Подписано цифровой МАОУ подписью: МАОУ "РАХМАНГУЛО "РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ" Дата: 2021.09.06 09:04:30 ВСКАЯ СОШ" +05'00' Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Речь и культура общения». Основное общее образование (5, 6, 7, 8, 9 класс) Полное наименование программы: Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения». Основное общее образование (5, 6, 7, 8, 9 класс). Место предмета в учебном плане. Согласно учебному плану МАОУ «Рахмангуловская СОШ» на изучение курса речи и культуре общения в 5-9 классах отводится: 5 класс - 1 час в неделю, 34 учебных часов в год; 6 класс - 1час в неделю, 34 учебных часов в год; 7 класс - 1час в неделю, 34 учебных часов в год; 8 класс - 1 час в неделю, 34 учебных часов в год; 9 класс - 1час в неделю, 33 учебных часов в год. Формы промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа, ответы на вопросы, тест. Нормативные основания Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2020 г. № 442; Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644); Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292); Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с изменениями; Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения России от 20 мая 2020 г. №254; Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утверждении и перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»; Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические рекомендации)»; Письма Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании антикоррупционного мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»; Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540). Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»; Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году в МАОУ «Рахмангуловская СОШ»; Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 174 от 19.08.2021 г. Календарного учебного графика, утверждённого приказом МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г. Положение о рабочих программах МКОУ «Рахмангуловская СОШ» (приказ №174 от 19.08.2021). Учебный план 173 от 19.08.2021 Включение подобного учебного предмета в учебный план обусловлено необходимостью совершенствовать коммуникативные навыки учащихся. За основу для изучения материала в 6-9 классах взят риторический канон (изобретение, расположение, оформление, исполнение), активно используется работа над топами «свойства», «целое-части», «сопоставление» и др.). Программа 5 класса – это своего рода расширенное введение в изучение предмета, здесь создается основа для дальнейшей последовательной работы над типами речи. В 6-м классе школьники изучают описание как тип речи, в 7-м – повествование, в 8-м – рассуждение, в 9-м – смешанные типы речи. Повышение общей и речевой культуры школьников, формирование у них внимания к слову, желания научиться хорошо говорить – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА уроков по данному курсу. Вместе с тем на этих занятиях существуют большие возможности для нравственного, эстетического и патриотического воспитания учащихся. При обучении риторике и культуре общения активно используются следующие методы преподавания словесности. 1. Слово учителя (лекция). Очень интересны нетрадиционные формы сообщения нового материала – лекция вдвоем, пресс-конференция, назначение содокладчиков по одной теме и т.п. 2. Беседа. Особенно активно используется как форма анализа риторических ситуаций, при рассмотрении правил речевого этикета. Диалогичность – это один из важных признаков рассматриваемой системы обучения, в которой активно используются не только беседы, но и диспуты, ответы на вопросы учащихся, игры, иные формы диалога. 3. Риторический практикум (разыгрывание коммуникативной ситуации). Упражнения, связанные с разыгрыванием коммуникативных ситуаций, очень разнообразны: это может быть диалог или монолог, школьник может выполнять роль говорящего или слушающего, находиться в этикетной роли старшего или младшего, создавать повествовательный, описательный или иной текст. Приоритетными являются командно-групповые формы работы. 4. Риторический анализ текста. 5. Письменные работы. В письменной форме готовится план выступления, его тезисы, наиболее значимые фрагменты и т.п.; очень полезны подробные записи при риторическом анализе образцового текста, при рассмотрении риторических фигур и тропов, при характеристике правильности и выразительности речи. Практическая риторика учит созданию действенного текста, предназначенного для определенного адресата, взаимодействующего с автором текста в конкретной ситуации общения, выстраиванию риторических структур в устном и письменном текстах и риторическому анализу этих текстов. Основные формы обучения: коммуникативные игры, речевые упражнения, риторический практикум. «Изюминкой» этих форм является обязательная рефлексия (анализ, обсуждение). Учебно-методический комплект. Учебники: Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практич. риторика): Учеб-к для 5 кл.- Ек-г 2016 Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практич. риторика): Учеб-к для 6 кл.- Ек-г 2016 Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практич. риторика): Учеб-к для 7 кл.- Ек-г 2016 Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практич. риторика): Учеб-к для 8 кл.- Ек-г 2016 Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практич. риторика): Учеб-к для 9 кл.- Ек-г 2016 Методическое пособие для учителя: 1.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Развитие речи. Теор. И практ. Обучения».М. «Просвещение»2018 Методы и формы оценки результатов Технология оценивания учебных успехов. Инструменты её реализации заложены в методический аппарат учебников и УМК. Текущая диагностика различных результатов освоения курса осуществляется ежеурочно по различным видам деятельности. Одним из основных является проведение контрольных и проверочных работ. Тематический контроль по итогам изучения темы. Формы контроля: устные и письменные ответы.