Аннотация к рабочей программе по ИЗО 5-8 класс

МАОУ
"РАХМАНГУЛОВ
Аннотация к рабочей программе СКАЯ СОШ"
«Изобразительноеискусство» на уровне основного общего образования

Подписано цифровой
подписью: МАОУ
"РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ"
Дата: 2021.09.06 13:45:30
+05'00'

Полное наименование программы:
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство». Начальное общее
образование.
Место предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» включен в обязательную часть учебного плана.
Программой отводится на изучение ИЗО 136 часа, которые распределены по классам следующим
образом:
5 класс -34 часа 1 час в неделю
6 класс – 34 часа, 1 часа в неделю;
7 класс – 34 часа, 1 часа в неделю;
8 класс –34 часа, 1 часа в неделю.
Форма промежуточной аттестации – итоговая контрольная работа.
Нормативно- методические материалы:






Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» №78-ОЗ от 15.07.2013
г.;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09.2011 г. № 2357, 18.12.2012
№ 1060, 29.12.2014 г., № 1643, 18.05.2015 г., № 507, 31.12.2015 г. № 1576;
5.Учебный план НОО (Приказ №173 от 19.08.21).

Цель программы
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школеформирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е.
культуры мироощущений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения,
формирования нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Задачи курса
-формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего
мира;
развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
-развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально- ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
-освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусствосовременности);
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной
среды, в понимании красоты человека;
-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,

видеозапись, компьютерная графика, мультипликация ианимация);
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности. формирование опыта смыслового и эмоционально ценностного восприятиявизуального образа реальности и произведений искусства.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система, в
качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в
школе используется электронное обучение, обучение с применением дистанционныхтехнологий.

Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру
практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие
произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как
школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов
визуально- пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры,
на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных
искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на
полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом,
направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности,
овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных
знаний, умений, навыков.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции
пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на
реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной
форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений
искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности
в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания
каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и
последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность
их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и
сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и
достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных
результатов обучения.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану основного общего образования на изучение изобразительного
искусства отводится по 1 часу в неделю, всего 136 часов. Предмет изучается: с 5 по 8 класс – 34
часа в год.
Учебно-методический комплект
1. Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство

в жизни человека: учебник. 5 класс / под ред. Б. М. Неменского.
– М.: Просвещение, 2013.
2. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Искусство вжизни
человека: учебник. 6 класс, Просвещение – М: 2013.
3. Питерских А.С. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Дизайн и
архитектура в жизни человека: учебник. 7 класс. Просвещение – М: 2013.
4.
Питерских А.С. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство.
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении: учебник. 8
класс.Просвещение –М; 2013.
5.
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных
ценностей многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной де­ятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.






















Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно- творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоенияучебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего
мира;
развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально- ценностного освоения
мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной
среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной
дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись,
компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение
практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимойценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.
Критерии и нормы оценивания
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый
контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего
материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля
возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление
результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение
итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов
программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль
осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий
класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и
учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровнюнационального
стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведѐн с использованием
следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины);
- письменный (кроссворды);
-практический (упражнения, художественно-творческая работа, индивидуальныекарточкизадания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Развернутость ответов, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы



Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована
плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая
идея и содержание).
 Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует
выразительные художественные средства в выполнении задания.
 Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа,
чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Контрольно – измерительные материалы примерных входных и итоговых контрольных
работ (см. в приложении).
Содержание учебного предмета5 класс
Тема «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
Тема ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств,
наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и
сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Раздел 1. «Древние корни народного искусства» (8 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, коньлось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный
образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно
важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской
народной вышивки, знакомство с костюмом и народно- праздничными обрядами.
Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве» (9 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных
художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с
филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить
внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся
на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского
промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных
форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и
декоративно- сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Раздел 3. Декор – человек, общество, время. (10ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом
декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на
социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в
формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и
профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует
замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает
информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественносимволическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян,
древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной
акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того,
закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды,
предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и
эмблемами Свердловской области происходит при определении символического характера языка
герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных
элементов и цвета в искусстве геральдики.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла,
металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства
формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения
замысла.
6 класс
Тема «Искусство в жизни человека».
Материал посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются
основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ
изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый
жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира

и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах
изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И
последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы,
пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного
искусства.
Раздел 1.Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 ч).
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их
деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное
назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.'
Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч.)
Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как
познание окружающего мира и отношение к нему человека. Реальность и фантазия в творческой
деятельности художника. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства.
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 ч.)
Изображение человека в искусстве разных эпох и история возникновения портрета. Портрет в
искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Проблема сходства в
портрете и изображение характера человека.
Раздел 4.Человек и пространство в изобразительном искусстве (8ч.)
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира
в разные эпохи. Перспективы в изобразительном искусстве как средство выражения
7 класс
Тема «Дизайн и архитектура в жизни человека».
В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений
искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания
сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения
языка изображения в истории искусстварассматриваются как выражение ценностного понимания и
видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории
искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о
целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его
метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового
и отечественного искусства
Раздел 1.«Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» (8 ч.)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и
архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство
целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная
композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква,
текст и изображение.
Основные композиционные приѐмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия,
динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.
Разнообразные формы графического дизайна, его художественно – композиционные,
визуально – психологические и социальные аспекты.
Раздел 2.«Художественный язык конструктивных искусств» (8 ч.)
От плоскостного изображения – к макетированию объѐмно – пространственных композиций.
Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объѐм в пространстве и
объект в градостроительстве.
Основы формообразования. Композиция объѐмов в структуре зданий. Структура дома и его
основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных
элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно – дизайнерской деятельности. Модуль
в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи.
Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь
материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте.
Формообразующее и эстетическое значение цветав архитектуре и дизайне.
Раздел 3. «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»(12 ч.)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.

От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства.
История архитектуры и дизайна как развитие образно – стилевого языка конструктивных
искусств и технических возможностей эпохи.
Массово – промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и
сознание людей. Организация городской среды.
Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь
дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Взаимосвязь дизайна и
архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного
мира, созданного человеком. Ландшафтно – парковая архитектура и ландшафтный дизайн.
Использование природных и имитационных материалов в макете.
Раздел 4. «Образ человека и индивидуальное проектирование» (6 ч.)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности
человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно –личностное проектирование в дизайне
и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.
Живая природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или
комплекта одежды.
Грим, причѐска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа
персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует
современный мир.
8 класс
Тема «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении».
Тема является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуальнопространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей
зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства — театр, кино,
телевидение — непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня
господствующими.
Раздел 1. Художник и искусство театра.
Роль изображения в синтетических искусствах (8ч.)
Синтетические искусства и изображения. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов
искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видахтворчества. Театральное
искусство и художник. Правда и магия театра. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального
воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актѐрская игра, в фильме
– изображение.
Сценография– особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Два
направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места
действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актѐра.
Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.
Сценография как искусство и производство.
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М.
Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Костюм, грим и маска или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощен Совместные
действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.
Искусство и специфика театрального костюма
Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды.
Изобразительные средства актѐрского перевоплощения: грим. Образность театрального грима ипричѐски.
Изобразительные средства актѐрского перевоплощения: маска. Маска – внешнее и внутреннее
перевоплощение актѐра. Традиции и культура театра масок.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса. Кукольный театр – единственный вид
сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создательобраза куклыактѐра. Спектакль от замысла к воплощению. Третий звонок. Игровое действо, построенное на
использовании одной из форм художественно-сценографической работы.

афета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительныхискусств и технологий. (8 ч.)
Художник и художественные технологии. Эстафета искусств. Художник и изобразительныесредства.
Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и
субъективное в живописи и фотографии или кино.
Фотография –взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота
фотографирования и операторского мастерства. Фотография как передача видимого мирав изображениях,
дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная
условность. Грамота фотокомпозиции и съѐмки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть
и выбирать. Художественно-композиционные момента в съѐмке. Композиция в живописи и фотографии:
общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретѐнного в живописи, при
построении фотокадра. Фотография – искусствосветописи. Вещь: свет и фактура. Натюрморт и пейзаж
– жанровые темы фотографии. Свет –изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении
формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность»
Человек на фотографии. Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Операторское мастерство
фотопортрета. Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение
– образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съѐмки:
определение точки и места съѐмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического
состояния, позы и фона для портретируемого.
Фотография и компьютер. Событие как объект репортажной съѐмки, требующий подготовки,
оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлѐнных
мгновений истории и зримая информация.
Раздел 3. Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?(10 ч.)
Кино – запечатлѐнное движение. Многоголосый язык экрана. Новый вид изображения –
движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота
изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино.
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Азбука кинозыка. Начало
фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма –
сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка.
Из истории кино. Киножанры. Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров
до наших дней. Немые фильмы. Чѐрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные
клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в
кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткойдушой.
Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация.Реальность
времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека передкамерой. Принципы
работы с человеком в кадре. Художник и художественное творчество в кино.Художник в игровом фильме.
Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука имузыки в фильме. От большого экрана
к домашнему видео. Главенство играемого актѐрами сюжета в игровом (художественном) фильме.
Музыка и шумы в фильме. Бесконечный мир кинематографа. Компьютер на службе художника.
Анимационный (мультипликационный) фильм Новые способы получения изображения.
Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой
работы.Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства
Раздел 4. Телевидение, пространство культура. Экран – искусство – зритель. (6 ч.)
Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее
коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.
Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального
репортажа. Основы школьной тележурналистики.
Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное
средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.
Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и
возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой
видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве. Роль визуально –зрелищных искусств. Вобществе
и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов
общества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».