Аннот. Речь и культура

Подписано цифровой
МАОУ
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛО "РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ"
Дата: 2021.09.06 09:04:30
ВСКАЯ СОШ" +05'00'

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Речь и культура общения».
Основное общее образование (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Полное наименование программы:
Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения». Основное общее
образование (5, 6, 7, 8, 9 класс).
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МАОУ «Рахмангуловская СОШ» на изучение курса речи и
культуре общения в 5-9 классах отводится:
5 класс - 1 час в неделю, 34 учебных часов в год;
6 класс - 1час в неделю, 34 учебных часов в год;
7 класс - 1час в неделю, 34 учебных часов в год;
8 класс - 1 час в неделю, 34 учебных часов в год;
9 класс - 1час в неделю, 33 учебных часов в год.
Формы промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа, ответы на вопросы,
тест.
Нормативные основания
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 30
августа 2020 г. № 442;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования" (с изменениями, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1644);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,
Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4
3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292);
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с
изменениями;

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения
России от 20 мая 2020 г. №254;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утверждении и
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в
ФГОС ООО»;
Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры работы
со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические
рекомендации)»;
Письма Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании
антикоррупционного мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540).
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении перечня
учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году в
МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 174 от 19.08.2021 г.
Календарного учебного
графика,
утверждённого
приказом МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.
Положение о рабочих программах МКОУ «Рахмангуловская СОШ» (приказ №174 от
19.08.2021). Учебный план 173 от 19.08.2021
Включение подобного учебного предмета в учебный план обусловлено необходимостью
совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.
За основу для изучения материала в 6-9 классах взят риторический канон (изобретение,
расположение, оформление, исполнение), активно используется работа над топами
«свойства», «целое-части», «сопоставление» и др.). Программа 5 класса – это своего рода
расширенное введение в изучение предмета, здесь создается основа для дальнейшей
последовательной работы над типами речи. В 6-м классе школьники изучают описание
как тип речи, в 7-м – повествование, в 8-м – рассуждение, в 9-м – смешанные типы речи.
Повышение общей и речевой культуры школьников, формирование у них внимания к
слову, желания научиться хорошо говорить – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА уроков по данному
курсу. Вместе с тем на этих занятиях существуют большие возможности для
нравственного, эстетического и патриотического воспитания учащихся.
При обучении риторике и культуре общения активно используются следующие методы
преподавания словесности.
1. Слово учителя (лекция). Очень интересны нетрадиционные формы сообщения нового
материала – лекция вдвоем, пресс-конференция, назначение содокладчиков по одной теме
и т.п.
2. Беседа. Особенно активно используется как форма анализа риторических ситуаций, при
рассмотрении правил речевого этикета. Диалогичность – это один из важных признаков

рассматриваемой системы обучения, в которой активно используются не только беседы,
но и диспуты, ответы на вопросы учащихся, игры, иные формы диалога.
3. Риторический практикум (разыгрывание коммуникативной ситуации). Упражнения,
связанные с разыгрыванием коммуникативных ситуаций, очень разнообразны: это может
быть диалог или монолог, школьник может выполнять роль говорящего или слушающего,
находиться в этикетной роли старшего или младшего, создавать повествовательный,
описательный или иной текст. Приоритетными являются командно-групповые формы
работы.
4. Риторический анализ текста.
5. Письменные работы. В письменной форме готовится план выступления, его тезисы,
наиболее значимые фрагменты и т.п.; очень полезны подробные записи при риторическом
анализе образцового текста, при рассмотрении риторических фигур и тропов, при
характеристике правильности и выразительности речи.
Практическая риторика учит созданию действенного текста, предназначенного для
определенного адресата, взаимодействующего с автором текста в конкретной ситуации
общения, выстраиванию риторических структур в устном и письменном текстах и
риторическому анализу этих текстов.
Основные формы обучения: коммуникативные игры, речевые упражнения, риторический
практикум. «Изюминкой» этих форм является обязательная рефлексия (анализ,
обсуждение).
Учебно-методический комплект.
Учебники: Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения
(практич. риторика): Учеб-к для 5 кл.- Ек-г 2016
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практич.
риторика): Учеб-к для 6 кл.- Ек-г 2016
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практич.
риторика): Учеб-к для 7 кл.- Ек-г 2016
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практич.
риторика): Учеб-к для 8 кл.- Ек-г 2016
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практич.
риторика): Учеб-к для 9 кл.- Ек-г 2016
Методическое пособие для учителя:
1.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Развитие речи. Теор. И практ.
Обучения».М. «Просвещение»2018
Методы и формы оценки результатов
Технология оценивания учебных успехов. Инструменты её реализации заложены в
методический аппарат учебников и УМК.
Текущая диагностика различных результатов освоения курса осуществляется
ежеурочно по различным видам деятельности. Одним из основных является проведение
контрольных и проверочных работ. Тематический контроль по итогам изучения темы.
Формы контроля: устные и письменные ответы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».