инф 7-9

Аннотация к рабочей программе
«Информатика и ИКТ»

Подписано
МАОУ
цифровой
"РАХМАНГУ подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛОВСКА
ЛОВСКАЯ Я СОШ"
Дата: 2021.09.06
СОШ"
09:08:19 +05'00'

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 30
августа 2020 г. № 442;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования" (с изменениями, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1644);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,
Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4
3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292);
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с
изменениями;
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения
России от 20 мая 2020 г. №254;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утверждении и
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в
ФГОС ООО»;

Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры работы
со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические
рекомендации)»;
Письма Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании
антикоррупционного мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540).
Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2021 г. «Об утверждении перечня
учебников, используемых в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году в
МАОУ «Рахмангуловская СОШ»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 174 от 19.08.2021 г.
Календарного учебного графика,
утверждённого
приказом
МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» № 173 от 19.08.2021 г.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по
информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство
«БИНОМ. Лаборатория знаний»)1.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного
образования

общего

Методологической основой федеральных государственных образовательных
стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются
современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во
внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.
Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационноПолное описание УМК представлено в разделе программы «Материально-техническое и учебнометодическое обеспечение образовательного процесса».
1

образовательной среде является необходимым условием формирования информационной
культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов,
прямо
связанных
с
необходимостью
использования
информационных
и
коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же
технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно
само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном
обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения
его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования
школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с
информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики
школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий,
овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально
могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам
учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть
подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из
начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия
учебной деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:
 формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об
информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства,
общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
 совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых
знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию
навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования,
моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
 воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с
учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к
продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и
средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного
из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие
предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На
протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято
называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению
новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к
быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм
мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на
изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной
культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере
общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса
информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе
и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В
настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным
государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной
школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.
Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические
навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс
информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже
имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:



наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:










владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями:
определять понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование
и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки
создания личного информационного пространства (обращение с устройствами
ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:









формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство
с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».