МАОУ Подписано цифровой "РАХМА подписью: МАОУ НГУЛОВ "РАХМАНГУЛОВ СКАЯ СОШ" СКАЯ Дата: 2022.12.08 СОШ" 09:36:06 +05'00' Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Рахмангуловская средняя общеобразовательная школа» Муниципального образования Красноуфимский округ СОГЛАСОВАНО педагогическим советом протокол №1 от 26.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Рахмангуловская СОШ» Н.А. Пупышев. приказ №210 от 26.08.2022г. Учебный план адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) МАОУ «Рахмангуловская СОШ» на 2022-2023 учебный год с. Рахмангулово 2021 г. 1 Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) на 2022-2023 учебный год Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) составлен на основе следующих нормативно-правовых документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292); Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью, одобрена решением Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. протокол №4/15; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 28 августа 2020 г. № 442; Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, с изменениями; Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения России от 20 мая 2020 г. №254; Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 «Об утверждении и перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допуска- 2 ются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями); Устава МАОУ «Рахмангуловская СОШ»; Приказа МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 57 от 25.02.2022 г. «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательной деятельности в 2022-2023 учебном году в МАОУ «Рахмангуловская СОШ»; Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 211 от 26.08.2022 г. Календарного учебного графика, утверждённого приказом МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 210 от 26.08.2022 г. Учебный план МАОУ «Рахмангуловская СОШ», реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебный планы МАОУ «Рахмангуловская СОШ» представлен в варианте 1: 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет). Данный вариант сроков обучения учитывает: особенности психофизического развития обучающихся, сформированность у них готовности к школьному обучению и имеющиеся особые образовательные потребности; наличие комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические) в МАОУ «Рахмангуловская СОШ». На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в МАОУ «Рахмангуловская СОШ», реализующей АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 3 формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение отдельных учебных предметов (Инфознайка 1 час в неделю во 2 - 3 классах, В мире информатики и Культура безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах). Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (Логопедические занятия, психокоррекционные занятия, Ритмика). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов представлено в плане внеурочной деятельности Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталость (нарушением интеллекта). Содержание учебных предметов и курсов Образовательный раздел Образовт ельная область Младшие классы «Подготовка к усвоению грамоты» Русский язык «Обучение грамоте» «Практические грамматические упражнения и развитие речи» «Чтение и развитие речи» «Речевая практика» 4 Цели обучения Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; Математика Мир природы и человека «Сезонные изменения» «Неживая природа» «Живая природа (в том числе человек)» «Безопасное поведение» 5 Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлятьконтроль и самоконтроль. Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Музыка Изобразитель ное искусство Накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями). Приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления отмузыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др. Развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных пред-почтений в восприятии музыки, при-обретение опыта самостоятельной музыкально деятельности. Формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. «Подготовительный период Воспитание интереса к обучения» изобразительному искусству. Раскрытие значения «Обучение композиционной деятельности» изобразительного искусства в «Развитие умений воспринимать жизни человека Воспитание в детях эстетического чувства и и изображать форму предметов, понимания красоты окружающего про-порции, конструкцию» мира, художественного вкуса. Формирование элементарных «Развитие восприятия цвета знанийо видах и жанрах предметов и формирование изобразительного искусства умения передавать его в искусствах. Расширение живописи» 6 «Обучение восприятию произведений искусства» Физическая культура художественно-эстетического кругозора; Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, уменияанализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием раз-личных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать вгруппах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). «Знания о физической культуре» Коррекция нарушений физического «Гимнастика» развития; формирование двигательных умений «Легкая атлетика» «Лыжная и конькобежная подго- и навыков; развитие двигательных способностей товка» 7 «Игры» в процессе обучения; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивнофизкультурной деятельности; формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; поддержание устойчивой физической работоспособности на достиг-нутом уровне; формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнения воспитание нравственных, моральноволевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения. 8 Ручной труд Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека. Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека. Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей.Расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. Формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметнопреобразующей деятельности. Формирование интереса к разнообразным видам труда. Развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,воображения, мышления, речи). Развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формированиепрактических умений. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с постав- ленной целью). Формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. Формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;духовнонравственное воспитание иразвитие социально ценных качеств личности. 9 Курс по выбору «Инфоз найка» Курс Инфознайка обучает работе на компьютере и приобщает младших школьников к информационной культуре, помогает освоению компьютерных технологий, развитию алгоритмического и творческого потенциала ребенка, касающихся работы с информацией. Курс изучается со 2 по 4 класс по 1 часу. Для привития учащимся любви к изучению предмета Математика и знакомство с азами геометрии в занимательной форме, расширения математического кругозора введён курс Азы геометрии, на изучение которого отводится по 1 часу во 2, 3, 4 классах. Курс по выбору «Азы геометрии» Старшие классы «Грамматика, правописание и Русский развитие речи» язык «Чтение и развитие речи» Матема тика 10 Расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативноречевых) задач; совершенствование навыка полно- ценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; развитие положительных качеств и свойств личности. Дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых вповседневной жизни; Коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; Воспитание положительных качестви свойств личности. Информа тика Природоведение «Вселенная» «Наш дом — Земля» «Есть на Земле страна Россия» «Растительный мир» «Животный мир» «Человек» Биология «Растения» «Животные» Формирование представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Знакомство с приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач. Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; формирование специальных и обще-учебных умений и навыков; воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; воспитание социально значимых качеств личности. Формировать элементарные научные представления о компонентах живой 11 «Человек и его здоровье» природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье; показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своиморганизмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем; формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому, половому воспитанию под- ростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни; развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать при- чинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции. 12 Геогаф ия Формирование представлений о географии и ее роли в понимании при- родных и социальноэкономическихпроцессов и их взаимосвязей; формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах Рос- сии, разных материков и отдельныхстран. формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания,соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техно- генных катастроф; овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических уменийи приемов использования географической карты для получения географической информации; формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений Основы социал ной жизни 13 социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития; формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»; формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и не-которых других; формирование умения работать с «лентой времени»; формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения; воспитание интереса к изучению истории. Овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятеляхотечественной истории; формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; формирование представлений о постоянном развитии общества, связипрошлого и настоящего; усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; формирование интереса к истории как части общечеловеческой Мир истории История отечества 14 культуры, средству познания мира и самопознания. Физическ ая культура формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;воспитание гражданственности и толерантности; коррекция и развитие познавательных психических процессов. Воспитание интереса к физической культуре и спорту; овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) Всоответствии с возрастными и психо-физическими особенностями обучающихся; коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) В процессе уроков и во внеучебной деятельности; воспитание нравственных качеств исвойств личности; содействие военно-патриотической подготовке. «Гимнастика» «Легкая атлетика» «Лыжная и конькобежная подготовки» «Подвижные игры» «Спортивные игры» 15 Профиль ный труд Примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Столярное дело», «Слесарное дело», «Переплетно-картонажное дело», «Швейное дело», «Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего обслуживающего персонала», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Художественный труд» и др. 16 Развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); обучение обязательному общественно полезному, производитель- ному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; ознакомление с ролью человекатруженика и его местом на современномпроизводстве; ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержани и условиях труда по массовым профессиям и т. П., с которыми связаны профили трудового обучения вшколе; ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одномуиз выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся; формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, не-обходимых для участия в общественно полезном, производитель- ном труде; формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметнопреобразующей деятельности; коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, 17 сравнение, классификация, обобщение); коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с постав- ленной целью); формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах с легкой умственной отсталостью. Формами текущего контроля успеваемости могут быть: - по математике: устный опрос; контрольная работа; проверочная работа; арифметический диктант; практическая работа; тесты; - по русскому языку: словарный диктант; выборочный диктант; комментированный диктант; зрительный диктант; предупредительный диктант; объяснительный диктант; письмо по памяти; творческие работы; контрольный диктант; - по чтению: проверка навыков осознанного чтения (техника чтения); - по биологии, истории, географии, домоводству, обществознанию: проверочная работа; тесты; контрольная работа; диктант; - по профессионально-трудовому обучению: проверочная работа; практическая работа; контрольная работа; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня; тесты; - по физической культуре: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных соревнованиях различного уровня; - по изобразительному искусству: оценивание индивидуальных творческих работ; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня; - по музыке и пению: оценивание индивидуальных творческих способностей, динамика их развития; участие в конкурсах, фестивалях различного уровня. Промежуточная аттестация проводится во 2-х–9-х классах с легкой умственной отсталостью в конце первого полугодия и учебного года в сроки, установленные в начале учебного года. В случае неудовлетворительной промежуточной аттестации за год отметка обучающегося по предмету утверждается педагогическим советом учреждения. Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: 0 – не выполняет, помощь не принимает. 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. 2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или 18 после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. 4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующейшкале: 0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи. 1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами. 2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками. 3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. 4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу. Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в полугодие. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП и СИПР каждым обучающимся с у/о по каждому показателю по следующей шкале: 0 – отсутствие динамики или регресс. 1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия. 2 – минимальная динамика. 3 – средняя динамика. 4 – выраженная динамика. 5 – полное освоение действия. Промежуточная аттестация проводится для 2 – 8 классов с 16 мая 2022 г., для 9 класса с 11 мая 2022 г. Итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью Для учащихся 9 класса с умственной отсталостью проводится итоговая аттестация по трудовому обучению, по результатам которой обучающимся выдаётся свидетельство установленного образца. Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам, в соответствии с Рекомендациями о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, определенными в Письме Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. № 29/1448-6, а также Положением об итоговой аттестации выпускников IX класса, обучавшихся по адаптированной образовательной про- грамме с умственной отсталостью, утверждённым приказом МАОУ «Рахмангуловская СОШ» № 86 от 02.07.2021 г. Ученики с легкой степенью умственной отсталости по окончании IX класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для их самостоятельной жизни, и получить профессиональную подготовку по тем видам труда, которые преподаются в школе и по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы. К итоговой аттестации (экзамен по трудовому обучению) допускаются учащиеся, изучавшие трудовой профиль не менее двух лет. Результаты итоговой аттестации оцениваются по пятибалльной шкале. Оценка деятельности педагогических кадров МАОУ «Рахмангуловская СОШ», осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса. Оценка результатов деятельности МАОУ «Рахмангуловская СОШ» осуществляется 19 в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учётом: - результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального); - условий реализации АООП ОО; - особенностей контингента обучающихся. Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность МАОУ «Рахмангуловская СОШ» и педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «Рахмангуловская СОШ». Режим работы В МАОУ «Рахмангуловская СОШ» обучающиеся с умственной отсталостью учатся по пятидневной учебной неделе. Продолжительность учебного года - 33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-9 классах. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия организованы в первую смену в режиме пятидневной рабочей недели; начало занятий 08.30; вторая половина дня предоставлена для организации внеурочной деятельности; используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый); организована в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью 45 минут; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; организованы дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти в 3 неделю февраля. Расписание звонков для 1 класса МАОУ «Рахмангуловская СОШ»: сентябрь-октябрь: 1 урок – 08.30 – 09.05 перемена 10 мин. 2 урок – 09.15 – 09.50 завтрак 20 мин. 3 урок – 10.10 – 10.45 динамическая пауза 45 мин., обед 20 мин. ноябрь-декабрь: 1 урок – 08.30 – 09.05 перемена 10 мин. 2 урок – 09.15 – 09.50 завтрак 20 мин. 3 урок – 10.10 – 10.45 перемена 20 мин. 4 урок – 12.05 – 12.40 динамическая пауза 45 мин., обед 20 мин. *5 урок – 13.45 – 14.20 * за счёт урока физической культуры январь-май: 1 урок – 08.30 – 09.10 перемена 10 мин. 2 урок – 09.20 – 10.00 завтрак 20 мин. 3 урок – 10.20 – 11.00 перемена 20 мин. 4 урок – 11.20 – 12.00 динамическая пауза 45 мин., обед 20 мин. *5 урок – 13.05 – 13.45 *за счёт урока физической культуры Обучение во 2-4 классах осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные занятия организованы в первую смену в режиме пятидневной рабочей недели; начало занятий 08.30; продолжительность урока 40 минут; вторая половина дня предоставлена для организации внеурочной деятельности; 20 организована в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью 45 минут; внеурочная деятельность проводится после 45 минутного перерыва. Занятия в 1-9-х классах проводятся в первую смену. Наибольшая учебная нагрузка в 1 классе приходится на вторник и среду с облегченными днями (четверг и пятница) в конце учебной недели, во 2 классе наибольшая учебная нагрузка приходится на вторник и четверг, а в 3 классе – на вторник, в 4-9 классах – на понедельник и вторник. Учебная нагрузка в первый и последний день недели меньше, чем в середине недели. Расписание звонков для 2-4 классов МАОУ «Рахмангуловская СОШ»: 1 урок – 08.30 – 09.10 перемена 10 мин. 2 урок – 09.20 – 10.00 завтрак 20 мин. 3 урок – 10.20 – 11.00 перемена 20 мин. 4 урок – 11.20 – 12.00 динамическая пауза 45 мин., обед 20 мин. *5 урок – 13.05 – 13.45 перемена 10 мин. *за счёт урока физической культуры Обучение в 5-9 классах осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные занятия организованы в первую смену в режиме пятидневной рабочей недели; начало занятий 08.30; продолжительность урока 40 минут; вторая половина дня предоставлена для организации внеурочной деятельности; внеурочная деятельность проводится после 45 минутного перерыва. Учебная нагрузка в первый и последний день недели меньше, чем в середине недели. Расписание звонков для 5-9 классов МАОУ «Рахмангуловская СОШ»: урок – 08.30 – 09.10 перемена 10 мин. урок – 09.20 – 10.00 перемена 20 мин. урок – 10.20 – 11.00 перемена 20 мин. урок – 11.20 – 12.00 перемена 20 мин. урок – 12.20 – 13.00 перемена 10 мин. урок – 13.10 – 13.50 перемена 10 мин. *7 урок – 14.10 – 14.40 перерыв 45 мин. перед внеурочной деятельностью * За счёт уроков физической культуры Продолжительность обучения: 2-11 классы – уроки по 40 минут - продолжительность перемен 10-20 минут. 2. Продолжительность учебного года: - 1 класс – 33 учебные недели; - 2-4 классы - 34 учебные недели; - 5-8, 10 классы – 34 учебных недель; - 9,11 классы – 33 недель (включая итоговую аттестацию). 3. Продолжительность каникул: - осенние – с 23.10.2021 по 30.10.2022 (8 дней) - зимние – с 26.12.2022 по 08.01.2023 (14 дней) - весенние – с 20.03.2023 по 27.03.2023 (8дней) - дополнительные каникулы для 1 класса с 13.02.2023 по 19.02.2023 (7 дней). Общая продолжительность каникул в учебное время – 30 дней, для 1 класса – 37 дней. Летние каникулы с 01.06.2021 по 31.08.2021г. для учащихся 1-8, 10 классов. 4. Продолжительность учебной четверти: 21 1 четверть с 01.09.2022 по 22.10.2022 (7 недель и 3 дня /45 учебных дней) 2 четверть с 31.10.2022 по 24.12.2022 (8 недель /48 учебных дней) 3 четверть с 09.01.2023 по 18.03.2023 (10 недель /60 учебных дней) 4 четверть с 28.03.2022 по 27.05.2023 (8 недель и 5 /51 учебных дней), с 26.05.2023 г. по 30.06.2023 г. – государственная итоговая аттестация для 9,11 классов. Два дополнительных дня к каникулам 24.02.2023 и 06.05.2023 Учебный год заканчивается в 5- 9 классах 30.05.2023 г. Длительность летних каникул в 5 - 8-х классах не менее 80 дней, в 9 классе не менее 8 недель. Итоговая аттестация 9-х классов с 28.05.2022 по 10.06.2022 года. Итоговая аттестация для обучающихся с умственной отсталость проводится по трудовому обучению на основании Положения об итоговой аттестации выпускников IX класса, обучавшихся по адаптированной образовательной программе с умственной отсталостью. 22 Перспективный недельный / годовой учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-9 классы Предметные области Учебные предметы Русский язык Чтение Язык и речевая Чтение практика (Литературное чтение) Количество часов в неделю I II III IV V VI VII VIII IX Всего 4 4 4 4 4 4 4 3 3 34 (132) (136) (136) (136) (136) (136) (136) (102) (102) (1152) 4 4 4 4 16 (132) (136) (136) (136) (540) - - - - 3 3 (102) (102) 2 (68) 1 1 1 1 (33) (34) (34) (34) 4 4 4 4 4 4 3 Математика (132) (136) (136) (136) (136) (136) (102) Математика Информатика 1 (34) Мир природы и че- 1 1 1 1 ловека (33) (34) (34) (34) - 1 (34) 1 (34) Естествознание Природоведение Биология 1 (34) География 1(34) 2 (68) Мир истории 2 (68) Человек и об- Основы социаль- 1 (34) 1 (34) 1 (34) ной жизни щество История отечества 2 (68) 1 1 1 1 Музыка 1 (34) 1 (34) 1 (34) (33) (34) (34) (34) Искусство Изобразительное 1 1 1 1 1 (34) 1 (34) 1 (34) искусство (33) (34) (34) (34) Технология 1 1 1 1 2(68) 2(68) 2(68) (34) (34) (34) (34) Физическая Физическая куль3 3 3 3 3 3 3 культура тура (99) (102) (102) (102) (102) (102) (102) 1 1 1 1 Ручной труд (34) (34) (34) (34) Технологии 2 2 2 Профильный труд (68) (68) (68) 21 20 20 20 21 24 24 Итого по обязательной части (693) (680) (680) (680) (693) (816) (816) Часть, формируемая участни3 3 3 ками образовательных отноше2 (68) 2 (68) 2 (68) (102) (102) (102) ний Коррекционно-развивающая об3 3 3 ласть (коррекционные занятия и 2 (68) 2 (68) 2 (68) (102) (102) (102) ритмика): Итого 21 23 23 23 23 26 26 (693) (782) (782) (782) (761) (884) (884) Речевая практика 23 2 (68) 2 (68) 12 (408) - - 4 (135) 3 3 33 (102) (102) (1118) 1 (34) 1 (34) 3 (102) - - 4 (135) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 5 (140) 2 (68) 2 (68) 7 (238) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 5 (170) 2 (68) 2 (68) 6 (204) 1(34) - 8 (271) 1(34) - 8 (271) 1(34) - 11(407) 3 3 (102) (102) - - 15 (915) 5 (169) 2 2 10 (68) (68) (340) 23 23 196 (782) (782) (5840) 2 (68) 2 (68) 19 (646) 2 (68) 2 (68) 19 (646) 25 25 215 (850) (850) (7268)