Подписано цифровой
МАОУ
подписью: МАОУ
СОШ"
"РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ
Дата: 2021.09.06 09:05:48
ОВСКАЯ СОШ" +05'00'
Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Чтение» для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
Основное общее образование (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Полное наименование программы:
Рабочая программа учебного предмета ««Чтение и развитие речи»». Основное общее
образование (5, 6, 7, 8, 9 класс).
Место предмета в учебном плане.
Количество часов
Рабочая программа предусматривает обучение чтению и развитию речи - в 5 классе - в
объеме 136 часов в год, 4часа в неделю;
-в 6 классе - в объеме 102 часов в год, 3часа в неделю; -в 7 классе - в объеме 102часов в
год, 3 часа в неделю;
- в 8 классе - в объеме 102 часов в год,3 часа в неделю;
- в 9 классе - в объеме 99 часов в год, 3 часа в неделю.
Форма промежуточной аттестации. Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При
проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года):
V класс – 45-60 слов; VI класс - 70-80 слов; VII-IX класс - 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
Нормативные основания
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4
3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении
санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и дру- гих объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292); Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью,
одобрена решением Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. протокол №4/15;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования от 28 августа 2020 г. № 442;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с
изменениями;
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения
России от 20 мая 2020 г. №254;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утверждении и
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении перечня
учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году в
МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 174 от 19.08.2021 г.
Календарного учебного
графика,
утверждённого
приказом МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами и
в соответствии с Программой под редакцией В.В. Воронковой «Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» (М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2020.).
Цель курса
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие
школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное
самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса
1. Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения
доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и
зарубежных классиков и современных писателей.
2. Развитие навыков понимания читаемого материала.
3. Развитие
речи учащихся и мышления через обучение правильному и
последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.
4. Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на
гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.
Основные направления коррекционной работы
1. Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи,
мышления.
2. Корригировать познавательную деятельность учащихся и их представления об
окружающем мире.
3. Коррекция
уровня общего и речевого развития учащихся, развитие
коммуникативных навыков.
4. Развитие артикуляционной моторики.
5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: учебники:
5 класс – Малышева З.Ф. 5 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
6 класс – Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. 6 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.:
Просвещение, 2019 г.;
7 класс – Аксёнова А.К. 7 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
8 класс – Малышева З.Ф. 8 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2019 г.;
9 класс – Аксёнова А.К., Шишкова М.И. 9 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.:
Просвещение, 2019 г.;
программно-методическое обеспечение:
Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным
предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант
1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г.
Методы и формы оценки результатов.
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм
литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и
соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон
голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения,
выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений,
характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов
и выражений, пользование подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливаниечастей текста и
составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных
предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста.
Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий
учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному
чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной
библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет,
журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное
составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению.