юный художник 2025-2026

1.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
художник» (далее по тексту Программа). Направлена на развитие творческого потенциала
детей, их воображения и мышления, раскрытие их индивидуальности и креативности.
1.1.2. Направленность Программы: художественная.
1..1.2. Актуальность Программы
Актуальность Программы выражена в том, что в настоящее время проблема
развития детского творчества является одной из наиболее актуальных. Перед нами
возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в
целом. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества,
размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей
старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и
нравственных установок. Особую важность приобретают учебные предметы,
формирующие духовность подрастающего поколения.
1.1.3. Отличительные особенности Программы
Программа «Юный художник» имеет вариативность направлений: на развитие
эмоционально-эстетических, сенсорных, познавательных способностей, обеспечивающих
более глубокое освоение разных видов искусства, а также на формирование общей и
художественной культуры. Принцип вариативности в программе реализуется следующим
образом: учащимся предоставляется возможность подбирать оптимальные решения для
поставленной задачи, что способствует развитию творческого мышления, умению находить
новые, ранее не изученные пути решения заданий. Вариативность творческих заданий по
различным уровням сложности помогает каждому учащемуся двигаться в образовательном
процессе по собственной траектории, что в свою очередь позволит ему быть успешным,
почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности и уникальность.
Программа составлена с учетом лучших традиций художественного образования, а
также запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей), направлена
на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности, привлечение наибольшего количества
детей к художественному образованию. В Программе учтены возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся.
1.1.4. Адресат
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
художник» разработана для реализации МАОУ «Рахмангуловская СОШ» и служит для
организации деятельности младших школьников в рамках дополнительного образования.
Программа рассчитана на обучающихся 6,5 – 11 лет и соответствует заявленному
возрасту. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без
отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Главным
условием является желание ребенка заниматься изобразительной деятельностью.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 7 до 15 человек. Содержание
программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом состав
групп остается постоянным, но может изменяться по следующим причинам: смена места
жительства; противопоказания по здоровью; смена личностных интересов и запросов

учащихся. Прием учащихся в группу осуществляется по заявлению от родителей или лиц,
заменяющих их. При комплектовании групп учитывается возраст детей, сменность занятий
в школах и год обучения. В группу любого года обучения могут войти дети разного возраста
и с разным опытом изобразительной деятельности.
1.1.5. Объем и срок освоения Программы
Общая продолжительность образовательного процесса по Программе, согласно
учебного (тематического) плана составляет 140 часов.
I год обучения – 70 часов; II год обучения – 70 часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу (время занятий включает 40 мин
учебного времени и обязательный 15 мин перерыв);
2-й год обучения - 2 раза в неделю по 1 часу (время занятий включает 40 мин
учебного времени и обязательный 15 мин перерыв). Обязательны физкультминутки,
динамические паузы.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и
закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Уровень
Уровень Программы «Стартовый»
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, и минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы.
Формы обучения
Форма обучения – очная. При проведении учебных занятий используются
следующие формы организации обучения:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая
Виды занятий
- беседа;
- практическое занятие
Формы подведения итогов
- фронтальный опрос
- анализ работ
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование творчески и социально активной личности ребенка,
обладающей компетенциями в области художественно-творческой деятельности, готовой к
культурному, социальному самоопределению и самореализации.
Задачи:
Обучающие:

сформировать компетентности учащихся по разделам программы: рисунку,
живописи,тематической композиции, декоративно-прикладному искусству;

научить осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании
отношения кчеловеку, природным и социальным явлениям;

способствовать формированию способности осознавать главные темы

искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности,
создавать выразительные образы.
Развивающие

развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное
мышление и способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и
передавать в художественно- творческой деятельности;

развивать познавательную, творческую и социальную активность учащихся,
потребность всамообразовании
Воспитывающие

воспитать способность передавать в собственной художественной
деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным и позитивным
явлениям жизни и искусства;

сформировать уважение к культуре и искусству, к мировому культурноисторическомунаследию;

воспитать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей.
1.3. Планируемые результаты
Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

6развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том
числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты
Учащийся при освоении Программы будет:
 иметь представление об отличительныхособенностях жанров живописи;
 знать виды и способы нанесения штриховки;
 знать приемы работы в технике «заливка», «мозаика», «а ля-прима»;
 знать правила работы живописными и графическими материалами;
 уметь рассматривать произведенияискусства;
 уметь самостоятельно организовать рабочее место в соответствии с
используемым
 материалом и поддерживатьпорядок во время работы;
 уметь работать в разных техниках графическими и живописными
материалами
 уметь выполнять наброски карандашом
 иметь представление о законах композиции;
 знать приемы составления эскизов;
 знать последовательность исполнения вработе над композицией;
 самостоятельно выполнять эскизы к предлагаемым темам;
 уметь выстраивать композициюпо правилам и законам;
 уметь самостоятельно работать с гуашью, пастелью, восковыми мелками;
 знать характерные особенности Городецкой росписи;
 иметь представление о технологии изготовления деревянной посуды в
стиле Хохлома;
 знать правила и приемы лепки;
 владеть на практике основными приемами лепки геометрических тел;
 соблюдать технологические процессы и приемы работы при работе с
полимерной глиной.
1.4.
Содержание Программы
Учебный (тематический план)
Цель: Приобщение к изобразительному искусству. Рациональное распределение
времени и сил на выполнение творческих заданий в рамках учебной программы.
Задачи:

сформировать компетентности учащихся по разделам программы:
рисунку; живописи;тематической композиции; декоративно-прикладному искусству;

развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное
мышление и способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и
передавать в художественно-творческой деятельности;

воспитать способность передавать в собственной художественной
деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным и позитивным
явлениям жизни и искусства.
Учебный план 1 год обучения
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы
№
контроля
п/п
всего
теория практ
ика

1

«Урок доброты» вводное занятие, ТБ

2

«Рисунок и живопись»

1
42

1
8

34

Фронтальны
й
опрос

2.1

Графические и живописные материалы.

2.2

Виды рисовальных материалов

2.3

2

1

1

2

2

Работа с графическими материалами

3

3

2.4

Работа с живописными материалами

3

2.5

Линейный рисунок

2

2

2.6

Упражнения на штриховку

2

2

2.7

Зарисовки растений, птиц и деревьев

3

3

2.8

Система цвета. Основы цветоведения

4

1

3

2.9

Ахроматические цвета. Колористика.

4

1

3

2.10

Контрастные цвета

4

2.11

Теплые и холодные цвета

4

2.12

Влияние световоздушной среды на цвет
изображаемых объектов
Свойства света, свет и тень

2.13
2.14
3

Живопись отдельных предметов.
Учебные постановки.
«Тематическая композиция»

3.2

Виды изобразительного искусства
и
жанры
живописи.
Композиция в целом

3.3

Тематическая композиция

3.4

Принципы создания эскиза

3.5
3.6

3.1

1

1
1

3

2

3
3
3

3

1

2

3

1

2

17

4

13

1

1

3

1

3

2
3

2

1

1

Закон равновесия
Простейшие фигуры на плоскости

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

3.7

Сказки Англии – Эльфы и феи

3

3

3.8

Оформление работ к выставке

1

1

4

«Декоративно – прикладное
искусство»
Городецкая роспись

4.1
4.2

Хохломская роспись

4.3

Применение росписи в быту
(открытка, разделочная доска, токарное
изделие). Подготовка изделия к росписи

10
3
3
1

2
1
1

Выполнение
упражнений
Устный опрос
Тестовое
задание
Анализ
заданий
Устный опрос
Тестовое
задание
Устный опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Тестовое
задание
Устный
опрос
Анкетирован
ие
Устный
опрос
Анализ
заданий

Фронтальный
опрос
Устный опрос
Анализ работ
Анализ работ
Устный опрос
Тестовое
задание
Анализ работ
Анализ работ

8
2
2
1

Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ

4.4

Роспись изделия

3
ИТОГО:

70

3
15

Анализ работ

55

Содержание учебного плана 1 год обучения
1.
Урок доброты» вводное занятие. ТБ (1ч.)
Теоретическая часть. Техника безопасности. Охрана труда. Правила внутреннего
распорядка. Знакомство учащихся с различными видами изобразительного искусства.
Тренинги на коллективообразование.
Практическая часть. Ознакомление учащихся с изостудией. Знакомство учащихся
с
программой обучения. Оборудование и инструменты. Техника безопасности с
инструментами. Игры «Кто я, кто ты?», «Знакомство по кругу
2.
Рисунок и живопись. (42ч.)
Графические и живописные материалы. Приемы и техника работы с ними.
Теоретическая часть. Виды рисовальных материалов. Правила работы с ними.
Правила хранения материалов и инструментов. Организация рабочего места. Разные
техники работы с графическими и живописными материалами.
Практическая часть. Выполнение исследовательского задания: выразительные
возможности карандаша, мелков пастели, угля, акварели, гуаши. Изображение плоских
предметов. Линейный рисунок. Упражнение на штриховку. Правильное положение руки.
Композиция на цветной бумаге пастелью.
Зарисовки растений, птиц, деревьев. Учебные экскурсии на природу.
Теоретическая часть. Наблюдение за природой, природными явлениями на
экскурсиях.
Практическая часть. Зарисовки растений, птиц, деревьев карандашом, акварелью.
Передача фактуры рисовальными материалами. Зарисовать разные по характеру деревья:
дуб, березу, осину, иву и т.д., проследить характерные особенности строения дерева.
Светотеневой рисунок птицы. Образы птиц в сказках.
Основы цветоведения. Колористика
Теоретическая часть. Система цвета. Ахроматические цвета. Теплые цвета.
Холодные цвета. Цветовые гаммы. Контрастные цвета.
Практическая часть. Упражнения: в заливках, цветной дождь, теплые «Солнце»,
«Радость». Заливки холодные «Снежное царство», «Грусть» и др. Изменение цветового
тона от фона. Постановки из насыщенных теплых цветов (овощи, фрукты).
Влияние цветовоздушной среды на цвет изображаемых предметов
Теоретическая часть. Свет и тень. Наблюдение световоздушной среды во время
учебныхэкскурсий на природе. Естественное и электрическое освещение, изменение цветов
и оттенков. Изучение свойств цвета.
Практическая часть. Методы передачи объема изображаемых предметов. Передача
тональных переходов с помощью штрихов и линий. Изображение света в рисунке.
Живопись отдельных предметов.
3.
Тематическая композиция (17 ч.)
Виды изобразительного искусства и жанры живописи.
Теоретическая часть. Познакомить с видами и жанрами живописи;
понятиями «композиция» в целом и «Тематическая композиция». Принципы построения
композиции. Эскиз.
Практическая часть. Вводная беседа о композиции. Распределение простейших
фигур наплоскости (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.), их пластического взаимодействия
между собой. Несложная композиция на развитие фантазии, по выбору. Сказочный мир
Англии: эльфы, феи, хоббиты, друиды в сказках. Фантазия на тему «Праздник эльфов» и
др. Оформление работ в рамки, подготовка к отчету
4.
«Декоративно – прикладное искусство» (10 ч.)

Знакомство с народными промыслами: Городецкая роспись, Хохломская
Выполнение элементов росписи и узоров
Теоретическая часть. Ознакомление учащихся с видами народного творчества.
Изучение особенностей городецкой и хохломской росписи. Демонстрация образцов
декоративной посуды, иллюстраций. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения
мазка. Виды мазков.
Практическая часть. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи.
Выполнение исследовательского задания: разведение красок для росписи.
Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов.
Применение росписи в быту (открытка, разделочная доска, токарное изделие)
Теоретическая часть. Подготовка изделия к росписи. Шлифовка. Грунтовка.
Способы исправления брака в росписи. Разметка изделий под роспись.
Практическая часть.
Роспись изделия одним из видов народных
промыслов.
Копирование самостоятельно разработанного эскиза для росписи
Учебный план 2 год обучения
№
Наименование разделов и тем
п/п
1
2

«Фантастический мир»
вводное занятие. ТБ
«Рисунок и живопись»

Количество часов
всег
о
1
33
4

2.1

Этапы построения предметов. Понятие
основания, высоты, симметрии

2.2

Светотеневой рисунок

4

2.3

Изображение фигуры человека, животных.

4

2.4

Правила работы над натюрмортом.
Компоновка в листе. Этапы работы
Тема – ваза с фруктами

2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4

4

Формы
теор практ контроля
ия
ика
Фронтальн.
1
опрос
8
25
Устный
1
3
опрос
Анализ
работ
Анализ работ
1
3
Анализ работ
1
3
1

4

3

Анализ работ

4

Анализ работ
Анализ работ

Пейзаж в графическом решении. Виды
пейзажа. Линия горизонта
Перспектива. Точка схода

3

1

2

4

1

3

Изображение природы в разных
состояниях. Звонкие и глухие цвета
Пейзаж времени суток

3

1

2

Анализ работ

3

1

2

Анализ работ

«Тематическая композиция»
Тематические композиции на заданную
тему. Знакомство с понятием сюжет
Определение пропорций. Соотношение
фигур и пространства. Тема - летние
приключения
Слово и изображение. Ритмическая
организация плоскости листа
Иллюстрирование сказок и былин.
Создание добрых образов и злых образов.
«Декоративно – прикладное искусство»

18
4

4
1

14
3

4

1

3

Устный
опрос
Анализ работ

4

1

3

Анализ работ

6

1

5

Анализ работ

14

3

11

Анализ работ

4.1

Лепка и роспись декоративного панно

Анализ работ
5

4.2

4.3
4

1

4

Составление эскиза для росписи

Роспись шкатулки в два приема
«Я живу на планете - Земля»
итоговое занятие
ИТОГО:

Анализ работ
4

1

3

5

1

4

4

1

3

70

17

53

Анализ работ
Анализ работ

Содержание учебного плана 2 год обучения
1.
«Фантастический мир» вводное занятие. ТБ (1 ч.)
Теоретическая часть. Повторение техники безопасности. Знакомство с внутренним
распорядком. Правила игры. Проверка основных знаний, полученных на прошлом году
обучения.
Практическая часть. Игровая программа с конкурсами. Выполнение шуточных
заданий, предложенных педагогом. Игры на сплочение коллектива: «Твистер»,
«Радужные стрелочки», «Попробуй меня найди!» и др
2.
Рисунок и живопись. (33 ч.)
Графические и живописные материалы. Приемы и техника работы с ними.
Теоретическая часть. Виды рисовальных материалов. Правила работы с ними.
Правила хранения материалов и инструментов. Организация рабочего места. Разные
техники работы с графическими и живописными материалами.
Практическая часть. Правильное положение руки. Этапы построения предметов.
Правила работы над натюрмортом. Акварель и восковые карандаши. Понятие света и тени.
Натюрморт гуашью в технике монотипия. Акварель и восковые карандаши.
Изображение фигуры человека, животных.
Теоретическая часть. Понимание пропорций как соотношения между собой частей
одного целого. Умение выразить в изображении характер изображаемых объектов.
Изучение строения животных, их движения. Правила рисования с натуры. Правила
построение круга, геометрических предметов.
Практическая часть. Рисование простых форм. Пропорциональность форм. От
наброска к реалистичному рисунку. Зарисовки животных по фотографиям. Зарисовки
людей с натуры за каким-либо занятием.
Пейзаж в графическом решении.
Теоретическая часть. Виды пейзажа, Знакомство с плоскостным решением. Линия
горизонта. Точка схода. Перспектива. Знакомство с творчеством художников. Анализ
рекпродукций известных полотен этого жанра.
Практическая часть. Изображение контрастных состояний природы. Ландшафтный
пейзаж. Пейзаж времени суток (рассвет, ночь, закат) Выставка достижений.
3.
Тематическая композиция (18 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с эскизом. Замысел и ясность сюжетного
действия. Определение пропорциональных соотношений между пространством и
силуэтом, размеров фигур – пространству.
Практическая часть. Сбор материала для будущей композиции. Выражение идеи;
замысел, эскизы. Выполнение композиций с простым сюжетом из своей жизни на тему:
«Летниеприключения», Оформление работ в рамки, подготовка к отчету

Иллюстрация как форма взаимосвязи словас изображением. Возможности создания
добрых и злых образов. Ритмическая организация
4.
«Декоративно – прикладное искусство» (14 ч.)
Теоретическая часть. Определение темы декоративного панно и места
панно в интерьере. Определение размеров предметов на плоскости панно.
Составление эскиза панно в натуральную величину.
Практическая часть. Лепка панно из соленого теста способом наложения и
приклеивания деталей на основу. Сушка и роспись панно. Лакирование изделия
5.
«Я живу
на планете Земля» итоговое занятие (4 ч.)
Теоретическая часть. Игровая программа с применением методик. Правила
игры. Способы выполнения предложенных заданий.
Практическая деятельность. Выполнение заданий по изобразительному
творчеству. Подведение итогов года. Выставка лучших творческих работ за учебный год.
Награждение учащихся за активное участие в творческом объединении «Юный художник»

II.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ВКЛЮЧАЯ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1.Календарный учебный график
№

Название раздела

Количество часов
(теория/практика)
1 год обучения

2 год обучения

1. Вводное занятие

1 (1/0)

1 (1/0)

2. Рисунок и живопись

42 (8/34)

33 (8/25)

3. Тематическая композиция

17 (4/13)

18 (4/14)

4. Декоративно – прикладное искусство

10 (2/8)

14 (3/11)

5. Итоговая работа

4 (1/3)

Формы
аттестации
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ

Итого: 70 (15/55)
70 (17/53)
Всего по программе: 140 часов
2.2. Условия реализации Программы:
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
№

Наименование оборудования

Количество

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Стол ученический (2 чел)
Стул ученический
Доска магнитная
Доска меловая
Комплект: стол, стул учительский
Компьютер в сборе
Принтер цветной
Звуковые колонки
Брошюратор
Ламинатор
Шкаф для пособий
Полка подвесная для выставки изделий
Доска демонстрационная для работ учащихся
Мольберт ученический
Раковина
Водонагреватель
Смеситель
Ведро для мусора
Компьютерной стол
Компьютерный стул
Экран настенный

9
18
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
8
1
1
1
1
1
1
1

Инструменты и материалы:

№

Наименование

Количество

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

Бумага для рисования и черчения А 3 30 л.
Бумага рисования и черчения А 4 50 л.
Цветная бумага (набор)
Цветной картон (набор)
Белый картон (набор)
Клей – карандаш
Клей ПВА
Кисть белка № 3,6,8
Кисть колонок
Кисть для клея
Ножницы
Пластилин
Стека
Доска для работы с пластилином
Краска Акварель
Краска гуашь
Восковые мелки
Пастель
Ластик
Карандаш простой
Карандаши цветные (набор)
Тушь черная
Палочки деревянные бамбук
Палитра пластик
Кнопки канцелярские (100 шт)
Магниты цветные
Скрепки канцелярские (100 шт)
Линейка 30 см
Линейка 1 м
Циркуль демонстрационный
Циркуль чертежный
Угольник демонстрационный
Мел белый
Мел цветной (набор)
Бумага для ламинирования
Файлы
Папка – скоросшиватель на кольцах
Папка скоросшиватель
Держатель для демонстрационных материалов с прищепками
Банка – непроливайка для воды
Бумага для принтера 500 л.
Бумага для принтера 300 л. (цветная)

1
1
5
5
5
10
5
по 10 шт
7
7
10
5
10
10
10
10
10
7
10
10
5
3
20
10
2
15
2
7
1
1
5
1
20
1
1п
100
5
20
6
10
1
1

Кадровое обеспечение
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю секции, без предъявления требований к стажу работы либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и

дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без
предъявления требований к стажу работы.

Методические материалы
Пособия печатные/ электронные; дидактические материалы:
№

Наименование

Количество

1.

Изобразительное искусство. Рабочие программы.1
- 4 классы. Б.М. Неменский
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству
под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. Б.М. Неменский
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4
классы. Б.М. Неменский
Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. Для общеобразоват.
организаций /Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 2020
Изобразительное искусство. 2 класс: учеб. Для общеобразоват.
организаций /Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 2020
Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. Для общеобразоват.
организаций /Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 2020
Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. Для общеобразоват.
организаций /Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 2021
Изобразительное искусство. 1 класс: учебник/ В.С. Кузин. – М.:
Дрофа, 2011
Изобразительное искусство. 2 класс: учебник/ В.С. Кузин. – М.:
Дрофа, 2012
Изобразительное искусство. 3 класс: учебник/ В.С. Кузин. – М.:
Дрофа, 2014
Изобразительное искусство. 4 класс: учебник/ В.С. Кузин. – М.:
Дрофа, 2014
Изобразительное искусство. 1 кл.: рабочая тетрадь / В.Я.
Богатырева. – М.: дрофа, 2011
Изобразительное искусство. 2 кл.: рабочая тетрадь / В.Я.
Богатырева. – М.: дрофа, 2011
Изобразительное искусство. 3 кл.: рабочая тетрадь / В.Я.
Богатырева. – М.: дрофа, 2013
Изобразительное искусство. 4 кл.: рабочая тетрадь / В.Я.
Богатырева. – М.: дрофа, 2013
Основы изобразительного искусства. Методическое пособие для
учителей и учащихся. Р.И. Федотова
Учимся рисовать гуашью как великие: экспресс-курс/ Авт.-сост.
М.В. Адамчик. – Минск: Харвест, 2011
Первые шаги. Рисунок: М. Баткус. – М.: Астрель, 2011
Учимся рисовать. Птицы: ООО Парето-принт. – М., 2016
Перспектива и композиция / Б.Барбер. – М.: Эксмо, 2013
Рисуем натюрморты / Б.Барбер. – М.Эксмо, 2013
Техники рисования / П. Грей. – М. Эксмо, 2012

1

2.
3.
4.

5.

6.

7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43
44.
45.
46.
47.
48.
49.

50.

51.

52.

53.

54.
55.
56.
57.
58.

Рисуем животных / П.Грей. – М.:Эксмо, 2013
Электронное учебное издание. Изобразительное искусство 1 класс
Электронное учебное издание. Изобразительное искусство 2класс
Электронное учебное издание. Изобразительное искусство 3 класс
Электронное учебное издание. Изобразительное искусство 4 класс
Электронное пособие. Комплекс уроков по изо. 1 класс
Электронное пособие. Комплекс уроков по изо. 2 класс
Электронное пособие. Комплекс уроков по изо. 3 класс
Электронное пособие. Комплекс уроков по изо. 4 класс
Электронное пособие. Дополнительные уроки по изо
Электронное пособие. Художественная энциклопедия. Эрмитаж
Электронная презентация. Правила работы юного художника
Электронная презентация. Графические материалы для рисования
Электронная презентация. Основы цветоведения
Электронная презентация. Выразительные возможности простого
карандаша
Электронная презентация. Акварель и ее свойства
Электронная презентация. Композиция в натюрморте
Электронная презентация. Изображение предметов быта
Электронная презентация. Прогулки по городу
Электронная презентация. Мир волшебной хохломы
Электронная презентация. Пейзаж
Электронная презентация. Виды изобразительного искусства
Электронная презентация. Городецкая роспись
Электронная презентация. Золотая Хохлома
Электронная презентация. Гжель
Электронная презентация. Филимоновская игрушка
Демонстрационный материал. Картины русских художников:
репродукции и описание В.Перов, В Суриков. Москва «Айриспресс», 2011
Демонстрационный материал. Картины русских художников:
репродукции и описание И.И. Левитан, И.И. Шишки. Москва
«Айрис-пресс», 2004
Демонстрационный материал. Картины русских художников:
репродукции и описание И.К. Айвазовский, М.А. Врубель. Москва
«Айрис-пресс», 2005
Демонстрационный материал. Картины русских художников:
репродукции и описание И.Репин, В.Серов, М.Врубель. Москва
«Айрис-пресс», 2013
Демонстрационный материал. Картины русских художников:
репродукции и описание В.Паленов, М.Нестеров. Москва «Айриспресс», 2012
Демонстрационный материал. Встречи с художниками мира:
репродукции и схемы. Москва «ТЦ - Сфера», 2014
Наглядные и раздаточные пособия. Классицизм. Архитектура,
живопись, литература, музыка. Москва «Айрис-пресс», 2005
Наглядные и раздаточные пособия. Романтизм. Живопись,
литература, музыка. Москва «Айрис-пресс», 2005
Наглядные пособия. Средства графики.
Наглядные пособия. Портреты русских художников. Москва.
«Советский художник», 1989

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.

76.

77.
78.

Плакат «Цвета». ООО «Леда», 2013
Плакат «Хохлома». Москва «Мазаика – синтез», 2013
Плакат «Гжель». Москва «Мазаика – синтез», 2013
Плакат «Жостово». Москва «Мазаика – синтез», 2015
Плакат «Филимоноская игрушка». Москва «Мазаика – синтез»,
2014
Плакат «Полхов - майданская роспись». Москва «Мазаика –
синтез», 2015
Плакат «Дымково». Москва «Мазаика – синтез», 2013
Плакат «Рисование крынки акварелью». Москва «Просвещение»,
1972
Плакат «Художники - импрессионисты». Москва «Русский
дизайн», 2014
Плакат «Русские художники - передвижники». Москва «Русский
дизайн», 2014
Наглядно – дидактическое пособие «Филимоновская игрушка».
Москва. «Мазаика – синтез», 2015
Наглядно – дидактическое пособие «Каргопольская игрушка».
Москва. «Мазаика – синтез», 2015
Наглядно – дидактическое пособие «Полхов-Майдан». Москва.
«Мазаика – синтез», 2015
Наглядно – дидактическое пособие «Народное творчество - 1».
Екатеринбург. «Страна Фантазий», 2003
Наглядно – дидактическое пособие «Народное творчество - 2».
Екатеринбург. «Страна Фантазий», 2003
Наглядно – дидактическое пособие «Жостовский букет». Москва
«Мазаика - синтез», 2016
Наглядно – дидактическое пособие. Учимся рисовать. «Полхов
Майданская роспись № 1». Екатеринбург. «Страна Фантазий»,
2000
Наглядно – дидактическое пособие. Учимся рисовать.
«Хохломская роспись № 1». Екатеринбург. «Страна Фантазий»,
2000
Наглядно – дидактическое пособие. Учимся рисовать. «Гжель - 1».
Екатеринбург. «Страна Фантазий», 2000
Карточки:
Тоновая шкала;
Способы владения карандашом
Светотень
Типичные ошибки компоновки
Компоновка изобразительной плоскости
Последовательность компоновки предметов
Видоискатель
Рисуем фрукты (1,2, 3,4)
Этапы построения кувшина (1,2,3,4)
Свето-тоновая моделировка
Светотень геометрических тел вращения
Построение основных геометрических тел (1,2)
Рисование фигуры человека
Фронтальная перспектива (1,2.3, 4,5,6)
Линейная и угловая перспектива
Окружность в перспективе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

Интерьер. Фронтальная перспектива
Перспектива городской улицы
Цветовой спектр
Смешивание цветов
Теплые и холодные цвета (1,2,3,4)
Демонстрационный материал:
№

Наименование

Количество

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Набор муляжей «Фрукты»
Набор муляжей «Овощи»
Набор муляжей «Грибы»
Геометрическое тело для постановки «Шар»
Геометрическое тело для постановки «Параллелепипед»
Геометрическое тело для постановки «Куб»
Геометрическое тело для постановки «Конус»
Драпировка белая
Драпировка темная
Драпировка цветная
Модель фигуры человека (дер.)
Предметы для постановки «Самовар малый»
Предметы для постановки «Чайник заварочный»
Предметы для постановки «Кувшин»
Предметы для постановки «Кружка»
Предметы для постановки «Блюдце»
Предметы народного творчества «Богородская игрушка. Медвель»
Предметы народного творчества «Солонка. Хохлома»
Предметы народного творчества «Матрешка. Хохлома»
Предметы народного творчества «Открывашка. Хохлома»
Предметы народного творчества «Уточка. Хохлома»
Предметы народного творчества «Шкатулка. Палех»
Предметы народного творчества «Поднос. Жостово»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Кроме того, в реализации программы используется:

календарно-тематическое планирование занятий по программе;

видеофильмы;

фонд детских рисунков;

аудиозаписи;

материалы по работе с детским коллективом (методики
педагогической диагностики коллектива, игровые методики),

разработки занятий в рамках программы;

комплекс физминуток;

сценарии праздников, игровых программ;

комплекс игр, применяемых при реализации программы.
2.3.
Формы аттестации и контроля
Процесс обучения по Программе предусматривает следующие виды контроля:

предварительный, который проводится на начальном этапе обучения и

предназначен для выявления начального уровня знаний и умений обучающихся;

текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по
данной теме. Он
позволяет учащимся усвоить последовательность технологических
операций;

рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела. Он
закрепляет знания и умения, связанные с изучением данного раздела;

итоговый - проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить
уровень развития обучающихся, их творческих способностей. Определение итоговых
результатов обучения.
Универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение,
опрос, игры, выставки, творческий отчет, конкурсы и т.д.
При подведении итогов также используются: устные опросы, анализ результатов
деятельности, контрольные упражнения, тесты для оценки уровня творческого развития
личности ребенка, которые проводятся два раза в год (предварительный и итоговый
контроль). По окончанию каждого года обучения предусмотрена выставка творческих
работ.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет
коллективный анализ работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения,
оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки

III.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральным законом Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». «Об
3. Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 r.).
4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р. «Ο
5. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 национальных до
2030 года». целях развития Российской Федерации на период
6. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 1 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказом Министерства Мини труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.202018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых». OT 27
11. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации июля 2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
12. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.201019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реaлизации
образовательных программ».
14. Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
16. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «и (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).

17. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Уставом МАОУ «Рахмангуловская СОШ», утвержденный приказом начальника
Муниципального отдела управления образованием МО Красноуфимский округ № 269 от
18.06.2024 г.
Для учителя:
1.
Алексеева, В.В. Что такое искусство?: учебно-методическое пособие[Текст]:
/ В.В. Алексеева. - М: Сов. Художник, 2014. - Вып. 7. -120 с., ил.
2.
Алпатов, М. В. Немеркнущее наследие [Текст]: кн. для учителя / М.В.
Алпатов, сост. С. Истратова, автор предисловия И. Е. Данилова. - М.: Просвещение, 2014.330 с., ил.
3.
Андронникова, М. И. Портрет: от наскальных рисунков до звукового
фильма [Текст]:учеб.-метод. пособие / М.И. Андронникова. -М.: Искусство, 2011. - 423 с.,
ил.
4.
Ватагин, В. А. Воспоминания: записки анималиста [Текст]: монография / В.А.
Ватагин. -М.: Сов. Художник, 2000. -214с., ил.
7. Живопись 1920-1930 [Изоматериал]: каталог-альбом / Гос. Русский музей; -М.:
Советский художник. 2015. - 280 с., ил.
8. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей
[Текст]:/приложение к письму Министерства образования РФ.-Дополнительное
образование.- №3/07 С. 5-7
Для учащихся:
1.
Бялик, В. Пейзаж [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Бялик «Белый город»,
Москва 2008 г.
2.
Жукова Л., Азбука русской
живописи./ М.: «Белый город», 2009
3.
Казиева, М. Сказка в русской живописи, [Текст]: учеб.-метод. пособие /М.
Казиева - «Белый город», Москва 2008г.
4.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи.
Айвазовский, /М. «Рипол классик», 2014
5.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи. Бенуа,
/М. «Рипол классик», 2014
6.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи. Брюлов,
/М. «Рипол классик», 2014
7.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи.
Венецианов, /М. «Рипол классик», 2014
8.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи. Врубель,
/М. «Рипол классик», 2014
9.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи.
Кипренский, /М. «Рипол классик», 2014
10.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи.
Красмской, /М. «Рипол классик», 2014
11.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи.

Кустодиев, /М. «Рипол классик», 2014
12.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи. Левитан,
/М. «Рипол классик», 2014
13.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи. Перов,
/М. «Рипол классик», 2014
14.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи.
Саврасов, /М. «Рипол классик», 2014
15.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи. Серов,
/М. «Рипол классик», 2014
16.
Орлова Е.,Великие русские живописцы. История русской живописи.
Шишкин, /М. «Рипол классик», 2014
17.
Сокольникова, И.М. Основы живописи, [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.М.
Сокольникова - «Титул», Обнинск, 2016 г.
18.
Сокольникова,
И.М Основы
композиции, [Текст]:
учеб.
метод. пособие/И.М. Сокольникова - «Титул», Обнинск, 2016 г.
19.
Сокольникова И.М Основы рисунка, [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.М.
Сокольникова - «Титул», Обнинск, 2009 г.
20.
Савенкова, Л. Г. Человек в мире пространства и культуры[Текст]: / Л. Г.
Савенкова. — М.,2000.
21.
Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. [Текст]: учеб.метод. пособие/ А.С. Хворостов- М.: Издательство «Просвещение», 2008.
22.
Энциклопедия рисования. Перевод с английского [Текст]: учеб.-метод.
пособие // «Росмэн» Москва


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».