Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического разв

Подписано цифровой
МАОУ
подписью: МАОУ
СОШ"
"РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ
Дата: 2021.09.06 09:01:36
ОВСКАЯ СОШ" +05'00'

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Рахмангуловская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального образования Красноуфимский округ

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «Рахмангуловская СОШ»
Н.А. Пупышев.
приказ №173 от 19.08.2021г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.1)

с.Рахмангулово

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического

7

развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития 9
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
2. Содержательный раздел

12

2.1. Программа коррекционной работы

12

2.2. Программы курсов коррекционно-развивающей области

19

3. Организационный раздел

19

3.1. Учебный план

19

3.2. Календарный учебный график

19

3.3. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной

19

программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития
25

2

1.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного,
двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–
оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населенного пункта, района, города).
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной
основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам
освоения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию

3

обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения
(1 - 4 классы).
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной
программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре
АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения
соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования 1
(далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы
коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к
результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП
НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является
психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя
начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы,
содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом
ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребенка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся,
способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего

4

образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у
обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих
возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения
психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению
образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования
обучающихся с ЗПР соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в
соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача
разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы
возлагается на ПМПК.
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но
отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях
деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной
незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки
легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся
в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной
работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в
разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений,
зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и
др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют
особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об
особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить
образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с
ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого,
как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

5

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов
и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
 обеспечение
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

6

1.2.

Планируемые результаты освоения обучающимися задержкой психического
развития адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования

Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО и ООП НОО МАОУ
«Рахмангуловская СОШ»
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического
развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь
для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное
участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в
этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной
жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

7

в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных
форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся:
расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым
окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об
опасности и безопасности;
адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами
дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других.
расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в
пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка;
умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной
жизни в семье и в школе;
умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать
вопросы;
развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей;
способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к
себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО отражают:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные
занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в

8

других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и
сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и
результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО
предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии
с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных
достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций
и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и
тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования,
позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов
образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООП
НОО МАОУ «Рахмангуловская СОШ».
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо
при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть
индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых
результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах. Специальные
условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП
НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
 особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

9

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
 при необходимости адаптирование текста задания с учетом
особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок
задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
 при
необходимости
предоставление
дифференцированной
помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
 увеличение времени на выполнение заданий;
 возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
 недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с ЗПР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы,
составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на
следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно
разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы
коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих
успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая
такими
характеристиками,
как
непрерывность,
диагностичность,
научность,
информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку
достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной
работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.

10

В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и
финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего
времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании
данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных
показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной
динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики)
обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой
коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве
ориентировочной основы для
определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы
коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание
учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования),
выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми
результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных
потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру
оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа
экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает,
воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы
является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной
(жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка.
Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит
анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных
представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по
интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления)
степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не
только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения
программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных
представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое
обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в
организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.

11

2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий; программа
отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовнонравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; программа формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа
внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО и ООП НОО МАОУ
«Рахмангуловская СОШ»
Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
2.1. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального
сопровождения обучающегося с ЗПР.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся
с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и
речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во
внеурочное время. Объем и содержание коррекционной работы определяется на основании
рекомендаций ПМПК и в зависимости от образовательных и психофизических потребностей
обучающихся.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
 создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
 осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных
потребностей;
 оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
 возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного
учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Задачи программы
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
Определение
особенностей
организации
образовательного
процесса
для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего
образования и их интеграции в образовательном учреждении;
Стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости;
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы:
Гуманистическая направленность обучения Принцип предполагает опору на
потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций
успеха в обучении, общении со сверстниками и взрослыми.
Соблюдение интересов ребенка Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребенка с максимальной пользой в интересах ребенка.

12

Системность Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья; участие в данном процессе всех участников
образовательного процесса
Непрерывность Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к еѐ решению.
Вариативность Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом или психическом
развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями
здоровья выбирать форму получения детьми образования, образовательные учреждения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями в
специальные (коррекционные) ОУ.
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени НОО включает в себя взаимосвязанные
направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление учащихся,
испытывающих трудности в обучении, одаренных детей, детей с повышенным уровнем
обучаемости, подготовку рекомендаций по оказании им психолого-педагогической помощи
в условиях ОУ, определение индивидуальных траектории развития одаренных детей;
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования; способствует
формированию УУД у обучающихся;
Консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, развития и
социализации обучающихся;
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися
и их родителями, педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
 Проведение педагогической диагностики обучающихся (в начале, середине, конце
учебного года), разработанной авторами УМК «Школа России»
Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
 Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
 Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.
Коррекционно-развивающая работа включает:
Выбор оптимальных для развития ребенка программ /методик, методов приемов
обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
Системное развитие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование УУД;
Развитие эмоционально-волевой или личностной сфер ребенка, коррекцию его
поведения;
Социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условиях жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:

13

Выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, одаренными детьми,
детьми с повышенным уровнем обучаемости и обучающимися, испытывающими трудности
в обучении;
Консультирование
специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
Консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения ребенка.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья;
 Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей
Этапы реализации программы
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета
особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных
потребностей.
Этап
планирования,
организации,
координации
(организационноисполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом
организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую
направленность.
Этап
диагностики
коррекционно-развивающей
образовательной
среды
(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия
созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ
особым образовательным потребностям ребенка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность)
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и
процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка
условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционно-развивающей работы
является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного
учреждения, обеспечивающее системное сопровождение одаренных детей, детей с
повышенным уровнем обучаемости, учащихся, испытывающих трудности в обучении, детей
с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в
образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- Комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему
квалифицированной помощи специалистов;
- Многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
- Коррекцию отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональноволевой и личностной сфер ребенка.
Развитие творческого потенциала одарѐнных детей и детей с повышенным уровнем
обучаемости осуществляется как в рамках урочной, так и во внеурочной деятельности. В
учебниках системы «Школа России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы,
создаются проблемные ситуации. Проблемы творческого и поискового характера решаются
также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены
в каждом классе предметных линий, указанных УМК.
Во внеурочной работе ежегодно организуются творческие конкурсы, предметные
декадники, научно-практические конференции, предметные олимпиады (3-4 класс).
Учащиеся начальной школы имеют возможность принимать участие в заочных конкурсах

14

российского и международного уровней: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно»
и др.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
- обеспечение психолого-педагогических условий(учет индивидуальных
особенностей ребенка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения
его эффективности, доступности)
- обеспечение здоровье сберегающих условий (укрепление физического, психического
здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм)
- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья,
независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально
развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционно-развивающей
работы
используется
диагностический
и
коррекционно-развивающий
инструментарий,
предложенный авторами УМК «Школа России». Дети с ограниченными возможностями
здоровья осваивают ООП НОО, обучаясь в общеобразовательных классах фронтально либо
индивидуально, находясь на домашнем обучении.
Учителями широко применяются коррекционные методы и приемы логопедической и
психологической практики, большее применение по сравнению с общеобразовательными
классами находят:
- игровые методики;
- различные дидактические групповые игры;
- наглядные пособия;
- раздаточные дидактические материалы;
- использование интерактивных компьютерных технологий.
В то же время, ТСО коллективного и индивидуального пользования, включая
компьютерное оборудование, требуют более осторожного и строго дозированного
использования, учитывая состояние здоровья и особенности развития детей
Логопедические и коррекционно-развивающие занятия с
психологом
организуются для детей, обучающихся по коррекционным программам, в обязательном
порядке. Данные занятия проводятся только специалистами школы: учителем-логопедом и
педагогом-психологом, имеющими специальную подготовку, на основе индивидуальноориентированных программ и планирования, согласованного на основании локальных актов
учебного заведения. Коррекционные занятия учителем-логопедом и педагогом-психологом
проводятся в отдельном оборудованном для групповых занятий кабинете. Логопедические
занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме (в зависимости от характера
имеющихся нарушений здоровья ребенка), коррекционно-развивающие занятия с педагогомпсихологом проводятся в групповой и индивидуальной формах.
На логопедических и коррекционно-развивающих занятиях также широко
применяются игровые методики с использованием индивидуальных и групповых
дидактических раздаточных материалов.

15

Планируемые результаты коррекционной работы
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования и, поскольку Программа
коррекционной работы является разделом ООП НОО, планируемые результаты
коррекционной работы формулируются в рамках следующих блоков универсальных
учебных действий (далее УУД):
 личностные;
 регулятивные;
 коммуникативные;
 познавательные.
Планируемые личностные результаты.
Ученик будет или сможет:
 положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для
того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
 с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
 ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач в выполнении заданий на
основе их анализа, проводимого с помощью педагога-специалиста;
 способен к самооценке результатов своей работы на основе критериев успешности ее
выполнения, задаваемых педагогом-специалистом;
 осознавать смысл и оценивать свои поступки и поступки других детей с точки зрения
усвоенных моральных норм и этических чувств, анализируя их с помощью педагогаспециалиста;
 с эмпатией относиться к чувствам и переживаниям окружающих людей.
Планируемые регулятивные результаты.
Ученик будет или сможет:
 принимать и сохранять учебную задачу самостоятельно или при минимальной помощи
педагога-специалиста;
 учитывать определенные педагогом-специалистом ориентиры в новом учебном
материале и сотрудничестве с ним;
 планировать свои действия для выполнения задания во внешнем плане самостоятельно
или при минимальной помощи педагога-специалиста;
 учитывать установленные правила поведения на занятиях и при выполнении заданий;
 проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности под руководством
педагога-специалиста;
 самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста вносить
необходимые исправления в действия и задания на основе их контроля и оценки;
 адекватно воспринимать оценку и предложения педагогов, других учащихся, родителей.
Планируемые коммуникативные результаты.
Ученик будет или сможет:
 выполнять несложные задания в паре с другим учащимся;
 строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой,
ориентируясь на план, схему, визуальную опору самостоятельно или при минимальной
помощи педагога-специалиста;
 учитывать мнение других учащихся в группе и стремиться наладить сотрудничество в
игре или выполнении учебного задания;
 допускать существование различных точек зрения на выполнение некоторых задач;

16

 самостоятельно или при помощи педагога-специалиста формулировать свое мнение или
точку зрения;
 использовать внешнюю и внутреннюю речь для регуляции своих действий;
 строить диалог с партнером в паре при минимальной помощи педагога-специалиста;
задавать вопросы.
Планируемые познавательные результаты
Ученик будет или сможет:
- осуществлять запись традиционным способом выборочной информации об окружающем
мире и в соответствии с заданием;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для
выполнения заданий самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста;
- строить короткие сообщения в устной и письменной форме с опорой на план
(самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста);
строить грамматически правильные синтаксические конструкции (самостоятельно или
при минимальной помощи педагога-специалиста);
- различать оттенки лексических значений слов с помощью педагога-специалиста;
- осмысленно воспринимать познавательные тексты и инструкции к заданиям и выделять
существенную информацию из сообщений при помощи педагога-специалиста;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
лишнего объекта по заданным педагогом критериям;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (самостоятельно или при
минимальной помощи педагога-специалиста);
- находить самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста несложные
закономерности расположения объектов в ряду подобных; -проводить сравнение, анализ и
классификацию по заданным критериям;
-устанавливать простые причинно-следственные связи между знакомыми объектами
или явлениями (самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста);
- обобщать объекты и явления, подводя их под более общее понятие (самостоятельно или
при минимальной помощи педагога-специалиста);
- устанавливать простые аналогии;
- овладеть рядом общих приемов выполнения заданий;
- строить простые рассуждения по заданной схеме или при минимальной помощи педагогаспециалиста.
Условия реализации программы
Программа коррекционной работы предусматривает создание в образовательной
организации специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих:
Психолого­педагогическое обеспечение, в том числе:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной
помощи) в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической
комиссии;
- обеспечение психолого­педагогических условий (коррекционная направленность
учебно­воспитательной деятельности; учет индивидуальных особенностей ребенка;
соблюдение
комфортного
психоэмоционального
режима;
использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности, повышения ее
эффективности, доступности);
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с

17

ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение
задач развития ребѐнка, отсутствующих в содержании образования нормально
развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов, средств
обучения,
специализированных
образовательных
и
коррекционных
программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и
индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка;
- комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение
санитарно­гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности
нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении
воспитательных, культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных
досуговых мероприятий;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно­методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы использовиспользуются
коррекционно­развивающие программы, диагностический и коррекционно­развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя,
педагога­психолога, социального педагога, учителя­логопеда, учителя­дефектолога и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является
использование адаптированных образовательных программ.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое
обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими
обязательную курсовую подготовку или другие виды профессиональной подготовки в
рамках обозначенной темы. В МАОУ «Рахмангуловская СОШ» такими специалистами
являются педагог-психолог и логопед, дефектолог, социальный педагог.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими
нарушения
развития,
обусловливает
необходимость
специальной
подготовки
педагогического коллектива образовательной организации. Для этого учреждением
обеспечена на постоянной основе повышение квалификации работников, занимающихся
решением вопросов образования детей с ОВЗ. Педагогические работники образовательной
организации имеют четкое представление об особенностях психического и (или)
физического развития детей ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного
и реабилитационного процесса.
Материально­техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей
материально-технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционноразвивающую среду образовательной организации в том числе надлежащие материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей
с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения
образовательной организации и организацию их пребывания и обучения в организации
(включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места,

18

специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также
оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ индивидуального и
коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных
кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения
медицинского обслуживания, оздоровительных и
лечебно­профилактических
мероприятий,
хозяйственно-бытового
и
санитарно­гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих
трудности
в
передвижении,
с
использованием
современных
информационно­коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей
(законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно­методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и
рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий,
мультимедийных материалов, аудио­ и видеоматериалов.
2.2. Программы курсов коррекционно-развивающей области
Содержание курсов коррекционно-развивающей области представлено в приложении № 1.

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционноразвивающую область.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи
реализации содержания предметных областей соответствует ФГОС НОО и ООП
НОО МАОУ «Рахмангуловская СОШ».
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности. Объем и содержание коррекционной работы определяется на основании
рекомендаций ПМПК и в зависимости от образовательных и психофизических потребностей
обучающихся.
3.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствует
«Рахмангуловская СОШ».

ООП

НОО

МКОУ

3.3. Система условий реализации адаптированной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Условия реализации адаптированной образовательной программы начального
общего образования для учащихся с задержкой психического развития должны обеспечивать
участникам образовательного процесса возможность:
получения планируемых предметных и метапредметных результатов образования
2 использования АОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития;
достижения планируемых личностных результатов через реализацию программы
коррекционной работы, организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной
практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий,
способных решать задачи коррекционно-развивающей направленности;
овладения обучающимися с ЗПР ключевыми компетенциями, составляющими
основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

19

формирования социальных ценностей обучающихся с ЗПР, основ их гражданской
идентичности;
участия родителей (законных представителей) обучающихся с ЗПР, а также
педагогических работников и общественности в совершенствовании используемой АОП
НОО и условий ее реализации;
взаимодействия образовательных организаций, реализующих образование и
поддержку обучающихся с ЗПР, направляемого на повышение эффективности
образовательного и коррекционно-развивающего процесса;
включения обучающихся с ЗПР в процессы реализации социальных проектов и
программ для формирования у них коммуникативных умений и лидерских качеств, опыта
социальной деятельности;
формирования у обучающихся с ЗПР опыта организации самостоятельной
деятельности (образовательной, общественной, художественной);
формирования у обучающихся с ЗПР основ экологической грамотности, навыков
здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
использования в образовательном процессе обучающихся с ЗПР современных
образовательных технологий деятельностного типа.
Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы
начального общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материальнотехнические и специальные условия, позволяющие обучающимся с задержкой психического
развития получить образование по основной образовательной программе основного общего
образования, созданной на основе действующего ФГОС НОО.
Требования к общим условиям реализации адаптированной образовательной
программы начального общего образования для учащихся с задержкой психического
развития.
Образование обучающихся с ЗПР по АОП НОО, при отсутствии у них
дополнительных отклонений в состоянии здоровья, не требует использования специальных
методов обучения и воспитания, специальных учебников, специальных технических средств
обучения. Специальные условия обучения и воспитания заключаются в:
соблюдении допустимого уровня нагрузки, определяемого с помощью
консультантов в области специального образования и медицинских работников;
обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики
пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания;
организации систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих
высокой степени сформированности абстрактно-логического мышления, в том числе с
использованием специальных пособий и дидактических материалов;
реализации программы коррекционной работы.
Условия обучения учащихся с более тяжелой задержкой психического развития (в т.ч. на
основе индивидуального учебного плана) должны удовлетворять их особые образовательные
потребности. Последнее достигается созданием тех же условий, но дополненных:
изменением обычного для основного общего образования соотношения словесных,
наглядных и практических методов обучения и воспитания;
разрешением пользоваться дополнительными техническими средствами при решении
учебно-познавательных задач;
ориентацией при оценке результатов обучения на индивидуальную динамику освоения
изучаемого предмета.
Реализация программы коррекционной работы предполагает продолжение
функционирования системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и
поддержки обучающихся с ЗПР, включающую:
комплексное обследование,
мониторинг динамики развития, успешности освоения адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования,

20

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий (в рамках
реализации программы коррекционной работы), направленных на улучшение предметных и
достижение метапредметных и личностных результатов образования.
Разработка, корректировка и обсуждение результатов реализации программы
коррекционной работы осуществляется на психолого-медико-педагогическом консилиуме,
эффективность деятельности которого оценивается в соответствии с Уставом
образовательной организации (на педагогическом совете).
В образовательном учреждении созданы условия для:
комплексного взаимодействия с организациями психолого-медико-социального
сопровождения, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность
исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ЗПР (другими ограниченными возможностями здоровья);
оказания постоянной методической и информационной поддержки педагогических
работников, по вопросам реализации адаптированной образовательной программы
основного общего образования для учащихся с задержкой психического развития,
использования опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных
мониторинговых исследований результатов образовательного процесса.
Требования к кадровым условиям реализации адаптированной
образовательной программы начального общего образования для учащихся с
задержкой психического развития
Кадровые условия предполагают возможность получения
качественного
образования обучающимися с задержкой психического развития, предусматривающего как
достижение возможных предметных, метапредметных и личностных результатов, так и
коррекцию недостатков предшествующего и актуального развития обучающихся, в первую
очередь касающихся недостаточной социальной зрелости и несформированных предпосылок
послешкольной социопсихологической адаптации.
Требования включают: укомплектованность образовательного учреждения
педагогическими работниками, способными реализовывать АОП ООО обучающихся с
задержкой психического развития и программу коррекционной работы (педагог-психолог,
учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог);
уровень квалификации педагогических работников образовательной организации,
позволяющий организовывать и реализовывать образование обучающихся с ЗПР
предполагает соответствие педагогов, осуществляющих образование в
рамках
установленных ФГОС ООО предметных областей, определенным квалификационным
категориям. Необходимо также краткосрочное повышение квалификации педагогов в
области психологических особенностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР (не менее 72 ч.), а в последующем – в области инноваций в практике
образования обучающихся с ЗПР (не реже, чем один раз в 3 года), подтверждаемые
документами установленного образца.
Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности должен
соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для
педагогических работников – также квалификационной категории.
Соответствие уровня квалификации работников требованиям, предъявляемым к
квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям
устанавливается при их аттестации.
Работникам
обеспечивается
возможность
повышения
профессиональной
квалификации (не реже 1 раза в три года), ведения методической работы, применения,
обобщения и распространения опыта использования современных образовательных
технологий обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития.
Обязательными участниками реализации программы коррекционной работы
являются педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, классный руководитель,
социальный педагог, родители (законные представители).

21

Координация деятельности педагогов, осуществляющих образование в рамках
установленных ФГОС НОО предметных областей и других специалистов, участвующих в
реализации программы коррекционной работы для обучающихся с ЗПР, возлагается на
заместителя директора по учебной работе
Требования к финансовым условиям реализации адаптированной образовательной
программы начального общего образования
Финансово-экономические условия реализации АОП НОО для обучающихся с
задержкой психического развития находятся в соответствии требованиями стандарта,
предусматривающего при финансировании образовательной организации учет специальных
условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Финансово-экономические условия должны:
• обеспечивать возможность исполнения требований Стандарта;
• обеспечивать реализацию обязательной части АОП ООО для
обучающихся
1 задержкой психического развития и части, формируемой участниками образовательного
процесса, включая внеурочную деятельность (программу коррекционной работы);
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АОП ООО
для обучающихся с задержкой психического развития, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации адаптированной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития должно
осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования
государственного образовательного учреждения.
Требования к материально-техническим условиям реализации адаптированной
образовательной программы основного общего образования
Материально-технические условия реализации АОП НОО для обучающихся с
задержкой психического развития в МАОУ «Рахмангуловская СОШ» обеспечивают:
соблюдение:

санитарно-эпидемиологических требований к водоснабжению, канализации,
освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным
особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным
помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию;

требований к санитарно-бытовым условиям оборудование гардеробов, санузлов;

требований к социально-бытовым условиям: наличие в учебных классах
индивидуального рабочего места для каждого обучающегося с задержкой
психического развития; оборудованных рекреаций, а также помещений для питания
обучающихся, хранения и приготовления пищи;

требований пожарной и электробезопасности;

требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников
образовательных организаций;

требований к обеспечению безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и
наличию технических средств регулирования дорожного движения в месте
расположения школы;

требований к соблюдению безопасной эксплуатации спортивных сооружений,
спортивного инвентаря и оборудования.
Возможность достижения обучающимися с задержкой психического развития
установленных Стандартом требований к результатам освоения АОП НОО, предполагающих
определенные изменения в общешкольном пространстве:
наличие кабинетов, снабженных интерактивной доской (мультимедийным
оборудованием), кабинетов для индивидуальных и групповых занятий с педагогомпсихологом, а также индивидуальной, групповой и подгрупповой работы с учителемлогопедом,
наглядные пособия в кабинетах различной предметной направленности;

22

оборудованные кабинет технологии и мастерские, позволяющие обеспечить
предпрофессиональную подготовку обучающихся с задержкой психического развития;
оборудованные кабинеты ИЗО и технологии, позволяющие обеспечить занятия
художественным творчеством с использованием таких материалов, как бумага, ткань, нити
для вязания и ткачества, различные краски, глина, тесто, дерево;
стенды на стенах образовательного учреждения с представленным на них
наглядным материалом информационного характера, способствующим повышению степени
адаптированности в школе обучающихся с задержкой психического развития и стенды
(витрины) с продуктами индивидуальной и совместной деятельности учащихся с задержкой
психического развития, способствующих повышению их рейтинга в глазах соучеников.
К числу материально-технических условий в пространстве класса относится:
обеспечение обучающемуся с задержкой психического развития возможности
постоянно находиться в зоне внимания педагога (первые парты);
наличие компьютеров для индивидуальной работы облегчающих выполнение
технических условий образовательного процесса.
Для реализации АОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития в
образовательном учреждении имеются необходимые для обеспечения образовательной
деятельности:
предметные учебные кабинеты; кабинеты информатики, технологии;
библиотека с рабочей зоной и книгохранилищем, обеспечивающим сохранность
книжного фонда, медиатекой;
спортивные сооружения;
гардероб, санузлы;
Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает
возможность:
реализации АОП НОО на основе индивидуальных образовательных планов; включения обучающихся с задержкой психического развития в социально-полезную
деятельность;
физического развития обучающихся с задержкой психического развития, их
систематических занятий физической культурой и не имеющим противопоказаний спортом,
участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр,
оборудования, а также компьютерных технологий.
обеспечения учащимся с задержкой психического развития доступа к
информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе,
обеспечения педагогам и родителям доступа к научной и методической
литературе, посвященной проблемам образования обучающихся с задержкой психического
развития.
Материально-техническое оснащение программы коррекционной работы
обеспечивает возможность:
проведения начальной, текущей и итоговой диагностики в соответствии с
программой коррекционной работы (пакет диагностических методик, расходных материалов
в ним)
использования современных обучающих и развивающих компьютерных
программ.
использования
психокоррекционных
технологий
для
стабилизации
эмоционального состояния обучающихся с задержкой психического развития, коррекции
потенциально дезадаптивных личностных черт, уменьшения отставания в психосоциальном
развитии (необходимое оборудование, расходные материалы);
использования видеосопровождения изучаемого (закрепляемого) учебного
материала (презентации, учебные и художественные фильмы и пр.).
Требования к информационно-образовательной среде образовательного учреждения

23

Для обучающихся с задержкой психического развития создано доступное
пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через
аудио-визуализированные источники:
удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным
материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности,
распорядке/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних
событиях в школе, ближайших планах и т.д.;
доступный интернет и телефон, предназначенный для контактов с родителями,
сверстниками, учителями.
Созданы специальные кабинеты коррекционно-развивающих занятий:
кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий
логопеда.
Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического
развития в классе обеспечивает выбор парты и партнера, оснащение класса мультимедийной
аппаратурой (доска, проектор, компьютер c выходом в Internet, средства для хранения и
переноса информации (USB накопители, принтер, сканер), наглядным материалом и
телевизором.
Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению
реализации адаптированной образовательной программы
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной
образовательной программы включает наличие библиотеки, читального зала, учебных
кабинетов, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней
и вшней сети и направлено на создание доступа для всех участников образовательного
процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной
программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного
процесса и условиями его осуществления.
При освоении адаптированной образовательной программы начального общего
образования обучающиеся с ЗПР обучаются по учебникам для общеобразовательной школы
со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями:
дидактическими материалами, и пр. на бумажных и/или электронных носителях,
обеспечивающими поддержку освоения адаптированной основной образовательной
программы и реализацию коррекционной работы, направленной на коррекцию недостатков
психофизического развития обучающихся и содействие более успешному продвижению в
общем развитии.
Психолого-педагогические условия реализации АОП НОО обеспечивают:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по
отношению к начальной ступени общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том
числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие компетентности педагогических и административных
работников, родительской общественности в вопросах образования обучающихся с ЗПР;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения
(коррекционной работы) и содержания АОП НОО;
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная
работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».