Грамматика, правописание и развитие речи 5-9кл

Подписано

цифровой
МАОУ
подписью:
"РАХМАН МАОУ
ГУЛОВСК "РАХМАНГУЛОВ
СКАЯ СОШ"
АЯ СОШ" Дата: 2021.09.08
14:17:32 +05'00'

Пояснительная записка к рабочей программе по грамматике,
правописанию и развитию речи для обучающихся с умственной
отсталостью
Рабочая программа по предмету «Грамматика, правописание и развитие речи»
разработана
в
соответствии
с нормативно-правовыми
и
инструктивнометодическими документами и на основании Программы под редакцией В.В.
Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида: 5-9 классы» (М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019.).
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык
для обучающихся с умственной отсталостью является одним из
основных учебных предметов, так как от его усвоения во многом зависит успешность
всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения
языку обуславливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в
основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их
социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и
речевой деятельности обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой,
графикой, орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся
психофизических функций.
Программа
направлена на разностороннее развитие личности учащихся,
способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное,
эстетическое воспитание. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того
уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной
адаптации
Программа по предмету «Грамматика, правописание и развитие речи» определяет
содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает
особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она
направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое
воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной
адаптации.
При обучении русскому языку используются следующие принципы:
 принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий
принципы, принцип доступности обучения,
 принцип систематичности и последовательности,
 принцип наглядности в обучении,
 принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным
решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над
значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над
способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован
разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный
материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие
высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в
содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой
из названных тем.
Цели предмета:

1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства
языка».
2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и
синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень,
приставка, суффикс, окончание)
3)
Овладение умениями
участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания.
Задачи предмета:
1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение,
слушание);
2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений,
обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и
письменной форме;
3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; 4)
Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Основные направления коррекционной работы
1. Коррекция высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи,
мышления.
2. Корригировать интерес к предмету.
3. Развивать фонематический слух, коррекция нарушений устной и письменной речи.
4. Корригировать импрессивную и экспрессивную стороны речи, развивать
диалогическую речь.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. 6.
Корригировать интеллектуальные, творческие возможности учащихся
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2011г.
2. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 7 класс. Учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:
«Просвещение», 2013г.; Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 8 класс.
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:
«Просвещение», 2014г
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет
обучения.
Рабочая программа рассчитана:
5 класс – 170 часов, 5 часа в неделю, 34 учебных недель
6класс – 136 часов, 4 часа в неделю, 34 учебных недель
7класс- 136 часов,4 часа в неделю, 34 учебных недель
8 класс- 136 часов,4 часа в неделю, 34 учебных недель
9класс- 132 часов, 4 часа в неделю, 33 учебных недель
Для реализации используются следующие методы обучения:
словесные, наглядные, практические, поисковые, самостоятельные работы, контроль и
самоконтроль, репродуктивные.

2

Формы работы на уроке: индивидуальные.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по
памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения
или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Методы работы на уроке
На уроках предмета «Грамматика, правописание и развитие речи» используются
следующие методы урока:
 словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
 наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
 практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса применяются разнообразные ТИПЫ
УРОКОВ:
Основные типы учебных занятий:
 урок изучения нового учебного материала;
 урок закрепления и применения знаний;
 урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
 урок контроля знаний и умений.
Нетрадиционные формы уроков:
 интегрированный,
 урок-игра,
 урок-экскурсия,
 практическое занятие,
 урок-проект,
 заочная экскурсия,
 урок - путешествие.
На уроках Грамматики, правописания и развития речи» предусматривается:
 работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или
иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными
моделями;
 выполнение практических работ и мини-исследований;
 моделирование объектов и процессов;
 уроки с элементами исследования
Основным типом урока является комбинированный.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта
и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание
орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе
установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию
слов по грамматическим признакам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
предмету «Грамматика, правописание и развитие речи» являются:

3

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) усвоение основ научных знаний о родном языке;
3) освоение базовых понятий лингвистики: речевое общение, речь устная и
письменная; разговорная речь; текст; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
4) овладение основными ресурсами лексики русского языка, основными нормами
русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки обучающихся: Основные
требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся
должны знать:
 главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
 название частей речи, их значение;
 наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
 писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
 разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
 различать части речи;
 строить
простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
 писать изложение и сочинение;
 оформлять деловые бумаги;
 пользоваться школьным орфографическим словарем.
Обучающиеся к концу 5 класса должны уметь:
 различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
 подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
 проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем
изменения формы слова;
 обозначать мягкость согласной буквой Ь;
 разбирать слово по составу;
 выделять имя существительное как часть речи;
 строить простое распространенное предложение;
 связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
 пользоваться школьным орфографическим словарем
Обучающиеся должны знать:
 алфавит;
 способ проверки написания гласных и согласных (путѐм изменения формы слова)
Обучающиеся к концу 6 класса должны уметь:
 правильно обозначать звуки буквами при письме;
 подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
 проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем
подбора родственных слов;
 разбирать слова по составу;
 выделять имена существительное и прилагательное как части речи;
 строить простое распространенное предложение с однородными членами;

4

 связно высказываться устно и письменно (по плану);
 пользоваться школьным орфографическим словарем
Обучающиеся должны знать:
 способы проверки написания гласных и согласных в корне слова
Обучающиеся к концу 7 класса должны уметь:
 писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
 разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
 различать части речи;
 строить
простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
 писать изложение и сочинение;
 оформлять деловые бумаги
 пользоваться школьным орфографическим словарем.
Обучающиеся должны знать:
 главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
 название частей речи, их значение;

наиболее распространенные правила правописания слов.
Обучающиеся к концу 8 класса должны уметь:
 писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце
предложения;
 разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
 различать части речи;
 строить
простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
 писать изложение и сочинение;
 оформлять деловые бумаги;
 пользоваться школьным орфографическим словарем.
Обучающиеся должны знать:
 части речи;
 наиболее распространенные правила правописания слов.
Обучающиеся к концу 9 класса должны уметь:
 писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;
 оформлять все виды деловых бумаг;
 пользоваться школьным орфографическим словарем.
Обучающиеся должны знать:
 части речи, использование их в речи;
 наиболее распространенные правила правописания слов
Программа обеспечивает достижение выпускниками личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Формы и типы контроля по предмету «Грамматика, правописание и
развитие речи» (5-9 кл)
клас с 1 четверть
5

5

Контрольнаяработ
а

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольнаяработ
а

Контрольнаяработ
а

Контрольнаяработ
а

6
7
8
9

Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа

Контрольнаяработ
а
Контрольнаяработ
а
Контрольнаяработ
а
Контрольнаяработ
а

Контрольнаяработ
а
Контрольнаяработ
а
Контрольнаяработ
а
Контрольнаяработ
а

Контрольнаяработ
а
Контрольнаяработ
а
Контрольнаяработ
а
Контрольнаяработ
а

Контрольно–измерительные материалы
Контрольный диктант – 5 (I полугодие – 2, II полугодие – 3)
Контрольное списывание – 2 (I полугодие – 1, II полугодие – 1) Итого
за год:количество контрольных работ – 7
Организуя
итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого
школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных
оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую
деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с
максимальной точностью «применить» к ребѐнку и интеллектуальным дефектом, поэтому
эти предложения носят рекомендательный характер.
Объем контрольных работ по письму и развитию речи в классах для
детей с умственной отсталостью
Класс Количество слов

5
6
7
8
9

В контрольном
диктанте
45- 50
65 – 70
75 – 80
75 – 80
75 - 80

В подробных
изложениях
20 - 45
45 - 70
45 - 70
70 - 100
70 - 100

В словарном
диктанте
10 - 15
15 - 20
20 - 25
25 - 30
30 - 35

Объем творческих
работ
На уроке
20 - 30
30 - 40
40 - 50
60 - 70
60 - 70

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по грамматике, правописанию и
развитию речи. V – IX классы
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов по грамматике, правописанию и развитию речи принимается
во внимание:
а) правильность ответа по содержанию изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Базовый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если он
обнаруживает понимание материала, может
с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести

6

Минимально необходимый (сниженный)
уровень
Оценка «5» ставится ученику, если он
обнаруживает понимание материала, но
допускает единичные ошибки, допускает
неточности в подтверждении примерами и

необходимые
примеры;
допускает
единичные
ошибки,
которые
сам
исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает
ответ,
в
целом
соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает
неточности в подтверждении
правил
примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при
работе с текстом или разборе предложения
допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка
«3» ставится, если ученик
обнаруживает
знание
и
понимание
основных положений данной темы, но
излагает материал недостаточно полно и
последовательно; допускает ряд ошибок в
речи;
затрудняется
самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает
это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

исправляет их с помощью учителя.
Оценка «4» ставится ученику, если он
обнаруживает знание и понимание темы, но
допускает неточности в знании материала,
делает ошибки в речи и исправляет их с
помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он
понимает основные положения темы, но
допускает
ошибки в формулировании
правил, допускает ряд ошибок в речи,
затрудняется самостоятельно подтвердить
правила примерами и делает это с помощью
учителя, нуждается в постоянной помощи
учителя

Оценка письменных работ. V - IX классы
Оценка Базовый уровень
«5»
«4»
«3»

ставится за работу без
ошибок
ставится за работу с 1 – 2
ошибками
ставится за работу с 3 – 5
ошибками

Минимально необходимый (сниженный)
уровень
если в работе выполнено правильно 65 %
заданий
если в работе выполнено правильно от 50 % до
60 % заданий
если в работе выполнено правильно от 35 % до
50 % заданий

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на
изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на
непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды
написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом
слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова
в предложении.
Ошибки,
обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками
являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски,
перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение
структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.

7

Грамматический разбор
Базовый уровень
Оценка
«5» ставится, если ученик
обнаруживает
осознанное
усвоение
грамматических понятий, правил в процессе
грамматического
разбора,
работу
выполняет без ошибок или допускает
исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в
основном
обнаруживает
усвоение
изученного материала, умеет применить
свои знания, хотя допускает 2—3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется
в
применении своих знаний, допускает 4—5
ошибок или не справляется с одним из
заданий.

Минимально необходимый (сниженный)
уровень
Оценка «5» ставится, если в работе
выполнено правильно 65 % заданий Оценка
«4» ставится, если в работе выполнено
правильно от 50 % до 60 % заданий
Оценка
«3» ставится,если в работе
выполнено правильно от 35 % до 50 %
заданий

Изложения и сочинения. V - IX классы
В Vклассах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера,
объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и
по объему: в V - VII классах – 45-70 слов, в VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения дети
пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в
VIII—IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и
последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.
Минимально необходимый (сниженный)
Базовый уровень
уровень
Оценка
«5»
ставится
ученику за Оценка «5» ставится ученику за изложение
правильное, полное,
последовательное (сочинение), написанное без искажений
изложение авторского текста (темы) без авторского текста (темы), с пропуском
ошибок
в
построении
предложений, второстепенных звеньев, не влияющих на
употреблении слов; допускается одна-две понимание основного смысла, без ошибок в
орфографические ошибки.
построении предложений; допускается однаОценка
«4» ставится за изложение три орфографические ошибки.
(сочинение), написанное без искажений Оценка
«4» ставится за работу без
авторского текста (темы), с пропуском искажений авторского текста, с однойвторостепенных звеньев, не влияющих на двумя
ошибками
в
построении
понимание основного смысла, без ошибок в предложений,
с
двумя-четырьмя
построении предложений; допускается три- орфографическими ошибками.
четыре орфографические ошибки.
Оценка
«3» ставится за изложение
Оценка
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от
(сочинение), написанное с отступлениями авторского текста (темы), с тремя-четырьмя
от авторского текста (темы), с двумя — ошибками в построении предложений и
тремя
ошибками
в
построении употреблении слов,
с шестью-семью
предложений
и употреблении слов,
орфографическими ошибками.
влияющих на понимание смысла, с пятьюшестью орфографическими ошибками.

8

Содержание учебного предмета
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается
устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и
пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс
грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью
более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу.
Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса
грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение составаслова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на
обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются
навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и
приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор,
сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию
(подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки
практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки
школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема
включена в программу всех лент обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в
процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого
предложения
разной степени распространенности и сложного предложения.
Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной
письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать
свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная
работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения,
обогащения и уточнения словаря, обучению построению предложений, связному устному
и письменному высказываниюво 2-4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с
деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть
такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение
осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается
формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого

9

изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии,
заявления, расписки и др.)
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя
внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
Содержание программы по грамматике, правописанию и развитию речи в 5 классе:
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов
в предложении. Главные
и второстепенные члены предложения. Различение
предложений по интонации.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение
мягкости согласных буквами ь, е, ѐ, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание
парных согласных на конце слов. Буквы е, ѐ, я на конце слова и после гласных. Гласные
ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы
слова. Алфавит.
Слово.
Состав слова.
Корень и однокоренные слова. Части слова. Упражнения в образовании слов.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный Ъ.
Части речи.
Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное, глагол. Умение
различать их по вопросам и значению.
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные имена существительные.
Изменение существительных по числам.
Род имен существительных, умение его различать.
Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода и его
отсутствие у существительных мужского рода.
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о склонении имен существительных.
Падежные окончания имен существительных. Упражнения в одновременном
склонении существительных, относящихся к разным склонениям.
Предложение.
Главные
и второстепенные члены предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения.
Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И.
Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного
материала.
Заполнение дневника учащимися. Работа с
деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии
картин, по материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.
Деловое письмо: адрес на открытке и на конверте, поздравительная открытка, письмо
родителям.

10

Повторение пройденного за год.
Содержание программы по грамматике, правописанию и развитию речи в 6 классе:
Повторение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с
одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных
гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь. Двойные и
непроизносимые согласные.
Слово.
Состав слова.
Однокоренные слова. Части слова. Образование слов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слов.
Непроверяемые написания в корне слова.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ.
Правописание приставок с О и А, приставка ПЕРЕ-, единообразное написание
приставок на согласные (С-,В-,НАД-,ПОД-,ОТ-)
Имя существительное.
Значение имени существительного и его основные грамматические категории: род,
число, падеж.
Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе. Склонение
имен существительных во множественном числе. Падежные окончания.
Правописание родительного падежа сущ. Женского и среднего рода с основой на
шипящий.
Знакомство с существительными, употребляемыми только в единственном или
только во множественном числе.
Имя прилагательное.
Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательного в речи.
Умение различать род, число и падеж прилагательного по соответствующим
признакам существительного и согласовывать эти части речи.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Предложение.
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов и с
одиночным союзом И, с союзами А,НО. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами
И,А,НО. Знаки
препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении. Виды
предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного
материала.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен
прилагательных.

11

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес»,
«Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.)
Сочинение по коллективно составленному плану на материале личных наблюдений.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету, объявление.
Повторение пройденного за год.
Содержание программы по грамматике, правописанию и развитию речи в 7 классе:
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Простые
предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. Главные и
второстепенные члены предложения.
Звуки и буквы.
Слово.
Правописание безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных.
Глагол как часть речи, грамматические признаки и правописание глаголов. Местоимение
как часть речи. Склонение личных местоимений.
Предложение.
Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в
предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного
материала.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по коллективно составленному плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии
картин, по материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.
Деловое письмо: объяснительная записка, телеграмма, заявление.
Повторение пройденного за год.
Содержание программы по грамматике, правописанию и развитию речи в 8 классе:
Повторение.
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простои м сложном
предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с
союзами И, А, НО и без союзов.
Слово.
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к
различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных
гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с «о» и «а», приставка пере-, единообразное написание
приставок на согласные вне зависимости от произношения.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без
соединительных гласных.
Имя
существительное.
Основные
грамматические
категории
имени
существительного. Склонение имен существительных.
Правописание
падежных окончаний существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени существительного с именем
прилагательным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен

12

прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ИЙ,
-ЬЯ, -ЬЕ, их склонение и правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3 лица единственного числа.
Глагол. Значение глагола.
Неопределѐнная форма глагола на -ТЬ, -ЧЬ, -ТИ. Изменениеглаголов
по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спряжение). Различение окончаний I и II спряжений (на материале наиболее
употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание
личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с-ТЬСЯ, - ТСЯ. Изменениеглаголов
в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение.
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными
членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Сложное
предложение. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Сравнение
простых предложений с однородными членами, соединенными
союзами И, А, НО со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словамикоторый, когда, где, что, чтобы, потому что.
Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь.
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных
художников (в связи с
прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале
экскурсий, практической
деятельности, основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня
школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в школьных мероприятиях, о
производственной практике, выборе профессии заявление (о приеме на работу, об
увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета,
доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Содержание программы по грамматике, правописанию и развитию речи в 9 классе:
Повторение.
Простое предложение.Простое предложение с однородными членами. Обращение.
Сложное предложение с союзами И, А, НО, со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой Ь.
Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ѐ, я, ю в начале
слова. Разделительные Ь и Ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово.

13

Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное
написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную в зависимости от
произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без
соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические
категории
существительного.
Правописание
падежных
окончаний
имен
существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя
прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен
прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных
местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа.
Частица НЕ с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и
порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 от 80, от 500 до 900; 4; 200, 300, 400;
40, 90, 100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия.
Правописание наречий с О и А на конце.
Части речи. Существительное, прилагательное, глагол, числительное, наречие,
предлог. Употребление в речи.
Предложение.
Простое
предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами,
обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами И, А, НО и без союзов,
предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в
предложении. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие
перед ней; большая буква прямой речи.
Связная речь.
Изложение.
Сочинения
творческого характера с привлечением сведений из личных
наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на
работу на конкретное предприятие; автобтография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.

Тематический план
по грамматике, правописанию и развитию речи в 5 классе

№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14-15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Тема урока
Раздел 1: Повторение. Предложение. - 33 ч
Предложение. Вводный урок.
Простое предложение.
Связь слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Главные члены предложения
Сказуемое.
Подлежащее.
Второстепенные члены предложения.
Виды предложения по интонации.
Повествовательное предложение.
Вопросительное предложение.
Восклицательное предложение.
Работа с деформированным текстом.
Виды предложений по интонации.
Главные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения.
Схемы предложений.
Нераспространенные предложения.
Распространенные предложения.
Творческая работа. Составление предложений из
разрозненных слов.
Однородные члены предложения.
Однородные подлежащие.
Однородные сказуемые.
Однородные второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения с союзами.
Соединение однородных членов предложения без союзов.
Знаки препинания между однородными
членами предложения без союзов.
Знаки препинания между однородными членами предложения с
союзами.
Грамматический разбор предложения.
Составление вопросительных предложений.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33. Творческая работа. Составление различных видов предложений.
Раздел 2: Звуки и буквы. - 13 ч

1

Звуки и буквы. Определение количества букв и звуков в слове.
Алфавит.
Звуки гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных буквами Е,Ё,И,Ю.
Обозначения мягкости согласных букв Ь.
Разделительный мягкий знак.

1
1
1
1
1
1
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Парные звонкие и глухие согласные.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Гласные буквы и звуки
Гласные ударные и безударные
Урок – практикум по теме «Звуки и буквы».
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы».
Раздел 3: Состав слова. - 25 ч
1. Состав слова.
2. Корень слова. Однокоренные слова.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

1
1
1
1
1
1
1
1

Работа с текстом. Составление рассказа по плану «Семья ежей».
Окончание.
Приставка.
Приставки - ОТ; ВЫ; ЗА; ПРИ; ПЕРЕ; ПО
Суффикс – часть слова.
Разбор слов по составу.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Парные звонкие и глухие согласные
Одинаковое произношение и написание парных звонких и глухих
согласных в корне перед гласной.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Правила написания сомнительной согласной в корне.
Творческая работа. Сказка «Бабка Ёжика».
Непроверяемые согласные и гласные в корне слова.
Буква Ъ после приставок
Обобщение по теме: «Состав слова»

1
1
1
1
1
1
1
1
1

19. Диктант по теме: «Правописание гласных и согласных букв».
Анализ контрольного диктанта по теме «Правописание гласных и
20. согласных букв». Работа над ошибками.
21. Деловое письмо. Записка.
Общее понятие о частях речи: имя существительное,
22. прилагательное, глагол.
Обобщение группы слов, обозначающих название предмета и
23. отвечающих на вопросы кто? что?
Обобщение группы слов, обозначающих действие предмета и
24. отвечающих на вопрос что делать?
Обобщение группы слов, обозначающих признак предмета и
25. отвечающих на вопрос, какой?
Раздел 4: Имя существительное. - 78 ч
1. Имя существительное

1

2. Выделение из группы однокоренных слов имен существительных
3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

4. Составление словосочетаний существительное + прилагательное
5. Имена существительные собственные и нарицательные
Правописание собственных и нарицательных имён
6. существительных.
7. Письмо. Адрес на конверте
8. Число имен существительных
9. Род имен существительных
10. Определение рода имени существительного.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Правописание имен существительных м.р. и ж.р. с шипящей на
конце
Правописание имен существительных мужского и женского рода с
шипящей на конце.
Изменение имен существительных по падежам. Склонение.
Падежи имен существительных.
Определение по вопросам падежей имен существительных.
Именительный падеж.
Определение именительного падежа по вопросам.
Родительный падеж.
Дательный падеж.
Винительный падеж.
Дифференциация родительного и винительного падежей.
Творительный падеж.
Предложный падеж.
Определение падежа имени существительного.
Составление словосочетаний с помощью предлогов.
Творческая работа. Составление рассказа-описания по картине
В.Васнецова «Ковер-самолет».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27. Контрольный диктант по теме: «Падежи имен существительных».
Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Падежи
28. имен существительных»
29. Три склонения имен существительных.
30. Начальная форма имени существительного.
31. Имена существительные I-ого склонения.
32. Определение I-ого склонения имени существительного.
33. Имена существительные II -ого склонения.
34. Определение II-ого склонения имени существительного
35. Имена существительные III-ого склонения.
36. Определение III-ого склонения имени существительного
37. I-ое склонение имен существительных единственного числа.
Правописание окончаний имен существительных I-ого склонения в
38. И.п.
Правописание окончаний имен существительных I-ого склонения в
39. Р.п.
Правописание окончаний имен существительных I-ого склонения в
40. Д.п.
Правописание окончаний имен существительных I-ого склонения в
41. В.п.
Правописание окончаний имен существительных I-ого склонения в
42. Т.п.
Правописание окончаний имен существительных I-ого склонения в
43. П.п.
Правописание окончаний имен существительных I-ого склонения в
44. различных падежах.
Творческая работа. Составление рассказа по картинкам на тему:
45. «Помоги птицам».
46. Поздравительная открытка.
47. II-ое склонение имен существительных единственного числа.

1

48. Именительный падеж имен существительных II-ого склонения.

1

49. Родительный падеж имен существительных II-ого склонения.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

50. Дательный падеж имени существительных II-ого склонения.

1

51. Винительный падеж имени существительных II-ого склонения.

1

52. Творительный падеж имени существительного II-ого склонения.

1

53. Предложный падеж имени существительного II-ого склонения.
Контрольный диктант по теме «Правописание имен
54. существительных».
55. Деловое письмо. Письмо.
56. III-е склонение имен существительных единственного числа.

1

57. Именительный падеж имен существительных III-его склонения.
Родительный, дательный, предложный падежи имен
58. существительных III-его склонения.
59. Винительный падеж имен существительных III-его склонения.
60. Творительный падеж имен существительных III-его склонения.
61. Упражнения на закрепление.
62. Повторение пройденного
63. Повторение. Три склонения имен существительных.
64. Первое склонение имени существительного в ед.числе.
Правописание безударных окончаний имен существительных 1
65. склонения.
66. Закрепление изученного по теме «Имя существительное».
Правописание безударных окончаний имен существительных 2
67. скл.
Правописание безударных окончаний имен существительных 3
68. скл.
69. Правописание окончаний существительных 3 скл. в И.п.
Правописание окончаний существительных 3 склонения в Р.п.,
70. Д.п., П.п.
71. Правописание окончаний существительных 3 склонения в В.п.
72. Правописание окончаний существительных 3 склонения в Т.п.
73. Упражнения на закрепление.
Правописание падежных окончаний существительных 1,2,3
74. склонения.
75-76. Обобщение изученного материала по теме «Имя существительное».
77. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Имя
78. существительное»
Раздел 5: Повторение. - 26 ч
1. Предложение. Вводный урок.
2. Простое предложение.
3-4. Связь слов в предложении.
5-6. Порядок слов в предложении.
7. Главные члены предложения
8-9. Сказуемое.
10-11. Подлежащее.
12-13. Второстепенные члены предложения.
14-15. Виды предложения по интонации.
16. Повествовательное предложение.
17. Вопросительное предложение.
18. Восклицательное предложение.

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
2
1
1
1

19-20. Работа с деформированным текстом.
21 Повторение изученного материала за 5 класс

2
1

Тематический план
по грамматике, правописанию и развитию речи в 6 классе
№
Тема урока
урока
Раздел 1: Повторение.Предложение - 11 ч
1. Повторение по теме "Предложение".
2. Главные члены предложения.
3-4. Второстепенные члены предложения.
5. Распространенные и нераспространенные предложения.
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным
6-7. планом.
8. Однородные члены предложения.
9-10. Знаки препинания между однородными членами предложения.
11. Контрольная работа по теме "Предложение".
Раздел 2: Звуки и буквы - 8 ч
1. Звуки и буквы.Алфавит.
2. Гласные и согласные буквы.
3. Смягчающий и разделительный Ь.
4. Правописание сомнительных согласных.
5. Правописание сомнительных звонких и глухих согласных.
6. Правописание двойных согласных.
7. Правописание непроизносимых согласных.
8. Проверочная работа по теме "Правописание согласных".
Раздел 3: Состав слова - 29 ч
1. Повторение по теме "Состав слова".
2-3. Корень.Однокоренные слова.
4. Приставка.Образование новых слов с помощью приставки.
5. Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса.
6. Окончание.Связь слов в предложении.
7. Образование новых слов с помощью частей слова по схемам.
8. Диктант по теме "Звуки и буквы".
9. Анализ диктанта по теме "Звуки и буквы". Работа над ошибками.
10-12. Правописание безударных гласных в корне слова.
13-14. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
15. Непроизносимые согласные в корне слова.
16. Проверочная работа "Найди знакомые орфограммы".
17. Приставка и предлог.
18. Дифференциация приставок и предлогов.
19-20. Раздельное написание предлогов со словами.
21-22. Разделительный Ъ после приставок.
23. Правописание гласных в приставках.
24-25. Правописание приставок с согласными.
26. Образование слов с помощью приставок.
27. Деловое письмо. Объявление.
28. Контрольный диктант по теме "Состав слова".
29. Анализ диктанта по теме "Состав слова". Работа над ошибками.
Раздел 4: Части речи. Имя существительное. - 26 ч
1. Части речи. Различение части речи по вопросам.

Кол-во
часов
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
3
2
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1

Имя существительное.
Имена собственные.
Имя существительное. Повторение.
Имена собственные.
Имя существительное. Склонение имен существительных в
7. единственном числе.
Правописание безударных окончаний имен существительных в
8-9. единственном числе.
Правописание окончаний существительных 1-го склонения в
10-11. единственном числе.
Правописание окончаний существительных 2-го склонения в
12-13. единственном числе.
Правописание окончаний существительных 3-го склонения в
14. единственном числе.
15. Склонение имен существительных во множественном числе.
16. Именительный и винительный падеж множественного числа.
17. Дательный падеж имен существительных во множественном числе.
Творительный падеж имен существительных во множественном
18. числе.
Предложный падеж имен существительных во множественном
19. числе.
20. Родительный падеж имен существительных множественного числа.
Правописание существительных в родительном падеже
21-23. множественного числа после шипящих.
24. Имена существительные, употребляемые лишь в одном числе.
Самостоятельная работа по теме "Правописание имен
25. существительных".
Анализ самостоятельной работе по теме "Правописание имен
26. существительных". Работа над ошибками.
Раздел 5: Части речи. Имя прилагательное - 50 ч
1. Имя прилагательное как часть речи.
2. Согласование имен прилагательных с именем существительным.
3. Изменение имен прилагательных по родам.
4. Окончание имен прилагательных мужского рода.
5. Окончание имен прилагательных женского рода.
6. Окончание имен прилагательных среднего рода.
7. Дифференциация родовых окончаний имен прилагательных.
Согласование имен существительных и имен прилагательных в
8. роде и падеже.
9-10. Изложение "Куликовская битва".
11-12. Изменение имен прилагательных по числам.
13. Имена прилагательные единственного числа.
Правописание окончаний -ее в прилагательных среднего рода,
единственного числа и -ие в прилагательных среднего рода
14-15. множественного числа.
16. Образование имен прилагательных от других частей речи.
Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и
17. падеже.
18. Словосочетания.
19. Изменение имен прилагательных по родам.
20. Изменение имен прилагательных по числам.
21. Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное".
Анализ контрольного диктанта по теме "Имя прилагательное".
22. Работа над ошибками.
2.
3.
4-5.
6.

1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1

2
1
1
1
1
1
1
1

23. Склонение имен прилагательных в единственном числе.
24. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и
25. падеже.
Именительный и винительный падежи имен прилагательных
26. среднего рода.
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего
27. рода.
Способы проверки правописания окончаний прилагательных
28-29. мужского и среднего рода в Р.П.
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и
30-31. среднего рода в Р.П. после шипящих.
32-33. Изложение по тексту "Дятел".
34-35. Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и
36-37. среднего рода в Д.П. после шипящих.
38. Составление рассказа "Белые медведи".
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего
39-40. рода.
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего
41-42. рода.
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и
43. среднего рода в П.П. после шипящих.
44-45. Закрепление по теме "Правописание прилагательных".
46-47. Самостоятельная работа по теме "Правописание прилагательных".
48-50. Закрепление по теме "Имя прилагательное". Работа над ошибками.
Раздел 6: Части речи. Глагол. - 28 ч
1-2. Значение глагола в речи.
3-4. Глаголы противоположные по значению.
5-6. Различение существительных, прилагательных и глаголов.
7-8. Изменение глаголов по временам. Настоящее время.
9-10. Прошедшее время глагола.
11-12. Будущее время глаголов.
13-15. Различение глаголов по временам.
16-17. Единственное и множественное число глаголов будущего времени.
18-19. Составление рассказа по картинкам.
Единственное и множественное число глаголов прошедшего
20-21. времени.
22-23. Текст. Связь частей в тексте.
24-26. Закрепление знаний по теме "Глагол".
27. Контрольная работа по теме "Глагол".
Анализ контрольной работы по теме "Глагол". Работа над
28. ошибками.
Раздел 7: Предложение - 31 ч
1. Предложение.
2. Простое предложение.
3. Главные члены предложения.
4. Виды предложений по интонации.
5. Схематичное изображение предложений.
6. Однородные члены предложения.
7. Однородные главные члены предложения.
8. Однородные второстепенные члены предложения.
9-10. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
3
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

11.
12.
13.
14-15.
16.
17.
18-19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27-29.
30.
31.
1-2.
3-5.
6-7.
8-9.
10.
11-12.
13-14.
15-16.
17-23.

Однородные члены предложения с союзами И,А,НО.
Схематичное изображение однородных членов предложения.
Сочинение-описание.
Повторение по теме "Однородные члены предложения".
Самостоятельная работа по теме "Однородные члены
предложения".
Анализ самостоятельной работе по теме "Однородные члены
предложения". Работа над ошибками.
Сложное предложение.
Дифференциация простых и сложных предложений.
Составление сложных предложений.
Главные члены предложения.
Знаки препинания в сложных предложениях.
Бессоюзные сложные предложения.
Сложные предложения с союзом И.
Сложные предложения с союзами А,НО.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Контрольная работа по теме "Предложение".
Анализ контрольной работы по теме "Предложение". Работа над
ошибками.
Раздел 8: Повторение изученного - 23 ч
Повторение по теме "Состав слова".
Повторение по теме "Безударные гласные в корне слова".
Повторение по теме "Непроизносимые согласные".
Итоговая контрольная работа за 6 класс.
Анализ итоговой контрольной работы за 6 класс. Работа над
ошибками.
Правописание безударных окончаний имен существительных.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Согласование имен существительных и прилагательных.
Повторение изученного в 5-6 классе.

1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
2
3
2
2
1
2
2
2
7

Тематический план по грамматике, правописанию и развитию речи в
7 классе
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

27

Тема урока
Простое предложение.
Простое предложение с однородными членами.
Однородные члены предложения без союзов.
Однородные члены предложения с одиночным союзом «и», с союзами «а», «но».
Сложные предложения с союзами «и», «а», «но».
Сложные предложения с союзами «и», «а», «но».
Контрольная работа по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Рассказ по иллюстрации (Н.П.Богданов- Бельский «Новые хозяева»)
Слово. Состав слова.(21 час)
Корень.
Корень.
Приставка.
Приставка.
Суффикс.
Окончание.
Обобщающий урок по теме «Состав слова».
Безударные гласные в корне.
Безударные гласные в корне.
Звонкие и глухие согласные в корне.
Непроизносимые согласные в корне.
Закрепление по теме «Правила правописания корня слов».
Рассказ по вопросам
Гласные и согласные в приставках.
Разделительный твердый знак после приставок.
Приставка и предлог.
Закрепление по теме «Правописание приставок».
Сложные слова.
Сложные слова.
Закрепление по теме «Сложные слова».
Сжатый пересказ
Контрольная работа по теме «Слово. Состав слова».
Работа над ошибками.
Части речи. Имя существительное.(14часов)
Имя существительное как часть речи.
Имена существительные собственные и нарицательные.

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

70

71
72
73
74
75
76
77
78
79

Склонение имен существительных в единственном числе.
Склонение имен существительных в единственном числе.
Правописание имен существительных 1 склонения.
Правописание имен существительных 2 склонения.
Правописание имен существительных 3 склонения.
Закрепление по теме «Склонение имен существительных в единственном числе».
Склонение имен существительных во множественном числе
Склонение имен существительных во множественном числе
Деловое письмо.
Закрепление по теме «Имя существительное».
Закрепление по теме «Имя существительное».
Контрольная работа по теме «Имя существительное».
Работа над ошибками.
Имя прилагательное (15часов)
Имя прилагательное как часть речи.
Имя прилагательное как часть речи.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных женского рода.
Склонение имен прилагательных женского рода.
Склонение имен прилагательных женского рода.
Закрепление по теме «Склонение имен прилагательных единственного числа».
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Изложение текста по плану.
Закрепление по теме «Склонение имен прилагательных множественного числа».
Закрепление по теме «Склонение имен прилагательных множественного числа».
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».
Работа над ошибками.
Местоимение(14 часов)
Местоимение как часть речи.
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1,2,3-го лица.
Личные местоимения 1,2,3-го лица.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного
числа.
Личные местоимения 1-го лица.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного
числа.
Личные местоимения 1-го лица.
Личные местоимения 2-го лица.
Личные местоимения 2-го лица.
Написание изложения
Личные местоимения 3-го лица.
Личные местоимения 3-го лица.
Закрепление по теме «Местоимение».
Закрепление по теме «Местоимение».
Контрольная работа по теме «Местоимение».
Работа над ошибками.

Глагол (24 часов)
80
Глагол как часть речи.
81
Глагол как часть речи.
82
Изменение глаголов по временам.
83
Изменение глаголов по временам.
84
Изменение глаголов по временам.
85
Изменение глаголов по числам.
86
Изменение глаголов по числам.
87
Изменение глаголов по родам и числам.
88
Изменение глаголов по родам и числам.
89
«Не» с глаголами.
90
«Не» с глаголами.
91
Изменение глаголов по лицам.
92
1-е лицо глаголов.
93
2-е лицо глаголов.
94
3-е лицо глаголов.
95
Написание изложения
96
Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.
97
Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице 1единственного числа.
98
Правописание окончаний глаголов в 3-лице.
99
Правописание окончаний глаголов в 3-лице.
100
Закрепление по теме «глагол».
Закрепление по теме «глагол».
4 четверть
101
Закрепление по теме «глагол».
102
Контрольная работа по теме «Глагол».
103
Работа над ошибками.
Предложение (18 часов)
104
Простое и сложное предложение.
105
Простое и сложное предложение.
106
Простое предложение с однородными членами.
107
Простое предложение с однородными членами.
108
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом «и».
109
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом «и».
110
Закрепление по теме «Простое предложение».
111
Закрепление по теме «Простое предложение».
112
Сложное предложение.
113
Сложное предложение.
114
Закрепление темы «Сложное предложение»
115
Обращение.
116
Обращение.
117
Написание изложения
118
Закрепление по теме «Предложение».
119
Закрепление по теме «Предложение».
120
Контрольная работа по теме «Предложение».
121
Работа над ошибками.
Повторение изученного за год (12 часов)
122
Состав слова.
123
Правописание гласных и согласных в корне.
124-125 Части речи.

126-127 Правописание падежных окончаний имен существительных.
128-129 Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
130-131 Склонение личных местоимений.
132-133 Правописание глаголов.
134-135 Сжатое изложение
136
Простое предложение.

Тематическое планирование
по грамматике, правописанию и развитию речи в 8 классе
№ п\п

Тема урока

Повторение (11 ч; 9+2)
1
Простое и сложное предложение.
2
Простое и сложное предложение.
3
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.
4
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.
5
Простое предложение с однородными членами.
6
Простое предложение с однородными членами.
78
С.р. Автобиография.
9
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
10
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
11
Проверочная работа по теме «Простое и сложное предложение».
Состав слова (24 ч.; 20+4)
12 13
Однокоренные слова.
14 15
16 17

Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по
составу.
С. р. Анкета.

20 21

Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных
гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

22 23

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-).

24 25

Приставка пере-.

26 27
28 29

Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от
произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Сложные слова.

30

С.р. Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

18 19

30

31
32 33

Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных
гласных.
34
Повторение по теме «Состав слова».
35
Контрольная работа по теме «Состав слова».
Имя существительное (16 ч.; 12+4)
36 37
Работа
над ошибками. Основные грамматические категории имени
существительного.
38 39 Склонение имен существительных.
40
41 42

С. р. Доверенность.

43

Правописание
падежных окончаний существительных
множественного числа.
Правописание
падежных окончаний существительных
множественного числа.
С.р. Сочинение по картине русского художника.

44
45 46

единственного

и

единственного

и

47 48
49

Несклоняемые существительные.

50
51

Повторение по теме «Имя существительное»
Проверочная работа по теме «Имя существительное».

52

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и
падеже.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и
падеже.
С.р. Расписка.

53
54 55

58 59

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
С.р. Деловое письмо.

60 61

Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

62
63

Повторение по теме «Имя прилагательное»
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

64
65
66
67
68 69

Лицо и число местоимений.
Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений.
Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений.

70 71

С.р. Сочинение творческого характера.

72

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

56
57

31

73
74
75

Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Повторение по теме «Личные местоимения»
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

76
77 78

Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.

79 80

Изменение глаголов по временам.

81 82

Изменение глаголов по лицам.

83 84

С. р. Сочинение творческого характера.

85 86

89 90

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спряжение).
Различение окончаний глаголов Iи II спряжения (на материале наиболее
употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов Iи II спряжения.

91 92

С. р. Отзыв о прочитанной книге.

93 94
95 96

Правописание личных окончаний глаголов Iи II спряжения, глаголов с –ться, тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

97
98

Повторение по теме «Глагол».
Проверочная работа по теме «Глагол».

87 88

Предложение (38 ч.)
99 100 Простое предложение.
101
102
103106

Предложения распространенные и нераспространенные.

107 111

Простое предложение с однородными членами.

112117

Знаки препинания при однородных членах.

118119
120122
123124

С. р. Заметка в стенгазету.

125126

32

Главные и второстепенные члены предложений.

Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации.

127
128
129-130
131
132
133
134
135
136

Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение.
С. р. Заявление.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными
союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Постановка знаков препинания перед союзами.
Контрольная работа по теме «Предложение»
Анализ контрольной работы

Тематическое планирование
по грамматике, правописанию и развитию речи в 9 классе
№
урока
1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

33

Тема урока
1 четверть
Простое предложение. Главные члены предложения.
Простое предложение. Главные члены предложения.
Простое предложение с однородными членами предложения
Обращение.
Обращение.
Сложное предложение без союзов и с союзами и, а, но.
Сложное предложение с союзными словами что, где, когда, который.
Входная контрольная работа по теме: "Предложение"
Звуки и буквы Алфавит. Гласные и согласные звуки.
Парные согласные.
Ударные и безударные гласные.
Сочинение на основе наблюдения «Ранняя осень».
Разделительные мягкие и твердые знаки.
Тест-контроль по теме: Звуки и буквы.
Деловое письмо. Объявление.
Состав слова Разбор слов по составу.
Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов
Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов
Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов.
Непроизносимые согласные
Изложение по данному плану «На боевых учениях».
Единообразное написание приставок на согласную об-, от-, под-, с- вне
зависимости от произношения.
Правописание приставок, имеющих конечную согласную, в зависимости от
произношения: без-(бес-), воз-(вос-), раз-(рас-).
Правописание приставок, имеющих конечную согласную, в зависимости от
произношения: без-(бес-), воз-(вос-), раз-(рас-).
Контрольная работа по орфографии

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50,
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70,71
72
73

34

Работа над ошибками. Состав слова.
Сложные слова.
Практическая работа. Сложносокращенные слова.
Деловое письмо. Расписка
Тест-контроль. Правописание корневых орфограмм.
Роль имени существительного в речи.
Имя существительное Грамматические признаки существительного.
Собственные и нарицательные существительные.
Собственные и нарицательные существительные.
Сочинение «Как я помогаю родителям в домашних делах».
2 ЧЕТВЕРТЬ
Род и число имени существительного.
Склонение имени существительного.
Правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце
слова.
Правописание падежных окончаний существительных.
Правописание существительных с шипящей на конце.
Несклоняемые имена существительные.
Деловое письмо. Заметка.
Контрольная работа по теме: Имя существительное.
Работа над ошибками. Повторение трудных орфограмм.
Имя прилагательное Роль прилагательного в речи.
Согласование имени прилагательного с именем существительным.
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Проверка безударных окончаний прилагательных.
Прилагательные на –ий, -ье,-ья, -ьи.
Тестирование по теме: Имя прилагательное
Деловое письмо. Объяснительная записка.
Правописание окончаний прилагательных.
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Роль личных местоимений в речи.
Лицо и число личных местоимений
Лицо и число личных местоимений
Склонение личных местоимений
Правописание личных местоимений с предлогами.
Склонение и правописание местоимений 3 лица.
Склонение и правописание местоимений 3 лица.
Деловое письмо. Письмо родным.
Повторение по теме «Местоимение».
Контрольный диктант по теме «Местоимение».
Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение».
Роль глагола в речи. Различение глаголов по значению.
Грамматические признаки глагола.
Грамматические признаки глагола.
Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик».
Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик».
Неопределенная форма глагола.

74
75
76
77,78
79
80
81
82
83
84
85,86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123

35

Частица не с глаголом.
Спряжение глаголов.
Спряжение глаголов.
Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов 1 и 2
спряжения.
Определение спряжения глагола.
Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Повелительная форма глагола.
Мягкий знак в глаголах.
Изложение – рассуждение по вопросам, плану «Дружеская помощь».
Деловое письмо. Анкета.
Контрольная работа Правописание глаголов.
Работа над ошибками. Памятка о правилах поведения на практике.
Наречие Понятие о наречии.
Согласование наречия с глаголом.
Согласование наречия с глаголом.
Наречия, обозначающие время, место и способ действия.
Наречия, обозначающие время, место и способ действия.
Наречия, обозначающие способ действия
Наречия, обозначающие способ действия
Правописание наречий с о и а на конце.
Правописание наречий с о и а на конце.
Правописание наречий с о и а на конце.
Тест-контроль по теме: Наречие.
Работа над ошибками
Понятие об имени числительном.
Понятие об имени числительном.
Связь числительного с существительным.
Связь числительного с существительным.
Числительные количественные и порядковые.
Числительные количественные и порядковые.
Числительные количественные и порядковые.
Подготовка к контрольной работе за 3 четверть
Контрольная работа
4 ЧЕТВЕРТЬ
Анализ контрольной работы, работа над ошибками.
Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80.
Правописание числительных от 500 до 900.
Правописание числительных 200, 300, 400, 90.
Числа в деловых бумагах. Сочинение-рассуждение
Деловое письмо. Доверенность.
Тест-контроль по теме: Имя числительное.
Различение и классификация частей речи.
Различение прилагательного и порядкового числительного
Тест-контроль по теме: Части речи.
Простое предложение с однородными членами.
Главные члены предложения
Обращение. Письмо родным.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели».
Сложные предложение с союзами и союзными словами. Прямая речь.

124
125
126
127
128
129
130
131
132

Прямая речь.
Знаки препинания при прямой речи.
Контрольная работа за четвертую четверть по теме: Предложение.
Работа над ошибками
Знаки препинания в предложениях.
Изложение по плану в диалогической речи.
Сочинение по картине «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».
Правописание безударных гласных в разных частях слова.

Контрольно-измерительные материалы
- Диктанты по русскому языку. Для специальных(коррекционных) школ 8вида.
Гуманитарный издательский центр Владос, 2019г.
-Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост.
Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2020г
-О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва
«Дрофа»,2020.
- Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной
школе» Волгоград, 2019г.
- Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)
школы УШ вида . 5-7 классы Москва Владос, 2019г.
- А.Н. Матвеева «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в
начальной школе» М. Дрофа, 2019г.
-С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных
учреждений VIII вида» Москва «Владос», 2019г.
-Учебно-методический комплект по русскому языку для специальных коррекционных
учреждений 8вида. Центр «Школьная книга» Москва 2019
Литература Для учителя:
- А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва
«Просвещение», 2018г.
- Диктанты по русскому языку. Для специальных(коррекционных) школ 8вида.
Гуманитарный издательский центр Владос, 2018г.
- Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8
вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2018г.
-Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост.
Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2017г
-О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва «Дрофа»,
2000г.
- Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ,
2000г.
- Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной
школе» Волгоград, 2002г.
- Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)
школы УШ вида . 5-7 классы Москва Владос, 2003г.
- А.Н. Матвеева «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в
начальной школе» М. Дрофа, 2001г.
- Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Аквариум, 2000г.
-С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных
учреждений VIII вида» Москва «Владос», 2003г.
-Русский язык (практика) Москва «Дрофа», 2002г.
-Учебно-методический комплект по русскому языку для специальных коррекционных
учреждений 8вида. Центр «Школьная книга» Москва 2006

Для учащихся:
- Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык».
- Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8
вида. Москва «Просвещение» 2006.
- Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации,
перфокарты.
- -М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов» Москва, Просвещение, 2017г.
- -А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение,
2006г.
- -Энциклопедия «Русский язык» Москва Дрофа, 2019
- -Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.
- -В.Даль «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», Москва Астрель,
2006г.

41

Интернет-сайты:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

www.school-collection.edu.ru
http://zavuch.info/forums.html
http://www.gramma.ru
http://www.openclass.ru
http://www.gramota.ru
http://korped.rkc-74.ru
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

Словари
1.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь» (5 шт)
2. Львов М.Р. «Школьный словарь антонимов» (20 шт)
3. Потиха З.А. «Школьный словарь строения слов русского языка» ( 1шт)
4. Горбачевич К.С. «Нормы современного русского литературного языка» (1шт)
5. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» (1шт)
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».