Положение о рабочей программе учебных курсов и внеурочной деятельности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Рахмангуловская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального образования Красноуфимский округ

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНЫХ КУРСОВ И ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 №

273-ФЗ

«Об образовании в

Российской Федерации»,

Приказом

Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования», Приказом Министерства
образования и науки РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с
дополнениями и изменениями, в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008
года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля
2012 года № 74, Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009
года № 373, зарегистрированного в Минюсте России 22 декабря 2009 года,
регистрационный номер 17785 (с изменениями от
№ 1643),

Федеральным

государственный

29.12.2014 приказ Минобрнауки
образовательным

стандартом

основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от
17 декабря 2010 г. N 1897(с изменениями от 29.12.2014 года приказ Минобрнауки №
1

1644), Приказом Министерства образования и науки РФ от 17

мая

2012 г. N 413

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования", Уставом образовательного учреждения (далее ОУ).

2

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре,
содержанию, оформлению и процедуре утверждения рабочих программ учебных курсов и
внеурочной деятельности.
1.3. Рабочая программа педагога является приложением к основной образовательной
программе образовательного учреждения, разрабатывается на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования и программы формирования
универсальных учебных действий.
1.4. Рабочая программа – это нормативно-правовой документ, обязательный для
выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований к минимуму
содержания и уровню подготовки обучающихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание
деятельности ОУ в рамках реализации образовательной программы, относятся:
программы по учебным предметам;
программы курсов по выбору;
программы факультативных занятий;
программы внеурочной деятельности.
1.6. Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы ОУ,
является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов,
системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом
образовательного учреждения.
1.7. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и
управления

образовательным

(образовательной

области).

процессом
Программы

по

определенной

отдельных

учебных

учебной

дисциплине

предметов

должны

обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального, основного и среднего общего образования.
1.8. Функции рабочей программы:


нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;



целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она
введена в ту или иную образовательную область;



определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

3



процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
обучения;



оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты
контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции ОУ и
реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем ежегодно до начала нового учебного
года и корректируется по мере необходимости.
2.3. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть
обеспечено ее соответствие следующим документам:
 федеральному

компоненту

государственного

образовательного

стандарта

основного общего и среднего общего образования;
 федеральному государственному образовательному стандарту начального общего,
основного общего и среднего общего образования;
 требованиям к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования;
 программе формирования универсальных учебных действий;
 основной образовательной программе;
 примерной

образовательной

программе

дисциплины,

утвержденной

Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей
экспертизу и апробацию);
 федеральному

перечню

учебников,

утвержденных,

рекомендованных

(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования;


учебному плану общеобразовательного учреждения;

 требованиям к оснащению образовательного процесса.
2.4. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой
для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на
каждый учебный год.
2.5. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по
разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе
распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые
учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
4

2.6. Рабочие программы составляются на уровень образования (начальное общее,
основное общее, среднее общее образование) с последующей корректировкой на новый
учебный год.
2.7. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в
данной школе учителей или индивидуальной.
3. Структура, оформление и содержание рабочей программы
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по единому образцу,
аккуратно,

без

исправлений,

выполнена

на

компьютере.

Таблицы

вставляются

непосредственно в текст.
3.2. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
 раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФК ГОС и ФГОС

и

примерной образовательной программе;
 конкретизировать и детализировать темы;
 устанавливать последовательность изучения учебного материала;
 распределять учебный материал по годам обучения;
 распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по
их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических
ресурсов школы;
 конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной
программы обучающимися;
 включать материал регионального компонента по предмету;
 выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии
обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
3.3. Структура рабочей программы по ФК ГОС:
 титульный лист;
 пояснительная записка;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 содержание учебного курса;
 учебно-тематический план;
 контрольно-измерительные материалы;
 учебно-методическое обеспечение;
 литература;
 приложение (вариатив).
3.4. Структура рабочей программы по ФГОС
НОО:
5

 пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего
образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
 общая характеристика учебного предмета, курса;
 описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
 описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
 личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса;
 содержание учебного предмета, курса;
 тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся;
 описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ООО и СОО:
 Титульный лист.
 Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного
общего и среднего общего образования с учетом специфики учебного предмета,
курса.
 Общая характеристика учебного предмета, курса.
 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса.
 Содержание учебного предмета, курса.
 Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности
обучающихся.
 Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
 Список литературы (основной и дополнительный).
 Приложения к программе (при необходимости).
3.5. Содержание рабочей программы педагога.
Пояснительная записка обосновывает концепцию программы, её актуальность,
значимость, кратко формулирует цели обучения для данного

класса,

раскрывает

основные принципы отбора материала. В пояснительной записке содержится краткое
пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и
дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); а также предполагаемые результаты; система оценки достижений учащихся; основной

6

инструментарий для оценивания результатов. Кроме того,

приводится используемая в

тексте программы система условных обозначений.
Общая характеристика учебного предмета, курса. В данном разделе указывается, на
основе какой программы (примерной или авторской – с указанием

реквизитов)

разработана данная программа. Конкретизируются общие цели и задачи общего
образования с учетом специфики учебного предмета, курса; дается общая характеристика
учебного процесса (основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий);
обосновываются логические связи данного предмета с остальными предметами
(разделами) учебного плана.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Приводится информация о
том, к какой образовательной области относится изучаемый предмет, в течение какого
времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество
часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса. Данный раздел содержит требования к уровню подготовки
школьников, обучающихся по данной программе, результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС. Требования задаются в
деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны
знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса. В этом разделе указываются учебная и методическая
литература,

нормативные

и

инструктивно-методические

материалы,

перечень

необходимых для реализации программы учебно-методических пособий, учебно лабораторного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет
использовать учитель для реализации целей, указанных в программе, оборудование и
приборы, методические и дидактические материалы.
Список литературы (основной и дополнительный). Литература по учебной дисциплине
подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает
издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного
процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений автора рабочей программы.
Он

включает

учебники,

учебные

пособия,

справочники

и

другие

источники,

расширяющие знания обучающихся по отдельным аспектам и проблемам курса. В
библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и
7

литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Литература оформляется
по требованиям: элементы описания каждого произведения должны приводиться в
алфавитном порядке и соответствовать библиографическому описанию.
Содержание тем учебного курса может быть представлено в виде следующей
таблицы:
Название раздела

Количество часов

Текущий и промежуточный контроль

Содержание учебного курса указывается на уровень обраазования, включает перечень и
название раздела и тем курса, содержание учебной темы и основные изучаемые вопросы,
практические и лабораторные работы, творческие задания, экскурсии, возможные виды
самостоятельной работы учащихся.
Отмечаются:
по русскому языку – контрольные работы (диктант и грамматическое задание, тестовые
работы, творческие работы), диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи,
тесты, контрольные списывания;
по литературе – сочинения, уроки развития речи и внеклассного чтения, тексты для
заучивания наизусть, тесты, творческий практикум и пр.;
по математике – контрольные и самостоятельные работы, тесты;
по физике, химии, биологии – контрольные и лабораторные работы, тесты;
по географии – контрольные и практические работы, тесты;
по истории, обществознанию – контрольные срезы знаний, тесты;
по иностранному языку – контрольные работы, тесты;
по ОБЖ – контрольные и практические работы, тесты;
по МХК – практические работы и контрольные срезы знаний;
по физической культуре – нормативы физической подготовленности учащихся;
по технологии – практические работы;
по информатике – контрольные срезы знаний, тесты.

Тематическое планирование может быть представлено в виде таблицы

(см.

приложение 1).

8

Каждый отчетный период (четверть, полугодие) тематическое планирование рабочей
программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении
программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит
изменения в тематическое планирование, обеспечивая условия для прохождения
программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов. Строго в
соответствии с тематическим планированием заполняется классный журнал.

Контрольно-измерительные

материалы

(далее

–

КИМ)

включают

систему

контролирующих материалов, представленных в виде диагностических контрольных
работ по общему содержанию курса (входная, рубежная, итоговая) и (или) контрорльных
работ по отдельным темам. КИМ необходимы для оценки освоения обучающимися
планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целейрезультатов обучения.
Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом.
Количество КИМ в приложении должно соответствовать количеству контрольных
мероприятий в учебно-тематическом планировании. Письменные контролирующие
материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ,
схему анализа работы, устные – перечень вопросов и заданий.
3.6. Требования к оформлению:
поля стандартные: 2,0 см (нижнее, верхнее), 3,0 см (левое), 1,0 см (правое).
текст программы: 12 размер шрифта, Times New Roman (обычный нежирный, цвет
чёрный, межстрочный интервал 1);
заголовки: 12 размер шрифта, верхний регистр, Times New Roman (допускается
выделение жирным шрифтом, цвет чёрный, межстрочный интервал 1).
маркеры допускаются одного типа в виде чёрной точки среднего размера или среднего
подчёркивания.
4. Разработка рабочей программы внеурочной деятельности
4.1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны МКОУ
«Чатлыковская СОШ» самостоятельно или на основе переработки ими федеральных
программ.
4.2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой
возрастной группы.
4.3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической
целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4.4. Требования к разделам программы:
9

Титульный лист должен содержать информацию:
 название ОУ;
 название программы;
 направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
 возраст детей, класс;
 составитель и его квалификационная категория;
 учебный год;
Пояснительная записка должна раскрывать:
 нормативно-правовую базу;
 назначение программы;
 актуальность и перспективность курса;
 возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
 объём часов, отпущенных на занятия;
 продолжительность одного занятия;
 цели и задачи реализации программы;
 формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных
вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);
Структура курса должна содержать:
 учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и
последовательность изложения основных разделов программы, учебных тем, количество
учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия) (приложение
3);
 перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела
программы
 мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов
освоения курса (приложение 3).
Тематическое планирование должно содержать:
 разделы программы;
 темы занятий,
10

 даты;
 описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть
видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия).
Информационно-методическое обеспечение:
 дополнительная литература;
 цифровые образовательные ресурсы;
 краткий перечень материалов, инструментов и оборудования.
Предполагаемая результативность курса:
 характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три
уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям
нашего общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта
самостоятельного социального действия));
 выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся,
участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в
Интернет);
 портфель достижений школьника.
К программе прилагается списочный состав объединения школьников, расписание
занятий.
Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности
школьников, то в содержании должны быть разделы и модули, представляющие тот или
иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может
быть подразделён на смысловые части.
Контроль за выполнением программ внеурочной деятельности осуществляет заместитель
директора по воспитательной работе.
5. Рассмотрение и утверждение рабочей программы.
5.1. Рабочая программа рассматривается и принимается педагогическим советом в
соответствии с Уставом образовательного учреждения и Положением о рабочей
программе.
5.2.

Решение

педагогического

совета

«рекомендовать

рабочую

программу

к

утверждению» оформляется протоколом.
5.3. Рабочая программа утверждается ежегодно до 01 сентября текущего учебного года
приказом руководителя образовательного учреждения с указанием полного перечня
11

рабочих программ по отдельным предметам, курсам, по всем формам получения общего
образования на всех уровнях образования.
5.4. Все изменения дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу по отдельным
учебным предметам, курсам в течение учебного года, должны быть согласованы с
администрацией образовательного учреждения. Учитель имеет право вносить изменения в
рабочую программу по отдельным предметам, курсам в течение учебного года в части
изменения

последовательности

тем

уроков

внутри

раздела,

сроков

проведения

контрольных, практических работ. В этом случае педагог заполняет лист корректировки,
прилагаемый к рабочей программе (приложение 4) .
5.5. Утвержденные рабочие программы отдельных предметов, курсов учебного плана
являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в
обязательную нормативную локальную документацию образовательного учреждения и
представляются органам управления образованием муниципального и регионального
уровней, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу,
родительской общественности.
5.6. Администрация осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии
с планом внутреннего мониторинга качества образования.
5.7. Образовательное учреждение наряду с учителем несет ответственность за реализацию
в неполном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и
графиком учебного процесса на основании ст.48 Закона «Об образовании в Российской
Федерации».
5.8. Учитель несет ответственность за соблюдение сроков разработки, рассмотрения,
принятия и утверждения рабочей программы по отдельным предметам, курсам в
соответствии со ст. 48 Федерального закона Российской федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2013года № 273.
5.9. Рабочая программа по отдельным предметам, курсам утверждается в двух
экземплярах (1 экземпляр хранится на рабочем месте учителя, второй экземпляр – у
администрации образовательного учреждения).

12

13

Приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по
(указать предмет, курс, модуль)
Класс
Учитель
Количество часов:
всего
в неделю
ФК ГОС
№

часов;
часов;
Тема

Тип урока

Элементы
обязательного
минимума
образования

Раздел 1.

I.

Требования к
Практические
уровню
работы
подготовки
обучающихся
часов

Формы и виды
контроля

(название раздела)
1
2
ФГОС
№

I.

Тема

Тип
урока

Раздел 1.

Элементы
обязательного
минимума
образования

Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные

Формы
и виды
контрол
я

часов

14

(название раздела)
1
2
№

I.

Тема
Тип урока

Элементы обязательного
минимума образования

Раздел 1.

Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Метапредметные

Формы и
виды
контроля

часов
(название раздела)

1
2

15

Тематическое планирование курса( факультатива)
№

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы
организации
деятельности
учащихся
при
проведении
занятий

16

Приложение 2.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Рахмангуловская средняя общеобразовательная
школа»
МО Красноуфимский округ

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол №
от « »
20 г.

Утверждаю:
Руководитель ОО
/

/

ФИО

Приказ №
от « »

20

г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ
НА 20

/20

КЛАССА
УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы:
(Ф.И.О., квалификационная категория)

17

20 год
Приложение 3.
№

Тематическое планирование по программе ВнД
Тема занятия
Кол-во часов
Теория
Практика

Формы
организации
деятельности
учащихся
при
проведении
занятий

Мониторинговая карта результатов освоения программы
№
1
2
3

Критерии
Личностные
Метапредметные
Предметные

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

18

Приложение 4.

Пример оформления листа корректировки рабочей программы

Вариант 1.
Согласовано:
«_ »_
201_ год
Зам. директора по УР:
№
п/п

Номер
урока в
тематичес
ком
планирова
нии

Номер
урока в
журнале

Тема

Тип урока

1.

31-33

31

5 класс
Импрессионизм в музыке и живописи.
В каждой мимолётности вижу я миры…»

2.

32-34

32

«О подвигах, о доблести, о славе…»
«Мир композитора. С веком наравне».

3.

33-34

33

6 класс
Обобщение темы «Мир образов камерной
и симфонической музыки»
«Мир образов вокальной и
инструментальной музыки».

Урок
изучения
нового
материала
Урок
повторения
и
закрепления
материала.
Урок повторение

Вариант 2.
Согласовано:
«_ »_
201_ год
Зам. директора по УР:
Дата проведения урока
По плану

фактически

27.02.2015

1.03.2015

1.03.2015

Тема урока

Форма
изучения материала
пропущенного
материала

Состав
атмосферы
Свойства
атмосферы

Объединены темы
уроков, часть темы
задана на
самостоятельную
работу с текстом

Причина
корректировки

Карантин,
сильные
морозы, и т. д.

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».