели

Определение видов
заключения
Подбор заключения
к текстам

21 Контрольная работа по теме
«Расположение материала в
убеждающем тексте»

Контрольная работа

21
неделя

Оформление текста-рассуждения (6 ч.)
22- Риторические средства
23- выразительности в
24 убеждающем тексте

Работа с текстом

22,23,24
недели

25 Контрольная работа по теме
«Риторические средства
выразительности»

Контрольная работа

25
неделя

26- Эмоциональность и
27 выразительность
рассуждения в различных
сферах общения

Работа с текстом

26,27
неделя

30

Исполнение убеждающей речи (5 ч.)
28- Личность говорящего и
29 эффективность речи

Интонационная
разметка текста

28,29
неделя

Чтение
скороговорочных
текстов
30- Взаимодействие говорящего
31 и слушателей
32 Урок-практикум.
Исполнение текстарассуждения

30,31
недели
Исполнение текстарассуждения

32
неделя

Речевой этикет (3 ч.)
33- Речевой этикет
3435
Итого

33,34,35
недели
35 часов

Тематическое планирование по курсу «Речь и культура общения» в 9
классе
№

Тема урока

Контроль

план

факт

Повторение изученногов 5-8 классах (4 ч.)
1

Повторение изученного

Беседа по
вопросам

1 неделя

2

Риторические средства
воплощения авторского
замысла в повествовательных
текстах.

Риторический
анализ текста

2 неделя

3

Риторические средства
воплощения авторского
замысла в повествовательно-

Составление
3 неделя
устного рассказа
по
предложенным
31

4

описательных текстах.

темам

Риторические характеристики
текста-рассуждения и текстов,
включающих различные типы
речи.

Самостоятельная 4 неделя
работаопределение
основной мысли
текстов

Анализ текста: риторические и стилистические
аспекты (4 ч.)
5

Комплексный анализ текста.

Беседа,
формулировка
целей автора

5 неделя

6

Синтаксические и лексические
особенности текста.

Риторический
анализ текста

6 неделя

7

Анализ публицистического
текста

Беседа,
риторический
анализ текста.

7 неделя

8

Урок-практикум по теме:
комплексный анализ текста

Письменный
анализ текста

8 неделя

Интерпретация авторского текста на основе его
комплексного анализа и создание собственного
аналитического текста (5 ч.)
9

Рецензия на прочитанный текст Беседа, создание 9 неделя
собственного
текста

10 Виды рецензии

Устный опрос

10
неделя

11 Сочинение на литературную
тему

Работа с темами
сочинений

11
неделя

12 Анализ сочинения по схеме.

Анализ
сочинения по

12
неделя
32

схеме.
13 Творческая работа (сочинение)

сочинение

13
неделя

Восприятие устной речи (2 ч.)
14 Роль слушания в процессе
общения.

Анализ
публичных
выступлений

14
неделя

15 Логические основы восприятия
устной речи

Риторический
анализ текста,
беседа.

15
неделя

Эффективное диалогическое общение (15 ч.)
16 Беседа как тип диалога.

Сообщение,
ведение беседы.

16
неделя

17 Жанр непринуждённой беседы.

По
предложенному
вступлению и
заключению
придумать
основную часть

17
неделя

18 Жанр светской беседы.

Анализ
литературного
героя по его
речи

18
неделя

19 Жанр светской беседы. Урокпрактикум.

Беседа по
вопросам

19
неделя

20 Беседа в деловой сфере
общения

Анализ
речевых
ситуаций

20
неделя

21 Беседа как способ
эффективного диалога

Анализ речевых 21
ситуаций
неделя
33

22 Искусство задавать вопросы и
отвечать на них

Сообщение

22
неделя

23 Искусство задавать вопросы и
отвечать на них. Виды
вопросов

Составление
вопросов

23
неделя

24 Виды споров

Риторический
24
анализ текста.
неделя
Самостоятельная
работа

25 Риторические характеристики
спора

Анализ речевых
ситуаций

25
неделя

26 Правила речевого поведения в
ситуации спора

Устный опрос

26
неделя

27 Подбор аргументов «за» и
«против» к одному тезису

Подбор
аргументов

27
неделя

28 Подбор аргументов «за» и
«против» к одному тезису.
Урок-практикум

Исполнение
текста

28
неделя

29 Опровержение аргументов
оппонента

Беседа по
вопросам

29
неделя

30 Самостоятельная работа.
Письменный анализ текста.

Письменный
анализ текста.

30
неделя

Обобщение изученного (4 ч.)
31 Основные риторические
характеристики монолога и
диалога.

Индивидуальные 31
задания
неделя

32 Основные риторические
характеристики монолога и
диалога

Исполнение
убеждающей
речи

32
неделя

33 Сочинение по теме: «Моё
поколение- это…»

Сочинение

33
неделя
34

34 Редактирование текста.

Редактирование
текста

Итого

34
неделя

34 часа

Тематическое планирование
9 класс

№

Тема урока

Контроль

Сроки
проведения

Повторение изученногов 5-8 классах (4 ч.)
1

Повторение изученного

Беседа по вопросам

1 неделя

2

Риторические средства
воплощения авторского замысла
в повествовательных текстах.

Риторический анализ
текста

2 неделя

3

Риторические средства
воплощения авторского замысла
в повествовательноописательных текстах.

Составление устного
рассказа по
предложенным темам

3 неделя

4

Риторические характеристики
текста-рассуждения и текстов,
включающих различные типы
речи.

Самостоятельная
работа- определение
основной мысли
текстов

4 неделя

Анализ текста: риторические и стилистические аспекты
(4 ч.)
5

Комплексный анализ текста.

Беседа, формулировка
целей автора

5 неделя

6

Синтаксические и лексические
особенности текста.

Риторический анализ
текста

6 неделя

35

7

Анализ публицистического
текста

Беседа, риторический
анализ текста.

7 неделя

8

Урок-практикум по теме:
комплексный анализ текста

Письменный анализ
текста

8 неделя

Интерпретация авторского текста на основе его
комплексного анализа и создание собственного
аналитического текста (5 ч.)
Беседа, создание
собственного текста

9 неделя

10 Виды рецензии

Устный опрос

10 неделя

11 Сочинение на литературную
тему

Работа с темами
сочинений

11 неделя

12 Анализ сочинения по схеме.

Анализ сочинения по
схеме.

12 неделя

13 Творческая работа (сочинение)

сочинение

13 неделя

9

Рецензия на прочитанный текст

Восприятие устной речи (2 ч.)
14 Роль слушания в процессе
общения.

Анализ публичных
выступлений

14 неделя

15 Логические основы восприятия
устной речи

Риторический анализ
текста, беседа.

15 неделя

Эффективное диалогическое общение (15 ч.)
16 Беседа как тип диалога.

Сообщение, ведение
беседы.

16 неделя

17 Жанр непринуждённой беседы.

По предложенному
вступлению и
заключению
придумать основную
часть

17 неделя

36

18 Жанр светской беседы.

Анализ литературного
героя по его речи

18 неделя

19 Жанр светской беседы. Урокпрактикум.

Беседа по вопросам

19 неделя

20 Беседа в деловой сфере общения

Анализ речевых
ситуаций

20 неделя

21 Беседа как способ эффективного
диалога

Анализ речевых
ситуаций

21 неделя

22 Искусство задавать вопросы и
отвечать на них

Сообщение

22 неделя

23 Искусство задавать вопросы и
отвечать на них. Виды вопросов

Составление вопросов

23 неделя

24 Виды споров

Риторический анализ
текста.
Самостоятельная
работа

24 неделя

25 Риторические характеристики
спора

Анализ речевых
ситуаций

25 неделя

26 Правила речевого поведения в
ситуации спора

Устный опрос

26 неделя

27 Подбор аргументов «за» и
«против» к одному тезису

Подбор аргументов

27 неделя

28 Подбор аргументов «за» и
Исполнение текста
«против» к одному тезису. Урокпрактикум

28 неделя

29 Опровержение аргументов
оппонента

Беседа по вопросам

29 неделя

30 Самостоятельная работа.
Письменный анализ текста.

Письменный анализ
текста.

30 неделя

Обобщение изученного (4 ч.)
37

31 Основные риторические
характеристики монолога и
диалога.

Индивидуальные
задания

31 неделя

32 Основные риторические
характеристики монолога и
диалога

Исполнение
убеждающей речи

32 неделя

33- Сочинение по теме: «Моё
34 поколение- это…»
Редактирование текста.

Сочинение

33-34
недели

Итого

34 часа

9 класс

№

Тема урока

Контроль

Сроки
проведения

Повторение изученногов 5-8 классах (4 ч.)
1

Повторение изученного

Беседа по вопросам

1 неделя

2

Риторические средства
воплощения авторского замысла
в повествовательных текстах.

Риторический анализ
текста

2 неделя

3

Риторические средства
воплощения авторского замысла
в повествовательноописательных текстах.

Составление устного
рассказа по
предложенным темам

3 неделя

4

Риторические характеристики
текста-рассуждения и текстов,

Самостоятельная
работа- определение

4 неделя
38

включающих различные типы
речи.

основной мысли
текстов

Анализ текста: риторические и стилистические аспекты
(4 ч.)
5

Комплексный анализ текста.

Беседа, формулировка
целей автора

5 неделя

6

Синтаксические и лексические
особенности текста.

Риторический анализ
текста

6 неделя

7

Анализ публицистического
текста

Беседа, риторический
анализ текста.

7 неделя

8

Урок-практикум по теме:
комплексный анализ текста

Письменный анализ
текста

8 неделя

Интерпретация авторского текста на основе его
комплексного анализа и создание собственного
аналитического текста (5 ч.)
Беседа, создание
собственного текста

9 неделя

10 Виды рецензии

Устный опрос

10 неделя

11 Сочинение на литературную
тему

Работа с темами
сочинений

11 неделя

12 Анализ сочинения по схеме.

Анализ сочинения по
схеме.

12 неделя

13 Творческая работа (сочинение)

сочинение

13 неделя

9

Рецензия на прочитанный текст

Восприятие устной речи (2 ч.)
14 Роль слушания в процессе
общения.

Анализ публичных
выступлений

14 неделя

15 Логические основы восприятия
устной речи

Риторический анализ
текста, беседа.

15 неделя

39

Эффективное диалогическое общение (15 ч.)
16 Беседа как тип диалога.

Сообщение, ведение
беседы.

16 неделя

17 Жанр непринуждённой беседы.

По предложенному
вступлению и
заключению
придумать основную
часть

17 неделя

18 Жанр светской беседы.

Анализ литературного
героя по его речи

18 неделя

19 Жанр светской беседы. Урокпрактикум.

Беседа по вопросам

19 неделя

20 Беседа в деловой сфере общения

Анализ речевых
ситуаций

20 неделя

21 Беседа как способ эффективного
диалога

Анализ речевых
ситуаций

21 неделя

22 Искусство задавать вопросы и
отвечать на них

Сообщение

22 неделя

23 Искусство задавать вопросы и
отвечать на них. Виды вопросов

Составление вопросов

23 неделя

24 Виды споров

Риторический анализ
текста.
Самостоятельная
работа

24 неделя

25 Риторические характеристики
спора

Анализ речевых
ситуаций

25 неделя

26 Правила речевого поведения в
ситуации спора

Устный опрос

26 неделя

27 Подбор аргументов «за» и

Подбор аргументов

27 неделя
40

«против» к одному тезису
28 Подбор аргументов «за» и
Исполнение текста
«против» к одному тезису. Урокпрактикум

28 неделя

29 Опровержение аргументов
оппонента

Беседа по вопросам

29 неделя

30 Самостоятельная работа.
Письменный анализ текста.

Письменный анализ
текста.

30 неделя

Обобщение изученного (4 ч.)
31 Основные риторические
характеристики монолога и
диалога.

Индивидуальные
задания

31 неделя

32 Основные риторические
характеристики монолога и
диалога

Исполнение
убеждающей речи

32 неделя

33 Сочинение по теме: «Моё
поколение- это…»
Редактирование текста.

Сочинение

33 неделя

Итого

33 часа

41

Программное и учебно-методическое обеспечение

Программа
Базовый учебник Методическое обеспечение
Программы составлены кандидатом филологических наук, доцентом,
заведующей кафедрой языков и коммуникативной культуры ИРРО
Д.И.Архаровой и доцентом кафедры Т.А.Долининой.
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения
(практическая риторика): учебник для 5-го классса. – Екатеринбург:
«Сократ», Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура общения
(практическая риторика). 5-й класс.: Программа курса и методические
рекомендации для учителя. – Екатеринбург: Изд-во «Сократ»

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практическая риторика): учебник для 6-го классса. – Екатеринбург:
«Сократ» Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура
общения (практическая риторика). 6 класс: Метод. рекомендации для
учителей / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения
/Практическая риторика: учебное пособие для 7-го класса обще-обр.школ –
Екатеринбург: ИД «Сократ»
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения
/Практическая риторика: учебное пособие для 8-го класса обще-обр.школ –
Екатеринбург: ИД «Сократ»
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения
/Практическая риторика: учебное пособие для 9-го класса обще-обр.школ –
Екатеринбург: ИД «Сократ»

42

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».