Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс (ФГОС НОО)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Рахмангуловская средняя общеобразовательная школа» МАОУ
МО Красноуфимский округ
"РАХМАНГУ
ЛОВСКАЯ
СОШ"

Согласовано:
Школьное методическое
объединение
______/А.Т. Нурмухаметова/
Протокол № 1
от 27 августа 2021 г.

Подписано цифровой
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
Дата: 2021.09.09
08:42:11 +05'00'

Утверждено:
Директор школы
___________Н.А.Пупышев
Приказ №187
от 31 августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Составитель: Гиндуллин Артур Вернатович
учитель ИЗО I квалификационной категории

с. Рахмангулово,
2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его
уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и
творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного
мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных
объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными
предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное
искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного
типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей
личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоциональноценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка,
получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и
художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении
смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к
окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует
необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами,
понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие
художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к
художественному творчеству.
Программа разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской
Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Образовательной программы основного общего образования МАОУ
«Рахмангуловская СОШ», Примерной основной образовательной программы начального
общего образования, с использованием авторской программы Неменского Б. М.
(Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский. – М.:
Просвещение, 2016.).
Цели программы
Основными целями изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в системе
начального общего образования являются:
 воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
 развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
 освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
 овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического
вкуса.
Задачи курса
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно- нравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной
человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также
в
воспитании
гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а
потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом
открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех
людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого миро-отношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень
курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через
чувства обучающегося, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного
творческого опыта.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь
только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка,
средств художественной выразительности. На этой основе происходит развитие чувств,
освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану начального общего образования на изучение изобразительного
искусства в начальной школе отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов. Предмет
изучается: в 1 классе – 33 часа в год, во 2-4 классах – 34 часа в год.
Учебно-методический комплект
1. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс:
общеобразоват.учреждений /Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.-2-е
Просвещение, 2012.-111 с.:ил.
2. Изобразительное
искусство.
Искусство
и
ты.
2
класс:
общеобразоват.учреждений /Е.И. Коротаева; под ред. Б.М. Неменского.-2-е
Просвещение, 2012.-144 с.:ил.

учеб.для
изд..-М.:
учеб.для
изд..-М.:

Планируемые результаты освоения предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль- туре других
народов;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и от- крытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;

 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных
учебных действий.
Предметные результаты
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительногоискусства в
жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
 сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как
ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),
а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видео- запись, элементы мультипликации и пр.).
Критерии и нормы оценивания
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.
Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению
дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью
текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его
динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль
выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения,
например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и
данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего
учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля
позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля
должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведѐн с использованием
следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины);
- письменный (кроссворды);
-практический (упражнения, художественно-творческая работа, индивидуальные
карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
 Активность участия.
 Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
 Развернутость ответов, образность, аргументированность.
 Самостоятельность.
 Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
 Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента
(как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).



Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
 Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления
работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Содержание учебного предмета
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с
присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой
художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая
первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать,
осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса —«Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается
над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах
эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве
художника.
Тема 3 класса —«Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственновизуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль
играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице 1е, в городе и селе,
в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий
мир.
Тема 4 класса —«Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов
по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и
мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных
культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует
взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота
помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные
общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной
темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, что помогает детям
на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуальноколлективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие
задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих
силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность
более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают
яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений (народных, классических, современных).
Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются
учащимися на всем протяжении обучения.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как
духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу,
поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное
значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работс точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить
свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Тематическое планирование
1 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с мастером Изображения.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объѐме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители.

1
1
1
1
1
1
1
1

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч.)
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15-16.

Мир полон украшений. Знакомство с мастером Украшения.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красоту надо уметь замечать. Украшения птиц.
Красоту надо уметь замечать. Красивые рыбы.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник.

1
1
1
1
1
1
2

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч.)
17-18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26-27.

Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Какие можно придумать дома.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Всѐ имеет своѐ строение.
Строим вещи.
Село, в котором мы живѐм.

2
1
1
1
1
1
1
1
2

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч.)
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Цветы - украшение Земли.
Праздник весны. Праздник птиц.
Разноцветные жуки.
Времена года. Весенний пейзаж.
Здравствуй, лето!

1
1
1
1
1
1

2
№
п/п

класс

Тема урока

Кол-во
часов

Как и чем работает художник (8 ч.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Три основныхцвета.
Белая и чѐрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительные возможности материалов для работы в объѐме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы.

1
1
1
1
1
1
1
1

Реальность и фантазия (7 ч.)
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Изображение и фантазия.
Украшение и реальность,украшения в природе.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают
вместе.

1
1
1
1
1
1
1

О чѐм говорит искусство? (10 ч.)
16.
17.
18.
19.
20-21.
22.
23.
24.
25.

Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера изображаемых животных.
Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в
изображении.
Сказочный мужской образ.Выражение характера человека
изображении
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения?
Выражение намерений через украшение.
Образ здания

1
1
1

в

1
2
1
1
1
1

Как говорит искусство? (9 ч.)
26.
27.
28-29.
30.
31.
32-33.
34.

Тѐплые и холодные цвета. Борьба тѐплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета
Что такое ритм линии?Характер линий
Ритм пятен
Пропорции выражают характер
Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности
«Экзамен художника Тюбика».

1
1
2
1
1
2
1

3
№
п/п

класс

Тема урока

Кол-во
часов

Искусство в твоѐм доме (8 ч.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Прощаемся с летом «Мое яркое лето»
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки. Иллюстрированиекнижки.
Поздравительная открытка.
Труд художника для твоего дома.

1
1
1
1
1
1
1
1

Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Памятники архитектуры — наследие предков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины магазинов.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего села.

1
1
1
1
1
1
1

Художник и зрелище (11 ч.)
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22-23.
24.
25.
26.

Художник в цирке. Эскиз.
Художник в цирке. Работа в цвете.
Художник в театре.
Театр кукол.
Мы – художники кукольного театра.
Конструирование сувенирной куклы.
Театральные маски.
Афиша и плакат к спектаклю.
Праздник в городе.
Школьный карнавал.

1
1
1
1
1
1
2
1
1

Художник и музей (8 ч.)
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Музей искусств в жизни города. .
Картина - особый мир.
Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Музеи искусств. Искусствоведческая викторина.

1
1
1
1
1
1
1
1

4
№
п/п

класс

Тема урока

Кол-во
часов

Историки родного искусства (9 ч.)
1.
2.
3.
4.
5-6.
7.
8.
9.

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времѐн года.
Гармония жилья с природой.
Деревня - деревянный мир. Коллективное панно.
Образ русского человека (женский и мужской образы).
Воспевание труда в искусстве.
Народные праздники.
Ярмарка. Обобщение по разделу.

1
1
1
1
2
1
1
1

Древние города нашей земли (7 ч.)
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Древнерусский город крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины – защитники.
Города Русской земли. Золотое кольцо России.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах.

1
1
1
1
1
1
1

Каждый народ художник (11 ч.)
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ
японских построек.
Отношение к красоте природы в японской культуре.
Образ человека, характер одежды в японской культуре.
Искусство народов гор истепей.
Города впустыне.
Образ красоты древнегреческого человека.
Древнегреческая архитектура. Древняя Эллада.
Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.
Средневековая Архитектура Европы. Образ готических городов
средневековой Европы.
Средневековые готические костюмы.
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по
разделу

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Искусство объединяет народы (7 ч.)
28.
29.
30.
31-32.
33.
34.

Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание - великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира. Обобщение по разделу

1
1
1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».