Русский язык 5-9

Подписано цифровой

подписью: МАОУ
МАОУ
"РАХМАНГУЛО "РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
ВСКАЯ СОШ" Дата: 2021.09.09
08:50:31 +05'00'

1






Пояснительная записка
Вид программы: основная общеобразовательная
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при
анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования
языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка
как средства коммуникации и средства познания;
 воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым
чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека,
любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно
относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной Язык как
основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в
обществе;
 формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания
уважения к ним;
 осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом,
способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому,
этическому и познавательному развитию;
 формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения
языков, с установкой на билингвизм;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более
высоких результатов при изучении других учебных предметов.

В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия

для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального
совершенствования;

для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды,
формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации
социальных проектов и программ;

для знакомства обучающихся с методами научного познания;

для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектно-исследовательскй и художественной деятельности;

для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими
основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу
школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё
включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных

2

разновидностях — территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
•
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области
фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса
и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в
жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование
коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного
языка;
•
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий
пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень
орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны
овладеть учащиеся.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение мстапредметных и предметных
целей обучения, что возможно на основе компетентностного подходаг, который
обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации,
оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы
коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к
осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического
мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка
предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования
(слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое
целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского
литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения
словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим
значением и стилевой принадлежностью.
Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую
работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в
том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет
систематически следить за правильностью речи»учащихся, приучать школьников к
сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия
литературным нормам.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая
роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках
русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших
требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова,
воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями
-справочниками.
Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над
синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и
особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков

3

связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания,
которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке
изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений
анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в
соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи
учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными
видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и
устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова,
различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и
понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает
логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан
монотонно, невыразительно.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе
овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о
лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного
запаса и фамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной
речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических
выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования
орфографической пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами
лингвистических словарей.

4

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы
выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого
этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с
национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий
предъявление материала не только в знанисвой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Место учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» в учебном плане
5 класс- 170ч, 6кл-204ч, 7кл. – 136ч, 8кл – 102ч, 9 кл. – 99 ч.)
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся
на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
5

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов,
процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в
качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества,
способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с
художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по
6

формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга
чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У
выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании
образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на
первомуровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом
уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения,
в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к
разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной
образовательной программы основного общего образования образовательной организации в
зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых
методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Предметные результаты
Выпускник научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим,
ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного
материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей
языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты
различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
7

русского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

использовать знание алфавита при поиске информации;

различать значимые и незначимые единицы языка;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам,
слова по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения
при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;

опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

проводить лексический анализ слова;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды
тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные
части речи и междометия;

проводить морфологический анализ слова;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при
проведении морфологического анализа слов;

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;

проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания ;

опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;

использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать различные выразительные средства языка;

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
8

интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского
опыта;

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;

использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Содержание курса
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи
(монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей
(научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной
речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия);
публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья,
интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание,
рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы,
объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного
характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог
смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым),
приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ
и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
9

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в
овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства
общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского
народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие
о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических
единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их
значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые
слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и
речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и
другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность,
подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на
письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в
отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
10

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и
производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные
и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая
окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный).
Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и
их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические
нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в
соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов,
синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ
слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация
частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части
речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования
форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений,
глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его
типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные
члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные
– нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и
неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения,
обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные
предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений
между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения
сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения;
место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение
сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к
11

главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения
бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью
(цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе
морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи
и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных
пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

12

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

13

Тематическое планирование 5 класс
№
Тема урока
1. Русский язык - национальный язык русского народа, средство межнационального
общения, государственный язык Российской Федерации.
2.
Язык и человек. Общение устное и письменное.
общения
3.
P.p. Стили речи.
4.
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
6.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
7.
Безударные непроверяемые гласные в корне слова. Входной контроль
8.
Правописание проверяемых согласных в корне слова
9.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
10
Буквы и, у, а после шипящих.
11
Разделительный ъ и ь.
12
Раздельное написание предлогов
13
P.p. Текст, тема текста.
14
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
15
Глагол, -тся и -ться в глаголах.
16
Личные окончания глаголов.
17
Имя существительное.
18
Имя прилагательное.
19
Сочинение-описание по картине А. Пластова «Летом»
20
Местоимение
21
P.p. Основная мысль текста.
22
Повторение материала по разделу.
23
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного»
24
Анализ диктанта. Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание.
25
Разбор словосочетания.
26
Предложение.
27
P.p. Сжатое изложение.
28
Виды предложений по цели высказывания.
29
P.p. Как писать отзыв
30
Члены предложения. Подлежащее.
31
Сказуемое.
32
Тире между подлежащим и сказуемым.
33
Нераспространенное и распространенное предложение. Второстепенные
члены
предложения.
34
Дополнение.
35
Определение.
36
Обстоятельство.
37
Предложение с однородными членами.
38
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
39
Предложения с обращением.
40
P.p. Письмо
41
Синтаксический разбор сложного предложения.
42
P.p. Сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»
43
Сложные предложения.
44
Сложное предложение с союзом и.
45
Знаки препинания в сложном предложении.
46
Знаки препинания в сложном предложении. Практикум.
47
Синтаксический разбор сложного предложения.
48
Прямая речь.

.
.
.
.
.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
14

49
50
51
52
53
54

Предложения с прямой речью. Практикум.
Повторение
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
Анализ контрольной работы по теме «Синтаксис и пунктуация»
Фонетика. Гласные и согласные звуки.
Согласные твердые и мягкие.
P.p. Повествование. Выборочное изложение
Согласные звонкие и глухие.
Графика. Алфавит.
P.p. Сочинение. Описание предмета.
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я.
Орфоэпия.
Фонетический разбор слова. Повторение по теме «Фонетика»
Проверочная работа. Тест по теме «Фонетика»
Анализ теста. Слово и его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.
Проверочная работа по теме «Лексика»
P.p. Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
Морфема - наименьшая значимая часть слова.
Окончание слова.
Основа слова.
P.p. Сочинение по личным впечатлениям в жанре письма.
Корень слова.
P.p. Рассуждение.
Суффикс.
Приставка.
Чередование звуков.
Морфемный разбор.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Буквы з - с на конце приставок.
Буквы о - а в корнях лаг - лож.
Буквы о - а в корнях раст - рос.
Буквы ѐ - о после шипящих в корне.
Буквы ы - и после ц.
Повторение по теме «Правописание корней».
Практикум по теме «Правописание приставок и корней»
Проверочная работа. Тест по теме «Правописание приставок и корней»
Анализ теста по теме «Правописание приставок и корней»
Имя существительное как часть речи.
P.p. Доказательства в рассуждении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Род имен существительных.
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

98
99.
100
101
102
103

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.
Три склонения имен существительных.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
P.p. Подготовка к изложению с изменением лица.
Написание изложения с изменением лица.
Множественное число имен существительных.

104
105

Правописание о - ѐ после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Правописание о-е после щипящих и ц в окончаниях существительных.

106
107
108

Закрепление темы «Правописание о-е после щипящих и ц в окончаниях
существительных»
Морфологический разбор существительного.
Повторение по теме «Имя существительное»

109
110
111.
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121.
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
15

P.p. Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
Анализ сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
Контрольный диктант с грамматическим заданием сссссссуществительное»
Анализ диктанта. Имя прилагательное как часть речи.
Правописание падежных окончаний прилагательных.
Правописание падежных окончаний прилагательных. Закрепление.
P.p. Описание животного. Изложение.
Окончание имен прилагательных после шипящих и Ц
Прилагательные полные и краткие.
Правописание кратких прилагательных.
P.p. Описание животного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Повторение по теме «Имя прилагательное».
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Анализ контрольного диктанта.
P.p. Сочинение-этюд.
Глагол как часть речи.
Морфологические признаки глагола
Не с глаголами.
Не с глаголами. Практикум.
P.p. Рассказ.
Неопределенная форма глагола.
Неопределенная форма глагола. Закрепление.
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Практикум по теме «Правописание тся и ться в глаголах»
Виды глагола.
Совершенный и несовершенный вид глагола.
Контрольный диктант.
Буквы е - и в корнях с чередованием.
Практикум по правописанию корней с чередованием е-и.
P.p. Невыдуманный рассказ.
Время глагола. Прошедшее время глагола.
Настоящее время глагола.
Будущее время глагола.
Спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глагола.

145
146
147
148
149

Практикум по теме «Правописание безударных личных окончаний»
Морфологический разбор глаголов.
Ь после шипящих в глаголах.
Закрепление по теме «Глагол»
Употребление времен.

150
151
152
153
154
155
156
157
158

P.p. Подготовка к сочинению в жанре репортажа.
Написание сочинения в жанре репортажа.
Повторение по теме «Глагол».
Практикум по правописанию глаголов.
Урок-зачет по теме «Глагол», теоретическая часть.
Урок-зачет по теме «Глагол», практикум.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Анализ контрольного диктанта.
Разделы науки
Разделы
о языке.
наукиОрфограммы
о языке. Орфограммы
в приставке
в приставке
и корне слова.
и корне слова.

159
160
161
162
163
164
165
166
168
169
170

Практикум по правописанию приставок.
Практикум по правописанию корней
Орфограммы в окончаниях слов.
Практикум по правописанию окончаний слов.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи.
Употребление букв ъ и ь. Ь на конце после шипящих.
Практикум по теме »Употребление букв ъ и ь. Ь на конце после» ю..«шипящих.
Закрепление темы «Употребление ъ и ь».
Итоговая контрольная работа.
Анализ итоговой контрольной работы.
Анализ итоговой контрольной работы.

16

Тематическое планирование 6 класс
№
Тема урока
1.
Русский язык в современном мире. Историческое развитие русского
языка.
2.
Язык. Речь. Общение.
3.
Ситуация общения.
4.
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
5.
Морфемика. Орфограммы в корнях слов.
6.
Морфемика. Орфограммы в приставках.
7.
Части речи. Морфологический разбор слова.
8.
Орфограммы в окончаниях слов.
9.
P.P. Собирание материала к сочинению.
10.
P.P. Сочинение " Интересная встреча ".
11.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
12.
Простое предложение.
13.
Сложное предложение.
14.
Синтаксический разбор предложений.
15.
Прямая речь. Диалог.
16.
Контрольный диктант по теме «Повторение».
17.
Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение».
18.
Текст, его особенности.
19.
Тема и основная мысль текста.
20.
Текст и стили речи.
21.
Официально - деловой стиль.
22.
Повторение изученного материала в 5 классе по теме «Лексика»
23.
Слово и его лексическое значение.
24.
P.P. Собирание материалов к сочинению-описанию.
25.
P.P. Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова " После дождя".
26.
Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова.
27.
Общеупотребительная лексика. Профессионализмы.
28.
P.P. Подготовка к сжатому изложению.
29.
P.P. Сжатое изложение.
30
Диалектизмы.
31
Исконно русские слова.
32
Неологизмы.
33
Устаревшие слова.
34
Фразеологизмы. Роль фразеологизмов в речи.
35
Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Повторение по теме
«Лексика»
36
Проверочная работа по теме «Лексика»
37
Анализ проверочной работы. Морфемика.
38
Словообразование.
39
P.P.Описание помещения.
40
Основные способы образования.
41
Основные способы образования существительных.
42
Основные способы образования прилагательных.
43
Основные способы образования глаголов.
44
Этимология слов.
45
P.P.Систематизация материалов к сочинению.
46
P.P. Сочинение - описание помещения.
17

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
79.
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
18

Буквы а и о в корне -кас-косБуквы а и о в корне -кас-косБуквы а и о в корне -гар-горБуквы а и о в корне - зар- зорБуквы Ы -И после приставок.
Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ.
Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ.
Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ.
Значение приставки ПРИЗначение приставки ПРЕP.Р. Подготовка к изложению.
P.P. Выборочное изложение.
Соединительные гласные О -Е в сложных словах.
Сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова.
Грамматические категории аббревиатур.
P.P. Собирание материалов к сочинению-описанию
P.P. Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской " Утро".
Морфемный разбор.
Словообразовательный разбор.
Повторение изученного материала по теме " Словообразование".
Подготовка к контрольному диктанту.
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта.
P.P. Комплексный анализ текста.
P.P. Комплексный анализ текста.
Повторение изученного в 5 классе.
Морфологические признаки существительных.
Правописание имен существительных.
Разносклоняемые имена существительные.
Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ.
Несклоняемые существительные.
Несклоняемые существительные.
Род несклоняемых существительных.
Имена существительные общего рода.
Морфологический разбор существительных.
P.P. Подготовка к сочинению - описанию.
P.P.Сочинение по личным наблюдениям.
НЕ с существительными.
НЕ с существительными.
Имя числительное как часть речи.
Простые и составные числительные
Мягкий знак на конце числительных
Мягкий знак в середине числительных.
Мягкий знак в середине числительных.
Порядковые числительные.
Разряды количественных числительных.
Числительные, обозначающие целые числа.
Числительные, обозначающие целые числа.
Дробные числительные.

19

134
135

P.P. Публичное выступление на тему " Берегите природу".
Собирательные числительные.

136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182

Морфологический разбор числительного.
Повторение изученного материала.
Контрольный диктант по теме «Имя числительное».
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное».
P.P. Защита исследовательских проектов.
P.P. Защита исследовательских проектов.
Местоимение как часть речи.
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения.
Особенности склонения личных местоимений.
Возвратное местоимение.
P.P. Рассказ по сюжетным картинкам.
Вопросительные местоимения.
Относительные местоимения.
Неопределенные местоимения.
Неопределенные местоимения.
Отрицательные местоимения.
Отрицательные местоимения.
Притяжательные местоимения.
Переход личных местоимений в притяжательные.
P.P. Сочинение - рассуждение.
Указательные местоимения.
Определительные местоимения.
Определительные местоимения.
Морфологический разбор местоимений.
P.P. Сочинение по упр.494
Повторение изученного материала.
Контрольный диктант по теме «Местоимение».
Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение».
Повторение изученного в 5 классе.
Повторение изученного материала о глаголе.
P.P. Сочинение - рассказ.
Разноспрягаемые глаголы.
Переходные и непереходные глаголы.
Переходные и непереходные глаголы.
Наклонение глаголов.
Изъявительное наклонение.
Р.Р. Подготовка к изложению.
P.P. Сжатое изложение.
Условное наклонение.
Условное наклонение.
Повелительное наклонение.
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
Различие повелительного наклонения и формы будущего времени.
P.P. Рассказ по сюжетным картинкам.
Употребление наклонений глагола.
Употребление наклонений глагола.

183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204

20

P.P. Подготовка к сжатому изложению.
P.P. Контрольное сжатое изложение.
Безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола.
Р.Р.Рассказ на основе услышанного.
Правописание гласных в суффиксах глагола.
Правописание гласных в суффиксах глагола.
Повторение изученного материала по теме " Глагол".
Повторение изученного материала.
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол».
Разделы науки о языке.
Орфография.
Орфограммы в приставках.
Орфограммы в корнях.
Орфограммы в суффиксах.
Орфограммы в окончаниях.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение.
Итоговая контрольная работа.
Анализ итоговой контрольной работы.
Комплексный анализ текста.

Тематическое планирование 7 класса
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Тема урока
Русский язык как развивающееся явление.
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Фонетика и орфография.
Морфемика и орфография.
Орфограммы в приставках.
Орфограммы в корнях
Морфология и орфография.
Правописание глаголов.
Правописание прилагательных.
Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 6 классе"
Анализ контрольного диктанта по теме "Повторение изученного в 6 классе"
Р\Р Текст. Стили литературного языка.
Морфология. Повторение изученного о глаголе в 5-6 классе.
Причастие как часть речи.
Р\Р Публицистический стиль.
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях
причастий.
19.
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
20.
Р\Р Описание внешности человека.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30
31.
32
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
21

Действительные и страдательные причастия.
Краткие и полные страдательные причастия.
Действительные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Действительные причастия прошедшего времени.
Страдательные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени.
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.
Практикум
Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Закрепление темы «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени»
Одна буква н в отглагольных прилагательных.
Практикум «Правописание прилагательных и причастий»
Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных
прилагательных.
Практикум. «Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких
отглагольных прилагательных».
Р\Р Выборочное изложение
Морфологический разбор причастия.
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Практикум «Правописание причастий»
Практикум «Правописание суффиксов причастий»

42.
43
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68
69.
70.
71
72.
73.
74
75.
76
77.
78
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
22

Буквы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени.
Повторение по теме «Правописание причастий»
Повторение по теме "Причастие"
Контрольный диктант по теме "Причастие".
Анализ контрольного диктанта по теме "Причастие".
Деепричастие как часть речи.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Раздельное написание не с деепричастиями.
Деепричастия несовершенного вида.
Деепричастия совершенного вида.
Р\Р сочинение по картине.
Морфологический разбор деепричастий.
Повторение изученного по теме "Деепричастие".
Контрольный диктант по теме "Деепричастие".
Анализ контрольного диктанта по теме «Деепричастие».
Наречие как часть речи.
Смысловые группы наречий.
Р\Р сочинение.
Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор наречий.
Слитное и раздельное написание не с наречиями.
Практикум «Правописание наречий»
Буква е и и в приставках не и ни в отрицательных наречиях.
Правописание отрицательных наречий
Н-НН в наречиях на -о и-е.
Закрепление темы «Н и НН в наречиях»
Р\Р Сочинение-описание.
Буквы o/e после шипящих на конце наречий.
Правописание наречий
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях.
Практикум «Правописание наречий»
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Самостоятельная работа по теме «Наречие»
Мягкий знак после шипящих в наречиях.
Практикум «Мягкий знак в наречиях»
Повторение изученного по теме "Наречие"
Контрольный диктант по теме "Наречие"
Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие».
Категория состояния как часть речи.
Морфологический разбор категории состояния.
Р\Р Сочинение на лингвистическую тему.
Тематический зачет по теме "Самостоятельные части речи".
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Употребление предлогов.
Непроизводные и производные предлоги.
Простые и составные предлоги.
Морфологический разбор предлога.
Р\Р Сочинение-повествование
Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Контрольная работа по теме "Предлог".
Анализ контрольной работы по теме «Предлог».
Союз как часть речи. Простые и составные союзы.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Морфологический разбор союза.
Р\Р Сочинение публицистического стиля.
Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы.
Повторение изученного о предлогах и союзах.
Контрольный диктант по теме «Предлог. Союз».
Анализ контрольного диктанта по теме «Предлог. Союз».
Частица как часть речи.
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
Смысловые частицы.
Раздельное и дефисное написание частиц.
Морфологический разбор частиц.
Отрицательные частицы не и ни.
Р\Р Изложение с элементами сочинения.
Различие частицы не и приставки неЧастица ни , приставка ни-, союз ни-ни.
Повторение изученного по теме "Служебные части речи"
Контрольный диктант по теме "Служебные части речи».
Анализ контрольного диктанта по теме "Служебные части речи».
Междометие как часть речи.
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Употребление междометий в речи.
Языковые особенности художественного текста. Анализ текста.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их
использование (метафора, эпитет, сравнение).
122
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их
использование (гипербола, олицетворение и другие).
123
Основные лингвистические словари русского языка.
124
Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики русского языка.
Стилистическая помета в словаре.
125
Выдающиеся отечественные лингвисты.
126
Повторение. Разделы науки о языке.
127
Р\Р Текст. Типы речи.
128
Р\Р Текст. Стили речи.
129
Фонетика. Графика.
130
Лексика и фразеология.
131
Морфемика. Словообразование.
132
Словообразовательный разбор.
133
Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
134
Итоговая контрольная работа.
135
Анализ итоговой контрольной работы.
13
136
Комплексный анализ текста.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

.
.
.
.
.
.

5

23

Тематическое планирование 8 класс
№
Тема урока
1.
Русский язык в современном мире.
2.
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: завершения, разделения,
3. выделения.
Знаки препинания в сложном предложении.
4.
Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
5
Правописание корней, приставок, суффиксов.
6.
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
7.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе».
8.
Анализ диктанта по теме «Повторение изученного в 7 классе».
9.
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.
10.
Текст как единица синтаксиса.
11.
Предложение как единица синтаксиса.
12.
Словосочетание как единица синтаксиса.
13.
Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
14.
Синтаксический разбор словосочетаний.
15.
Контрольная работа по теме «Словосочетание».
16.
Анализ контрольной работы по теме «Словосочетание».
17.
Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Порядок слов в
предложении.
18.
Интонация.
19.
Р/Р Описание памятника культуры.
20.
Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее.
21.
Сказуемое.
22.
Простое глагольное сказуемое.
23.
Составное глагольное сказуемое.
24.
Составное именное сказуемое.
25.
Тире между подлежащим и сказуемым.
26.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены
предложения».
27.
Анализ диктанта по теме «Главные члены предложения».
28.
Роль второстепенных членов предложения.
29.
Дополнение.
30.
Определение.
31.
Приложение. Знаки препинания при нем.
32.
Обстоятельство.
33.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
34.
Р\Р Характеристика человека.
35.
Односоставное предложение. Главный член односоставного предложения.
36.
Назывные предложения.
37.
Определенно-личные предложения.
38.
Неопределенно-личные предложения.
39.
Р\Р Инструкция.
40.
Безличные предложения.
41.
Р\Р Рассуждение.
42.
Неполные предложения.
43.
Синтаксический разбор односоставных предложений
44.
Контрольное тестирование по теме "Односоставные предложения".
45.
Анализ теста по теме "Односоставные предложения".
24

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69
70
71.
72
73
74.
75
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
25

Понятие об осложненном предложении.
Понятие об однородных членах предложения.
Однородные члены предложения, связанные перечислительной интонацией,
пунктуация при них.
Однородные и неоднородные определения.
Р\Р Изложение с грамматическим заданием
Анализ изложения с грамматическим заданием.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них.
Р/Р сочинение-описание по картине.
Анализ сочинения-описания по картине.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Синтаксический разбор предложений с однородными членами.
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Повторение.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены
предложения».
Анализ диктанта по теме «Однородные члены предложения».
Понятие об обособлении.
Обособленные определения. Выделительные знаки при них.
Р\Р Рассуждение на дискуссионную тему.
Обособленные приложения
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.
Практикум.
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки при них.
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом. Выделительные знаки препинания при них.
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.
Нарушения грамматических норм в предложениях с деепричастными оборотами.
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки при них.
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки
препинания при уточняющих членах предложения.
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки
препинания при них. Практикум.
Синтаксический разбор предложений с обособленными членами предложения.
Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения».
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения».
Подготовка к контрольному диктанту.
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».
Анализ диктанта по теме «Обособленные члены предложения».
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения.
Выделительные знаки при обращении.
Контрольное тестирование по теме " Обращение".
Анализ теста по теме «Обращение».
Вводные конструкции.
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Выделительные знаки препинания при них.
Вставные слова, словосочетания, предложения.

88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95
96.
97.
98.
99.
100
101
102

.
.
.

Междометия в предложениях.
Контрольное тестирование по теме "Вводные и вставные конструкции"
Анализ теста по теме "Вводные и вставные конструкции"
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Цитата.
Прямая и косвенная речь.
Диалог.
Цитата.
Р.Р. Сочинение-рассуждение о культуре поведения.
Контрольный диктант по теме "Чужая речь"
Анализ диктанта по теме "Чужая речь"
Повторение. Синтаксис и морфология.
Синтаксис и пунктуация.
Итоговая контрольная работа
Анализ итоговой контрольной работы.
Комплексный анализ текста.

Тематическое планирование 9 класс
№
Тема урока
1.
Международное значение русского языка.
2.
Устная и письменная речь.
3.
Монолог, диалог.
4.
Р\Р Стили речи.
5.
Простое предложение и его грамматическая основа.
6
Практикум по теме «Простое предложение»
7.
Предложения с обособленными членами.
8.
Предложения с обособленными членами. Тренинг
9.
Обращения, знаки препинания при них.
10
Вводные слова.
11
Вставные конструкции
12
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе».
13.
Анализ контрольного диктанта.
14.
Понятие о сложном предложении.
15.
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
16
Р/Р.Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т.
Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»
17.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного
предложения.
18.
Интонация сложного предложения.
19.
Р\Р Сочинение-рассуждение.
20.
Понятие о сложносочиненном предложении.
21.
Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.
22.
Сложносочиненное предложение с соединительными союзами.
23.
Сложносочиненное предложение с разделительными союзами.
24.
Практикум по теме «Сложное предложение»
25.
Сложносочиненное предложение с противительными союзами.
26
Практикум по теме «Сложносочиненное предложение»
27.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного
предложения.
28.
Р\Р Сочинение на лингвистическую тему.
29.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
26

30
31.
32.
25.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46
47.
48.
49.
50
51.
52
53
54
55.
56.
57.
58
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
27

Тест по теме «Сложносочиненное предложение»
Анализ теста. Повторение изученного по теме «Сложносочиненное
предложение»
Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение»
Анализ контрольного диктанта по теме «Сложносочиненное предложение»
Понятие о сложноподчиненном предложении.
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Р/Р Сжатое изложение.
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Практикум по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными
определительными».
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Самостоятельная работа.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Р/Р. Академическое красноречие и его виды.
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
Практикум по определению вида придаточного предложения.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, уступки, цели,
следствия.
Р/Р. Деловые документы (автобиография, заявление)
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры,
степени и сравнительными.
Р/Р. Сжатое изложение.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки
препинания в них.
Практикум «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в них».
Тест по теме «Сложноподчиненное предложение»
Анализ теста. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного
предложения.
Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение с
несколькими придаточными».
Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение с
несколькими придаточными».
Подготовка к контрольному диктанту по теме «Сложноподчиненное
предложение с несколькими придаточными».
Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение с
несколькими придаточными».
Анализ контрольного диктанта.
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения,
дополнения. Двоеточие в БСП.
Практикум «Бессоюзные сложные предложения»

67.
68.
69.
70
71.
72
73.
74.
75.
76.
77
78.
79
80.
81.
82
83.
84.
85

Р/Р. Сжатое изложение
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени,
условия, следствия.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Практикум «Знаки препинания в бессоюзном предложении»
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Р/Р. Конспект статьи на лингвистическую тему.
Повторение изученного.
Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Анализ контрольного диктанта.
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Тест по теме «Сложное предложение с разными видами связи».
Анализ теста. Р\Р Деловые бумаги.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с
различными видами связи.
Р/Р. Сжатое изложение.
Публичная речь.
Повторение изученного.
Роль языка в жизни общества.

86. Итоговая контрольная работа.
87.
Анализ контрольной работы.
88.
Фонетика и графика.
89.
Лексикология и фразеология.
90.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык
РФ и язык межнационального общения.
91.
Морфемика и словообразование.
92
Практикум по словообразованию
93
Практикум по морфемике.
94.
Морфология и орфография.
95
Практикум по орфографии.
96
Практикум по орфографии.
97.
Р/Р Сочинение-рассуждение.
98
Практикум по пунктуации.
99
Практикум по пунктуации.

28

Учебно-методическое обеспечение
1) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9
классы.- М.: Просвещение, 2011.
2) С.В. Абрамова. Русский язык. Проектная работа
старшеклассников- М.:Просвещение, 2011.
3) Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5-9 кл. / Г. А. Богданова.
- СПб., 2014.
4) Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы.
/ Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
5) М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9
классы. – М.: ВАКО, 2012.
6) Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский
язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2013.
7) П.Ф. Ивченков. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков.
- М., 2011.
Образовательные электронные ресурсы:
 http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
 http://www.9151394.ru/
- Информационные и коммуникационные
технологии в обучении
 http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С:
Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы
серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
 http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
 http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
 http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
 http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
 http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
 http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
 http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и
пунктуации.

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».