Положение о портфолио дошкольника

Пупышев
Николай
Алексеевич

Подписано цифровой
подписью: Пупышев
Николай Алексеевич
Дата: 2022.10.20 11:50:44
+05'00'

1.
Общие положения
1.1. Положение о портфолио дошкольника (далее - Положение) определяет
порядок формирования и использования портфолио - как способа накопления и оценки
индивидуальных достижений ребенка в период посещения дошкольной образовательной
организации.
1.2. Портфолио дошкольника создается в дошкольных группах МАОУ
«Рахмангуловская СОШ» и ее филиалах (далее - образовательная организация).
1.3. Положение определяет цель, структуру, содержание, а также порядок
формирования портфолио воспитанника детского сада и механизм его оформления.
1.4. Цель портфолио – сбор, систематизация, фиксация результатов развития
дошкольника, достижений в различных областях, демонстрация способностей, интересов,
склонностей, знаний и умений.
1.5. Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных
достижений ребенка, т.к. позволяет учитывать результаты, достигнутые им в
разнообразных видах деятельности.
1.6. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

создание для каждого воспитанника ситуации переживания успеха;

поддерживание интереса ребенка к определенному виду деятельности;

поощрение его активности и самостоятельности, инициативности;

формирование навыков учебной деятельности;

содействие индивидуализации образования дошкольника;

закладывание дополнительных предпосылок и возможности для его
успешной социализации;

укрепление взаимодействия с семьей воспитанника, повышение
заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка
и совместной педагогической деятельности с образовательной организацией.
Порядок формирования портфолио
2.1. Портфолио дошкольника образовательной организации является одной из
составляющих "портрета" выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1-й
класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
2.2. Портфолио формируется с момента поступления ребёнка в образовательную
организацию и является обязательным для всех воспитанников.
2.3
Портфолио заполняется родителями совместно с детьми, педагог
выступает в роли помощника.
2.4
Презентуется портфолио 1 раз в год (ребёнком самостоятельно или совместно
с родителями).
2.5
Портфолио хранится в образовательной организации или дома (по
согласованию с родителями).
2.6
При выпуске ребенка из образовательной организации ему вручается
портфолио дошкольника, которое может быть использовано при поступлении ребенка в
школу по усмотрению родителей (законных представителей).
2.

Структура, содержание портфолио и механизм его оформления
3.1. Портфолио дошкольника имеет:

титульный лист, который оформляется педагогом, родителями (законными
представителями) совместно с ребенком и включает в себя фамилию, имя, отчество
воспитанника; дату начала и окончания ведения портфолио.

содержание (обговаривается с родителями группы);

основную часть, которая включает в себя странички о ребенке, его семье,
друзьях, режиме дня дошкольника, его любимых играх, творческих работах, спортивных
достижениях, учебных успехах, любимых книгах, путешествиях и праздниках, а также
3.

пожелания ребенку и т.п.
В Приложении 1 и 2 представлен примерный макет портфолио дошкольника.
3.2. Разделы портфолио (с учётом рекомендаций п. 3.1 Положения)
обговариваются воспитателем с родителями группы на родительском собрании.
3.3. Коллегиально педагогом и родителями принимается решение об утверждении
перечня выбранных разделов для портфолио конкретной группы, особенностях
оформления, периодичности пополнения разделов, обговариваются условия хранения и
презентации.
3.4. Приложении 3 представлены методические материалы для педагогов,
помогающие организовать информационно-разъяснительную работу с родителями по
ведению портфолио дошкольника.
4.
Заключительные положения
4.1.
Настоящее Положение является локальным нормативным актом
образовательной организации, принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом директора образовательной организации.
4.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
4.3.
Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.4.1 настоящего Положения.
4.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает
силу.
Приложение 1
Примерный макет (структура) портфолио дошкольника 3-5 лет
Портфолио дошкольника 3 - 5 лет - это своеобразная копилка успехов ребенка по
основным направлениям его развития:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие
Детское портфолио должно быть красочным и ярким. Оно создается как авторская
книжка дошкольника, где ребенок является автором рисунков, текстов, фотографий.
Портфолио заполняется ребенком совместно с родителями и воспитателем группы.
Титульный лист
На титульном листе детского портфолио размещается фотография ребенка, ФИО,
возраст. Так же приветствуется красочное оформление титульного листа рисунками или
аппликациями автора.
Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Размещается любая информации, которая интересна и важна для ребёнка.

Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали
именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она
означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.

Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер,
бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)

Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)

Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в
фотографиях и описаниях)


Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)
Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры.»

Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)

Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх,
которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):

Мои занятия по системам раннего развития Монтессори, Домана, Зайцева,
Никитиных, Вальфдорской педагогики и пр. (можно привести пример нескольких самых
любимых занятий)

Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые
нравятся ребенку)

Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку:
читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.)

Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)
Раздел 3 – «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений,
фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.

4-ый День рождения

5-ый День рождения

6-ой День рождения
Раздел 4 – «Я расту»
Этот раздел может включать рубрики:
«Динамика физического развития»
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно
оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно
поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание
ступни.
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.
Показатели
3 года
4 года
5 лет
физического
развития
Рост, см
Вес, кг
Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его
рождения и смотреть каждый год как она выросла)
«Динамика общего развития»
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие).

Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша)

Я знаю буквы

Я читаю в 3, 4, 5 лет (по буквам, по слогам, по словам)

Я умею считать в 3, 4, 5 лет (до 10, десятками, сотнями)

Моя любимая песенка

Мое любимое стихотворение

Я играю на музыкальных инструментах

Я танцую

Мир вокруг меня

Мир внутри меня
«Творческое развитие»
(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в
театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)

рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)


лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)

аппликация

конструирование

фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр.,
участие в выставках)

театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)
«Мои рекорды»
Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много
получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома
награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и
мероприятиях и пр.
Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных
результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.

Мои путешествия

Мои открытия

Мои экскурсии

Впечатления о посещении театров, выставок
Раздел 6 – «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме)

Воспитателей

Родителей

Педагогов дополнительного образования
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом
его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как
педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо
мероприятии.

Приложение 2
Примерный макет (структура) портфолио дошкольника 5 - 7 лет
Портфолио дошкольника - это своеобразная копилка успехов ребенка по основным
показателям, характеризующим существенные стороны физического, социального,
познавательного, речевого, эстетического развития старшего дошкольника 5 - 7 лет.
Работа с портфолио на протяжении двух лет перед поступлением в школу поможет
взрослым и детям установить близкие отношения, проводить больше времени вместе,
создаст атмосферу общности интересов.
Взрослые смогут:
своевременно отмечать успехи ребенка,
поддерживать его интерес к различным видам деятельности (занятиям, игре,
наблюдениям,
физическим упражнениям и т. п.),
формировать у ребенка навыки самоконтроля и самооценки.
Портфолио пригодится педагогам, родителям, а также - детям, которые готовятся
стать первоклассниками.
Титульный лист
Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная
информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ребенка.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для
ребёнка.

Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали
именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она
означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.Моё
имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее
вероисповеданию)

Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер,
бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)

Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)

Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных
местах в фотографиях и описаниях)

Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые
нравятся ребенку)
Раздел 2 – «Мои интересы»

Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок):
Я люблю...
Я умею...
Я хочу научиться...
Мне нравятся занятия...
Когда я вырасту, я стану..... потому что....
Раздел 3 – «Мои достижения»
Этот раздел может включать рубрики:
«Динамика физического развития»
(этот раздел включает в себя показатели роста, веса, физических навыков в соответствии с
возрастом:
Показатели
5 лет
6 лет
7 лет
физического
развития
Рост, см
Вес, кг
Прыжки в длину, см
Прыжки в высоту, см
Равновесие
(количество минут,
которое может
ребенок простоять на
одной ножке)
Бег 50м, сек
Навыки плавания
(умение держаться на
воде)
«Динамика общего развития».
(в этом разделе можно выложить результаты тестов, которые включают в себя
показатели навыков чтения, устной речи, счета, логики, общего развития в соответствии с
возрастом).

В раздел можно включить удачные странички из тетрадки с упражнениями и
тестами, которые ребенок выполнял в ходе подготовки к школе дома, в саду, или посещая
дополнительные занятия в группах по подготовке к школе.
Включайте в этот раздел самые лучшие странички, которые нравятся также ребенку.
Это поможет родителям и преподавателям оценить предпочтения ребенка и его
наклонности.
Показатели общего
5 лет
6 лет
7 лет
развития
Чтение
Письмо
Речь
Математика (счет)
Память
(умение
читать
стихи,
запоминать
предметы)
Тесты на логику
Тесты
на
общее
развитие (по темам
"Окружающий мир",
"Город", "Распорядок
дня", "Времена года"
"Рисунок человека" и
пр.)
«Творческое развитие»
(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в
театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок):

рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и
пр.)лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)

аппликация

конструирование

фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр.,
участие в выставках)

театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)
«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и
мероприятиях и пр.
Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных
результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Раздел 4 – «Мои впечатления»
Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.
Раздел 5 – «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме):

Воспитателей

Родителей

Педагогов дополнительного образования
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом
его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как

педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо
мероприятии.
Приложение 2
Алгоритм работы над портфолио
1.
Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо
создавать портфолио.
2.
Определить вид портфолио.
3.
Определить временной отрезок, во время которого будет собираться
информация.
4.
Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
5.
Презентация портфолио.
Памятка для педагогов образовательной организации по ведению портфолио
1.
Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.
2.
Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по
желанию).
3.
Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику,
соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.
Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!
5.
Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы
она не была завышена или занижена).
6.
Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими участниками
разрешается только сведома и согласия ребенка, которому принадлежит портфолио.
7.
Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен
понимать важность внешнего вида документа.
8.
Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели
был зафиксирован успех дошкольника, т.к. именно успех – наилучший стимул для
дальнейшего развития.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1.
Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио
сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь
лишняя нагрузка и для педагога, и для детей.
Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор
материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой
- либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется
индивидуальность портфолио.
2.
Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого
портфолио.
3.
Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально
для каждого случая.
3.
Удобство
хранения.
Весь
собранный
материал
необходимо
систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
4.
Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает
постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить
периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал
и т. д.)
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников:
родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути
маленького человечка.

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».