программа воспитания Рахмангулово

МАОУ
"РАХМАНГУ
ЛОВСКАЯ
СОШ"

Подписано цифровой
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛОВСКАЯ
СОШ"
Дата: 2021.09.07
13:30:06 +05'00'

Программа воспитания

Автор-составитель:
Бенайтис Е.С., зам.директора по ВР
2021

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МАОУ «Рахмангуловская СОШ» является средней общеобразовательной школой,
численность обучающихся на 1 сентября 2020 года составляет 92 человека, численность
педагогического коллектива – 21 человек. В данной школе обучаются дети из села Рахмангулово,
деревни Усть-Баяк, Бишково, Среднего Баяка. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням
образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование.
МАОУ «Рахмангуловская СОШ» (далее – школа) - это сельская школа, удаленная от
культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. В ней обучаются менее ста
учащихся. Нет ставок социального педагога, логопеда, качество сети Интернет невысокое и др.
Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием
этого являются и положительные стороны.
Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городе,
сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская
природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как
естественную среду собственного обитания.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и
культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным
знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.
Практически все педагоги школы родились в нашем поселке, учились в этой школе, теперь
работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в
семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между
педагогами, школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных
контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что
при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет
резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации
на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы.
Образовательная организация испытывает социально-культурные и образовательные
дефициты в доступности от образовательных, культурных, спортивных и социальных учреждений
Красноуфимского района и Свердловской области. Но на протяжении многих лет выстроила
социальное партнерство с организациями:










Общеобразовательные организации МО Красноуфимский округ;
МБОУ Красноуфимский РЦ ДОД;
Комитет по физкультуре, спорту и молодежной политике;
МКУ по работе с молодежью «Центр детско-подростковых и молодежных клубов»;
МБУ Красноуфимский краеведческий музей;
МАУДО «Дворец творчества» г. Красноуфимск;
Туристическое агентство «Континент» г. Красноуфимск;
Рахмангуловский СДК;
ОВП села Рахмангулово;

Сотрудничество и взаимодействие с партнёрами проявляется в совместной реализации
образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании
образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников
образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт, способствует
2

развитию личностного потенциала, расширяет мировоззрение.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
функции.
Практический анализ, основанный на мониторинговых данных за 2020 – 2021 учебный год,
позволил выделить значимые сильные и слабые стороны в воспитательной деятельности школы
по следующим позициям:
К сильным стороны воспитательной деятельности:
 квалифицированность педагогических кадров
 средние показатели результатов учащихся в конкурсах различного уровня и спортивных
соревнованиях (45% обучающихся участвуют в конкурсах различного уровня с
результативностью 35%);
 высокий уровень и качество проводимых воспитательных мероприятий;
 высокая результативность реализации дополнительных общеразвивающих программ 88% (в
соответствии с данными мониторинга дополнительных общеразвивающих программам).
Среди основных недостатков воспитательной деятельности можно считать:
 недостаточно высокая мотивация к инновационной деятельности;
 недостаточно высокая мотивация к участию в конкурсах профессионального мастерства у
педагогов, классных руководителей;
3

 недостаточная разработанность диагностического
результативности воспитательной деятельности;

инструментария

для

оценки

 загруженность учащихся;
 недостаточное участие родительской общественности в школьной жизни;
 кадровый состав классных руководителей состоит в большинстве из педагогов, имеющих
небольшой опыт работы классного руководства.
На основе результатов самообследования, выявленных сильных и слабых сторон
воспитательной деятельности МАОУ «Рахмангуловская СОШ» поставлена цель и определен круг
задач на 2021-2025гг.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек),
общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их
социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем
уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
4

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать
своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В
этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный
возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста:
с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути,
который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать
правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический,
социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
5

- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного
выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели
воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих
основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так
и на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания в МАОУ «Рамангуловская СОШ»
осуществляется в рамках направлений воспитательной деятельности. Каждое направление
6

воспитательной деятельности представлено в соответствующем модуле.
1.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных
праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и
значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают вовлеченность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему
в школе.
Важным средством воспитания в МАОУ «Рахмангуловская СОШ» являются традиции,
которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность
жизнедеятельности школы, но и придают школе то особое, неповторимое, что отличает школу от
других образовательных организаций и тем самым сплачивает коллектив, обогащая его жизнь.
В нашей школе сложились богатые традиции. К ним можно отнести как мероприятия,
проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся между учителями, учениками и
родителями. Эти отношения характеризуются коллегиальностью и равноправием.
В МАОУ «Рахмангуловская СОШ» используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками
и педагогами комплексы КТД (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. проводимые для жителей села (деревни) и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы;
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный
вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей,
развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:




выбор и делегирование представителей классов в Совет школы, ответственных за
подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:



вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
7

декораторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.);


индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;



наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками,
с педагогами и другими взрослыми;



при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Приложение 1.
Сводная таблица «Ключевые общешкольные дела»
Дела
Классы
Время
Уровень
проведения
«День знаний»
1
сентябрь
ОО
Волонтерская помощь
3 – 11
в течение года
ОО, МО
День Учителя, поздравление ветеранов
1-11
Октябрь
ОО
педагогического труда.
Концерты в честь праздников День Матери,
1-11
в течении года
ОО
Международный женский день 8 Марта.
КТД «Новый Год»
1-11
Декабрь
ОО
Вахта памяти: «Обелиск», «Георгиевская
1-11
Февраль, май
ОО, МО
лента», «Бессмертный полк»
НПК «Первые шаги в науку»
2 – 11
Январь-февраль
ОО, МОУО
Месячник
патриотического
воспитания 1 – 11
Февраль
ОО, МОУО
защитников Отечества
«Здравствуй, лето!»
1-11
Май
ОО
«Последний звонок»
1 – 11
Май
ОО

3.1.

Модуль «Классное руководство и работа с родителями»

Осуществляя классное руководство, педагог МАОУ «Рахмангуловская СОШ» организует
работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
В работу классного руководителя с классом в МАОУ «Рахмангуловская СОШ» входит:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе (Орган классного
самоуправления староста выбирается закрытым голосованием);
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с
одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать
им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе;
8

 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и
школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение;
 однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;
празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутри классные
«огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного
участия в жизни класса;
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и
правила общения, которым они должны следовать в школе.
В работу классного руководителя МАОУ «Рахмангуловская СОШ» входит в рамках
индивидуальной работы с учащимися следующие виды и формы деятельности:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений,
в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со
школьным психологом;
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить;
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют
свои успехи и неудачи;
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса;
 через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
 через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
В работу классного руководителя МАОУ «Рахмангуловская СОШ» с учителямипреподающими в классе входит:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;

9

 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий
в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи
и школы в данном вопросе.
Основными видами и формами работы классного руководителя МАОУ «Рахмангуловская
СОШ» с родителями учащихся или их законными представителями являются:
На групповом уровне:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения
их детей;
 организация на базе класса семейных праздников,
направленных на сплочение семьи и школы;

конкурсов,

соревнований,

 общешкольный родительский комитет и совет школы, участвующие в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
обучающихся;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
 дни открытых дверей в школе, во время которых родители посещают школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
 семейный всеобуч, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от
психолога, логопеда, врачей, социального педагога и обмениваются собственным
творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;
 родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;
10

 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью
педагогических работников и родителей.

координации

общешкольных

воспитательных

и

усилий

Приложение 2.
Сводная таблица «Основные видами и формами работы
классного руководителя»
Дела

Классы

Инициирование и поддержка участия класса в
общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе.
Организация интересных и полезных для
личностного развития ребенка совместных дел
с учащимися вверенного ему класса
(познавательной,
трудовой,
спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной
направленности)
Проведение классных часов
Сплочение коллектива класса через
-игры и тренинги на сплочение и
командообразование;
-однодневные и многодневные походы и
экскурсии;
-празднования в классе дней рождения детей;
-регулярные внутриклассные вечера.
Выработка
совместно со школьниками
законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они
должны следовать в школе.
Изучение особенностей личностного развития
учащихся класса.
Поддержка ребенка в решении важных для
него жизненных проблем
Введение портфолио обучающихся
Коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, его родителями или законными
представителями
Консультации
классного руководителя с
учителями-предметниками
Привлечение
учителей
к
участию
в
родительских собраниях класса
Информирование
родителей о школьных
успехах и проблемах их детей, о жизни класса
в целом, с использованием Интернет ресурсов.
Помощь
родителям школьников или их
законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией
школы и учителями-предметниками.
11

Уровень

1-11

Время
проведения
В течении года

1-11

В течении года

ОО

1-11
1-11

В течении года
В течении года

ОО
ОО

1-11

В течении года

ОО

1-11

В течении года

ОО

1-11

В течении года

ОО

1-11
1-11

В течении года
В течении года

ОО
ОО

1-11

В течении года

ОО

1-11

В течении года

ОО

1-11

В течении года

ОО

1-11

В течении года

ОО

ОО

Организация
родительских
собраний,
происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания
школьников.
Создание и организация работы родительских
комитетов классов, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей.

1-11

В течении года

ОО

1-11

В течении года

ОО

День открытых дверей для родителей класса

1-11
кл.
1-11
кл.

В течении года

ОО

В течении года

ОО

1-11
кл.

В течении года

ОО

Работа специалистов по запросу родителей
для решения острых конфликтных ситуаций.
Участие родителей в педагогических
консилиумах,
собираемых
в
случае
возникновения острых проблем, связанных с
обучением и воспитанием конкретного
ребенка

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов
«Рахмангуловская СОШ» осуществляется через:

внеурочной

деятельности

в

МАОУ

 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов
деятельности:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу
школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие
привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную
картину мира.
- ДЮП – дружина юных пожарных;
- ЮИД – юные инспектора движения;
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные
условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное
12

развитие.
- Юный художник;
- Радуга талантов;
- Бумажные фантазии;
- Школа танца;
- Звонкая капель.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное,
терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
- Искусство общения.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие
самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков
самообслуживающего труда.
- Активисты школьного музея.
- Школа туристских вожаков.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности и
дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
- Лыжные гонки
- Стрелковый кружок;
- Шахматный кружок;
- Волейбол.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения
к физическому труду.
- Чудесна мастерская;
- Рукодельница.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
- Подвижные игры.
Приложение 3.
Сводная таблица «План воспитательных мероприятий в рамках модуля
внеурочной деятельности, проводимых педагогами ДО»
Направление деятельности
Познавательная деятельность:
«Умники и умницы»
Художественное творчество:
Мастерская деда Мороза
Мастерские во время осенних, зимних,
весенних каникул, во время работы
пришкольного лагеря
Проблемно-ценностное общение:
«Кругосветка»
«Я и моё будущее»
Туристско- краеведческая деятельность:
Экскурсии в музей
Туристический слет

Класс

Сроки
проведения
Декабрь

Уровень
участия
ОО

1-11

Ноябрь,
январь, март,
июнь

ОО

1-11

Декабрь
Апрель

ОО

1-11

Декабрь
Апрель

ОО,
Вне ОО

1-11

13

Спортивно-оздоровительная деятельность:
Подвижные игры.
Легкоатлетический забег «Золотая осень»
Спартакиада школьников
Игровая деятельность:
«Игровая мастеская»
«Викторина»

1-11

1-11

Декабрь
Апрель
Декабрь
Апрель

ОО
МОУО
ОО

3.4. Модуль «Школьный урок»
Каждый школьник занят обучением и воспитанием в течение 11 лет в среднем 60-70% всего
своего активного времени суток. Это период взросления и социализации. В школьной жизни
центральное место занимает урок. Любой урок как звено системы обучения обладает
определенным воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для
воспитания учащихся.
Каждый урок в МАОУ «Рахмангуловская СОШ» предполагает свой воспитательный
потенциал, который реализует учитель-предметник. Каждый урок предполагает следующие
воспитательные аспекты:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
14

проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
 организация предметных образовательных событий (например, предметных недель
учебных дисциплин, объединяющих учебное пространство: уроки, внеурочные занятия,
тематические перемены, игры, соревнования, конкурсы, мастер-классы и т.д.) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности
в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей
обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными
возможностями;
 проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок -деловая игра,
урок – путешествие, урок мастер - класс, урок-исследование и др.) и учебноразвлекательных мероприятий (викторина, турнир, образовательный квест, конкурсы
плакатов и рисунков, экскурсии и др.);
 специально разработанные занятия - уроки, занятия - экскурсии, которые, расширяют
образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к
родному краю;
 интерактивный формат занятий в музее, который способствует эффективному закреплению
тем урока;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
через создание специальных тематических проектов, с использованием материалов музея,
организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
 использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения,
обеспечивающих современные активности обучающихся (школьный виртуальный музей,
учебные занятия на платформах РЭШ, Учи.ру, ЯКласс, Инфоурок, программы-тренажеры,
тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научнопопулярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайнконференции);
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень
личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ
поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям,
проведение Уроков мужества;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников (игра «Что? Где? Когда?», брейнринг, квесты, игра-провокация, игра-эксперимент, игра-демонстрация, игра-состязание);
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических
переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных
путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы
или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими
детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести
15

индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий
результат;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными
ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела,
эмпатия, создание ситуации успеха);
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических
конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях школьного и муниципального
уровня);
 использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии
и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего
развития способностей;
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, историй из жизни современников;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.
 навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
Приложение 3.
Сводная таблица «Образовательные технологии и формы на уроке»
Дела
Предметный месячник
уроки).
- Урок-игра;
-урок-путешествие;
- урок-соревнование;
-интегрированные уроки.
Предметные месячники
уроки).
-урок-дискуссия;
- урок-семинар;
- урок-игра;
-урок-путешествие;
-интегрированные уроки.

Классы
(открытые

НОО

(открытые

Время
проведения
март

Сентябрь
апрель
ООО
СОО
16

Уровень
ОО

-

ОО

3.5. Модуль «Самоуправление и детское общественное объединение»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское
самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции
педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
В МАОУ «Рахмангуловская СОШ» сформировалась несколько форм детских общественных
объединений:
 Ученический Совет школы
 РДШ
Модели самоуправления в ОУ
При организации самоуправления и реализации программы школьного ученического
самоуправления общеобразовательное учреждение опирается на следующие приоритетные
принципы:
 Свободный выбор ОУ модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и
имеющихся традиций;
 Ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех
участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);
 Деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию
подрастающего поколения на социально полезные дела;
 Тесное взаимодействие ОУ с органами местного самоуправления.
В соответствии с представленными принципами и подходам в ОУ представлены
следующие модели ученического самоуправления с формами вовлечения участников
образовательного процесса:
Административная модель – Ученический Совет школы. Это формально-правовое
самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой
модели участники образовательного процесса, в том числе школьники 5-11классов (через
ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в
соуправлении делами ОУ и местного сообщества. (прил. Положение о Совете старшеклассников).
Структура ученического самоуправления (схема 1):
УЧЕНИЧЕСКИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ
(лидеры 5 – 11 кл.)

Культурно-массовый комитет
(руководитель комитета,
уч-ся из 7 – 11кл.)

Учебный комитет
(руководитель комитета,
уч-ся из 7 – 11кл.)
Совет класса

17

Спортивно-трудовой комитет
(руководитель комитета,
уч-ся из 7 – 11кл.)

Староста/
Член Ученического
Совета

Учком
Класса/ Член
Ученич. совета.

Старший
дежурный

Спортивнотрудовой
комитет, / Член
Ученич. Совета

Культурно-массовый
Сектор /Член
Ученического Совета

Учащиеся школы (5 – 11классы)
Структура классного ученического самоуправления
Первичным коллективом ученического самоуправления является коллектив класса, в
котором создается актив, состоящий из: старосты и его заместителей - учком, культорг,
организатор по физкультуре и спорту, старший дежурный, редколлегия.
Структура классного ученического самоуправления
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
 через деятельность выборного Ученический совет школы, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
 через работу постоянно действующего школьного актива, в форме культурно-массового
комитета, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников
событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
 через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой
школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров
(старост, старших дежурных, учкомов), представляющих интересы класса в общешкольных
делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов ученического самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например, комитет спортивных дел, комитет творческих дел,
комитет шефства над младшими школьниками);
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в
походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди
участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение анализ общешкольных
и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной кабинетом, комнатными
растениями и т.п.;
 поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
18

достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации.
Для поддержки развития детского самоуправления на базе МАОУ «Рахмангуловская СОШ»
открывается первичное отделение Российского Движения Школьников.
Данные детские общественные объединения – это добровольные, самоуправляемые,
некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на
основе общности интересов. Их правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от
20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
Российское движение школьников (РДШ) – общественно-государственная детско-юношеская
организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников.
В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации лица,
занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности (Организация
создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536
«О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации
«Российское движение школьников»).
Первичное отделение Российского Движения Школьников образовано МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» в апреле 2021года. Первичные отряды образованы на базе средних
классов школы. Цель такого решения – воспитать социально активных личностей с раннего
детства, воспитать более активное подрастающее поколение.
Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего
поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и
занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник
старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ.
РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает
школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в
школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через
направления:
Личностное развитие - участие в городских, региональных или российских творческих
конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный
для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей
школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий
направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни прививается на
соревнованиях «Веселые старты», ГТО;
Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных Победе и
другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты; оказывают
посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с учреждениями
социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для
посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения.
Военно-патриотическое направление - деятельность военно-патриотического клуба, отряда
юных инспекторов дорожного движения, дружины юных пожарных.
Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе
школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички школы и РДШ в
соцсетях, организации деятельности школьного пресс-центра, где они учатся писать статьи,
собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соцсетях.
Основными формами деятельности членов РДШ являются:
 участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях;
19

 коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
 информационно-просветительские мероприятия;
 разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
 организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору
своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций,
в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие
знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по
интересующим профессиям и направлениям образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер
классах, посещение открытых уроков;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей,
которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
Вертикаль системы профориентационной деятельности
В системе профориентационной деятельности МАОУ «Рахмангуловская СОШ»
выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая. Они проходят через пять
этапов профориентационной деятельности МАОУ «Рахмангуловская СОШ»:
1 этап. «Профессии моей семьи». 1-4 классы.
 Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.
 Профориентационный курс «Все профессии нужны, все профессии важны».
20

 Профориентационные минутки на уроках.
 Конкурсы (школьный, районный уровни).
 Экскурсии на предприятия, где работают родители (1 в полугодие).
 Встречи с родителями – представителями различных профессий.
 Конкурсы творческих работ: «Мой папа – инженер», «Моя мама – учитель», «Мой дедушка
– водитель» и т.д.
 Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
 День профориентации.
 Мониторинг профориентационной работы.
2 этап. «Я и профессии вокруг меня». 5-8 классы.
 Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной
деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
 Профориентационный курс «Я выбираю профессию».
 Профориентационные минутки на уроках.
 Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
 Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
 Проект «Проектория».
 Конкурсы (школьный, районный, областной уровни).
 Экскурсии на предприятия и организации района (1 в период).
 Встречи с представителями различных профессий.
 Знакомство с рынком труда города и в области.
 Научно-практическая конференция (школьный, районный уровни).
 Образовательные поездки в г. Екатеринбург, Красноуфимск.
 Мониторинг профориентационной работы.
3 этап. «Мир профессий». 9 классы.
 Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой
деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.
 Профориентационные минутки на уроках.
 Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
 Проект «Проектория»
 Экскурсии на предприятия и организации города, района (1раз в период).
 Встречи с представителями различных профессий.
 Знакомство с рынком труда в области, регионе.
 Научно-практическая конференция (школьный, районный, областной уровни).
 Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, курсы по
выбору).
21

 Трудоустройство подростков.
 Образовательные поездки в г. Екатеринбург.
 Дополнительные образовательные курсы (Основы финансовой грамотности и т.д.)
 Открытые дни в средних специальных учебных заведениях.
 Мониторинг поступления учащихся в СПО, профильные классы ОУ.
 Мониторинг профориентационной работы.
4

этап. «Я в мире профессий». 10-11 классы

 Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой
деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития, профессиональной
направленности.
 Профориентационный курс «Мой выбор».
 Профориентационные минутки на уроках.
 Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
 Проект «Проектория»
 Экскурсии на предприятия и организации города, района, области (2 в период).
 Встречи с представителями различных профессий.
 Знакомство с рынком труда в стране.
 Научно-практическая конференция (школьный, районный, областной, российский уровни).
 Профильное обучение
маршруты движения»).

(профильные предметы, элективные курсы, «индивидуальные

 Трудоустройство подростков.
 Дополнительные образовательные курсы (Основы финансовой грамотности, и т.д.)
 Дистанционное и профессиональное обучение.
 Профессиональные пробы.
 Открытые дни, встречи с представителями, экскурсии в ВУЗы и СПО.
 Довузовская подготовка.
 Встречи с выпускниками школы, успешными в своих профессиях.
 Мониторинг профориентационной работы.
6 этап. «Моя профессия»
 Мониторинг поступления учащихся в ВУЗы, СПО, на работу, в армию и т.п.
 Мониторинг трудоустройства выпускников после получения профессионального
образования.
 Мониторинг успешности профессионального роста.
 Мониторинг профориентационной работы.

22

3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры
школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках информационномедийное направление. Задачей информационно-медийного направления является содействие
формированию качественного контента в сети «Интернет» у обучающихся общеобразовательных
организаций
Комплекс онлайн мероприятий, направленных на продвижение проектов и программ в сфере
информационно-медийного направления: квизы; квесты; акции; флешмобы.
Комплекс онлайн активностей, приуроченных к праздничным датам:
 декабрь – акция к Новому году и мастерским;
 участие во всероссийских акциях;
 9 мая – День Победы.
Вместе с тем традиционно воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в
следующих видах и формах деятельности:
 школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с
целью освещения деятельности образовательной организации в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного
продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой
детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы
вопросы (группы в ВКонтакте и др.).
 школьный сайт.
Приложение 5.
Сводная таблица «Традиционные медиа события»
Дело

Классы

Школьная интернет-группа

5-11 кл.

Акции «Урок Цифры»

7-11 кл.

Уроки по Интернет-безопасности
«Безопасный интернет – детям»

7-11 кл.

Время
проведения
В течении
учебного года
В течении
учебного года
В течении
учебного года

Уровень
ОО
ОО
Всероссийская
ОО
Всероссийская

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Главная особенность эффективности развития воспитательной деятельности МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» заключается в объективности и надежности критериев и показателей,
отражающие целостную картину деятельности. Поэтому надежность и объективность критериев и
показателей обеспечивается сопоставлением всех видов информации в процессе исследования.
Каждый из них отражает определенную сторону исследуемой реальности: субъективные
представления, осознаваемые и не осознаваемые процессы.
Анализ воспитательной деятельности в образовательной организации осуществляется
23

ежегодно силами педагогов и администрации. В качестве основных способов получения
информации по каждому критерию используются: экспертная оценка, оценка педагогами,
родителями, детьми. Применением опросных методов обусловлено не только легкостью и
простотой получения нужных сведений, возможностью проведения как индивидуальных, так и
групповых исследований, значительно сокращающих временные затраты на исследование. Широта
применения нами опросных методов связана, прежде всего, с высокой диагностической и
прогностической надежностью.
Следующий путь получения нами данных для оценки деятельности учреждения –
использование тестов. Надежность тестов более высокая, чем наблюдения, потому, что они
лишены свойственной указанным методам субъективности. Объективность тестов обеспечило нам
относительную независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от личностных
и научных установок, субъективных суждений педагогов и родителей. Таким образом, повышение
надежности и объективности результатов деятельности учреждения, связано с целостным
подходом и одновременным использованием методик, выявляющих различные аспекты, что
позволяет видеть процесс деятельности учреждения в целом, в контексте его индивидуальной
истории.
Таким образом, для проверки эффективности воспитательной деятельности МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» будет использован комплекс теоретических и эмпирических методов
исследования:
 общетеоретические методы - анализ психолого-педагогической и социологической
литературы по проблеме исследования, анализ опубликованных в периодических изданиях
новейших педагогических и психологических исследований; изучение и обобщение
передового социально-педагогического опыта; анализ практических программ, построение
гипотез, прогнозирование, моделирование.
 эмпирические методы – анкетирование; наблюдение; тестирование; беседы и опросы детей,
воспитателей, педагогов, родителей и других специалистов; изучение документов; анализ
продуктов деятельности детей и педагогов (коллективно и индивидуально выполненные
изделия, рисунки, творческие работы, дневники и т.д.).
Анализ организуемого в МАОУ «Рахмангуловская СОШ» воспитательной деятельности
проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса
в гимназии, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов
на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и
педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
24

Основными направлениями анализа организуемой воспитательной деятельности в МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» являются:


Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей (какова динамика
личностного развития детей каждого класса, группы; какие прежде существовавшие
проблемы личностного развития и удалось ли их решить; какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать)



Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в
определении цели и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они
проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми
деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных детсковзрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения с детьми; складываются ли у
них доверительные отношения с разными возрастными группами детей; являются ли они
для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми)



Управление воспитательной деятельностью (имеют ли педагоги четкое представление о
нормативно-методических документах, регулирующих воспитательную деятельность в
школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности;
создаются ли администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере
воспитания; поощряются ли педагоги за хорошую воспитательную работу с детьми)



Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности (материальные ресурсы, кадровые
ресурсы, информационные ресурсы, необходимые для организации воспитательной
деятельности, учет реальных возможностей; какие имеющиеся ресурсы используются
недостаточно; какие нуждаются в обновлении)

Итогом анализа организуемой воспитательной деятельности в МАОУ «Рахмангуловская
СОШ» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
Приложение 7.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Основные
направления
самоанализа
воспитательной
работы Модуль
Ключевые
общешкольные дела

Реализация модуля
через
критерии
1,2,3,4,5,7

Классное руководство 2,3,4,7
Курсы внеурочной
деятельности,
дополнительное
образование

1,2,3,4,6,7

Школьный урок

1,3,4,5,7

Самоуправление

1,2,3,7

Детские
общественные
объединения

1,2,3,4,7

Критерии

1. Динамика
личностного
развития
2. Качество
реализуемой в
школе совместной
деятельности уч-ся
и педагогов.
3. Динамика
показателей общей
социализированно
сти и
воспитанности
школьников
25

Способы получения
информации
(инструмент)

 Педагогическое
наблюдение
 Анкетирование
 Тестирование
 Сотрудничество с
узкими
специалистами,
родителями
 График активности
участия
обучающихся и

Профориентация

1,2,3,7

Школьные медиа

1,2,3,7

Организация
предметноэстетической среды

1,2,3,7

Работа с родителями

2,3,5,6,7

4. Динамика
сформированности
классного и
общешкольного
коллектива
5. Динамика
удовлетворенност
и детей и
родителей
качеством
образования и
воспитания в
школе
6. Показатель
вовлеченности
родителей в
совместную
деятельность

родителей в делах
класса, школы
 Собеседование
 Диагностика
уровня
воспитанности
обучающихся
 Социометрия

 Мониторинги
обучающихся и
родителей

7. Результаты
воспитания через
анализ классного
руководителя и
заместителя
директора по
воспитательной
работе

Приложение 8.
Анкета для самоанализа школьной совместной
деятельности детей и взрослых
Когда понадобится: чтобы провести самоанализ школьной совместной деятельности
учителей, родителей и детей. Анкета взята из методического пособия «Воспитание в современной
школе: от программы к действиям» (form.instrao.ru ).
Анкету могут заполнить в конце учебного года:
 директор и его заместители, курирующие воспитательную работу в школе;
 несколько (три, четыре, пять – на ваше усмотрение) педагогов, которые активно включены в
воспитательную работу школы и имеют о ней собственное мнение (пусть и не всегда
совпадающее с мнением школьной администрации);
 несколько (три, четыре, пять – на ваше усмотрение) родителей, но лишь в том случае, если
они действительно хорошо знакомы со школой и тем, что в ней происходит;
 несколько (три, четыре, пять – на ваше усмотрение) старшеклассников, которые так же
хорошо знакомы с тем, что происходит во всей школе, а не только в их собственном классе,
и которые смогут дать свою оценку происходящему здесь.
Из предложенных 11 блоков вопросов в анкете школа выбирает только те, которые помогут
ей проанализировать работу, описанную в модулях ее собственной рабочей программы
воспитания.
Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых.
Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов. Пожалуйста, познакомьтесь с
основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а после этого обведите на каждой
шкале балл, соответствующий Вашей личной оценке.
26

Проблемы, которых следует избегать

Идеал, на который следует
ориентироваться
Качество общешкольных ключевых дел
Общешкольные дела придумываются
Общешкольные дела всегда
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
только взрослыми, школьники не
планируются, организуются,
участвуют в планировании,
проводятся и анализируются
организации и анализе этих дел
совместно – школьниками и
педагогами
Дела не интересны большинству
Дела интересны большинству
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
школьников
школьников
Участие школьников в этих делах
Участие школьников в этих делах
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
принудительное, посещение–
сопровождается их увлечением
обязательное, а сотрудничество друг с
общей работой, радостью и взаимной
другом обеспечивается только волей
поддержкой
педагогов
Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
Классные руководители не пользуются
Классные руководители являются
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
авторитетом у детей
значимыми взрослыми для
своих классов
большинства детей своих классов.
Школьники доверяют своим
классным руководителям
Большинство решений, касающихся
Большинство решений, касающихся
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
жизни класса, принимаются классным
жизни класса, принимаются
руководителем единолично.
совместно классным руководителем и
Поручения классного руководителя
классом, у детей есть возможность
дети часто выполняют из
проявить свою инициативу
страха или по принуждению
В отношениях между детьми
В классе дети чувствуют себя
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
преобладают равнодушие,
комфортно, здесь преобладают
грубость, случается травля детей
товарищеские отношения, школьники
внимательны друг к другу
Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в школе
В школе реализуются разнообразные
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
организуется
виды внеурочной деятельности
преимущественно в виде
школьников: познавательная, игровая,
познавательной деятельности, как
трудовая, спортивнопродолжение учебных занятий
оздоровительная, туристскокраеведческая, художественное
творчество и т. п.
Участие школьников в занятиях курсов
Занятия в рамках курсов внеурочной
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
внеурочной деятельности часто
деятельности интересны для
принудительное
школьников, школьники стремятся
участвовать в этих занятиях
Результаты внеурочной деятельности
С результатами внеурочной
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
детей никак не
деятельности детей могут
представлены в школе
познакомиться другие школьники,
родители, гости (например, на
концертах, выставках, ярмарках,
родительских собраниях, сайте
школы и т. п.)
Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков
Уроки скучны для большинства
Дети заинтересованы в происходящем
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
школьников
на уроке и вовлечены в
организуемую учителем деятельность
Уроки обычно однообразны,
Учителя часто используют на уроке
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
преобладают лекционные формы
игры, дискуссии и другие
работы парные или групповые формы
Оценочная шкала

27

работы
Уроки ориентированы
Уроки не только дают детям знания,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
преимущественно на подготовку
но и побуждают их задуматься о
учащихся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и другим
ценностях, нравственных вопросах,
формам проверки знаний
жизненных проблемах
Качество существующего в школе ученического самоуправления
Школьники занимают пассивную
Ребята чувствуют свою
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
позицию по
ответственность за происходящее в
отношению к происходящему в школе,
школе, понимают, на что именно они
чувствуют, что не могут повлиять на
могут повлиять в школьной жизни и
это
знают, как это можно сделать
Ребята не вовлечены в организацию
Ребята часто выступают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
школьной жизни, школьное
инициаторами, организаторами тех
самоуправление имитируется
или иных школьных или
(например, органы самоуправления не
внутриклассных дел, имею
имеют реальных полномочий, дети
возможность выбирать зоны своей
поставлены педагогами в позицию
ответственности за то или иное дело
исполнителей, самоуправление часто
сводится к проведению дней
самоуправления и т.п.)
Лидеры ученического самоуправления
Лидеры ученического
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
безынициативны или вовсе
самоуправления выступают с
отсутствуют в школе. Они
инициативой, являются активными
преимущественно назначаются
участниками и организаторами
взрослыми и реализуют только их идеи
событий в школе и за ее пределами
Качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений
Детские общественные объединения
существуют лишь формально, они не
работают, нет детей, которые
позиционируют себя как его члены

Деятельность детских общественных
объединений ограничивается рамками
самих объединений, она не
ориентирована на интересы и
потребности других людей
Деятельность, которую ведут детские
общественные объединения,
предоставляет ограниченные
возможности для самореализации
школьников

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Детские общественные объединения
привлекательны, школьники
стремятся участвовать в
организуемой ими деятельности
Дети, состоящие в детских
общественных объединениях,
гордятся этим, всячески
подчеркивают свою принадлежность
к объединениям
Деятельность детских общественных
объединений направлена на
помощь другим людям, социально
значима
Деятельность, которую ведут детские
общественные объединения,
дает возможность каждому ребенку
найти себе дело по силам и по
желанию

Качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов
Экскурсии, экспедиции, походы и
прочие выездные мероприятия
проводятся крайне редко или не
проводятся вовсе
У взрослых нет стремления
заинтересовать школьников, им
важен, прежде всего, сам факт участия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

28

Экскурсии, экспедиции, походы и
прочие выездные мероприятия
проводятся регулярно, формы такой
деятельности разнообразны, в
ней участвуют школьники разных
классов, разных возрастных групп
Взрослые умеют заинтересовать
школьников теми выездными
делами, в которых они участвуют

детей в выездных мероприятиях
Экскурсии, экспедиции, походы и
прочие выездные мероприятия
проводятся как мероприятия, в
которых школьники занимают
преимущественно пассивную позицию

Выездные дела предваряются их
совместной подготовкой,
распределением между школьниками
необходимых ролей (фотографа,
экскурсовода и т. п.). При их
проведении ребята занимают
активную позицию по отношению к
происходящему. По окончании дел
проводится совместный анализ, а
итоги представляются в творческих
формах
Качество профориентационной работы школы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ознакомление школьников с рынком
труда и основными профессиями

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационной работой
занимается только классный
руководитель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационные занятия
проходят формально, дети
занимают пассивную позицию. Формы
профориентационной работы носят
преимущественно лекционный
характер

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационная работа
ориентирована на формирование у
школьников трудолюбия, готовности
к планированию своего жизненного
пути, выбору будущее
профессиональной сферы
деятельности и необходимого для
этого образования
Профориентационной работой
занимается команда педагогов с
привлечением социальных партнеров
Формы профориентационной работы
разнообразны, дети
заинтересованы в происходящем и
вовлечены в организуемую
деятельность

Качество работы школьных медиа (газет, радио, ТВ, Интернет-ресурсов и т. п.)
Деятельность школьных медиа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В школе существует разнообразие
обеспечивается силами взрослых с
школьных медиа, их деятельность
минимальным участием детей.
обеспечивается силами учащихся при
Школьникам не предоставлен спектр
поддержке педагогов. Совместное
ролей, которые они могут выполнять,
распределение обязанностей в
их интересы и потребности не
школьных медиа осуществляется с
учитываются
учетом интересов и потребностей
ребят
В содержании работы школьных медиа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В содержании работы школьных
отсутствуют темы, отражающие жизнь
медиа представлена актуальная
школы, значимые для ребят разного
жизнь школы, проблемы, волнующие
возраста вопросы, не представлены их
современных детей разных возрастов.
точки зрения по этим
Здесь находят отражение различные
вопросам
позиции школьников по тем или
иным вопросам
В школьных медиа не уделяется
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В школьных медиа уделяется
внимания нормам культуры
внимание нормам культуры общения,
общения, эстетике представления
эстетике представления материала,
материала, не обращается
обращается внимание на
внимание на достоверность
достоверность используемых фактов
используемых фактов
Качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической среды
Оформлению школы не уделяется
внимание. Оформление кабинетов,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
29

Пространство школы оформлено со
вкусом, отражает дух школы,

коридоров, рекреаций и т. п. безвкусно
или напоминает оформление офисных
помещений, а не пространства для
детей
В оформлении школы не участвуют ни
дети, ни педагоги.
Здесь нет места проявлению их
творческой инициативы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Содержание плакатов, стендов,
пространственных композиций
носит формальный характер, на них
редко обращают внимание
школьники

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

учитывает возрастные особенности
детей, предусматривает зоны как
тихого, так и активного отдыха.
Время от времени происходит смена
оформления школьных помещений
Оформление школы часто
осуществляется совместно
педагогами и
детьми (иногда с привлечением
специалистов). В нем используются
творческие работы учеников и
учителей, здесь представлена
актуальная жизнь школы
Элементы оформления в
привлекательных для ребят формах
акцентируют внимание на важных
ценностях школы, ее нормах и
традициях

Качество взаимодействия школы и семей школьников
Большинство родителей безразлично к
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Большинство родителей
участию ребенка в школьных делах,
поддерживает участие ребенка в
высказывает недовольство, если это
школьных делах, может
влияет на их планы
координировать свои планы с
планами ребенка,
Работа с родителями сводится
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Школе удалось наладить
преимущественно к информированию
взаимодействие с родителями в
об успеваемости детей, предстоящих
вопросах воспитания детей
конкурсах, мероприятиях. Реакция
(информирование, обучение
родителей на нее формальна
консультирование и т.п.), его формы
востребованы и пользуются доверием
со стороны родителей
Педагоги испытывают трудности в
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Педагоги организовали эффективный
организации диалога с родителями по
диалог с родителями по вопросам
вопросам воспитания детей. Родители
воспитания детей. Большая часть
в основном игнорируют мнение
родителей прислушивается к мнению
педагогов, вступают с ними и друг с
педагогов, считая и профессионалами
другом в конфликты, нередко вовлекая
своего дела, помогает и поддерживает
в них учеников класса. В организации
их, выступает с инициативами в
совместных с детьми дел педагоги
сфере воспитания детей и помогает
могут рассчитывать только на себя
их реализации

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».