Аннотация к рабочей программе по ИЗО 1-4 класс

Подписано цифровой
МАОУ
подписью: МАОУ
СОШ"
Аннотация к рабочей программе "РАХМАНГУЛ "РАХМАНГУЛОВСКАЯ
Дата: 2021.09.06 13:45:01
ОВСКАЯ
СОШ" +05'00'
«Изобразительноеискусство» на уровне начального общего
образования

Полное наименование программы:
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство». Начальное общее
образование.
Место предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» включен в обязательную часть учебного плана.
Программой отводится на изучение ИЗО 135 часа, которые распределены по классам следующим
образом:
1 класс - 33 часа 1 час в неделю
2 класс – 34 часа, 1 часа в неделю;
3 класс – 34 часа, 1 часа в неделю;
4 класс –34 часа, 1 часа в неделю.
Форма промежуточной аттестации – итоговая контрольная работа.
Нормативно- методические материалы:






Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» №78-ОЗ от 15.07.2013
г.;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09.2011 г. № 2357, 18.12.2012
№ 1060, 29.12.2014 г., № 1643, 18.05.2015 г., № 507, 31.12.2015 г. № 1576;
5.Учебный план НОО (Приказ №173 от 19.08.21).
Цели программы
Основными целями изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в системе
начального общего образования являются:
 воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
 развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;
способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
 освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
 овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического
вкуса.
Задачи курса
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно- нравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной
человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности
и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Природа и жизнь являются базисом формируемого миро-отношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень
курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через
чувства обучающегося, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного
творческого опыта.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь
только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка,
средств художественной выразительности. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану начального общего образования на изучение изобразительного
искусства в начальной школе отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов. Предмет изучается:
в 1 классе – 33 часа в год, во 2-4 классах – 34 часа в год.
Учебно-методический комплект
1. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс:
общеобразоват.учреждений /Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.-2-е
Просвещение, 2012.-111 с.:ил.
2. Изобразительное
искусство.
Искусство
и
ты.
2
класс:
общеобразоват.учреждений /Е.И. Коротаева; под ред. Б.М. Неменского.-2-е
Просвещение, 2012.-144 с.:ил.

учеб.для
изд..-М.:
учеб.для
изд..-М.:

Планируемые результаты освоения предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль- туре других
народов;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и от- крытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;

 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных
учебных действий.
Предметные результаты
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительногоискусства в
жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
 сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как
ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),
а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видео- запись, элементы мультипликации и пр.).
Критерии и нормы оценивания
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.Стартовый
контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению
дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью
текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его
динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль
выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например,
больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные
текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного
курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют
оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны
соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведѐн с использованием
следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины);
- письменный (кроссворды);
-практический (упражнения, художественно-творческая работа, индивидуальные
карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
 Активность участия.
 Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
 Развернутость ответов, образность, аргументированность.
 Самостоятельность.
 Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
 Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента
(как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).



Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
 Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Содержание учебного предмета
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с
присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой
художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая
первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать,
осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса —«Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается
над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах
эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве
художника.
Тема 3 класса —«Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственновизуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют
искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице 1е, в городе и селе,в театре
и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса —«Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов
по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и
мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур,
дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствуетвзаимопониманию людей,
учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою
родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные
общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной
темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, что помогает детям
на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуальноколлективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи,
понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своихсилах.
Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более
полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и
целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений (народных, классических, современных).
Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются
учащимися на всем протяжении обучения.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как
духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску
истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями
архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают
классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание
художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работс точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности
активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои
работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы
как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».