Подписано цифровой МАОУ подписью: МАОУ "РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ" 2021.09.06 09:02:44 ОВСКАЯ СОШ" Дата: +05'00' Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Рахмангуловская средняя общеобразовательная школа» Муниципального образования Красноуфимский округ СОГЛАСОВАНО педагогическим советом протокол №1 от 18.08.2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Рахмангуловская СОШ» Н.А. Пупышев. приказ №173 от 19.08.2021г. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ с.Рахмангулово ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 2. Содержательный раздел 2.1. Программа коррекционной работы 2.2. Программы курсов коррекционно-развивающей области 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план 3.2. Календарный учебный график 3.3. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития Приложения 3 3 6 9 11 11 28 28 28 28 28 35 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительнаязаписка Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП ООО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; достижение планируемых результатов освоения АООП ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования ; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутри-школьной социальной среды; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5 - 9 классы). АООП ООО разработана с учетом условий интегрированного обучения обучающихся с ЗПР в классах, в которых реализуется ООП ООО в соответствии с ФГОС ООО. АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования (далее — ООП ООО). Требования к структуре АООП ООО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего образования (далее — ФГОС ООО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является психолого- педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК,ИПР. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребенка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении основного общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация образовательных программ основного общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ2, так и специфические. К общим потребностям относятся: - получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие специфические образовательные потребности: адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамикипсихических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнойпомощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляциипознавательной деятельности иповедения; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующихкакобщему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся сЗПР; профилактика и коррекция социокультурной и школьнойдезадаптации; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизическогоразвития; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно- познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальномумиру; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенныхумений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия сдействительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности иповедения; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемогоповедения; специальная психокоррекционнаяпомощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощьвзрослого; обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО соответствуют ФГОС ООО и ООП ООО МАОУ «Рахмангуловская СОШ». Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкогочеловека), корректно и точносформулировать возникшую проблему. - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,проявляющееся: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов ивещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьнойжизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. - овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,проявляющееся: в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,невербальную); в умении начатьи поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствиеи т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств. - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, еепространственновременной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природнойсреды; в расширении и накоплении знакомыхи разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребѐнка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задаватьвопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение идругие. в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АООП ООО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; способность к наблюдательности, умение замечать новое; овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактическойдеятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактическойдеятельности; умение ставить и удерживатьцель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатахдеятельности; оценивать процесс и результатдеятельности; сформированные в соответствии с требованиями к результатамосвоения АООП ООО предметные, метапредметные и личностные результаты; сформированные в соответствии АООП ООО универсальные учебные действия. 1.3. Система оценки достиженияобучающимися с задержкой психического развития планируемыхрезультатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка результатовосвоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ООП ООО МАОУ «Рахмангуловская СОШ». Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся сЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся сЗПР: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению идр.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции кзаданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин.) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированную ребенка. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП ООО предусматривает оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения программы коррекционной работы При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатово своения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс- диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медикопедагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 2 .Содержательный раздел Программа формирования универсальных учебных действий; программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС ООО и ООП ООО МАОУ «РахмангуловскаяСОШ». Структура АООП ООО предполагает введение программы коррекционной работы. 2.1. Программа коррекционной работы Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Программа коррекционной работы содержит: 1. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий. 2.Система комплексного психолого-педагогического сопровождения. 3. Специальные условия обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ. 4. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий. 5. Планируемые результаты коррекционной работы. Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МАОУ «Рахмангуловская СОШ» (далее - школа). Цель программы - создать в школе систему психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для освоения основной образовательной программы начального общего образования. Задачи программы: - определить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; - создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования; разработать программно-методическое обеспечение для организации образовательного процесса и внеурочной деятельности; организовать индивидуально ориентированную психолого-медикопедагогическую помощь детям с ОВЗ с учѐтом индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся – разработать программы коррекционной работы специалистов; - обеспечить получение дополнительных образовательных коррекционных услуг в процессе внеурочной деятельности; - оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам; - создать необходимую нормативно-правовую базу. Принципы формирования программы: Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка, участие в данном процессе всех участников образовательных отношений. Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми с ОВЗ. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы). Этапы реализации программы Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учѐта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребѐнка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приѐмов работы. Характеристика контингента обучающихся Дети с ОВЗ — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В школе дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном классе по адаптированным образовательным программам или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам осуществляется на основании заключения ПМПК, по письменному заявлению родителей (законных представителей). В школе обучаются дети-инвалиды, дети с ЗПР, дети с лѐгкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования. Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие еѐ основное содержание: - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации; коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях образовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Вопрос о выборе индивидуального образовательного и (или) реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на заседании школьного психолого-педагогического консилиума, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционноразвивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися: - Индивидуальные занятия с педагогами; - Индивидуальные занятия с педагогом-психологом; - Индивидуальные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом (по рекомендации ПМПК). Надомное обучение— вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Инклюзивное образование. Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении. Внеурочная деятельность. Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др. Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми. Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий Содержание коррекционных мероприятий Задачи мероприяти й Урочные мероприятия Внеурочные мероприятия Внешкольные мероприятия Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных занятий – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Задачи предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д. Развитие основных Совершенствовани Коррекция мыслительных операций. е движений и нарушений в Развитие различных сенсомоторного развитии видов мышления. развития. эмоциональноРасширение представлений Коррекция личностной об окружающем мире и отдельных сторон сферы. обогащение словаря. психической Расширение Совершенствование деятельности. представлений движений и сенсомоторного Расширение об окружающем развития. представлений об мире и окружающем мире и обогащение обогащение словаря. словаря. Развитие речи, Развитие речи, овладение техникой овладение речи. техникой речи. Развитие Развитие различных видов различных видов мышления. мышления. Формы работы - игровые ситуации, упражнения, задачи - коррекционные приемы и методы обучения - элементы изотворчества, хореографии, минуты отдыха - индивидуальная – работа - использование развивающих программ Спецкурсов - контроль межличностных взаимоотношений - дополнительные задания и помощь учителя - внеклассные занятия - кружки и спортивные секции - индивидуально ориентированные занятия - культурномассовые мероприятия - индивидуальная работа - школьные праздники - экскурсии и ролевые игры - литературные вечера - социальные проекты - субботники - коррекционные занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной деятельности, по формированию социальнокоммуникативных навыков общения, по коррекции речевого развития, по развитию мелкой моторики, по развитию общей моторики, по социальнобытовому обучению, по физическому развитию и укреплению здоровья, по формированию навыков пространственной ориентировки, по формированию и развитию зрительного восприятия. - консультации специалистов - посещение учреждений дополнительного образования - (творческие кружки, спортивные секции) - поездки, путешествия, походы, экскурсии - общение с родственникаи - общение с друзьями Диагностичес кая направленнос Коррекционная направленность Профилактическая направленность Наблюдение и педагогическая характеристика учителя, оценка зоны ближайшего развития обучающегося. Обследования специалистами Школы (психолог, медработник, логопед, дефектолог) Медицинское обследование, заключение психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК) Использование развивающих программ, спецкурсов. Стимуляция активной деятельности самого учащегося. Организация коррекционных занятий, индивидуально ориентированных занятий; занятия со специалистами, соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, полноценное питание. Систематические валеопаузы, минуты отдыха, смена режима труда и отдыха; сообщение учащемуся важных объективных сведений об окружающем мире, предупреждение негативных тенденций развития личности. Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную и т.п., контакты со сверстниками, педагогами, специалистами школы. Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, изотворчество, общее развитие обучающегося, его кругозора, речи, эмоций и т.д. Социализация и интеграция в общество обучающегося. Стимуляция общения обучающегося. Посещение занятий в системе дополнительного образования по интересу или формировать через занятия его интересы. Проявление родительской любви и родительских чувств, заинтересованность родителей в делах обучающегося. Развивающая направленность Ответствен ные Использование учителем элементов коррекционных технологий, специальных программ, проблемных форм обучения, элементов коррекционноразвивающего обучения. Учителя-предметники Организация часов общения, групповых и индивидуальных коррекционных занятий, занятия с психологом, соблюдение режима дня. Учителяпредметники Психолог, дефектолог, логопед Школьные работники Библиотекарь Посещение учреждений культуры и искусства, выезды на природу, путешествия, чтение книг, общение с разными (по возрасту, по образу жизни) людьми, посещение спортивных секций, кружков и т.п. Родители, семья Психолог Медицинские работники Педагоги дополнительного образования План реализации коррекционных мероприятий. Диагностическая работа Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи. Задачи (направления деятельности) Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Сроки (периодич ность в течение года) Ответственные Медицинская диагностика Определить состояние физического и психического здоровья детей. Выявление состояния физического и психического здоровья детей. Изучение истории сентябрь развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся Психолого-педагогическая диагностика Первичная диагностика для выявления детей группы «риска». Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в Наблюдение и психологическое обследование; анкетирование сентябрь Классный руководитель , медицинский работник Классный руководитель ПедагогПсихолог, Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Анализ причин возникновения трудностей в обучении. Выявление резервных возможностей. Определить уровень организованност и ребенка, особенностиэмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам. специализированно й помощи Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ. Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов"детей. учитель- родителей, беседы с педагогами. дефектолог, учительлогопед Диагностирование сентябрь . Заполнение диагностических документов специалистами (диагностической карты, протокола обследования). сентябрь Индивидуальная Разработка коррекционная коррекционной программа, программы соответствующая выявленному уровню развития обучающегося. Социально – педагогическая диагностика Получение объективнойинформации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.). Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составлениехарактеристики. сентябрь октябрь ПедагогПсихолог, учительдефектолог, учительлогопед Педагогпсихолог, учительлогопед учительдефектолог Классный руководитель, педагогпсихолог, социальный педагог, учительпредметник Коррекционно-развивающая работа Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоциональноличностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Задачи Планируемы Виды и формы Сроки Ответствен(направлен е результаты деятельности, (периодич ные ия мероприятия деятельност ность в и) Обеспечит ь педагогичес кое сопровожд ение детей с ОВЗ, детейинвалидов. течение года) Психолого-педагогическая работа Разработка сентябрь индивидуальной программы по предмету. Разработка воспитательной программы работы с классом и индивидуальной воспитательной программы для детей с ОВЗ, детейинвалидов. Разработка плана работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса. Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. Обеспечит Позитивная Формирование Сентябрь ь динамика групп психологич развиваемых для еское параметров коррекционной сопровожд работы. ение Составление детей с расписания ОВЗ, детейзанятий. октябрьинвалидов. Проведение коррекционных май занятий. Отслеживание динамики развития ребенка. Лечебно – профилактическая работа Создание условий для Планы, программы Сохранение и укрепления здоровья обу- Разработка рекомендаций для В течение года Классный руководитель ПедагогПсихолог, учительдефектолог, учитель-логопед ПедагогПсихолог, учительдефектолог, учитель-логопед Классный руководитель, педагог-психолог, сохранения и укрепления здоровья обучающи хся с ОВЗ, детейинвалидов. чающихся с ОВЗ, детейинвалидов. педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ. Внедрение здоровьесберегающ их технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических образовательных программ (например, «Школа здоровья» и другие). социальный педагог, учительпредметник Консультативная работа Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся. Задачи Планируемые Виды и Сроки Ответственные (направления результаты формы (периодич деятельности) деятельности ность в , течение мероприятия года) Консультиро Рекоменда Индиви По Специалист вание ции, приѐмы, дуальные, отдельном ы Педагог – педагогических упражнения и групповые, у планупсихолог работников др. материалы. тематические графику Социальный по вопросам Разработка консультации педагог инклюзивного плана Заместитель образования. консультативной директора работы с поУВР ребенком, родителями, классом, работниками школы. Консультиро Рекоменда вание ции, приѐмы, обучающихся по упражнения и выявленных др. проблемам, материалы. оказание Разработка превентивной плана помощи. консультативной работы с ребенком. Консультиро Рекоменда вание родителей ции, примы, по вопросам упражнения и инклюзивного др. образования, материалы. выбора стратегии Разработка воспитания, плана Психологоконсультативной физиологическим работы с особенностя родителями. м детей. Индиви дуальные, групповые, тематические консультации По отдельном у плануграфику Индиви дуальные, групповые, тематические консультации По отдельном у плануграфику Специалист ы Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР Специалист ы Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР Информационно – просветительская работа Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса. Задачи (направления деятельности) Планируем ые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Информирован ие родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Психологопедагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории Организация работы семинаров, тренингов, по вопросам инклюзивног о образования Информационны е мероприятия Организация методически х мероприятий по вопросам инклюзивного образования Информационны е мероприятия Сроки (периоди чность в течение года) По отдельном у плануграфику По отдельном у плануграфику Ответственн ые Специалисты Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР Специалисты Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР детей. Проведение коррекционных мероприятий в процессе учебной деятельности. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности. Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках. На основе применения деятельностного метода обучения у детей последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребѐнок не боится высказать своѐ мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего максимума. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей. Основные подходы к организации учебного процесса при обучении детей с ОВЗ: 1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. 2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ. 3. Индивидуальный подход. 4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. 5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. 6. Использование многократных указаний, упражнений. 7. Проявление большого такта со стороны учителя. 8. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. 10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. 11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. Овладение навыками адаптации учащихся к социуму. На уроках педагоги имеют возможность формировать навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире через задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни. Развитие творческого потенциала учащихся. Развитие творческого потенциала учащихся основной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Формирование и освоение творческих способов и приѐмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе. Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса Для реализации требований к ПКР, обозначенных в ФГОС ООО, в МКОУ «Чатлыковская СОШ» создана рабочая группа, в которую входят основные учителя и специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед. ПКР разработывается рабочей группой образовательной организации поэтапно. На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение коррекционной работы, анализируется состав детей с ОВЗ в образовательной организации, их особые образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих детей на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных категорий учащихся с ОВЗ. На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания учащихся с ОВЗ, организация и механизм реализации коррекционной работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих коррекционных программах, которые прилагаются к ПКР. На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, доработка (при смене контингента обучающихся с ОВЗ в МКОУ «Чатлыковская СОШ»); проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ; принимается итоговое решение. Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами школы (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом), регламентируются локальными нормативными актами МКОУ «Чатлыковская СОШ», а также Уставом школы. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности. Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы, администрации МКОУ «Чатлыковская СОШ»» и родителей (законных представителей). Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в МКОУ «Чатлыковская СОШ» осуществляются медицинским работником (фельдшером) ОВП с Чатлык и, помимо общих направлений работы со всеми обучающимися, имеют определенную специфику в сопровождении обучающихся с ОВЗ. Так, медицинский работник участвует в диагностике обучающихся МКОУ «Чатлыковская СОШ» с ОВЗ и в определении их индивидуального образовательного маршрута, консультирует педагогов и родителей. В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь. Медицинский работник, являясь сотрудником медицинского учреждения, осуществляет взаимодействие с родителями детей с ОВЗ. Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в МКОУ «Чатлыковская СОШ» также осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ. Социальный педагог участвует в проведении профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав и интересов обучающихся с ОВЗ; в выборе профессиональных склонностей и интересов. Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (с гимназистами, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (с обучающимися, родителями, педагогами), выступления на родительских собраниях, на классных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений. Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, учителем-логопедом, классным руководителем, учителями-предметниками, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей. Психологическое сопровождение обучающихся МАОУ «Рахмангуловская СОШ» с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности обучающихся с ОВЗ. Работа организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности педагога-психолога школы состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ. Помимо работы с обучающимися педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов, участие в родительских собраниях. В реализации диагностического направления работы принимают участие как учителя класса (выявление уровня знаний по основным предметам учащихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года). Данное направление также осуществляется ПМПк МАОУ «Рахмангуловская СОШ». ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с ОВЗ, положение и регламент работы которой разработано МАОУ «Рахмангуловская СОШ» и утверждается локальным актом. Цель работы ПМПк: выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для обучающегося (обучающихся) дополнительных дидактических материалов и учебных пособий. В состав ПМПк гимназии входят педагог-психолог, учитель-логопед, педагог (учитель-предметник), социальный педагог, заместители директора по учебной и воспитательной работе. Родители уведомляются о проведении ПМПк (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79). Реализация системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ предусматривает создание специальных условий: организационных, кадровых, психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических, информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79). Механизм взаимодействия, специалистов Коррекционная работа в МАОУ «Рахмангуловская СОШ» осуществляется во всех организационных формах деятельности школы: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности). Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке учитель-предметник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими обучающимися осуществляется с помощью специальных методов и приемов. В учебной внеурочной деятельности планируются коррекционные занятия со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) по индивидуально ориентированным коррекционным программам. Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие обучающихся с ОВЗ. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ осуществляется педагогами и специалистами и может сопровождаться дистанционной поддержкой. Механизм реализации ПКР раскрывается в учебном плане, во взаимосвязи ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии разных педагогов (учителя, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) и специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинский работник (по договору) внутри образовательной организации. Взаимодействие включает в себя следующее: комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи; многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося; составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка. Планируемые результаты коррекционной работы Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - овладение навыками коммуникации; - дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; - осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются: - динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ; - создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материальнотехнических условий); - увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; - сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения; - количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ; - другие соответствующие показатели. Содержание мониторинга динамики развития обучающихся с ОВЗ Критерии и показатели динамики развития обучающихся с ОВЗ напрямую связаны с компетенциями, жизненно значимыми для обучающихся с ОВЗ. Дифференциация и осмысление картины мира: - интересуется окружающим миром природы, культуры, замечает новое, задаѐт вопросы; - включается в совместную со взрослым исследовательскую деятельность; - адекватно ведѐт себя в быту с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; - использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Овладение навыками коммуникации: - реагирует на обращенную речь и просьбы; - понимает и адекватно реагирует на речь окружающих; - начинает, поддерживает и завершает разговор; - корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; - передаѐт свои впечатления, соображения, умозаключения так, Изменения не произошли (низкий уровень) Изменения незначительные (средний уровень) Уровни (отмечаются индивидуально для каждого учащегося) Видимые изменения (высокий уровень) Критерии и показатели чтобы быть понятым другим человеком; - делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми; - слышит свои речевые ошибки и старается их исправлять; замечает ошибки в речи одноклассников Осмысление своего социального окружения: - доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками; - уважительно относится к взрослым (учителям, родителям, т.д.); - достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения; - соблюдает правила поведения в школе. Осмысление своего социального окружения: - доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками; - уважительно относится к взрослым (учителям, родителям, т.д.); - достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения; - соблюдает правила поведения в школе. 2.2. Программы курсов коррекционно-развивающейобласти (коррекционной подготовки) Содержание курсов коррекционно-развивающей области представлено в приложении № 1. 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционноразвивающую область. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствует ФГОС ООО и ООП ООО МАОУ «Рахмангуловская СОШ». Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности. Объем и содержание коррекционной работы определяется на основании рекомендаций ПМПК и в зависимости от образовательных и психофизических потребностей обучающихся. 3.1. Календарный учебный график Календарный учебный график соответствует ООП ООО. 3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся сзадержкой психического развития Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся. Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП ООО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. Кадровые условия Описание кадровых условий реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР включает: – характеристику укомплектованности образовательного учреждения; – описание уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и их функциональных обязанностей; – описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников; – описание системы оценки деятельности членов педагогического коллектива. МАОУ «Рахмангуловская СОШ» укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности. В штат специалистов образовательной организации, реализующей вариант 7.1 АООП ООО обучающихся с ЗПР должны входить: воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, учитель-логопед, учитель - дефектолог Коллектив ОУ имеет достаточную квалификацию, уровень курсовой подготовки. Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала образовательного учреждения является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом. Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС: • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; • принятие идеологии ФГОС; • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС. Финансовые условия Финансовое обеспечение образования обучающихся с ЗПР осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ЗПР общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП ООО в соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 закона Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфереобразования определяются по каждому уровню образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, Федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ЗПР, обеспечения дополнительного образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей. Финансирование программы коррекционной работы осуществляться в объеме, предусмотренным законодательством. Финансовое обеспечение соответствует специфике кадровых и материальнотехнических условий, определенных для АООП ООО обучающихся с ЗПР. Материально-технические условия Материально-техническое обеспечение основного общего образования обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально- технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к: - организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР; - организации временного режима обучения; - техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР; - учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы. Требования к организации пространства Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий во всех учебных и вне учебных помещениях. МАОУ «Рахмангуловская СОШ» располагает необходимой материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В соответствии с требованиями ФГОС в МАОУ «Рахмангуловская СОШ», оборудованы: • учебные кабинеты; • помещения (кабинеты, мастерские, студии) для занятий музыкой, изобразительным искусством; • библиотека, книгохранилище, обеспечивающее сохранность книжного фонда, медиатека; • спортивный зал, стадион, спортивная площадка, оснащѐнные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем; • помещение для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; • административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием; • гардеробы, санузлы, места личной гигиены; • участок (территория) с необходимым набором оснащенных зон. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают в себя следующие параметры и характеристики: В ОУ имеется горячее и холодное водоснабжение, достаточное освещение, канализация в удовлетворительном состоянии, соблюдается воздушно-тепловой режим. Имеются помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; помещения для медицинского персонала; Санитарно-бытовые условия Оборудованы санузлы для девочек, мальчиков и персонала, имеется гардероб для учащихся начальной школы, основного и среднего звена Охрана труда Ежегодно проводится текущий ремонт, постоянно пополняется количество огнетушителей, производится своевременный ремонт электрооборудования. Условия для имеются пандусы беспрепятственного доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья Санитарно-гигиенические условия Материально-техническая база школы приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, необходимого учебно-материального оснащения образовательной деятельности и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. При реализации АООП ООО обучающемуся с ЗПР обеспечена возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. Требования к организации временного режима обучения Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Организация временного режима обучения детей с ЗПР соответствует их особым образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности. Сроки освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1 составляют 5 лет (5-9 классы). Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 5-8 классы – 34 учебных недель; 9 класс – 33 учебных недели. Для профилактики переутомления обучающихся с ЗПР в годовом календарном учебном плане предусматривается равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность учебной недели – 6 дней с согласия родителей (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Обучение проходит в первую смену. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровье сбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АООП ООО, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности). Обучение в МАОУ «Рахмангуловская СОШ» для детей с ЗРП ведется по режиму продленного дня с организацией прогулки, 2-х разового питания, проведение оздоровительных мероприятий. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться ребенок с ЗПР. Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие вариант 7.1 АООП ООО, не должна превышать 25 обучающихся, число обучающихся с ЗПР в классе не должно превышать четырех, остальные обучающиеся – не имеющие ограничений по здоровью. Требования к техническим средствам обучения Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами идр. Создание в МАОУ «Рахмангуловская СОШ» информационнообразовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС Наименование Иностранный язык (немецкий ) Мангитофон География Количес тво 1 Интерактивная доска Мультимедийный проектор BENQ МХ618SТ Компьютер ПЭВМ Русский язык Телевизор Математика Мультимедийный проектор Интерактивная доска InteractiveWhiteboard Документ – камера AverVisionU15 Компьютер ViewSonic Доска аудиторная трехэлемнтная Принтер Физика , информатика и ИКТ Мультимедийный проектор Экран Принтер HPLaserJet 1200 Компьютер Химия и биология Микроскоп-электронный Изобразительное искусство Ноутбук Мультимедийный проектор BENQ Доска аудиторная трехэлемнтная Интерактивная доска InteractiveWhiteboard Музыка НОУТБУК Музыкальный центр «Сони» Телевизор Технология (девочки ,мальчики) Компьютер Мультимедийный проектор BENQ Доска аудиторная трехэлемнтная Интерактивная доска InteractiveWhiteboard 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебный и дидактический материал При освоении АООП ООО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, направленную на специальную поддержку освоения ООП ООО. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно- правовую базу образования обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса и наличие. Информационно-методическое обеспечение реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.